Классный час Международный день детской книги
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Сокур»
Классный час
Международный День детской книги.
учитель начальных классов:
Гроссу Наталья Андреевна
2015 год
Классный час - Международный День детской книги.
ЦЕЛЬ: Показать важную роль книги в жизни человека, воспитывать бережное отношение к книгам, познакомить детей с историей возникновения праздника Международного дня детской книги, воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.
ОБОРУДОВАНИЕ: выставка детских книг, рисунков, презентация.
Ведущий 1. Книга для любого человека имеет огромное значение. Без книг невозможно обойтись. Приходит она к человеку в самом раннем возрасте. Сам ребенок еще не умеет читать, но мама уже читает ему простые стихи.
Ученик Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший. А. БартоУченик
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего.
Ученик
Книга про все нам расскажет,
Книга все нам покажет:
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьется,
Где тепло, а где мороз
Листья все смахнул с берез.
Если книгу прочитаешь,
Знаний множество получишь,
Лучше Родину узнаешь
И сильней ее полюбишь.
Ведущий: Кто же придумал книгу?
Оказываестя - НИКТО. Ведь люди раньше просто рассказывали друг другу удивительные истории. Но вот появились буквы. Писцы стали вести записи, о том что происходило, и что знали. Так появились первые рукописные книги. Одну книгу писали 5-7 лет. Писцы писали гусиными перьями
Ведущий: На чём же писали книги?
В древней Ассирии царь Ашшурбанипал собрал огромную библиотеку глиняных книг. Глиняные книги – самые древние.
В древней Индии материалом для письма служили пальмовые листья.
В Египетском царстве книги делали из речного тростника - папируса
Сгибать папирус было нельзя: он ломался, поэтому его хранили в свитках.
Со временем люди придумали ещё один материал для письма. Это ПЕРГАМЕНТ, который получали из кожи животных. Овечью или телячью шкуру опускали на 10 дней в раствор извести. Потом промывали, иногда отбеливали, и натягивали на деревянную рамку. Скоблили его металлическим кругом. На толстую книгу уходило 150 шкур.
Наши предки славяне писали на берёзовой коре. Такие книги называли берестяные грамоты.
Из берёзовой коры получают БЕРЕСТУ. Первую настоящую бумагу придумал китаец ЦАЙ ЛУНЬ. Технологию изготовления бумаги китайцы долго держали в тайне.
Ведущий: Как печатали книги?
В 15 веке немец Иоган Гутенберг придумал металлические буквы, из которых набирал текст, покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск на бумаге. В России первый печатный станок сделал Иван Фёдоров. Он и напечатал первый букварь.
Ведущий: Кто работает над книгой?
Лесорубы
Писатели
Художники
Редакторы
Печатники
Ведущий: Из чего же состоит любая книга?
Титульный лист
Шмутцтитул«Красная строка» или абзац
Суперобложка
Корешок обложки
Каптал
ЛяссеИллюстрация
Игра «Составь пословицы о книге»
Не на пользу читать, коли вершки хватать.
Книги не говорят правду, а сказывают.
Книги читаю - мир открываю
Книга-лучший друг
Книга-не самолёт, а за тридевять земель унесёт.
Книги читай, а о деле не забывай..Книга книгой, а своим умом двигай.
С книгой жить – век не тужить.
Книга для ума – что тёплый дождик для всходов зерна.
Книга поможет в труде, выручит в беде.
Книга подобна воде: дорогу пробьёт везде.
С книгой поведёшься – ума наберёшься.
Золото добывают из земли, а знания - из книг.
Книга – мост в мир знаний.
Ведущий: Мы знакомимся с писателями с самого раннего возраста. Сегодня мы вспомним произведения одного писателя в честь которого и отмечают Международный День детской книги-это Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен Ганс Кристиан Андерсен (Andersen, Hans Christian) (1805–1875), датский писатель. Андерсену принадлежат романы, пьесы, книги путевых заметок, стихотворения, однако в литературе он остался прежде всего как автор сказок и историй, составивших 24 сборника, изданных в 1835–1872. Биография Андерсена тоже напоминает сказку. Ганс Андерсен родился в семье сапожника и сам в раннем детстве стал подмастерьем на фабрике, поскольку семья едва сводила концы с концами. Решив стать актером, Ганс Андерсен в четырнадцать лет отправился в Копенгаген и определился учеником-танцовщиком в королевский балет, а затем стал сочинять для сцены и печатать стихи в журналах.
2 апреля в России отмечается День детской книги. Отмечается он ежегодно в день рождения датского писателя-сказочника Ганса Христиана Андерсена.
Праздник отмечается начиная с 1967 года по инициативе и решению Международного совета по детской книге. Обычно к этому дню во многих странах приурочивают проведение недели детской и юношеской книги, а также утренников, конкурсов, выставок и фестивалей, посвященных лучшим книгам мира.
И везде, у всех стран и народов королем праздника считается Андерсен. Писатель очень любил свою родину, Данию, её народ, и ненавидел войны, которые принесли столько горя ему и его соотечественникам. В своих сказках Ганс Христиан рассказывал о простых тружениках и воспевал в них Справедливость, Добро, Любовь, чувство человеческого достоинства. В сказочном мире, созданном писателем, его герои–бедняки мужественно сражаются со своими противниками – богачами, придворными, королями – и побеждают их.
Как хорошо вы знаете сказки Андерсена мы узнаем из викторины. (сл. 5-9)
УЧЕНИКИ «Русалочка» , «Огниво», «Принцесса на горошине», «Новое платье короля», «Дикие лебеди», «Свинопас», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Оле Лукойе», «Аисты»
Ведущий: Начало золотого века детской литературы относится к середине 19 в. К этому времени все наконец признали, что детям, помимо учебников и религиозных сочинений, требуются собственные книги.
В 18 в. у детей появилась возможность выбирать книги по вкусу.
Как вы думаете, нужно ли беречь книгу? Почему?
Послушайте, какой путь проделывает книга прежде, чем прийти к вам.
Пока книга сделается книгой,
Огромный путь она пройти должна.
И сколько знаний требуется разных,
Труд, забота, чтоб родилась она.
Пока бумагу сделают, ребята,
Приложится большой, тяжёлый труд.
Писатель на бумаге пишет книгу,
Потом её в редакцию несут.
За книгой – столько дней рабочих,
Ночей бессонных, помыслов живых…
Писателям я очень благодарна,
За труд упорный уважаю их.
Вот рукопись готова. И редактор
Прочтёт её. Потом отдаст в печать…
За каждое словечко в этой книге
Перед народом нужно отвечать!
Проворная печатная машина
И день, и ночь печатает листы…
Но ведь листы – они ещё не книга,
Её такой читать не станешь ты!
Её подклеить нужно и обрезать,
В хороший переплёт переплести,
Упаковать, на поезде отправить
И по всей стране их развести.
ЗАПОМНИ:
Трудились твой отец и мать,
Тебе бы надо уважать
Труды их и заботы,
Беречь и книжку, и тетрадь,
Не мять, не пачкать, не трепать
Страницы, переплёты.
–А теперь представьте, что книги умеют говорить.
Что бы они тогда сказали?
Инсценировка стихотворения Ильина «Две книжки».
Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
- Ну, как твои делишки? –
Одна спросила у другой.
- Ох, милая, мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложка… Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей.
Тогда летать мне в облаках!
А у тебя целы бока?
- Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на «отлично»!
- А, мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе.
В басне нет загадки:
«Расскажут напрямик
И книжки, и тетрадки
Какой ты ученик». (вместе)
И ежели вы вежливы,
Вы книжки обернёте,
В опрятном, не измазанном
И чистом переплёте.
Любит лётчик самолёт,
Пулемётчик пулемёт,
Как стекло, светло и чисто
Блещет мастера станок.
Содержи и ты в порядке
Парту, книжки и тетрадки.
Ведущий Чтобы знать и понимать все то, что в книге написано, надо читать вдумчиво, не спеша, не пропуская страниц. Книги надо беречь!
Ученик Книги рассказывают нам о нашей Родине, о лучших ее людях, учат разбираться в них.
Ученик Книга - наш помощник в труде. Рабочий читает литературу о технике, чтобы лучше управлять станками; земледелец - по агрономии, чтобы собрать хороший урожай; врач - по медицине, чтобы лучше лечить; учитель - по педагогике, чтобы лучше учить и воспитывать детей.
Ученик Мы читаем книги, которые позволяют стать грамотными людьми, а это даст возможность осознанно выбрать профессию, когда мы станем взрослыми.
Ведущий
Какие книги написаны для любознательных людей? (Энциклопедии, справочники, научно-популярная литература…)
Я к вам обращаюсь, товарищи дети,
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Ведущий А сейчас, ребята, вспомним с вами героев других произведений. Назовите героя и автора.
1. Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного,
Потому что он не птица,
Не тигренок, не лисица,
Не волчонок, не сурок,
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
А зовется... ( Чебурашка. Э. Успенский)
2. Скачет лошадь непростая –
Чудо-грива золотая.
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок –
Удивительный конек
По прозванью... (Горбунок. П. Ершов)
3. Враг людей и враг зверей -
Злой разбойник... (Бармалей. К. Чуковский)
4. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это доктор... (Айболит. К Чуковский)
5. Сейчас потолкуем о книге другой:
Тут синее море, тут берег морской –
Старик вышел к морю, он невод забросил.
Кого-то поймает и что-то попросит.
О жадной старухе рассказ тут пойдет,
А жадность, ребята, к добру не ведет. (А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»)Ведущий Не только серьезные рассказы и стихи можно прочитать в книгах, но и смешные. Давайте послушаем Улю и Филю.
Уля. Здорово, Филя!
Филя. Здорово, Уля!
Уля. Где ты был?
Филя. У матушки.
Уля. Что, мать гостинцев прислала?
Филя. Мать прислала оладушек.
Уля. А где же они?
Филя. Я их под лавку положил.
Уля. Экий ты, Филя, чудак!
Филя. А ты бы, Уля, как?
Уля. Я бы их в печку положила, ты пришел - поел бы. Филя. Мать прислала сарафан.
Уля. А где же он?
Филя. Я его в печку положил.
Уля. Экий ты, Филя, чудак!
Филя. А ты бы, Уля, как?
Уля. Я бы его повесила в шкаф.
Филя. Мать прислала барана.
Уля. А где же он?
Филя. Я его повесил в шкаф.
Уля. Экий ты, Филя, чудак!
Филя. А ты бы, Уля, как?
Уля. Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала. Филя. Мать прислала Настюшку.
Уля. А где же она?
Филя. Я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.
Уля. Экий ты, Филя, чудак!
Филя. А ты бы, Уля, как?
Уля. Я бы ее за стол посадила да чаем напоила. Филя. Мать прислал свинью.
Уля. А где же она?
Филя. Я ее за стол посадил да чаем напоил.
Уля. Экий ты, Филя, чудак!
Филя. А ты бы, Уля, как?
Уля. Ах ты, Филя! Какой ты простофиля!
Ведущий Заканчивается наш классный час, скажите, чему же учат книги? Как надо относиться к книгам?
1.Не забывай возвращать книгу в библиотеку вовремя.
2.Не пиши и не рисуй в книге.
3.Не вырывай листы.
4.Не загибай книгу по корешку.
5.Перелистывая страницы , не смачивай пальцы языком.
6.Не загибай страницы, пользуйся закладкой.
Ведущий Теперь вы знаете, что над книгой трудятся сотни людей и этот труд надо беречь. Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще лучше и бережнее будете относиться к книгам.
Народная мудрость гласит: «Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает. Много знает всегда тот, кто много читает». Желаем вам больше интересных книг!