Классный час ««МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
План классного часа
2 апреля – Международный день детской книги
История детской книги
С чего всё начиналось
Детская книга в XVIII веке
Детская книга в XIX веке
Золотой век детской литературы
Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен.
Викторина «Знаете ли вы сказки Андерсена».
Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Международный День детской книги.
2 апреля в России отмечается День детской книги. Отмечается он ежегодно в день рождения датского писателя-сказочника Ганса Христиана Андерсена. Истоки детской книги восходят к эпохе, когда в Англии появился станок и У. Кэкстон выпустил в 1477 г. первую книгу на английском языке. Среди его многочисленных изданий были басни Эзопа и забавный "Роман о Лисе". В 1658 году чешский священник и педагог Ян Коменский опубликовал первую книгу для детей "Мир чувственных вещей в картинках" - учебник на латыни с гравюрами. На протяжении XVII века детей учили и воспитывали в основном по Библии и книгам религиозного содержания.
XVIII век подарил детям два великих романа: "Робинзон Крузо" Д. Дефо и "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта. В то же время и детей, и взрослых одинаково привлекли дешевые издания народных сказок, баллад и преданий.
Начало золотого века детской литературы относится к середине XIX столетия. К этому времени наконец признали, что детям, помимо учебников и религиозных сочинений, требуются собственные книги.
Удивительно, но литература для детей зачастую приводила в восторг и взрослых. Сама королева Великобритании зачитывалась "Приключениями Алисы в Стране чудес" Л. Кэррола, наслаждаясь свободной игрой фантазии и юмора. Но и сказки никто не отменял. И самым великим сказочником на все времена, наверное, останется Ганс Христиан Андерсен.
Двадцатый век подарил юным читателям Питера Пэна, Мери Поппинс, Старика Хоттабыча, Гарри Поттера и многих других замечательных героев. Вот уже более полувека дети и взрослые зачитываются трилогией "Властелин колец" Дж. Р.Р. Толкиена. Детские книги вбирают в себя целый мир; все интересное, что бывает на свете.
II. История дня детской книги.
С чего все начиналось
В историческом времени представление о ребенке как о существе со своими особыми интересами и запросами – недавнего происхождения, оно получило распространение лишь в два-три последних столетия. Соответственно, детская литература как самостоятельный вид – явление сравнительно новое. До середины 17 в. дети читали (те, кто умел читать, с грамотностью тогда было плохо), за редким исключением, примерно то же, что и родители. Однако и у тех, и у других всегда имелся иной источник знаний – фантастические, исторические и бытовые истории, существовавшие в устной традиции. Дети слушали их вместе со взрослыми, и никого не заботило, подходит ли рассказанное для ребенка; дети, как и взрослые, извлекали из услышанного то, что могли.
Кое-что из произведений древнего устного творчества доступно нам в печатном виде и вызывает у детей и взрослых такой же интерес, как тысячелетия назад, – например басни Эзопа, впервые записанные в 4 в. до н.э. Другие хорошо известные образцы устного народного творчества – легенды о короле Артуре и Робин Гуде и, разумеется, народные сказки, собранные братьями Гримм и Ш. Перро (1628–1703), чей сборник под общепринятым названием «Сказки Матушки Гусыни» включает, возможно, самую знаменитую волшебную сказку «Золушка».
Истоки детской книги восходят к эпохе, когда в Англии появился печатный станок и У. Кэкстон выпустил в 1477 первую книгу на английском языке. Среди его многочисленных изданий, которые наверняка привлекали детей, были басни Эзопа и забавный животный эпос «Роман о Лисе». Учебники стали лучше, получили распространение буквари и азбуки. В 1658 чешский священник и педагог Я. А.Коменский опубликовал первую книгу с картинками для детей Orbis Sensualium Pictus («Мир чувственных вещей в картинках») – учебник на латыни с гравюрами. На протяжении 17 в. детей обучали в духе пуританских верований; круг детского чтения в основном сводился к Библии, хотя печаталось немало предназначенных для детей книг религиозного содержания.
Детская книга в XVIII веке
В 18 в. у детей появилась возможность выбирать книги по вкусу. Два великих «взрослых» романа, «Робинзон Крузо» (1719) Д. Дефо и «Путешествия Гулливера» (1726) Дж. Свифта, в адаптированном виде идеально подходили для детского чтения. В то же время и детей и взрослых одинаково привлекали дешевые издания народных сказок, баллад и преданий, заимствованных из устной традиции. Собрание увлекательных волшебных восточных сказок «Занимательные арабские ночи» включало «Аладдина», «Али-Бабу и сорок разбойников» и «Семь путешествий Синдбада-Морехода». Другой вехой в издании книг для детей стало появление в 1744 «Карманной книжицы» Д. Ньюбери, призванной «наставлять и развлекать» юного читателя.
Детская книга в XIX веке
Начало 19 в. отмечено появлением непревзойденных немецких народных сказок, опубликованных Я. и В.Гримм; для детей это стало настоящим праздником. Датчанин Х.К.Андерсен перерабатывал для детей народные сказки и писал собственные. Выпущенные на английском языке в 1846, такие сказки Андерсена, как «Гадкий утенок» или «Русалочка», сразу полюбились детям.
Дети по обе стороны Атлантики зачитывались романами В. Скотта, прежде всего «Роб Роем» (1817), «Айвенго» (1819) и «Талисманом» (1825), находя в них романтику и приключения.
Золотой век детской литературы
Начало золотого века детской литературы относится к середине 19 в. К этому времени все наконец признали, что детям, помимо учебников и религиозных сочинений, требуются собственные книги. Кроме того, набирало силу движение за всеобщее обязательное образование, и уровень грамотности среди детей, включая и принадлежащих к низшему классу, повышался. Так что само время располагало к возникновению литературы, предназначенной исключительно для детского чтения. По счастливому стечению обстоятельств, творчество ряда самых блистательных авторов, создававших книги для детей, приходится на вторую половину 19 в. Тут прежде всего нужно назвать Л.Кэрролла: он не был первым по времени, но, подобно сияющему метеору, преобразил небосклон детской литературы. Огромный резонанс его книг «Приключения Алисы в Стране чудес» (1865) и «Сквозь зеркало и что там увидела Алиса» (1872) приписывали полному отсутствию в них дидактики и познавательного материала и свободной игре фантазии и юмора, какой предшествующая литература, входившая в круг детского чтения, практически не знала, за редким исключением народных сказок.
Несколько преданных своему делу романисток создавали книги для девочек, пользовавшиеся большим успехом. В области приключенческой литературы для мальчиков «Остров сокровищ» (1883) Р.Л.Стивенсона и по сей день остается популярнейшей классической книгой, возможно, потому, что автор вывел в ней Долговязого Джона Сильвера, персонаж нового типа, привлекающий своей непредсказуемостью. Роман «Копи царя Соломона» (1885) Г. Р. Хаггарда, повествующий о трех друзьях, которые отправились в Африку на поиски алмазов, затерянного племени и пропавшего товарища, поражал читателя экзотикой. Взрослые и подростки с одинаковым удовольствием читали рассказы А. Конана Дойла о великом сыщике Шерлоке Холмсе. В приключенческом жанре выступали и Майн Рид (1818–1883), из книг которого наибольшую любовь снискали «Юные путешественники» (1853) и «Всадник без головы» (1866).
Р.Киплинг в 1894 выпустил для детей «Книгу джунглей», куда вошли истории про воспитанного волками мальчика Маугли, тигра Шер Хана, медведя Балу и других говорящих животных. За ней последовали «Просто сказки» (1902), построенные как истории-ответы на вопрос «Почему?»; наиболее известна из них, вероятно, сказка о любопытном слоненке.
О.Уайльд опубликовал два сборника литературных сказок, написанных в его неподражаемом стиле: «Счастливый принц и другие истории» (1888) и «Гранатовый домик» (1891); самые известные его сказки – «Великан-эгоист» и «Счастливый принц».
В 1876 Марк Твен выпустил «Приключения Тома Сойера», об увлекательных похождениях и злоключениях мальчишки из городка на реке Миссисипи в штате Миссури. Твен был наделен даром безошибочно чувствовать радости и горести детского возраста. Его «Приключения Гекльберри Финна» (1885), один из признанных шедевров американской литературы, серьезнее по тону, здесь речь идет об осуждении рабства, но и в этом романе события даны сквозь призму твеновского юмора. В области фольклора самым значительным явлением стали записанные Дж.Ч.Харрисом (1848–1908) рассказы и сказки дядюшки Римуса – образцы устного творчества чернокожих на местном диалекте; наибольшей известностью пользуется сказка «Братец Кролик и смоляное чучелко».
Заметное влияние на детскую литературу 19 в. оказали три европейских писателя. Француз Ж.Верн был «отцом» научной фантастики. Его самый знаменитый роман «Двадцать тысяч лье под водой». Соединение научной информации с приключенческим сюжетом покорило молодых читателей новизной и занимательностью. Итальянец К. Лоренцини (1826–1890), известный под псевдонимом Карло Коллоди, создал произведение на все времена – «Приключения Пиноккио» (1883), историю марионетки, которой лживость не дает превратиться в живого мальчика. «Хайди» (1881) швейцарской писательницы Йоханны Спири (1827–1901) тоже книга классического ряда; в ней рассказано о сиротке, которой достается хлебнуть горя, пока ее наконец не возвращают к дедушке в любимые горы.
III. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен
Ганс Кристиан Андерсен (Andersen, Hans Christian) (1805–1875), датский писатель. Андерсену принадлежат романы, пьесы, книги путевых заметок, стихотворения, однако в литературе он остался прежде всего как автор сказок и историй, составивших 24 сборника, изданных в 1835–1872. Биография Андерсена тоже напоминает сказку, особенно если с доверием отнестись к его рассказу о себе в двух больших мемуарных очерках Сказка моей жизни (Mit livs eventyr), предпосланных немецкому (1847) и датскому (1855) изданиям его избранных произведений.
Ганс Андерсен родился в семье сапожника и сам в раннем детстве стал подмастерьем на фабрике, поскольку семья едва сводила концы с концами. Решив стать актером, Ганс Андерсен в четырнадцать лет отправился в Копенгаген и определился учеником-танцовщиком в королевский балет, а затем стал сочинять для сцены и печатать стихи в журналах.
Хотя в автобиографиях Ганс Христиан Андерсен жалуется на интриги недоброжелателей, гораздо больше свидетельств того, что ему помогали многие крупные датские писатели того времени, включая лидера романтического направления А. Г. Эленшлегера и признанного драматурга Й. Л. Хейберга. Королевская стипендия, полученная в 1833, позволила Андерсену совершить первое большое путешествие по Европе, за которым последовало еще несколько. Все они описаны в книгах очерков, посвященных Италии, Швеции, Испании, Португалии, Балканам. Датская публика нередко выражала недовольство его длительным пребыванием вдали от дома, но в Европе Ганса Андерсена оценили раньше, чем на родине, в Германии и Англии его считали великим мастером слова. Правда, уже в 1840-е годы Ганс Христиан Андерсен пользовался покровительством короля Кристиана VIII, а после смерти монарха в 1848, когда началось восстание в Шлезвиг-Гольштейне, угрожавшее целостности датского государства, он сочинил несколько стихотворений в патриотическом духе.
За несколько лет до этого Ганс Христиан Андерсен познакомился с выдающейся шведской певицей Йенни Линд, влюбился в нее, сопровождал ее в Лондон и Берлин, где она гастролировала, однако не добился взаимности. Свой век Ганс Андерсен прожил холостяком, сохранив творческую активность до последних лет, но едва ли чувствуя себя счастливым, хотя он и был осыпан свидетельствами международного признания. Умер Ганс Христиан Андерсен в Копенгагене 1 августа 1875. Родина почтила память Андерсена, установив на набережной Копенгагена статую героини его сказки – Русалочки, ставшую символом города.
Сборник «Сказки, рассказанные для детей» (Eventyr, fortalte for born, кн. 1–3, 1835–1837), где появилась «Русалочка» (а также «Огниво», «Принцесса на горошине», «Новое платье короля»), вызвал разноречивые отклики в датской критике, которая не смогла понять новаторства Ганса Андерсена, преобразовавшего жанр литературной сказки, пользовавшийся большой популярностью в эпоху романтизма. Автору указывали, что его произведения слишком легковесны для взрослых и недостаточно назидательны, чтобы послужить воспитанию детей. Андерсен сам вначале отдавал главные усилия театру и романам (их было написано шесть).
Решение посвятить себя сказкам Ганс Христиан Андерсен принял лишь в середине 1840-х годов, с этого времени регулярно печатая сборники, которые назывались просто «Сказки». Писателю было ясно, что его аудиторию должны составлять и юные, и взрослые читатели, нередко («Тень», «Колокол») он писал именно для взрослых. Частично его сказки представляют собой обработки народных преданий («Дикие лебеди», «Свинопас») либо версии сказок, и до Ганса Андерсена имевшихся в литературных переложениях (источники – испанский, итальянский фольклор, «Тысяча и одна ночь» и др). Но многие самые известные сказки полностью рождены воображением Андерсена («Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Оле Лукойе», «Аисты»).
IV. Викторина «Знаете ли вы сказки Андерсена».
Испортился листок со списком названий сказок Г.Х. Андерсена, и несведущая машинистка дала им собственные аннотации, руководствуясь «остатками» названий. Восстановите названия, руководствуясь указаниями о месте и количестве пропущенных букв (количество точек указывает на количество пропущенных букв).
№
п/п
Обрывки названия
Ответ
1
Сказка о пище: ..САЛО...
2
Сказка об измерениях: ...АР...ОМ
3
Сказка о работе на току: ....ВЕЙ
4
Сказка о сражении: П...УШКА..РУБ..И.Т
5
Сказка об огороде: О..ЛУК...
6
Сказка об английской принцессе: ДИ...ЛЕ..ДИ
7
Сказка о потерявшейся девочке: ....ЧЬЯ.ОЛ....Я
8
Сказка о молодом деревце: .НЕЖНА.КОР....А
9
Сказка о языкатой девочке: .ЕВ...А.ОС....А..
10
Сказка о цвете африканской страны: ЦВЕТ. МАЛ И..
11
Сказка о безусом юнце: МАЛ УС
12
Сказка о странном суде: СУД ПЕЙ..КА
13
Сказка о закалке: КАЛ..И.ЧАСТЬ.
Ответы: Конечно, все аннотации неверны.
Русалочка.
Старый дом.
Соловей.
Пастушка и Трубочист.
Оле Лукойе.
Дикие лебеди.
Ребячья болтовня.
Снежная королева.
Девочка со спичками.
Цветы маленькой Иды.
Маленький Клаус и большой Клаус.
Судьба Репейника.
Калоши счастья
V. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. И в заключение, вспомним русских писателей, которые создали незабываемые произведения для детей.
Воспитанницы перечисляют детских писателей и их основные произведения.
Классный руководитель Гаврикова Т.И.
15