Доклад Методика проведения лабораторно-практических работ


Липецкий индустриально-строительный колледж
Доклад
«Методика проведения
лабораторно-практических работ
по междисциплинарным курсам профессии «сварщик»
Подготовил: преподаватель спецдисциплин Меркулова Т.А.
Липецк 2017 г.
Цель: выявить эффективность формирования приемов практической деятельности студентов на уроках МДК.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
- определить роль и место сбора технической информации в структуре самостоятельности студентов;
- разработать методические материалы, позволяющие применить метод активного обучения (проблемная ситуация) для формирования мышления у студентов на уроках технологии;
Выполнение практических заданий служит важным связующим звеном между теоретическим освоением данной дисциплины и применением ее положений на практике. Они способствуют развитию самостоятельности обучающихся, более активному освоению учебного материала, являются важной предпосылкой формирования профессиональных качеств. Проведение практических занятий не сводится только к органическому дополнению лекционных курсов и самостоятельной работы обучающихся. Их вместе с тем следует рассматривать как важное средство проверки усвоения обучающимися тех или иных знаний, даваемых на лекции, а также рекомендуемой для изучения литературы; как форма текущего контроля за отношением обучающихся к учебе, за уровнем их знаний.
Практические занятия должны соответствовать следующим требованиям:
1) Рациональное использование дидактически целесообразных форм, методов и приемов обучения, направленных на наиболее эффективное осуществление учебных целей практикума и обеспечивающих логическую последовательность его построения и взаимосвязь практических занятий и лекционного материала;
2) Установление необходимого контакта преподавателя с обучающимися, способствующего активной учебной работе каждого обучаемого и созданию доброжелательности, требовательности и увлеченности предметом изучения;
3) Использование в практикуме проблемного и других методов обучения, формирующих у обучающихся способности к творческому мышлению.Единой методики проведения практических занятий не существует, каждое учебное заведение использует собственные разработки. Однако основных положений придерживаются все. Проводят практическое занятие преимущественно в такой последовательности: вступительное слово преподавателя, объяснения непонятных студентам вопросов, запланирована практическая часть, завершающее слово преподавателя.
Для каждого занятия чрезвычайно важной является вступительная часть. Чем она более динамична, тем быстрее студенты настроятся на восприятие новой дисциплины и будут готовы к практической работе. Важное напоминание основных требований, правил на занятии, объявления задание на следующее занятие с короткой аргументацией. Это следует делать с учетом того, что в начале занятия студенты внимательны и сконцентрованы. Преподаватель напоминает студентам цели и задачи занятия, определяет формы работы на уроке, время на проведение отдельных видов деятельности, то есть предоставляет занятию конструктивно прагматичный характер, привлекает аудиторию. Иногда практические занятия начинают с короткого обобщения главных научно-теоретических положений, которые должны служить исходным моментом в работе студентов. Чаще всего это делает преподаватель, поскольку определить самое важное, точно сформулировать научно-теоретические положения или охарактеризовать методы работы студенту не всегда удается. Однако иногда такое обобщение поручают делать студентам, заранее предупредив их об этом. После обобщения преподаватель должен дать ответы на отдельные теоретические вопросы, возникшие у студентов в процессе подготовки к занятию. Важно, чтобы этот процесс не затянулся. Преподаватель в таком случае может также предложить студентам обратиться к учебнику, учебного пособия, перенести объяснения на консультацию. Действия преподавателя зависят от сложности вопроса, наличии литературы. После освещения теории вопроса переходят к собственно практического занятия. Обычно по каждой теме лекционного курса на практические занятия выносят индивидуализированные темы комплексного характера, которые, с одной стороны, позволяют студенту шире применить полученные знания, а с другой - подготовиться к самостоятельному выполнению домашнего задания. Для преподавателя такие комплексные задачи служат также способом проверки уровня усвоения учебного материала студентами. Однако, индивидуализируя задачи, преподаватель должен установить определенный средний уровень, который бы соответствовал задачам высшей школы и непрерывно от занятия к занятию по мере педагогической целесообразности рос. При этом студент должен чувствовать шаг за шагом повышения уровня своей подготовки. Иначе практические занятия будут ему неинтересными.
Индивидуализируя задачи, необходимо сохранять целостность системы практических занятий, их взаимосвязь и последовательность, рассматривать их как единое целое, подчиненное содержания лекций. Каждое занятие должно представлять собой тематически завершенную звено учебной программы.
Несмотря на то, что на подведение итогов занятия нужно 3-5 минут, преподаватель может заранее спланировать время на рассмотрение каждого вопроса, проблемных заданий, упражнений, ситуаций, то есть соблюдать регламент, дисциплинирует студентов, приучает к экономии времени. Отсутствие регламента разрушает схему занятия, приводит к потере логики, взаимосвязей.
Практические занятия должны быть разнообразными. Если студенты поймут, что все их учебные возможности исчерпаны, то резко снизится уровень мотивации. Необходимо организовывать практические занятия так, чтобы студенты чувствовали рост сложности задач, приводило бы положительные эмоции от собственного успеха в обучении, способствовало бы творчества, поискам.
Важное значение в процессе практических работ имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Студенты должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой потенциал. Поэтому при разработке задач и плана практического занятия следует учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта, не удручать самостоятельности и инициативы студентов.
В процессе подготовки и проведения практического занятия выделяют пять этапов.
На первом этапе преподаватель отвечает на вопросы, которые возникли у студентов в процессе выполнения их индивидуальных домашних заданий. Иногда на вопросы отвечают специально организованные группы студентов. Допущены ошибки сразу же исправляют. Другие студенты в это время решают предложенные преподавателем новые задачи.
Второй этап - проверка теории. Студенты пишут небольшую контрольную работу продолжительностью 8-10 минут. Оценку ее объявляют на следующем занятии. Проводят также опрос с формулировки определений и теорем.
На третьем этапе преподаватель объявляет тему нового занятия, его цели и значение в курсе. Первая задача, которую решают по этой теме, является типичной и рассматривается в качестве примера.
Четвертый этап длится 2-4 минуты. Это объявление домашнего задания: тема практического занятия с детальным планом
Пятый этап является завершением практического занятия. На этом этапе преподаватель дает самостоятельную работу по изученной теме. При написании самостоятельной работы возможные беседы студентов между собой. Преподаватель выступает в роли консультанта.
Активность студентов на практических занятия растет при условии, что их деятельность осуществляется в процессе поиска путей дополнительного усвоения теоретических знаний. В них формируются практические навыки и умения в области построения схем, чертежей, выполнение расчетно-графических задач, закрепляются и совершенствуются уже имеющиеся умения, развивается способность самостоятельно использовать весь багаж знаний для совершенствования определенных действий и тому подобное.
На практических занятиях студентам следует придерживаться принципа максимальной самостоятельности. Они должны самостоятельно выполнить работу, оформить и дать интерпретацию результатов. При возникновении существенных трудностей в процессе работы студенты могут консультироваться у преподавателя.
Каждое занятие целесообразно заканчивать кратким выводом и рекомендациями преподавателя относительно дальнейшей работы. В таком случае практические занятия вместе с лекциями способствовать созданию перспективы в работе студентов.
Эффективность практического занятия во многом зависит от умения преподавателя владеть вниманием студентов, внедрять элементы состязательности между ними, осуществлять дифференцированный подход при подборе групп для совместной деятельности на практических занятиях, обеспечивать прямое руководство (планирование, специальное конструирование задач, контроль) и опосредованное (влияние на мотивы, установки, цели студента).
Использование инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности и мотивации у студентов к овладению профессией рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Повышение требований к практической подготовке современного рабочего влечёт за собой возрастание роли преподавателей и их ответственности за подготовку молодого поколения. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств.
Государственное областное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Липецкий индустриально-строительный колледж»
Сборник
практических работ
ПМ.02 Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки, резки) плавящимся покрытым электродом
Профессия 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)Меркулова Татьяна Алексеевна
ГОАПОУ ЛИСК
Липецк 2016 г.
Перечень практических работ
МДК.02.01 Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки)
Профессия 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)№ Наименование темы Наименование ПРКол-во часов
1 Тема 1. Сварные соединения и швы Практическое занятие: Расчет прочности сварных соединений 2
2 Практическое занятие: Выбор режима сварки 2
3 Практическое занятие: Обозначение сварных швов на чертежах. 2
4 Практическое занятие: Определение типов разделки кромок под сварку 2
1 Тема 2. Сварочный пост для ручной дуговой сварки Практическое занятие: Комплектация оборудованием сварочного поста 2
2 Практическое занятие: Выполнение норм и правил электробезопасности 2
3 Практическое занятие: Изучение технических характеристик инверторов и трансформаторов 2
1 Тема 3. Техника электросварки. Основные сведения о сварочной дуге Практическое занятие: Изучение строения и характеристики сварочной дуги. 2
2 Практическое занятие: Определение угла наклона электрода и изделия. 2
3 Практическое занятие: Выполнение схем манипулирования электродом 2
4 Практическое занятие: Выполнение сварных швов и соединений. 2
5 Практическое занятие: Определение свойств и характеристик сварочной проволоки. 2
6 Практическое занятие: Определение свойств и характеристик электродов. 2
7 Практическое занятие: Выполнение схем техники сварки (вертикальный, горизонтальный, потолочный шов) 2