Рабочая программа по внеурочной деятельности Веселая мастерская
Рабочая программа по внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Веселая мастерская» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе авторской программы «Декоративно-прикладное искусство», автор О.А.Кожина - М.: Просвещение, 2011.
Пояснительная записка
Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни, безусловно, позитивны, и присвоение их подрастающим поколениям, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт, и состоит уникальное значение кружка «Веселая мастерская». При этом следует учитывать, что программа направлена на
-создание условий для развития ребенка;
-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;
-изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
-развитие мотиваций к познанию и творчеству;
-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
-укрепление психического и физического здоровья.
Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Умелые ручки», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.
Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям - организация выставок.
Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «_Хованщинская СОШ», занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю, 34 часа в год, в форме кружка.
Цель программы
- воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов
Задачи:
-научить детей основным техникам изготовления поделок;
-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
-содействовать решению задач эстетического воспитания, развития, воображения, художественного вкуса через понимание прекрасного;
-воспитывать красоту внутреннего мира ребёнка через творчество;
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Планируемые результаты:
Личностные:
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности / неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания
Предметные:
К концу обучения по программе обучающиеся должны:
Знать:
- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов- особенности лепных игрушек; - формы, отличительные черты и соотношение частей тела;
- - правила подбора и подготовки нужной бумаги определённого размера; -правила изготовления модулей нужного размера и цвета;
- правила соединение готовых модулей для воплощения самого изделия;
- правила оформление готового изделия.
Уметь: - работать нужными освоить основные правила изображения;
овладеть материалами и инструментами изобразительной деятельности;
Метопредметные
В результате обучения по программе обучающиеся смогут:
- выполнять задания педагога аккуратно;
- ориентироваться в правах и обязанностях как член коллектива;
- осознавать на нравственное содержание своих поступков через творческую деятельность;
- проявлять интерес (мотивацию) к занятию декоративно-прикладным творчеством; - участвовать в групповой работе в качестве исполнителя;
- использовать полученные знания и умения для выполнения самостоятельной творческой работы;
- оценить достоинства и недостатки своей работы и оценить работу товарищей. - ориентироваться в мире ценностей;
- владеть навыками безопасности при работе с инструментами и материалами; - определять перечень необходимого оборудования для выполнения творческой задачи; - оформлять результаты своей деятельности.
-проявлять такие качества личности, как организованность, целеустремлённость, любознательность, коммуникабельность, дружелюбие, организаторские способности и потребность в здоровом образе жизни.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)
Воспитывающие:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.-
-развитие стремлений к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
-формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности:
- формирование эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
- формирование позитивного отношения к окружающему миру
Тематический план
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Наименование разделов и тем Максимальная нагрузка на обучающегосяЭкскурсии Промежуточный
и итоговый контроль
1 Вводное занятие 2 2 Аппликация 13 2 3 Квиллинг14 4 Оригами 4 1
5 Организация и обсуждение выставки детских работ 1 Итого 34 2 1
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие.(1)
Техника безопасности. Рассматривается план занятий кружка на год. Изучаются инструменты и материалы, которые необходимы для занятий (ножницы, белая и цветная бумага, картон, яичная скорлупа для аппликации, листья для аппликации, готовые изделия. В конце занятия учащиеся знакомятся с техникой безопасности.
2 Аппликация (13ч)
Теория:
- Беседа о различных видах аппликации;
- знакомство с различными видами материалов для аппликации;
-инструктаж по правилам поведения во время экскурсии. Экскурсия в школьный парк;
-знакомство с понятием «Флористика». Инструктаж по т/б при работе с колющими и режущими предметами;
-знакомство со способами работы с яичной скорлупой. Выбор композиции.
-знакомство со способами работы с бумагой. Выбор композиции
Практика:
Сбор природного материала для аппликации
Практика: мини-проект: работа из листьев «Краски осени».
мини-проект «Бабочка».
мини- проект «Пингвин».
мини - проект «Котенок».
мини –проект «Клоун».
(14ч.) 3. КвиллингТеория: Знакомство с техникой изготовления праздничных открыток в технике «квиллинг».
Практика: мини – проект «23 февраля-День Защитника Отечества»;
мини-проект «Дорогой мамочке».
4.Оригами (4ч.)
Теория:
Знакомство со способами работы оригами;
знакомство с техникой изготовления птиц в технике «оригами»;
беседа о истории праздника «Новый год»;
Практика: мини –проект «Лебедь»;
мини-проект «Дед Мороз».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Тема урока Кол-во часов Дата проведения Характеристика деятельности обучающихсяПлан. Факт. 1
1.1 Вводное занятие (1)
Техника безопасности.
1
Освоить правила по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.
2
Аппликация (13)
Освоить способы разметки деталей, приёмы работы с бумагой и картоном
учиться правильно держать ножницы, осторожно с ними обращаться, научиться вырезать точно по прямой линии;
учиться вырезать фигуры для аппликаций с плавными переходами, закруглениями и овалами;
Освоить способы разметки деталей.
Освоить приёмы работы с бумагой и картоном.
Учиться создавать модели по предложенным образцам;
при работе с материалами: экономно и бережно использовать материалы, аккуратно собирать элементы работы, творчески подходить к работе, содержать в порядке рабочее место;
2.1 1 2.2 1 2.3 1 2.4 1 2.5 1 2.6 1 2.7 1 2.8 1 2.9 1
2.10 1
2.11 1 2.12 1 2.13
1 3
Квиллинг (14ч)
Слушать сообщение учителя о данном виде рукоделия;
учиться готовить материал для создания узоров в технике «Квиллинг»;
Создавать узоры и
открытки.
3.1 1 3.2
1 3.3 1 3.4 1 З.5 1 З.6 1 3.7 1 3.8 1 3.9 1 3.10 1 3.11 1 3.12 1 3.13 1 3.14 1 4
Оригами (4)
Учиться изготавливать модули;
Работать над проектами.
4.1 1 4.2 1 4.3 1 4.4 15 Организация и обсуждение выставки детских работ 1 Подготовка работ для выставки.
К концу первого года обучения обучающийся научится:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
Самостоятельно:
- анализировать предложенное учебное задание;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
С помощью учителя:
- выбирать темы для практических работ;
- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
- выдвигать возможные способы их решения;
- доказывать своё мнение.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество* Примечание
1 Библиотечный фонд 1. А.М.Гукасова «Рукоделие в начальных классах», М.Просвещение,1985г,190с.
2. А.М.Гукасова «Внеклассная работа по труду», М.Просвещение, 1981г, 174с.
3. Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги», М.Просвещение,1983г,с132.
4. Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов»,М.Просвещение,1985г,110с.
5. Н.М.Коньшева «Лепка в начальных классах», М.Просвещение, 1985г,78с.
6. Н.Е.Цейтлин «Справочник по трудовому обучению», М. Просвещение,1983г,191с
2. Печатный материал 3. Компьютерные и информационные средства 4 Демонстрационные пособия 5. Натуральные объекты 6. Игры и игрушки Список литературы:
1. А.М.Гукасова «Рукоделие в начальных классах», М.Просвещение,1985г,190с.
2. А.М.Гукасова «Внеклассная работа по труду», М.Просвещение, 1981г, 174с.
3. Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги», М.Просвещение,1983г,с132.
4. Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов»,М.Просвещение,1985г,110с.
5. Н.М.Коньшева «Лепка в начальных классах», М.Просвещение, 1985г,78с.
6. Н.Е.Цейтлин «Справочник по трудовому обучению», М. Просвещение,1983г,191с
7.Журнал «Начальная школа» № 2/1989, № 6/1994, № 8/2000, № 4/2005.
8.Конышева Н.М. «Умелые руки»; «Чудесная мастерская»; «Наш рукотворный мир»; «Секреты мастеров».
9.Куревина О.А. Лутцева Е.А.. «Прекрасное рядом с тобой».