Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме Масштаб и его виды


Тема урока : «Масштаб и его виды».
Класс: 5
Учитель : Фур Ольга Николаевна
Тип урока: открытие новых знаний.
Технология урока: технология проблемного обучения.
Цель урока: сформировать представление о масштабе и его видах записи;
 научить решать задачи на измерение расстояний с помощью масштаба.
Задачи: сформировать понятие «масштаб»;
знания о видах масштаба;
умение определять расстояния с помощью масштаба.
Планируемые образовательные результаты:
-личностные: Осознание ценности географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
- метапредметные: определять численный, именованный и линейный масштаб, анализировать иллюстративно-справочный материал и уметь применять разные виды масштаба.
- предметные: знать виды масштаба, уметь измерять расстояния по планам, картам с помощью масштаба.
Организация учебной деятельности:
-сформулировать определение «масштаб»;
-выделить основные виды масштаба;
-уметь решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот ;-определять по топографической карте или плану местности расстояния между географическими объектами с помощью линейного  и именованного масштаба;
-овладеть практическими умениями использования масштаба на примере географических задач;
-способствовать умению осуществления самоконтроля и самооценки; пробудить интерес к самостоятельному решению практических задач.
Основные понятия и термины: масштаб, виды масштаба.
Основное содержание урока: Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам и картам.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, физическая карта мира, карточки с групповыми заданиями, тетради, атласы, циркуль.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Результат Ресурс УУД
Организационный момент
1 мин. Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха Настроиться на урок Положительный эмоциональный настрой Л
Мотивация, целеполагание и актуализация знаний
3 мин.
Чтение сказки и постановка проблемы. (слайд 3)
- Ребята, кто может сформулировать проблему поставленную королем для придворных? ученых
- Что нужно сделать ученым, чтобы поместить всё королевство и угодить королю?
- Посмотрите на карты (Учитель показывает карты разных масштабов). Что можете сказать о реках, озерах, морях, городах?
- Дайте определение «географическая карта»?
-Вспомните «что такое условные знаки»
- Что такое «Легенда карты»?
Сегодня существуют различные виды изображения земной поверхности. Все они маленькие модели окружающего мира. Для изображения поверхности Земли картографам предстояло решить математическую задачу. Как вы думаете какую?
- Что нужно посоветовать ученым из сказки, как изобразить большую территорию на листе бумаги и угодить королю?
- Через какой математический показатель мы можем выразить уменьшение?
Предположите название темы сегодняшнего урока. Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают предположения- о необходимости создания карты.
Они уменьшены.
На одних картах – сильнее, на других меньше
(вспоминают и дают определение)
Во сколько раз уменьшить изображение территории
Уменьшить изображение королевства в несколько раз
(Дети должны назвать термин «масштаб») (прил.1) Л, М
Поиск решения проблемы, планирование работы
3 мин. Тема урока сегодня: «Масштаб и его виды».
-Как вы думаете, чему мы сегодня можем научиться?
Сравним свои предположения с учебником. Используйте учебник стр.52 обоснуйте свое мнение.
Обсудив задачи урока, учитель записывает план урока на доску:
1. Что такое масштаб.
2. Что показывает масштаб и каковы виды его записи.
3. Как измерять расстояния с помощью масштаба.
4.Научиться вычислять расстояние на различных картах, используя масштаб.
(слайд 4) Записывают тему в тетрадь
Дают предположения, чему они научаться на уроке
Читают в учебнике задачи и дополняют
Учебник П, Л
Открытие нового знания
4 мин. Предлагает учащимся послушать стихотворение.
Как же нам планету всю уместить в кармане?
Не тая отвечу я -
Дело все в масштабе.
Чтоб уменьшить в много раз, или увеличить -
Нужно очень хорошо
С масштабом нам дружить.
Всем профессиям он нужен
Рисовать, чертить.
Знай, что трудно в этом мире
Без него прожить.
Дом любой, любую карту
Чтоб нарисовать -
Нужно просто на отлично
Всем масштаб нам знать! (слайд 5)
-Может кто-то уже знает, что такое масштаб?
На доске учитель выписывает ключевые слова из определения масштаб
-Проверим ваши предположения с точным определением, прочитайте текст учебника стр. 52 и найдите точное определение «Что такое масштаб» и выпишите его в тетрадь. (слайд 6) Высказывают предположение.
Дают варианты определения «Масштаб»
Индивидуальная работа с текстом учебника.
Читают, называют определение, выписывают в тетрадь Сформулировать определение «масштаб»
учебник ПИз истории: До 18 века в России существовали «чертежи», нечто вроде карт отдельных частей России, составленные без какой-либо математической основы и непохожие на настоящие карты. Царь Пётр I был первым в России, который по-научному заинтересовался и географией, и топографией России, и заинтересовался не как-нибудь теоретически, по-книжному, - нет, он сам в 1696 году стал за треногу и производил съёмки на реке Дон во время русско-турецкой войны. (слайд7) Слушают доп. материал Презентация учителя М
Актуализация знаний
3 мин. -Любое ваше новое знание опирается уже на имеющееся знания:Какие единицы длины вы знаете?
С помощью чего измеряют расстояние?
Как соотносятся единицы длины? Продолжите цепочку:
а) 1мм;1см;... (1дм;1м;1км)
б) 1км=1000м=... (10000дм=100000см=1000000мм)
-Молодцы, эти знания вам пригодятся для дальнейшей сегодняшней работы. (слайд 8) Отвечают на вопросы М
Открытие нового знания
5 мин. -Полистайте свой Атлас, есть ли в вашем Атласе карты, изображенные в масштабе? Как и где показан масштаб?
Подведение итогов эвристической беседы: - Масштаб указывают на любых видах изображения Земли. Его изображают разными способами: цифрами, словами и в виде линии, разделенной на сантиметры.
-Прочитайте текст на стр. 53 п.14, и узнайте, какие виды масштаба существуют и как они записываются, заполните пустую схему (она размещена на доске)
виды

… … …
Проверка работы с учебником. (слайд 9)
- Подведем итоги работы. Какие существуют виды записи масштабов? Дайте краткую их характеристику. (слайд 10) Работают с Атласом, эвристическая беседа с учителем
Читают текст учебника, заполняют схему
Называют и дают характеристику каждого вида.
Масштаб может быть выражен дробью, где числитель равен единице, а знаменатель – число, показывающее во сколько раз уменьшено изображение, - это численный масштаб.
Кроме численного есть именованный масштаб. Он показывает, какое расстояние на местности соответствует одному сантиметру на карте или плане. Например, в1 см – 1м
Третий вид масштаба – линейный. Часть отрезка, который разделен на мелкие равные части Выделить основные виды масштаба
Ученические Атласы
учебник М, ППервичное закрепление материала
4 мин. Карта - главный помощник в нашей науке. Чтобы составить ее, необходимо провести точные измерения расстояний между географическими объектами, а чтобы затем перенести их на бумагу, эти расстояния надо уменьшить в определенное количество раз. Это число называют масштабом и его обязательно записывают сверху или внизу у каждой карты. Это - ее главный секрет.
- А чтобы убедится в этом, откройте Атласы и посмотрите, каков масштаб карты полушарий, России? Прочитаем его вслух.
Молодцы, вы справились с заданием, и теперь знаете, чем отличаются виды масштаба.
Вернемся к нашему плану урока. Все ли пункты плана мы выполнили? На какие поставленные задачи мы можем ответить?
Актуализация проблемы урока
-На какие вопросы нам еще предстоит найти ответ? Зачитывают масштаб карты
Работа с Атласами(1: 100 000 000) или в 1 см- 1000км
Читают пункты плана и отвечают на первые два пункта плана. Ученические Атласы П, К
Открытие нового знания
5 мин. На земной поверхности расстояния чаще всего измеряются в метрах или километрах. Поэтому нужно уметь переводить численный масштаб в метровое или километровое измерение.
Задания для отработки чтений масштаба и перевода численного масштаба в именованный и наоборот
-Где вы можете применить полученные сегодня знания?
Работа в парах на карточках
Дети дают предположения
(В походе, в турпоездке, для составления плана местности) Уметь решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот (прил 2) М, ПФизминутка (здоровье-сберегающий компонент)
1 мин. «Игра на внимание» (Верное утверждение-руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой+хлопок.) Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по новой теме Первичное закрепление знаний, овладение практическими умениями использования масштаба на примере географических задач
4 мин. Работа с Атласом.
Представьте, что вы собрались в поход всем классом, но родители переживают и интересуются, как далеко вы пойдете. Ваш путь лежит от с.Константиновка до д. Городенка. Рассчитайте расстояние вашего пешего маршрута.
-Как вы будете выполнять это задание?
Учитель формулирует алгоритм работы в группах для выполнения задания.
Проверка выполнения задания (совместно с учителем)
Вывод: применение масштаба позволяет проводить измерения расстояний между географическими объектами, которые Дают предположения и вместе с учителем формулируют алгоритм работы в группах
Работа в группах Ученические Атласы Л, П, К
- Можем ли мы измерить расстояние длины песчаного карьера вдоль реки Омка?
(учитель предлагает попробовать измерить расстояние с помощью линейки)
- Скажите, вы уверены, что данного расстояние длины песчанного карьера точное?
-Как быть? Как нам измерить точно?
Я предлагаю вам посмотреть видео фрагмент как правильно и точно можно измерить расстояние между географическими объектами. Ваша задача посмотреть внимательно и ответить на вопрос: «Какой вид масштаба был использован в видеофрагменте, назвать алгоритм работы с данным предметом»
Выдвигают версии. (Измерить расстояние с помощью линейки )Измеряют расстояние длины песчаного карьера с помощью линейки
-нет
Ребята дают предположения
Смотрят видеофрагмент Определять по топографической карте или плану местности расстояния между географическими объектами с помощью линейного  и именованного масштаба Ученические Атласы, аталас Новосибирской области «Знай и люби свой край»
http://interneturok.ru/ru/school/geografy/6-klass/plan-i-karta/masshtab-plana?seconds=0&chapter_id=221(фрагмент урока с 5 минуты 52 секунды) ППервичное закрепление знаний
3 мин. - «Какой вид масштаба был использован в видеофрагменте?»
-Назовите алгоритм работы с линейным видом масштаба
- Знания правила работы с линейным масштабом можем мы теперь измерить точную длину песчаного карьера вдоль реки Омка?
Работа с Атласом, измерение расстояния длины карьера
Работа с картой Новосибирской области
С помощью линейного масштаба определение расстояния от г. Новосибирска до г. Татарска
Взаимопроверка Отвечают на вопросы
Называют пошаговый алгоритм использования линейного масштаба
- да
Работа в группах по заданию учителя
Взаимопроверка
Выполнения задания
Взаимопроверка Овладеть практическими умениями использования масштаба на примере географических задач Ученические Атласы
Карта
Новосибирской области. Атлас Новосибирской области ПЗакрепление нового материала
5 мин. Выполнение практических заданий с мультимедийного пособия к учебнику (первые 10 заданий) Фронтальная работа Мультимедийное пособие к учебнику ППодведение итогов урока
1 мин. Вернемся снова к плану работы, который мы составили в начале урока
Все ли пункты плана мы выполнили?
С каким понятием вы сегодня работали?
На каком уроке вам пригодится это понятие? Отвечают на вопросы Способствовать умению осуществления самоконтроля Л, ПРефлексия. Оценивание результатов работы
2 мин.
Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»:
зеленый–я работал отлично, мне всё понятно;
желтый–я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось;
красный – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось.
Учитель оценивает учащихся за работу на уроке (за фронтальную работу и некоторых учащихся за практическую)
Мне понравилось…
Мне не понравилось…
Я сегодня узнал что….
(слайд 12) Беседа
Самооценка Способствовать умению осуществления самооценки; Л, К
К, Л
Озвучивание домашнего задания
1 мин. 1. Теоретическая часть § 14, выучить определение масштаб.
2. Практическая часть: вопросы № 4 , 5, после параграфа письменно.
3. 7-ое задание по желанию.
(слайд 13) Записывают в дневник
Самоопределение Пробудить интерес к самостоятельному решению практических задач. Л, ПЯ надеюсь, сегодняшний урок помог вам открыть неизвестное в известном ранее понятии “масштаб”. Об умном человеке говорят: “масштабно мыслит”.
Будем этому учиться! Спасибо за урок!
(слайд 14) Список использованной литературы:
1. Атлас «Люби и знай свой край». Новосибирск, 2004г.
2.Атлас.География .5 класс. Дрофа ,2016г.
3.География. Землеведение.5-6 классы, авторы: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2016 г.
4. http://interneturok.ru/ru/school/geografy/6-klass/plan-i-karta/masshtab-plana?seconds=0&chapter_id=221ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ
Приложение № 1
Жил-был Капризный Король. Однажды, объехав своё королевство, он увидел, как велика и прекрасна его земля. Он возгордился своими владениями и захотел, чтобы весь мир узнал о них. И вот, Капризный Король приказал своим придворным ученым создать изображение своего королевства. Подданные короля трудились целый год и, наконец, преподнесли Королю замечательную картину, на которой были обозначены высокие горы, крупные города и большие озёра и реки.
Однако Капризный Король остался недоволен. Он хотел видеть на карте не только высокие горы, и крупные города, но и более мелкие. Он хотел видеть небольшие речки, впадающие в реки, холмы и овраги, он хотел видеть все, что есть в его королевстве. Он хотел, чтобы любой гость королевства мог свободно путешествовать по его территории, используя изображение всего королевства.Ученые вновь принялись за работу, трудились много лет и нарисовали другую картину, размером в два раза больше предыдущей, но король был все равно не доволен. Каждый раз король нанимал новых ученых, но всякий раз оставался недоволен плодами труда, находя изображение королевства недостаточно подробной.
Наконец ученые нарисовали Невероятную картину. Она изображала всё королевство в мельчайших подробностях — и была точно такого же размера, как само королевство. Теперь уже никто не мог найти различия между изображением и королевством.
Где же собирался хранить Капризный Король свою замечательную картину? Ларца для такого творчества не хватит. Понадобится огромное помещение, и в нем картина будет лежать во много слоев. Только нужно ли такое изображение территории королевства? Ведь такое изображение королевства в натуральную величину может быть с успехом заменена самой местностью.
Приложение № 2
Задания
1 уровень
1. Соотнесите виды масштаба (букву с цифрой):
1) Линейный А) 1:4000000
2) Численный Б) в 1 см 40 километров
3) Именованный
2. Выберите правильный ответ:
1) Если численный масштаб 1:1000000, то это означает?
А)в 1 см - 1000000 км,
Б) в 1 см - 1000 км.
2)Если именованный масштаб в 1 см -50 км, то численный масштаб?
А) 1:50,
Б) 1:500000,
В) 1:5000000.
3. На карте обозначен масштаб 1:10000. Что это означает?
4. Переведите численные масштабы в именованные:
А) 1:25000000;
Б) 1:10000000;
В) 1:20000.
2 уровень
1. Один см на плане соответствует расстоянию 100м. Начертите в тетради линейный масштаб и найдите соответствующий численный масштаб.
2. Переведите численные масштабы 1:15000 и 1:1500000 в линейные и именованные.
3. На плане расстояние между двумя деревнями составляет 5,2 м. Чему равно расстояние в действительности, если численный масштаб плана 1:100000.