Конспект урока по трудовому обучению в 5 классе Бутерброды и их виды
Урок
обслуживающего труда
в 5 классе
« Бутерброды и их виды »
Подготовила
учитель обслуживающего труда
средней общеобразовательной
школы № 15 I-III cтупеней
г.Северодонецка Луганской области
Скрипниченко Ольга Алексеевна
г. Северодонецк 2016 год
Цели урока:
Обучить классификации бутербродов и технологии их приготовления; сформировать умения при приготовлении открытых бутербродов с соблюдением правил техники безопасности и санитарии, отработать навыки в оформлении стола.
Развивать технологическую компетентность, коммуникативную компетентность, внимательность, эстетический вкус при оформлении блюда и сервировки стола, умение работать последовательно.
Воспитывать аккуратность, бережливость, самостоятельность.
Методы обучения:
словесный (беседа, рассказ, объяснение)
наглядный (показ отдельных приемов работы)
практический.
Методическое оснащение урока:
оборудование кабинета (посуда, инвентарь).
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычный урок.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Ка картошку, капусту, морковку, горох,
петрушку и свеклу. Ох!..
Вот овощи спор завели на столе-
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка? Капуста? Морковка? Горох?
Петрушка иль свекла? Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку. Капусту. Морковку. Горох.
Петрушку и Свеклу. Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка. Капуста. Морковка. Горох.
Петрушка и свекла. Ох!..
И суп овощной оказался не плох!
(С.В.Михалков «Овощи» ).
2. Основная часть. Изложение новой темы.
Учитель: Школьный возраст- очень ответственный период жизни. Это время, когда происходит сложная перестройка организма, обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга. Учеба в школе существенно увеличивает физическую и эмоциональную нагрузку на организм, которому приходится расходовать много энергии, а единственным источником энергии человека является пища. Поэтому от того, как питается человек, соблюдает ли он режим питания, во многом зависит его здоровье.
Пр
Человеку нужно есть,Чтобы встать и чтобы сесть,Чтоб расти и кувыркаться,Песни петь, дружить, смеяться.Чтоб расти и развиваться.И при этом не болеть,Нужно правильно питатьсяС самых юных лет уметь.
- Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о здоровом образе жизни и правильном питании?
( Учащиеся называют поговорки)
Учитель: Молодцы, ребята. А сейчас вы продолжите поговорки, которые буду называть я.
Береги платье снову, а здоровье(смолоду).
Чистота – половина(здоровья).
Болен – лечись, а здоров(берегись).
Двигайся больше – проживёшь (дольше).
После обеда полежи, после ужина(походи).
Здоровье сгубишь – новое (не купишь).
- Итак, ребята, мы все с вами еще с раннего детства знаем, что хлеб – всему голова. Один из самых древних и самых значительных видов пищи на земле. Хлеб обеспечивает наш организм большим количеством пищевых веществ, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность. Хлеб – наш добрый и постоянный друг. Сегодня мы с вами будем вести разговор о блюде в состав которого обязательно входит хлеб. Что же такое бутерброд?
Бутерброды и их виды.
Бутерброд (нем.) - хлеб с маслом
Бутерброды используют как самостоятельное блюдо или в качестве закуски
Основа бутерброда - хлеб
Дополнение к основе - сочетаемые по вкусу продукты, бутербродные смеси и масла.
Классификация бутербродов:
Открытые( простые и сложные );
Закрытые( сэндвичи, хотдоги);
Канапе;
Гарячие.
3. Проведение физкультминутки.
Вот мы руки развели,Словно удивились.И друг другу до землиВ пояс поклонились!Наклонились, выпрямились,Наклонились, выпрямились.Ниже, ниже, не ленись,Поклонись и улыбнусь.
- Молодцы, а сейчас поговорим как же правильно готовить бутерброды, соблюдая технологию приготовления.
Технология приготовления бутербродов:
Открытые бутерброды:
- готовят на пшеничном и ржаном хлебе,
- хлеб нарезают толщиной 1см,
- украшают зеленью или продуктами, имеющие яркую окраску,
- для простых бутербродов используют 1 - 2 вида продуктов
- для сложных - несколько видов продуктов.
Закрытые бутерброды:
- готовят из 2 половинок хлеба (булочки),
- на хлеб кладут продукты и закрывают вторы ломтиком хлеба (иногда корочки обрезают),
- толщина хлеба 1см,
- бывают однослойные, двухслойные, многослойные,
- используют для похода, в дорогу, в поездку, в школу.
Закусочные бутерброды:
- готовят на фигурных ломтиках хлеба (можно предварительно обжарить),
- на хлеб укладывают продукты в несколько слоев по форме хлеба,
- толщина хлеба - 0,5 - 0,8см, ширина - 3-4см,
- продукты закрепляют шпажками.
Горячие бутерброды:
- хлеб нарезают толщиной 1см,
- запекают с продуктами в духовке,
- обжаривают на сковороде.
Учитель: Ребята, мало просто приготовить бутерброды, это нужно сделать правильно.
Требования к качеству бутербродов:
- Бутерброды готовят непосредственно перед подачей,
- Гарячие бутерброды должны подаваться в гарячем виде,
- Продукты, входящие в состав бутербродов должны быть свежими,
- Хлеб не должен быть слишком толстым или слишком тонким,
- Хлеб должен быть полностью покрыт продуктом,
- Хранить бутерброды в холодильнике не более 3 часов.
Учитель: Было это давным-давно. За далекими холмами, за высокими горами стоял город Вкуснятин. Его герб украшал пышный румяный пирожок, а девизом горожан были слова: «Главное – вовремя подкрепиться».
Вкуснятин был столицей огромного царства еды, где каждый город славился чем-то особенным: в одном варили вкуснейшие щи и похлебки, в другом – жарили котлеты; третий был знаменит своими бутербродами, а также ежегодными Большими бутербродными играми, на которых умельцы со всех концов света показывали свое мастерство.
Жили в городе Вкуснятине тетушка Сдоба и дядюшка Крендель, и был у них племянник Незнайка, который, как вы знаете, был великим путешественником. Поэтому не удивляйтесь, если вдруг он заглянет к нам в гости.
Наш герой не собирался убегать от тетушки Сдобы и дядюшки Кренделя. Незнайка надеялся, что когда он вырастет большой, тетушка поделится с ним своими секретами.
Незнайка все время просил тетю с дядей отпустить его в город Бутерброд-Сити к господину Бутерброду, чтобы посмотреть Большие бутербродные игры. В итоге тетушка согласилась и разрешила ему поехать в Бутерброд-Сити.
Правда, она поставила Незнайке одно условие: по возвращении он подробно расскажет и о своем путешествии, и о чудесных бутербродах.
Много ли, мало ли времени прошло – трудно сказать, но наконец Незнайка вернулся к тетушке Сдобе и дядюшке Кренделю. Он привез им в подарок книгу рецептов, как приготовить самые красивые и вкусные бутерброды, и поведал о своем пребывании в Бутерброд- Сити и о его жителях.
(Выходит Незнайка и начинает рассказывать ребятам о своем путешествии)
- Все дома в Бутерброд- Сити по виду напоминают бутерброды, и ни один не походит на другой. Корабли, входящие в гавань Бутерброд- Сити, также напоминают бутерброды; по улицам ездят невиданные бутербродные машины, а почти все жители носят имена Бутерброд, Сандвич или Канапе. Но самое интересное, что я увидел - это Большие Бутербродные Игры, проходившие в Бутерброд- Сити.
Учитель: Спасибо тебе, Незнайка, за интересный рассказ. И сегодня, ребята, мы вместе с нашим гостем устраиваем Большие Бутербродные игры такие же как в городе Бутерброд- Сити.
Для начала нам с вами необходимо вспомнить:
-Какие санитарно-гигиенические требования предъявляются к тому, кто готовит пищу? К посуде и оборудованию на кухне? К продуктам питания?
-Какие правила техники безопасности нужно соблюдать при работе с режущими инструментами?
( Учащиеся по-очереди называют правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования, необходимые при приготовлении бутербродов.)
Повторение ПТБ.
Правила безопасной работы при пользовании
ножом и кухонными приспособлениями
1. Опасности в работе:
порезы;
травмы рук;
ушибы.
2. Что нужно сделать до начала работы:
подготовить инструменты и приспособления к работе.
3. Что нужно делать во время работы:
работать только хорошо заточенным ножом;
пользоваться ножом осторожно;
передавать нож (вилку) только ручкой вперед;
не поднимать нож высоко над разделочной доской;
4. Что нужно сделать по окончании работы:
вымыть, просушить и убрать инструменты и приспособления.
Санитарно-гигиенические требования:
- каждый участник должен быть одет в специальную одежду (фартук, косынка);
- на рабочем месте каждой бригады должны быть: разделочная доска, ножи для нарезки продуктов, хлеб и продукты для бутербродов, блюдце для готовых изделий, мешочек для отходов, полотняная салфетка.
4. Проведение гимнастики для глаз.
Рисуй восьмерку вертикально
Ты головою не крути
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям веди
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец
Зарядка окончена. Ты молодец!
Учитель: Ну, что же, молодцы, ребята. Теперь я уверена, что вы можете приступать к приготовлению бутербродов. Завершаться будут наши игры дегустацией тех холодных закусок, которые вы приготовите – ведь бутерброд – это и есть холодная закуска. Итак, мы начинаем.
Несколько человек из каждой бригады подходят к столам и начинают готовить бутерброды, в это же время учитель рассказывает о правилах украшения и хранения бутербродов.
5. Практическая работа.
Бригады готовят бутерброды, используя технологические карты, а несколько учеников рассказывают стихи и поют частушки о бутербродах: (рассказывают девочки):
На урок мы принесли
Хлеб, колбаску с маслом
И сейчас мы смастерим
Бутерброд прекрасный!
Мы готовим на уроках,
Очень мы стараемся,
Не хвалите сильно нас,
А не то зазнаемся!
Бутерброды режем смело.Ерунда, простое дело!Всех накормим, угостим.Мы без дела не сидим!
( рассказывают мальчики):
В нашей школе есть урок.Мимо я пройти не смог.Аромат витал такой.Что желудок мой роднойЗаурчал как заводной.
Кушать так я захотел,Будто года три не ел.А девчонки, как назло,Вот ведь нам не повезло,Бегают, всех угощают.Нас в упор не замечают.
Где же братцы справедливость?Нет её, наверно, спит.И её не беспокоит,Что желудок мой ворчит.Я к директору пойду,Справедливость я найду!Может быть, он мне поможет?Я хочу готовить тоже!Для себя и для друзей,Для родных и для гостей!
Учитель:- А, сейчас, ребята, запишите рецепт бутербродов, которые мы с вами будем сегодня готовить, он перед вами на технологических картах.
Технологическая карта: приготовление бутербродов-канапе:
- Хлеб нарезать толщиной 1см в виде маленького квадратика;
- Приготовить сырную смесь:
- Хлеб намазать сырной смесью;
-Нанизать на шпажку намазанный хлеб, колбасу;
- Оформить бутерброд украшениями из сделанных продуктов и зеленью;
- Подача (на плоских тарелках на салфетках).
6. Закрепление изученного материала.
Учащиеся проводят защиту своих работ, рассказывая технологию приготовления.
Хлеб потоньше нарезаем, мажем маслом густоИ колбаской украшаем, все должно быть вкусноСыр с петрушкой добавляем, так и просится все в ротВас отведать приглашаем, наш вкуснейший бутерброд.
Проводится дегустация приготовленных бутербродов.
7. Заключительная часть урока:
-закрепление основных понятий урока (классификация бутербродов, открытые, закрытые, закусочные, горячие);
-учащиеся заполняют итоговые карточки занятия (отвечают на вопросы);
- подведение итогов урока (выставление оценок, вручение медалек).
Спасибо за урок!
Рисунок 1D:\ОЛЯ ШКОЛА\ОЛЯ ШКОЛА\ТРУД ОЛЯ ОТКРЫТЫЙ УРОК 20 11 год\ФО ТО УРОКА\IMG_0529.jpg D kXµ((( Рисунок 4 D eXµРисунок 7 D TtЅ D ‰tЅ