Особенности проведения практических работ по географии в школе.


Особенности проведения практических работ по географии в школе.
Содержание.
1. Место и роль практических работ в курсе преподавания географии в школе.
2. Виды классификации практических работ:
По видам деятельности;
По методам;
По месту выполнения;
По продолжительности;
По источнику информации.
3. Форма представления результата практической работы.
4. Оценивание практических работ.
5. Заключение.
Одна из важнейших задач, стоящих перед каждым учителем,- совершенствование системы проверки и оценки знаний учащихся и умение применять эти знания для выполнения практических работ. Причём такой системы проверки, при которой продолжался бы процесс, направленный на развитие познавательной самостоятельности учащихся.
Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Практические работы составляют часть содержания предмета географии, в них находят отражение методы исследования, свойственные науке, основы которой изучаются в школе. Главное назначение практических работ состоит в том, чтобы вооружить школьников умениями и навыками, специфичными для данного учебного предмета.
К практическим работам по географии относится различная учебная работа с картой, климатическими цифровыми показателями, наблюдения в природе и т. д. Всё это направлено в основном на ознакомление учащихся с методами географической науки и на выработку у них географических приемов учебной работы, которые лежат в основе формирования умений и навыков, предусмотренных программой. В географии есть обязательные практические работы, которые предусмотрены программой и подлежат оцениванию. Но есть и другие виды практических работ. Их можно проводить на любом этапе урока. Ввиду того , что за это время в географии как дисциплине накопилось большое количество разнообразных практических работ , то возникает необходимость их классифицировать .
Виды классификации практических работ.
1. По видам деятельности:
А) тренировочные – когда отрабатываются определенные навыки. Например: определение координат на карте, знание условных знаков;
Б) проверочные – применяются для проверки определённых знаний и понятий. Например, знание географических объектов на карте или новых понятий;
В) индивидуальные - это может быть работа по карточкам или отдельные задания для сильных или слабых учащихся;
Г) групповые – различные игровые моменты на уроке : работа в группах , в парах по 3-5 человек.
Практические работы можно проводить как обычный урок практической работы, а можно провести в форме игры. Например, урок - путешествие где учащиеся выполняют различные задания по карте. Мной разработан очень интересный урок «По морям и волнам» где выполняя различные задания , учащиеся показывают умения и навыки ориентирования по карте, нахождения объектов по заданным координатам, описывать природу и многое другое.
Практические работы могут не оцениваться. Если эта работа является тренировочной, то её можно не оценивать. Такие работы обычно проводятся в начале изучения темы или раздела. Эти работы выполняются при помощи учителя. Если проверочные работы выполняются учащимися самостоятельно , то , естественно, они подлежат оцениванию.
2. По методам деятельности:
Репродуктивный метод т .е. предполагающий воспроизведение знаний в знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу;
Частично-поисковый , т.е. предполагающий умение учащегося осуществить перенос знаний и умений, применить знания при решении задач с несколько изменёнными условиями ;
Творческий. Когда учащиеся проявляют творчество , фантазию при выполнении работ. Это могут быть работы выполненные в виде презентаций, различных проектов, творческих отчётов (экспедиции , кругосветные плавания..).
3 . По месту выполнения:
Классные, т.е. они выполняются непосредственно в классе;
- Домашние работы. Они выполняются дома, в библиотеке, компьютерном клубе;
- На местности – это практические работы в 5 классе где необходимо провести глазомерную съёмку , определить стороны горизонта , провести нивелировку холма и другие.
4. По продолжительности:
- небольшие (до 5 минут) – определение по карте координат какой-либо точки, знание условных знаков.
На весь урок или его часть – групповые задания, задания по карте (описание объектов природы).
Длительные – это в основном домашние задания требующие поиска дополнительного материала и оформления работ.
5. По источнику информации:
- поиск дополнительной информации – на уроке это может быть работа с атласом, статистическими данными, таблицами , схемами.
- без источника информации опираясь на собственный опыт и знания. Это могут быть ответы на вопросы знания номенклатуры по карте, знание понятий и терминов…
- на основе одного или нескольких источников - атлас, таблицы, учебник.
Источники информации, как потенциальные источники знаний, можно разделить натекстовые и нетекстовые.
Ученики могут работать с учебными, художественными, научными и научно-популярными текстами, представленными как в печатном виде, так и на электронном носителе. Среди многочисленных нетекстовых источников знаний можно выделить:
картографические: глобусы, планы местности, карты (в том числе мультимедийные) и атласы, картограммы и картодиаграммы;
 статистические материалы;
 натуральные объекты, например, образцы горных пород, гербарии. К нетекстовым источникам относятся изобразительные средства: учебные рисунки, фотографии (в том числе космические) или слайды, представляющие собой реальные изображения объектов и явлений, видеоизображения, художественные живописные произведения и их репродукции, другие произведения искусства.
Можно выделить графические источники информации: графики, диаграммы, климатограммы , розы ветров.
Наконец, сама местность, выбранная для проведения практических занятий, может служить источником новых знаний. В качестве самостоятельного источника информации с некоторой долей условности можно назвать веб-сайты, в содержании которых текст и нетекстовые компоненты взаимно дополняют друг друга. Приборы — термометры, барометры и прочее, применяемые для получения статистических данных, являются средствами обучения.
Подбор источника информации, способного обеспечить учащихся необходимыми знаниями на доступном им уровне восприятия, — один из самых сложных организационных вопросов подготовки практической работы, так как от наличия такого источника и от реальной возможности обеспечить ими учеников во многом зависит и содержание, и форма проведения работы.
Форма представления результата практической работы:
• Текстовые работы. При этом ожидаемые ответы на задания могут состоять из отдельных предложений или словосочетаний, а могут представлять связный текст — описательный, характеризующий объекты и (или) явления, объяснительный. Текстовый ответ может быть записан в форме таблицы. (Например, столь любимые многими поколениями учителей покомпонентные характеристики природных зон.) Кроме того, в последние годы в перечень «программных практических работ» стали попадать «Сообщения о…» и даже рефераты.
• Картографические работы, в том числе на контурных картах или на собственноручно нарисованных. Это могут быть карты как реально существующих, так и вымышленных, гипотетических территорий. Сюда же можно отнести и картосхемы, картодиаграммы, планы местности.
• Графические работы в форме учебных рисунков, схем и т.д.
• Статистические материалы, представленные в форме таблиц, графиков, диаграмм.
• Фотографии, видеоматериалы.
• Мультимедийные продукты, например, компьютерные презентации или веб-сайты. (Последние встречаются все чаще.)
Естественно, что возможен и синтез разных форм представления результатов.
По форме речи практические работы могут быть устными и письменными.
Далеко не полное перечисление классификаций видов практических работ лишь укрепляет во мнении о многозначности термина «практическая работа по географии».
Оценка практических работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
Оценка «1» ставится, если учащийся не выполнил работу.
5. Заключение.
Данные формы и методы проведения практических работ предназначены для того, чтобы активизировать усвоение учебного материала, разнообразить проверку знаний, осуществлять индивидуальный подход к учащимся, разрабатывать и совершенствовать определённую систему проведения практических работ. Эффективность применения и получения положительного результата работы зависит от знаний, мастерства и творческой деятельности каждого учителя.