Презентация по литературе Спор о правде. М.Горький На дне.


- цикл маленьких драм, в которых традиционные кульминационные моменты происходят за сценой (смерть Костылева, издевательства Василисы над Наташей, самоубийство Актера).В пьесе они резко противопоставлены. Автор обращается к антитезе.- постановка острых философских проблем; - отказ от яркой движущейся сюжетной линии; - «рифмующиеся» эпизоды; - отсутствие деления на главных и второстепенных персонажей (каждый персонаж имеет свою историю, свою судьбу, несет в произведении свою смысловую нагрузку); - динамичность диалогов, речевая характеристика героев пьесы.- кольцевая композиция (через неё показана эволюция героев) Жизнь обездолила людей, собравшихся в этом аду. Она лишила их права на работу (Клеща),на семью (Настю), на профессию (Актёра), на былой элитарный комфорт (Барона), обрекла на голодное существование (Анну),на воровство (Пепла), На беспробудный запой (Бубнова), на проституцию (Настю) Главный социально-философский нерв пьесы- это спор о правде и мечте, о том, что лучше, спасительней для человека: жалость или истина? Первая группа — примирившиеся со своим существованием, отказавшиеся от жизненной борьбы:  Бубнов убежден, что человек на земле лишее существо(«Человек — вещь, ты везде лишняя... да и все люди на земле — лишние...»); Жизнь по ранее созданным законам проповедуют Клещ («Надо – жить по закону …») и Татарин («Магомет дал Коран, сказал: «Вот — закон! — Корана будет мало... время даст свой закон,новый... Всякое время дает свой закон...»); Настя творит жизнь лишь в своем воображении; Отказ Алешки от каких-либо действий для, изменения своей жизни («А я — ничего не хочу!.. Я — ничего не желаю!..»); Барон живет своим прошлым, по мнению Горького, такаяжизнь — отсутствие «внутреннего сознания своей свободы»(«Прошлое — цепь, приковывающая человека к стенепредрассудков и предупреждений...»). Вторая группа — Актер, Пепел, Наташа, тяжело переживающиесвое существование на «дне» жизни и желающие изменить его.Третья группа-Сатин и Лука лишены всяких иллюзий. Лука появляется в середине первого акта. Он призван выявить сущность каждого, пробудить в нём лучшее, стать «дрожжами» для многих. Появление в ночлежке странника Луки резко меняет ситуацию в ней. Он вводит другой уровень правды – мировоззренческий.“Правда “ Луки и его “ложь” выражается формулой: “Во что веришь – то и есть”. Луке принадлежит существенная композиционная и сюжетная роль в пьесе: он призван выявить сущность каждого, пробудить в нём лучшее, стать “дрожжами” для многих. По убеждению Луки человек живёт “для лучшего”. Значит, следует укрепить надежду на спасение, поддержать его мечту. Лука занимает в пьесе позицию утешителя. Однако сострадание и утешение Лука выражает в своеобразной форме. Он доводит их до лжи (но не в бытовом и сниженном) значении слова. Полагая, что людям страшна подлинная правда жизни, ибо она слишком сурова, тяжела, как “обух”, он хочет приукрасить существование, привнести в сказку, красивый обман, “золотой сон”. Лука вносит в подвал ноты сострадания, сочувствия, оправдывающие право Актера, Насти, Анны и др. на мечту. Лука, сам того не подозревая, разделил всех на два стана: “мечтателей” и “скептиков”, носителей “злой” правды тоски, безнадежности. Он взбудоражил и тех, и других: всколыхнул надежды в одних и ожесточил других.Изменились разговоры обитателей.Появляется надежда на спасение. Совет Луки актеру о поездке в лечебницу для алкоголиков. “Превосходная лечебница…Мрамор… мраморный пол!” Свет…чистота, пища…все – даром! И мраморный пол, да!» Вначале Васька видит только каторгу, бубновый туз на спине, “путь сибирский дальний” в кандалах. А затем Сибирь для него – “золотая сторона”, где тому “кто в силе и разуме, как огурцу в парнике”. “Эдакий ты бравый… Константин… неглупый…и вдруг… Легко ли ты жизнь переносишь”.«Во что веришь, то и есть». Он верит в то, что в каждом человеке есть лучшее.Позиция Бубнова, утверждающего полную зависимость человека от среды«Люди все живут... как щепки по реке плывут.»Для него важна вера в свой талант. Таланта нет: нет веры «Есть – люди, а есть иные человеки», т. е. «есть земля неудобная для посева … и есть урожайная земля… что ни посеешь на ней – родит» «Люди-то? Они-найдут! Кто ищет- найдет.. Кто хочет крепко- найдет! Они- придумают! Помогать только надо им,девонька… уважать надо»… В бесплатную лечебницу Актера.Настю в реальность ее «сказок» о настоящей любви.Пепла в счастливую и честную жизнь вместе с Наташей. «Человек может верить и не верить … он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум- человек за все платит сам , и потому он свободен». Неутомимый шутник, пересмешник, говорящий порой жестокие, циничные слова: “ Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю!” Он не жесток, но и не добр к окружающим. К судьбам “ночлежников”, да и к своей судьбе, кажется равнодушным. В ЧЁМ ПРАВДА ЛУКИ?«ВО ЧТО ВЕРИШЬ, ТО И ЕСТЬ…»«ХРИСТОС ВСЕХ ЖАЛЕЛ И НАМ ВЕЛЕЛ»«ЧЕЛОВЕК - ВСЕ МОЖЕТ…ЛИШЬ БЫ ЗАХОТЕЛ…»«…ЕСЛИ КТО КОМУ ХОРОШО НЕ СДЕЛАЛ, ТОТ И ХУДО ПОСТУПИЛ…»«ВСЯКО ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК…КАК СЕРДЦЕ НАЛАЖЕНО, ТАК И ЖИВЕТ…» ИВАН МОСКВИН В РОЛИ ЛУКИ В ЧЕМ ПРАВДА БУБНОВА? «НА ЧТО МНЕ СОВЕСТЬ? Я – НЕБОГАТЫЙ!» «ЛЮДИ ВСЕ ЖИВУТ…КАК ЩЕПКИ ПО РЕКЕ ПЛЫВУТ…» «ВСЕ ЛЮДИ НА ЗЕМЛЕ ЛИШНИЕ…»«ВСЁ СКАЗКИ…»«ВСЕ ТАК: РОДЯТСЯ, ПОЖИВУТ, УМИРАЮТ. И Я ПОМРУ…И ТЫ…» НИКИТА ТОЛУБЕЕВ В РОЛИ БУБНОВА В ЧЕМ ПРАВДА САТИНА?«ВСЁ- В ЧЕЛОВЕКЕ, ВСЁ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК. ВСЕ ЖЕ ОСТАЛЬНОЕ – ДЕЛО ЕГО РУК И МОЗГА! ЧЕ-ЛО-ВЕК – ЭТО ВЕЛИКОЛЕПНО! ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО! НАДО УВАЖАТЬ ЧЕЛОВЕКА! НЕ ЖАЛЕТЬ, НЕ УНИЖАТЬ ЕГО ЖАЛОСТЬЮ…»«ЧТО ТАКОЕ ПРАВДА? ЧЕЛОВЕК – ВОТ ПРАВДА!»«ЛОЖЬ – РЕЛИГИЯ РАБОВ И ХОЗЯЕВ… ПРАВДА – БОГ СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА!» ДМИТРИЙ НАЗАРОВ В РОЛИ САТИНА Суть философии Луки заключается в том, что вера может заменить реальную правду, так как вера помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий. Таким образом, вопрос веры и правды взаимосвязаны. И если их соединить воедино, то это можно обозначить как веру, мечту и реальность.В Луке живет праведник, носитель идей сострадания, а в Сатине много идей о величии разума человека. Сатин провозглашает правду борьбы: чтобы реализовать себя, человек должен расстаться со старым миром и устремиться к новому. Герой иллюстрирует авторскую позицию. Пока же ни Лука, ни Сатин не проявляют активность. Вопрос: «Что лучше?» в пьесе остается открытым. С этого дна звучит голос человека, пророчествующий о том, что о праведной земле не надо мечтать, а надо строить ее своими руками.