Конспект урока по окружающему миру на тему Как живёт семья?


Урок по окружающему миру на тему:
”Как живет семья”.
Проект “Моя семья”
Цели урока:1. Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
2. Становление нравственных представлений учащихся о внутрисемейных отношениях, сплочение детей и родителей;
3. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.
Личностные УУД:
        Ценностно-смысловая ориентация учащихся, действие смыслообразования.
Коммуникативные УУД
    Умение выражать свои мысли,    обсуждать выступления учащихся.
Регулятивные УУД
      Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить      волевая саморегуляция,      оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных      отношений;      оценивать значение семьи для человека и общества;      оценивать свои достижения и достижения других учащихся;      оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:     называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;     рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи.
Оборудование на уроке: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, учебник «Окружающий мир»  автор А.А. Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир» автор А. А. Плешаков, наглядности.Ход  урока:
I Орг. Момент
– Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь.
Ну-ка, посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Тогда начинаем наш урок.
Учащиеся:
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем
И читать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
II Мотивация учебной деятельности
−Сегодня мы переходим к новому разделу «Как, откуда и куда?». Как вы думаете, о чем пойдет речь в разделе?(Предположения детей.)
− Как вы будете это делать?(Сначала, выясним, что мы не знаем, зафиксируем затруднение и выясним его причину.Затем сами построим новые знание.)
− Желаю вам успешной работы!
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав загадку:   
У меня есть мама,      
У меня есть папа,      
У меня есть дедушка,         
У меня есть бабушка,      
А у них есть я.      
Что это?   (СЕМЬЯ)
Так о чем мы сегодня на уроке будем говорить?
На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Как живет семья?)
- Мы можем сразу дать ответ? (Не можем)
Конечно, мы много знаем о семье, какая семья, но что-то вы наверняка еще не знаете.
- Каковы цели нашего занятия?
– Что мы узнаем сегодня на уроке?
- Проверьте свои предположения на с.56 учебника.
III Сообщение темы урока
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим о семье. Через ваши рисунки и выполненные проекты познакомимся с семьями одноклассников.
IV Изучение нового материала.Совместное открытие знаний.
Беседа по теме урока
Учитель: Как вы понимаете слово «семья»?  (ответы детей)
В словаре С. И. Ожегова говорится, что семья – группа живущих вместе близких родственников, а также объединение людей, сплочённых общими интересами.
А это значит, что семья – это не только люди, которые живут вместе, это ещё и люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.
А кто является членами семьи?
Каждый член семьи имеет Имя, Фамилию, Отчество.
Имя – это личное название человека, которое ему дают при рождении. У каждого имени есть своё толкование. Например, Андрей в переводе с древнегреческого - "мужчина", означает "мужественный", "сильный", "храбрый".Георгий происходит от древнегреческого слова "георгос", переводится как -" земледелец".
Алексейпереводится с древнегреческого как - "защитник".
Никита переводится с древнегреческого как -"победитель".
Дарья переводится с древнеперсидского как - "победительница".
Полина происходит от слова Аполлон - в древнегреческой мифологии Бог солнца, покровитель искусств.
В давние времена люди называли новорождённых в честь святых, которых славит церковь в этом месяце. Например, именины Георгия –11 января, 31 августа, 5 мая; Дарьи –17, 18 августа, 31 мая; Полины –18 января; Алексея -30 марта, 22 августа; Никиты – 13 февраля, 28 сентября, 16 мая; Андрея –8 января, 28 апреля, 31 мая. Отчество на Руси появилось ни сразу, его разрешали иметь только людям, заслуживающим доверие царя. Сейчас отчество имеет каждый и даётся оно по личному имени отца. Если твой папа Алексей, то ты – Алексеевич или Алексеевна.
Фамилии долгое время были привилегией людей с положением, а для простых людей фамилия была « недоступной роскошью». Фамилия человека – это наследуемое семейное наименование.
Работа с учебником.
– Откройте учебник на с. 56-57. Посмотрите на иллюстрации. Здесь изображён один день семьи Даши и Алеши. Давайте познакомимся с членами семьи Даши и Алеши. Назовите фамилию, имя, отчество.
Назовите своё имя, отчество и фамилию, день рождения.
– Расскажите (по желанию) о членах семьи по плану.
1) Назвать члена семьи.
2) Имя.
3) Чем занимается.
4) Что любит и умеет делать.
Целесообразно вызывать и детей, у которых неполная семья, не акцентируя внимание на отсутствие того или иного члена семьи. Задача урока – показать семью и взаимоотношения в семье.
После выступления каждого ребёнка учитель задает вопросы:
– Как мама называет папу?
– Как папа называет маму?
– Как ты ласково называешь маму?
– Кто может составлять семью?
Учитель на доску выставляет картинки:
На доске – карточки с действиями.
– Каждый член семьи имеет свои обязанности. Давайте попробуем разобраться, кому в вашей семье подходят эти действия.
Готовит обед.
Хвалит за хорошую отметку.
Любит смотреть телевизор.
Чинит сломанные вещи.
Помогает чинить сломанные вещи.
Убирает в комнате.
Гуляет с собакой.
Стирает бельё.
Работа в учебнике.
– Откройте учебник на с. 56-57. Посмотрите на иллюстрации. Здесь изображён один день семьи Даши и Алеши. Расскажите, чем заняты взрослые и дети.
– Как же родители и дети могут помогать друг другу?
– А как, на ваш взгляд, должна быть устроена жизнь в счастливой семье?
Работа в парах:
–Посмотрите на семьи, скажите, что объединяет семьи?
Проверка.
– Выберите, кто будет отвечать от вашей пары.
– Какой вывод можете сделать?
– Прочитайте его на с. 57. Совпали наш вывод и вывод учебника?
V. Физкультминутка
4. Рассказ детьми о своей семье по рисунку.
Вы, ребята, изобразили свою семью. Опишите свой рисунок.
А сейчас давайте подберём как можно больше ласковых слов для наших близких.
Мама – мамуля, мамочка.
Папа – папочка, папуля.
Бабушка – …
Дедушка-…
Сестра -…
Брат – …
Вашим близким будет очень приятно, если вы будете их называть такими ласковыми словами.
Фронтальная беседа.
– Что нужно делать, чтобы мама чаще улыбалась и не уставала?
– Почему нужно любить друг друга в семье?
– Как выразить свою любовь к родителям?
– Как вести себя, если провинился?
Издавна русский народ называл семью крепостью, ценил среди родных взаимовыручку, поддержку в делах, беде и горе и радость была одна на всех. Тем и крепка была русскаясемья.
В семье очень важны совместный труд и ведение хозяйства. Совместный труд помогает удовлетворять необходимые для жизни потребности. Нужно обязательно помнить, что от труда всех членов семьи зависит ее благополучие. У каждого члена семьи есть свои обязанности.
- Что делает мама полезного дома?
- А папа?
- А вы помогаете своим близким?
- Что вы можете сделать полезного для семьи?
Для того, чтобы сохранить настоящую дружную семью, нужно друг другу помогать.
- Если бы к нам на урок пришли самые близкие вам люди, то чтобы вы могли им сказать (помогут нам в этом предложения, но они не закончены). Ваша задача: закончить предложение.
- Мои мама и папа самые ….
- Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
- Свою семью я считаю …
6. Ребята, наш класс – это тоже одна дружная, большая семья. И оттого  как мы будем работать на уроках, вести себя друг с другом зависит,  как будет называться наша семья. Будет ли она дружной.  И вот я представила нашу семью – это наше древо, наша классная семья.
V. Рефлексия.
- А теперь я хочу, чтобы вы оценили свои достижения. У каждого из вас на партах лежат смайлики, выберите одного, который соответствует вашему состоянию.
- А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились..
VI. Итог. Я желаю, чтобы ваши семьи были дружными и счастливыми.
Так что же такое семья?
(дети читают по очереди)
Полина. Семья – это счастье, любовь и удача
Семья – это летом поездки на дачу
Алёша. Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Гоша. Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Никита. Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Андрей. Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Даша. Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Все. Хотим, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
– Посмотрите, каким плодотворным оказался наш урок. И в благодарность мне хочется подарить вам вот такие солнышки, от которого, будет идти радость, доброта, свет и тепло.
Учитель:
Спасибо за старание
Ведь главное – желание,
А навыки и знание
С годами к вам придут.
Прозвенел звонок с урока –
Поиграть пришла пора.
Что узнали на уроке,
Не забывайте никогда.