Практическая работа по теме Источники информации. Методы сбора и систематизации информации(10 класс)


Департамент образования Ивановской области
МБОУ школа №8
«Источники информации. Методы сбора
и систематизации информации»
(практическая работа для учащихся 10 класса)
Разработала: Ларкина Маргарита Александровна,
учитель технологии

г.Кинешма, 2016
Практическая работа по систематизации информации по теме «Источники информации. Методы сбора и систематизации информации»
Задание 1. Прочитайте текст «А».

ТЕКСТ «А»
Основными источниками информации являются:- книги ; 
- энциклопедии;- справочники; 
- каталоги;
- журналы;
- проспекты;- телевидение, радио; - рекламная деятельность массового характера; - законодательные и нормативные акты; - совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей; - выступления государственных, политических и общественных деятелей; - публикуемые отчеты; - интервью руководителей и специалистов; - узкоспециализированные периодические печатные издания; - пособия, учебники; - печатная реклама предприятий; 
- запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных;
- сотрудничество и обмен информацией на интернет- порталах;- специализированные выставки и ярмарки; - посещение предприятий; - общение со специалистами. 
Задание 2.Систематизируйте источники информации в табличную форму в рабочей тетради.
Источники информации Виды
Печатные издания Специальные издания Рекламная продукция Юридические документы Публичные мероприятия Каналы СМИ Интернет - ресурсы Каналы личной коммуникации Задание 3.Прочитайте текст «Б».
ТЕКСТ «Б»
Информация-это сведения о ком-то или о чем-то, передаваемые в форме знаков и сигналов.
Предметное содержание информации позволяет уяснить свойства – достоверность и полноту, ценность и актуальность, ясность и понятность.
Информацию можно собирать, хранить, передавать, систематизировать и т.д. Все эти действия называют информационными процессами.
На практике используются следующие основные методы сбора первичной информации:- наблюдение;  - эксперимент;  - имитация;  - опрос. 
Наблюдение представляет собой метод сбора информации посредством целенаправленного и планомерного восприятия исследуемых объектов, результаты которого фиксируются наблюдателем. При этом наблюдателем не устанавливается контактов с исследуемыми объектами и отсутствует контроль над факторами, влияющими на их поведение. Наблюдение обычно используется в исследованиях поискового характера. Оно позволяет поддерживать стабильные условия и использовать технические средства. Оно может быть скрытым (с применением телекамер, например) и открытым (с непосредственным участием исследователя). В зависимости от преследуемых целей наблюдение может быть свободным и стандартизированным (задаются определенные критерии для исследования). Достоинства этого метода:- простота и относительная дешевизна, - исключение искажений, вызываемых контактами объектов с исследователем. Недостатки этого метода:- не позволяет однозначно установить внутренние мотивы поведения объектов и процессы принятия ими решений, 
- большие затраты времени
- некоторые явления недоступны наблюдателю.Эксперимент - метод сбора информации о поведении исследуемых объектов в специально созданных условиях, предусматривающий установление контроля над всеми факторами. Эксперименты, проходящие в искусственной обстановке (тесты товаров, цены, рекламы) называются лабораторными, а осуществляемые в реальных условиях - полевыми. Первые - позволяют контролировать посторонние факторы, вторые - не исключают влияния посторонних факторов. 
Полевое исследование позволяет быстро и всесторонне ознакомиться с исследуемым объектом и многими другими условиями.
Достоинства эксперимента:- объективный характер, - возможность установления причинно-следственных связей между факторами. Недостатки эксперимента:- трудности с организацией контроля над всеми факторами в естественных условиях, - сложности воспроизведения нормального поведения объекта в лабораторных условиях, - высокие издержки. Имитация (имитационное моделирование) представляет собой математическую, графическую или иную модель контролируемых и неконтролируемых факторов, определяющих стратегию и тактику предприятия. 
Имитация как метод сбора информации представляет собой процесс создания модели и ее экспериментальное применение для того, чтобы исследовать и понять ее свойства, поведение и характеристики.Имитационное моделирование позволяет всесторонне изучить множество факторов и свойств исследуемого объекта.
Достоинство имитации заключается в том, имитационное моделирование иногда оказывается единственным способом исследования; имитационное моделирование позволяет дать представление о том, какие из свойств объекта являются наиболее существенными. Недостаток имитации состоят в сложности и трудоемкости создания модели, требует больших временных и стоимостных затрат. Опрос (анкетирование) - это метод сбора информации путем установления контактов с объектами исследования.Источником информации при проведении массовых опросов выступает население, не связанное по роду своей деятельности с предметом анализа. Сплошные опросы обычно применяются при изучении мнения пользователей товаров производственного назначения.
Достоинство анкетирования состоит в практически неограниченной области его возможного применения, позволяющего получить сведения о текущем поведении объекта, его поведении в прошлом и намерениях в будущем. Недостатки анкетирования заключаются в большой трудоемкости, значительных затратах на проведение опросов, возможном снижении точности полученной информации, связанной с неправильными или искаженными ответами. 
Задание4. Систематизируйте полученную информацию в табличную форму в рабочей тетради.
Метод сбора информации  Сущность метода Достоинства метода Недостатки метода
Наблюдение Эксперимент Имитация Опрос