Программа развития школьного научного общества
Комплексная программа
развития школьного НОУ «АИСТ»
( Ассоциация Интеллектуальных Свободных Творческих)
на 2013 – 2016 г.г.
Основание к разработке
программы: - Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы. - Президенская программа «Развитие. Дети
России».
- Программа МАОУ Голышмановской СОШ №1
«Одаренные дети».
Цель Программы: развитие у учащихся интереса к познанию мира
через углубленное изучение дисциплин,
научно- исследовательскую и творческую
деятельность.
Задачи: 1. Развивать навыки поисковой и научно-
исследовательской работы;
2. Развивать интеллектуальный и творческий
потенциал школьников.
3. Совершенствовать научно-методическую работу
для подготовки учащихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня.
Основы воспитательного
процесса: - формирование духовной и экологической
культуры;
- развитие культуры речи;
- воспитание коммуникативных качеств с
учетом индивидуальных особенностей
учащихся.
Ожидаемый
конечный результат
Программы: - положительная мотивация к учебе;
- свобода выбора и индивидуального развития;
- рост числа участников предметных олимпиад
и интеллектуальных конкурсов различного уровня.
Координационный
центр: - совет школьного научного общества учащихся
- зам. директора по учебно-методической
работе
- руководитель школьного НОУ «АИСТ»
Контроль за
реализацией
Программы: Администрация МАОУ « Голышмановская
СОШ № 1».
Пояснительная записка.
В современной российской школе большой акцент сделан на выявление и поддержку одаренных и талантливых детей, а также на создание условий для повышения качества образования.
Данная программа развития школьного НОУ «АИСТ» является частью программы «Одаренные дети» МАОУ «Голышмановская СОШ №1» и ориентирована на развитие у школьников интереса к научно-исследовательской деятельности с целью сохранения интеллектуального потенциала своего региона.
Программа охватывает своей деятельностью учащихся младшего, среднего и старшего возраста, определяет основные направления работы, отражает структуру школьного НОУ. Промежуточная работа НОУ между конкурсами и научно-практическими конференциями заключается в решении организационных вопросов, сборе информации, отслеживании результатов исследования, в проведении предметных недель, олимпиад и семинаров.
Большая заслуга в реализации творческой инициативы учащихся принадлежит учителям-предметникам, которые являются руководителями секций НОУ и выступают в роли консультантов конкурсных работ.
Этапы реализации
Программы: 1этап – 2013-2014 г.г.
Организация исследовательской деятельности с учетом
личных интересов учащихся.
Разработка методов и форм работы с
одаренными детьми.
2 этап: - 2014-2015 г. г.
Корректировка программы. Совершенствование методик
работы с одаренными детьми. Популяризация проектно-исследовательской деятельности среди школьников.
3 этап: - 2015-2016 г.г.
Конечный анализ реализации программы.
Составление перспективного плана работы школьного НОУ
Формы организации
деятельности
ШНОУ: - индивидуальная;
- коллективная;
- секционная.
Творческие
группы: «Умки» - учащиеся младших классов
«Экологический экспресс» - секции географии,
экологии, биологии, химии;
«Исток» - секция литературного и исторического краеведения;
«Лингвист» - секция языкознания и культурологи;
«Информационное общество» - секция информатики и физики;
Структура ШНОУ «АИСТ»
ученический ШНОУ методический
Совет «Мысль» Совет
творческие
группы
летний школьная «Экспедиция»
краеведческий НПК
клуб «Поиск»
районный
форум
областной
форум
«Шаг в будущее»
Функции:
Методический совет координирует работу НОУ, оказывает методическую поддержку учащимся, занимающимся исследовательской деятельностью, участвующим в олимпиадах, конкурсах различного уровня, организует проведение школьной научно-практической конференции.
В его состав входят учителя – руководители секций школьного научного общества.
Ученический совет «Мысль» организует работу учащихся в школьном научном обществе, проводят мероприятия с младшими школьниками с целью повышения мотивации к исследовательской деятельности.
Творческие группы занимаются проектно-исследовательской деятельностью в определенной области науки, выступают с защитой своих проектов на НПК, участвуют в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах. Это школьники с высоким уровнем умственного развития, инициативные, творческие.
Летний краеведческий клуб «Поиск» занимается поисковой работой: собирают информацию о старожилах нашего поселка, ветеранах Великой Отечественной войны и педагогического труда, участвуют в раскопках.
«Экспедиция» - летний экологический клуб, ежегодно участвует в районной экологической тропе, создают свои экологические проекты, с которыми участвуют в районных и областных экологических конкурсах.
Содержание понятия «интеллектуально-одаренные дети»
1.Психофизиологические особенности:
- наличие природных способностей к мировосприятию;
- природно-обусловленная потребность в интеллектуальном развитии;
- стремление к личной эмоциональной независимости;
- интуитивность.
2. Интеллектуальные особенности:
- познавательный интерес;
- информационная эрудиция;
- нестандартность мышления;
- диалектическое мировоззрение;
- способность к абстрагированию.
3. Творческий потенциал:
- оригинальность в решении обучающе - познавательных вопросов;
- инициативность;
- целенаправленность в выборе видов деятельности;
- неординарность подходов.
4. Мировоззренческие ценности:
- высокий уровень сознательности и культуры;
- высокий морально – эстетический уровень самоанализа и самоконтроля.
Категории интеллектуальной одаренности детей:
Дети с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (младшие школьники)
Дети с признаками умственной одаренности в определенной области науки (подростковый возраст)
Учащиеся, не достигнувшие по каким-либо причинам успехов в учебе, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мысли, незаурядными умственными резервами (старшие школьники)
Принципы работы с одаренными детьми:
- индивидуальное обучение;
- свобода выбора;
- активизация внеклассной работы по учебным дисциплинам.
Виды работы с одаренными детьми:
1.Модификация учебно-воспитательного процесса:
- модернизация учебного плана;
- профильное обучение;
- отбор педагогических технологий.
2.Отбор, обогащение содержания:
- объем и содержание учебного материала;
- введение спецкурсов и элективных курсов.
3.Совершенствование методов обучения:
- самостоятельное проблемное проектирование;
- научно-исследовательское обучение;
- творческий поиск;
- обучение приемам самопознания и саморазвития.
4.Создание условий развивающей среды:
- конкурсы;
- викторины;
- олимпиады;
- НОУ;
- конференции.
План реализации программы развития
школьного НОУ «АИСТ»
на 2015-2016 учебный год
Тематика мероприятий
Форма проведения
Сроки
1. Организация работы НОУ «АИСТ»: планирование, обновление банка данных.
2. Подготовка к областному форуму «Шаг в будущее-2015»
3. Утверждение направлений работы секций и тематики исследовательских работ учащихся
Организационное собрание руководителей секций НОУ
Заседание методического совета
сентябрь
1. 1 этап Всероссийской олимпиады школьников
2. «Основные требования к оформлению проекта и исследовательской работы». Вести с ВКС
3. Олимпиада УРФО
4. Областной форум «Шаг в будущее-2015»
Участие
Обучающий семинар с руководителями секций и членами НОУ
Участие
Участие
октябрь
1.2 этап Всероссийской олимпиады школьников
2. Декада предметов гуманитарного цикла
3. «Основы написания аннотации и рецензирования исследовательской работы »
Участие
Участие
Обучающий семинар
ноябрь
1. «Требования к представлению исследовательской работы»
Обучающий семинар
декабрь
1.Декада естественно-математического цикла
2. Заседание методического и ученического совета «Мысль»
Участие
Собрание
январь
1.«Умей удивлять и удивляться!»
Презентация творческих работ членами клуба «Умки»
февраль
1.Предварительная защита и отбор конкурсных работ
Заседание методического совета
март
1.«С наукой в жизнь!». Презентация исследовательских проектов.
Школьная НПК
апрель
«Шаг в будущее-2016»
Муниципальный форум
май
В течение года – участие в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах различного уровня;
Индивидуальные консультации руководителей секций НОУ по работе с исследовательскими проектами.
Фото – коллаж школьного НОУ «АИСТ»
Химический анализ пробы воды из р. Катышка
Районный форум молодых исследователей «Шаг в будущее»
Благоустройство школьного двора
Взятие пробы воды из р. Вагай
Экологическая экспедиция – 2013
Сплав по р. Вагай
Участие членов НОУ в мероприятиях, посвященных 90 летию района
Предварительная защита исследовательских проектов
Подготовка участника к областному форуму «Шаг в будущее»
15