Написание слов–названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук (2 класс)
УМК «Перспективная начальная школа»Авторы: Н.А.Чуракова, М.Л.Каленчук.Учебник: «Русский язык, 2 класс». Части 1 и 2. Москва. Академкнига/учебник. 2010 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 имени Виталия Яковлевича Алексеева Цель урока: обеспечить условия для формирования умения распознавать и правильно писать слова-названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук. - обеспечить мотивацию учения школьников;- вызвать опорные знания и способы действий, необходимые на данном уроке;- обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала;- выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся;- обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, подвести к самостоятельному составлению алгоритма действий;- обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу;- обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий;- обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Личностные:Воспитывать чувство любви и интереса к родному языку.Регулятивные:Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.Познавательные:Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.Формировать умения видеть проблему и наметить пути её решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы.Совместно вырабатывать порядок проверки орфограммы и использовать алгоритм в практической деятельности.Продолжить обучение учащихся умению формулировать цель урока, подводить итог.Коммуникативные:Создавать условия для приобретения навыков учебного сотрудничества. 1. Организационный момент с психологическим настроем – 1 мин.. Повторение правил работы при письме – 1 мин.2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе – 6 мин.3. Усвоение новых знаний и способов действий – 12 мин.4. Физкультминутка – 2 мин.5. Первичная проверка понимания изученного – 5 мин.6. Закрепление новых знаний и способов действий – 6 мин.7. Физкультминутка для глаз – 2 мин.8. Применение знаний и способов действий – 4 мин.9. Обобщение и систематизация полученных знаний – 2 мин.10. Домашнее задание – 2 мин.11. Рефлексия – 2 мин. Учитель читает строчки:Улыбнулись друг другу.Руки в стороны, вверхПусть сегодня урок Вам подарит успех!(Выполняют упражнение, садятся.Открывают тетрадь, правильно располагают ее на парте. Самоконтроль правильности посадки при письме.)Повторение правил работы при письме. Учитель читает стихотворение:Я тетрадь свою открою, уголочком положу.Я, друзья, от вас не скроюРучку я вот так держу.Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.(Записывают число, вид работы)Учитель: Запишем число и вид работы. Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук Учитель: - Найдите в учебнике эту тему. - Как выполнить это задание быстро? (ландыш, ёж, шалаш, камыш)- Обратите внимание на рисунки в учебнике. Назовите слова-названия предметов, которые встречаются на первой картинке и оканчиваются на шипящий. (мышь, ночь, печь) ландыш ёж шалаш камыш мышь ночь печь Учиться … Узнать … Понять … Исследовать … причины неодинакового написания слов-названий предметов с основой на шипящие. -Итак, давайте исследуем причины неодинакового написания слов-названий предметов с основой на шипящие.-Какие есть предположения? (Дети высказывают предположения ) Учитель: Куда можно обратиться за разъяснением?(Можно поискать ответ на вопрос в учебнике.)Учитель: Учебник предлагает нам открыть обратный словарь на букву –Ч и пронаблюдать, есть ли среди слов-названий предметов, основа которых оканчивается на –Ч, слова женского рода? Среднего рода? Какого рода все эти слова? Выпишите любые пять.(Дети читают задание к упражнению 117 на с.152 учебника и выполняют все требования. Среди слов, основа которых оканчивается на –Ч, нет слов женского и среднего рода. Все слова мужского рода.)Учитель: Какого рода все эти слова? (Все слова-названия предметов женского рода.)Учитель: Выпишите пять любых слов. Учитель: Какой вывод можно сделать о работе Ь? Посоветуйтесь с соседом по парте.Какой вывод вы сделаете о написании слов мужского и женского рода, основа которых оканчивается на –Ч или –ЧЬ? Расскажите соседу по парте. Договоритесь, кто из вас озвучит вывод. (Дети определяют, что правильный вывод содержится под буквой б). 1. Ь обозначает мягкость конечного согласного;2. Ь показывает, что все слова-названия предметов женского рода. Учитель: -При работе со словами, оканчивающимися на –ЧЬ из обратного словаря, вы заметили , что слова ПЕЧЬ и ТЕЧЬ написаны дважды. Учитель:-Какие предположения можете сделать по этому поводу? (Слова ПЕЧЬ и ТЕЧЬ имеют разное значение. ПЕЧЬ – это сооружение для отопления помещения или приготовления пищи. Например: русская печь. И ПЕЧЬ приготовлять пищу в духовке. Например: печь пироги.) О М О Н И М Ы Учитель:Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если назову слово-название предмета женского рода, то вы прыгаете и делаете хлопок над головой, если слово мужского рода – приседаете. Багаж, печь, тишь, вещь, ёж, лещ, молодежь, скрипач, рожь, товарищ. (Дети выполняют упражнения. ) Работа в тетради.Учитель:- Как вы думаете, что будем делать дальше? (Выполним упражнение 118.)Учитель:Как вы думаете, на какие две группы можно поделить слова-названия предметов? (Все слова в этом упражнении можно поделить на слова-названия предметов мужского рода и женского рода.)Учитель: Запишите эти слова в два столбика правильно. У кого возникли трудности при выполнении этого задания?Учитель:Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания. Для контроля обратите внимание на доску. (Взаимопроверка)Какой вывод можно сделать о написании слов-названий предметов с основами на –Ч и ЧЬ? (Дети повторяют вывод еще раз) Учитель: Откройте обратный словарь на букву –Ш. Предположите, какого рода будут все слова-названия предметов, основа которых оканчивается на –Ш? (Дети открывают обратный словарь, находят слова, оканчивающиеся на -Ш и высказывают предположение о роде этих слов.)Учитель: Выпишите любые пять. (Выписывают пять слов)Учитель: Ваши предположения оправдались?Учитель: Откройте обратный словарь на букву –Ь: найдите слова-названия предметов, основа которых оканчивается на –ШЬ. (Открывают обратный словарь, находят нужные слова.)Учитель: Догадываетесь, какого рода все слова-названия предметов с основой на –ШЬ?Выпишите любые пять слов. (Выписывают пять слов.)Учитель: Какой вывод вы можете сделать о работе Ь? (Делают выводы.)Учитель: Какой вывод вы сделаете о написании слов мужского и женского рода, основа которых оканчивается на –Ш и –ШЬ? Давайте попробуем составить алгоритм (план) написания слов-названий предметов с основой на шипящий. (Дети составляют алгоритм и одновременно появляется запись на доске.)Учитель: Кто сможет сформулировать правило о написании слов-названий предметов с основой на шипящий? (Учащиеся формулируют правило.)Учитель: Сравните свои выводы с правилом в учебнике на с.156. (Находят в учебнике правило и сверяют его со своим выводом.) Мужской род: плач трубач мяч москвич Женский род: печь мелочь речь ночь 1.Найди слово – название предмета с шипящим на конце.2. Определи род. Женский род Ь Мужской род Ь Физкультминутка для глаз Работа с синонимами. (устно)Подберите к каждому слову синоним, слово название предмета с основой на шипящий.Тьма - …Спокойствие - …Доктор - …Поддержка - … (Выполняют задание и одновременно сравнивают правильность ответа с появляющейся записью на доске.) тьма – ночьспокойствие – тишьдоктор –врачподдержка –помощь Учитель: Расскажите, что мы исследовали сегодня? (Ответы детей )Учитель: К какому выводу мы пришли? (Формулируют правило.) В словах с ОСНОВОЙ на шипящий пиши:-Ж - ЖЬ-Ч на конце слов на конце слов - ЧЬ -Ш мужского рода женского рода - ШЬ-Щ - ЩЬ 1 вариант – в тетради на печатной основе с.49 упр.60 (Запиши слова в два столбика, вставляя нужные буквы).2 вариант – в учебнике с.154 упр.120 (Объясни значение каждого слова. Запиши правильно). – Чему вы научились на уроке? С какими трудностями столкнулись? – Какое настроение у вас в конце урока? – Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.А теперь изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько вы:1)Были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно, уютно; Покажите, на сколько вы: 2)Разобрались с темой урока; Покажите, на сколько вы: 3)Сможете применять свои знания – Спасибо за урок. (Дети сидят за партами - слабо; просто стоят – хорошо; стоят руки вверх – отлично) Спасибо всем за работу!