Классный час Азбука военного детства


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнекулойская средняя школа»
Верховажского муниципального района Вологодской области
162321 Вологодская область Верховажский район д. Урусовская
ул. Школьная д.10
телефон 8175933183
«Азбука военного детства»
возраст детей, 12-16 лет
Ф.И.О., должность автора (авторов)
Игнатьевская Татьяна Николаевна, учитель английского языка
Название города, населенного пункта, в котором реализуется работа
д.Урусовская2015г.
Музыка –Второй фортепианный концерт (1 часть) С. Рахманинова
Ученик:
А была ли война?
Может, мне это только приснилось?
Как открою глаза – тишина и покой,
А закрою … и снова в окошко
Холод мерзлой костяшкой стучит,
Да голодная смерть руки тянет…
Как зябко…
Т. Игнатьевская
« …детьми войны признаны дети, родившиеся с 3 сентября 1927 года по 2 сентября 1945 года…»
/Официальный сайт Правительства Вологодской области/

Среди весны, когда радостно поют птицы, а земля, умытая талой водой, дымится своей молодой зеленью, наступает для нашей Родины день, когда мы вспоминаем тех, кто заплатил непомерную цену во имя нашей Победы в далеком мае 1945 –го, вспоминаем усопших, благодарим живых.
И глядя на сегодняшних ребятишек, счастливых, веселых, невольно задумываешься над тем, а что испытывали тогдашние дети, те, кто встретил войну в разном возрасте: кто –то совсем крохой, кто – то подростком, кто – то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Ведущий:
Для убеленных сединой ветеранов, которым в годы войны было от нескольких месяцев до 14 лет, война, наверное, будет сниться всю жизнь. Она – виновница их прерванного детства, их несбыточных мечтаний.
Что испытали они в тяжелые времена, сегодня наш рассказ. Мы приглашаем вас перелистать азбуку военного детства, к сожалению, с пропущенными буквами. Некоторые страницы нашей азбуки украла война…
Чтец:
Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Смертельными тоннами стали,Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли,
Мы просто дышали войной.
В читальнях, притихших и тесных,
На отмелях книжных морей
При свете коптилок железных
Шуршали листы букварей.
А. Иоффе
Было обычное утро, солнышко светило, все сидели за столом - обедали. Среди деревни стояла часовня.
Около неё была поставлена железина, она служила для сбора людей, если случались какие –то происшествия, или нужно было собрать людей на собрание.
И вдруг, как гром среди ясного неба, «забренчала» железина, звук был таким громким, что все повыскакивали из изб и бросились к часовне. Прибежал бригадир Алексей Михайлович, и кричит, чтобы все бежали к церкви. Собрались все, мал и стар, мужчины и женщины, приехал председатель – Фёдор Андреевич который сказал, что он привёз плохую весть – началась война. Сначала было тихо, потом женщины заревели, и начался такой шум… А было это 22 июня 1941 года. Этот день я запомнила на всю жизнь…, да и не только я, наверное…, - вспоминает Ираида Илларионовна Нефедовская, которой в 1941 году исполнилось 15 лет…
Ученик:
На букву «Б» я знаю слово – БезотцовщинаСлово некрасивое, чужое…
Но куда же денешься, когда война
С папой разлучила навсегда…
Т. Игнатьевская
Ведущий:
553 человека ушли на фронт из села Нижне – Кулое. Большинство из них были самыми близкими для детей людьми – папами. Дома у них осталось по двое, трое, четверо, а то и пятеро детей. Вернулись лишь 290. Сколько детей война оставила сиротами.
Летописец:
Надежда Перфильевна Шаляпина вспоминает:
«… в последнем письме отец писал: «Раюшка, береги себя и девочек. Я все равно вернусь домой». А в конце письма: «Завтра идем в бой». Это было последнее его письмо. Мы хранили его и перечитывали каждый вечер. И все ждали возвращения отца. Пришел победный май 1945-го, Мой дедушка сказал: «Наденька, твой папа не придет домой, он погиб». Мне шел шестой год, и я в это не поверила. Я не могла понять, как это мой папа, такой сильный и смелый мог погибнуть… Мы с сестрой Полей каждый день ходили за околицу села и все ждали-ждали папу. Возвращались с войны деревенские мужики, кто без ноги, кто на костылях, а нашего папу мы так и не дождались. От этого было очень горько, а мама все плакала украдкой…»
Тонковская Нина Павловна, жительница д. Урусовская, читает стихотоворение собственного сочинения
«Не пущу»,- кричала дочка, – не пущу»
Телом всем своим прижалася к отцу,
Предвещало ей сердечко страшную беду,
Все кричала, все кричала, как в бреду.
Но ушел отец на страшную войну,
Защищать семью родную и страну.
Не сумел он быть, наверно, в стороне,
Когда сын погиб любимый на войне…
Ох, не зря кричала девочка, не зря
Не пришел отец домой после войны.
Заплатили за Победу все сполна,
Миллионы жизней унесла война…
Цаплина Нина Алексеевна родилась 7 января 1929 года в д. Ореховская Нижнекулойского с/совета. На начало войны ей было 12 годов. В семье было пятеро детей, жили в войну голодные и холодные. Отец, Антуфьев Алексей Иванович был отправлен копать окопы, там и погиб в 1943 году. Мать, Авдотья Ивановна работала в колхозе день и ночь. Сама Нина Алексеевна в войну работала на лесозаготовке зимой, а летом в колхозе. Выращенное зерно нужно было сдавать государству, сами жили впроголодь.
К концу войны Нине Алексеевне было 16 лет.
Селиванова Надежда Фёдоровна родилась в 1933 году, в д. Ореховская, Нижнекулойского сельского совета. Помнит, что на фронт взяли отца и брата Александра. Они оба погибли на войне.
А дома было голодно, собирали колоски в поле, и ели колобки из клевера…
Ведущий:
Выносливость – как нельзя лучше, это качество подходит детям войны. Они на своих хрупких маленьких плечиках вынесли тяготы и заботы, которые и взрослым не всегда были под силу.
Летописец:
Людмила Алексеевна Дружинина, которой в начале войны исполнилось 10 лет вспоминает, что «во время войны помогали матери ухаживать за телятами, которых у нее в стаде было сорок штук, носили воду в огромных деревянных ведрах, пасли телят с сестрой Зоей. А также помогали пахать, боронить. Учиться пришлось мало, когда закончила первый класс, заболела и в школу больше не пошла. Работала и на лесозаготовках, и на сплаве. Работали много, а есть было нечего. От усталости, бессилия иногда опускались руки, даже плакали. Но наступал новый день, и опять начиналась работа…»
Цаплин Борис Васильевич родился в 1930 году. На начало войны ему было всего 11 лет. Семья жила в Лиходиеве, в д. Стрелецкая, Архангельской области. Отец, Василий Александрович моряк флота, стоял на броне. Мать, Александра Ивановна работала и на лесозаготовке, и в колхозе. В финскую войну в 1938-1939 всех мужчин забрали на войну, и мало кто вернулся домой, так что остались женщины и подростки. В Великую Отечественную войну их отправляли на железную дорогу, на ремонт путей Северо - Запад, Воркута – Москва. Часто они работали в лесхимартели, где гнали скипидар и смолу. Так как не было соли, ездили за солёной водой на лошадях с бочками в Тотьму. В колодцах Тотьмы была солёная вода.
Где только не работали подростки во время войны, очень было тяжёлое время.
К окончанию войны Борису Васильевичу исполнилось 15 лет.
Попова Галина Неофидовна родилась 1 апреля 1928 года на хуторе Овинчевка Нижнекулойского сельского совета. В 1939 году пришлось переехать в д. Клюкинская, так как с хутора их выселили. Отец и мать пришли с работы домой, а у дома председатель колхоза вместе с председателем сельского совета и крышу разобрали. Это было сделано для того, чтобы покинули хутор. А осенью, перед Октябрьскими праздниками (7 ноября) 1941 года, когда Галине Неофитовне было 13 лет, направили на лесозаготовки в Пежемский лесопункт, где она и находилась до 5 апреля 1942 года. Всё лето 1942 года работала в колхозе на разных работах, а осенью направили в лесохимию, где осенью и зимой работала на подвозке смолья к смолокуренному заводу на лошадях, а летом работала вздымщиком, то есть гонила живицу. В ЛХУ проработала до 1949 года. За работу в лесхимучастке платили деньги. А хлеб давали так – за невыполнение нормы вывозки смолы давали хлеба 400 грамм, за выполнение – 500 грамм, а за перевыполнение – 600 грамм. Рабочий день был ненормированный. Каждый старался сделать план и перевыполнить, поэтому работали от темна до темна. Чтобы было посветлее, поджигали муравейники и пока он горел, убирали серу.
Были случаи, когда за не выполненную работу через суд приговаривали к принудительным работам до 6 месяцев (это когда отсутствовали несколько часов).
Отец Галины Неофитовны, Попов Неофид Александрович, пришёл с фронта весной 1944 года контуженный, старший брат её – Алексей, погиб на окопах. А Галина Неофитовна во время войны проживала с матерью и двумя братьями и сестрой.
Ведущий:
А еще вера, которая сопровождала их повсюду. Они верили, что война закончится, что вернутся их отцы и братья, что еды будет вдоволь, и наступит новая хорошая жизнь.
Чтец:
Мы родом не из детства, нет!Его война у нас украла!Как будто разом отключили свет,И тьма жестокая настала.И в горле задержался смех,Рыданьем вырвавшись наружу.И слёзы на глазах у тех,Кто провожал отца иль мужа. Н.И. Афанасьева
Ведущий:
Голод был постоянным спутником всегда. По воспоминаниям ветеранов клеверные шишки были основной едой.
Летописец:
Тонковский Александр Иванович вспоминал: «…ели в основном траву: шишки от клевера, лист толкли пополам с мукой, соломы натолкем с овсом и делали колобки. Еле дождемся ягод…»
Тонковская Вера Ксенофонтовна вспоминала: «…хлеба не видали, тайком нарвем шишек клеверных, насушим, да колобков напекем, траву варили, на сенокос давали немного крупы, так с травой и варили… Кто работал в животноводстве, давали немного муки.»
Тонковская Нина Павловна читает стихотворение собственного сочинения:
Был в глазах вечный голод,
И в заплатах штаны.
Горьким потом давался
Хлеб победно войны.
Испеченный с мякиной,
Слаще всех пирогов,
Лучше вы не найдете
Тех военных хлебов.
Вкус его не забылся,
Хоть прошло много лет,
И горбушка казалась
Нам желанней конфет.
С плачем смех вперемежку
И печаль тишины
Никогда не забудем
Хлеб прошедшей войны…
Ведущий:
Доброта… казалось бы, ну как в это жестокое время можно быть добрым. Но люди в деревне были добры друг к другу, всегда помогали, этому учили и детей.
Летописец:
Из воспоминаний Шадриной Марии Феодосьевны: «Женщины, эвакуированные из Ленинграда, организовали детский санаторий, где могли поправить свое здоровье дети. Мне очень хотелось туда попасть, но я не могла оставить больную мать. …эвакуированные женщины показали деревенским жителям, как можно оказывать социальную помощь детям, которые очень нуждаются в такой поддержке».
Ведущий:
Желание помочь фронту, бойцам нашей армии было очень сильным. В школе устраивали соревнования, кто больше напишет писем, свяжет носков, кто красивее украсит кисеты… А еще было желание учиться.
Летописец:
Шадрина Мария Феодосьевна: «Школьники помогали фронту: собирали теплые вещи( рукавицы, носки), шили кисеты для табака. Женщины научились выращивать растения табака на своих огородах, сами обрабатывали и часть отдавали для фронтовых посылок, а часть – для продажи. Собирали деньги, облигации и другие ценные вещи, но их в нашей семье не было…»
Шаляпина Надежда Перфильевна вспоминает: «…мне очень хотелось в школу, я еле дождалась этого дня – 1 сентября 1946 года. Маме было очень трудно собрать в школу троих детей. Для меня не было ни одежды, ни обуви. Сентябрь- месяц я ходила босиком. Потом стало холодно, подмерзла земля. Мама заказала одному старичку лапти. Я очень стеснялась ходить в школу в лаптях. Дойду до школы и снимаю их, спрячу за крыльцо, в школе бегала в одних суконных носках. А идти домой – опять одевала лапти… Вот такое было наше детство».
Чтец:
Учебный год был слишком уж коротким,За парты мы садились лишь зимою,В газетах, книгах старых между строчекПисали не чернилами, а сажею с водою.А лето проводили на фабриках, в полях,На фронте трудовом сражались.Чтобы солдаты в боевых краяхБез хлеба и патронов не остались.Мы ждали почтальона и боялись!Пусть лучше мимо он пройдёт,А вдруг он не письмо желанное доставит,А похоронку принесёт. Н.И. Афанасьева
Ведущий:
Забота не только о самих себе, но и о животных, о соседях, об эвакуированных жителях Ленинграда.
Шадрина Мария Феодосьевна: «…ухаживали за телятами. Телятки были самыми любимыми животными: маленькие безобидные существа, которые нас ждали, ласкались, когда мы приходили. Где – то по дороге найдешь клочок сена, положишь в карман, где лежит «украденная» из дома картошинка. Им отдашь, довольны. Любили, когда мы чистили их щетками…»
Любовь к своей земле, к своей Родине делала людей сильными.
И вот великим единением народаДобыта долгожданная победа.Не описать, не рассказать словами,Какие чувства охватили всех,Смешались боль утраты, ликованьем,Здесь слышан плач, а там – счастливый смехЛетели вверх пилотки, шапки, кепки.Гремело многократное ура!Всё это в памяти так сохранилось крепко,Как будто было это лишь вчера.Стал праздником тот день, святым и светлым,Одним из главных на Руси!Но, Боже справедливый, чашу этуТы мимо сыновей и внуков пронеси.
Н.И. Афанасьева
Мрак. Представьте себе, сегодняшние дети, деревню сороковых… Света не было ни на улице, ни в домах. С приходом сумерек все погружалось в беспросветную мглу…
Чтец:
Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить,Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить.
Почему сыновья не вернулись домой.
Столько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?
Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда –их еда и землянка – их кров,
А мечта – до Победы дожить.
Я смотрю старый фильм и мечтается мне.
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.
А. Иоффе
Ведущий:
Мечта есть у каждого ребенка. О чем мечтали дети войны? Конечно же, о том, чтобы проклятая война закончилась, и тогда наступит мир, будет тепло, будет светить яркое солнышко, и люди будут улыбаться. Они мечтали и о том, что с фронта вернутся их родные, и в домах будут праздники. А еще они мечтали о том, что после войны досыта наедятся.
Ненависть к врагу давала силы детям. А как же иначе, если они не могли, но вставали ни свет- ни заря, падали от усталости, но поднимались и дальше шли за лошадьми в поле во время пахоты или утопали по пояс в снегу, но пилили толстые березы на дрова. Они верили, что своим трудом они помогают бойцам нашей армии. Ведь на фронте было в стократ тяжелей.
Почтальон был в военное время вестником радости и беды. Вся деревня радовалась, если в какой- то дом почтальон приносил треугольничек с фронта, все жители сбегались, и письмо читали вслух, а затем долго обсуждали новости с фронта. Но были другие «форменные» синие письма, и тогда на всю деревню был слышен плач – в дом пришла страшная беда…
Работа от зари до зари сопровождала детей войны. Да и что было делать, если в деревне остались только женщины, старики и дети.
Летописец:
Пилицына Вера Ксенофонтовна вспоминает: «Работала в колхозе. Пахали женщины и дети на быках, водили быка за палку. И на комбайне ездила, колосья загибали на ножи, навоз возили, на сенокос ходили, боронили на лошадях, вязали снопы за жнейкой, а рожь выше нас, еле справлялися… В 12 лет отправили работать в Лесохимию: собирали смолу, «курили» ее на смолокурке за 10 км от дома, а потом возили на лошадях в Вельск Архангельской области, а это за 100 км от нашего села…»
Макаровская Альбина Алексеевна: «…работала на курятнике и телят пасла, и боронила. Была маленькая, на лошадь залезть не могу, пешком целый день за лошадью с бороной и ходила. А вечером от усталости на пашне падала…»
Шадрина Мария Феодосьевна: «… и вот эту эстафету тяжелой жизни мне пришлось взять на себя. Память сохранила субботы и воскресенья, когда в семи кабинетах конторы МТС мыла полы, которые были не крашены. В течение недели рабочие из гаражей МТС столько оставят грязи на полу, и начинается работа со слезами на глазах…Надо было натирать полы лаптем или голиком (старый березовый веник). А сколько надо воды наносить, нагреть, чтобы всю эту грязь смыть… А сколько надо было сил напилить, наколоть дров для топки печей. Тогда топили прямо с воза. Распилишь, расколешь дрова и сразу несешь к печкам. А они сырые, и топиться ну никак не хотели. Ох, и поплакала я у этих печек…»
Лаврова Зоя Евгеньевна, жительница д. Босыгинская вспоминает, что во время войны было очень трудно. Она начала работать с 13 лет в колхозе на ферме, где весь труд был вручную: кормление всего стада, уборка навоза, доили коров тоже вручную. Также работали на сплаву, были совсем молоденькими, но трудностей не боялись. Зоя Евгеньевна помнит, что во время войны было заведено каждую ночь сторожить, то есть нужно было ходить по деревням и смотреть, чтоб в окнах не было огня, так скрывались от самолётов.
Если кто-то не вышел на караул, то наказывали, лишали 5 трудодней. Проверкой занимался председатель сельсовета.
Елизавета Васильевна Тетерина родилась 26 октября 1926 года и была первым ребёнком в семье.
Зимой маленькой Лизе приходилось ходить в школу за 8 км., была Дуравинская начальная школа, а летом работала в колхозе «Красная Звезда», куда входили хутора. Новый хутор и Тефтеньга по большой дороге на Верховажье, а также Меховица, Вишняково и Шеломянова гора. Дети помогали взрослым: убирали камни, которые были по силе. В поле под названием Каменное, по одной стороне были сложены камни стеной, которые потом увозили на стройки. Ещё возили навоз на поля, раскидывали, готовили землю к вспашке, потом боронили. Взрослые научили запрягать лошадей, потом уже запрягали самостоятельно. Теребили руками лён, которого было насеяно много, убирали его, околачивали, расстилали, снимали со стлища, потом уже сушили в овине взрослые женщины. Позднее Елизавета Васильевна уже и сама могла тресту обрабатывать на волокно и за это давали небольшие деньги.
В колхозе работ было очень много. Елизавета Васильевна вспоминает, что боронила на молодой лошади босиком, так как одеть на ноги было нечего, лаптей и то негде было взять, а ели траву. Елизавета Васильевна ходила за травой с верёвкой и серпом на деревенскую навину и несла эту траву в верёвке. Затем её сушили на солнце и на печи, толкли в ступе и пекли колобки, и вот этим и питались. Молоко надо было снести и сдать государству, так как были обязательные поставки. Каждый вечер ходили с молоком на Меховицу, там стоял скотный двор, где и принимали молоко. В школу уходили на неделю, и брали колобки с собой, спали у бабушки, она поддерживала детей чем могла, Елизавета Васильевна и сейчас её вспоминает добрым словом.
Когда осенью вырастала картошка, говорили, что теперь уже не умрём, да и ягоды к тому времени поспевали, которые дети тоже собирали.
17 лет Елизавета Васильевна работала в торговле. Товар получала в Верховажье на складах. Привозила и делила хлеб, который был по талонам, взрослым приходилось по 800 грамм, а иждивенцам – по 300 грамм. Давали и другие товары, что было на складах, и всё надо было разделить.
Дороги тогда были очень плохие, на машине ехали иной раз более суток.
Потом Елизавета Васильевна перешла работать в магазин, где за товаром тоже ездила сама, тоже товар приходилось делить, а в то время в лесу работало много людей.
Затем 3 года перед выходом на пенсию работала бригадиром производственной бригады в колхозе, где каждое утро бегала по домам с нарядом на день. В колхозе было 100 голов коров, и молодняк, да ещё целая конюшня лошадей. Надо было заготовить много корма на зимовку. Поля засевали клевером, косили больше вручную. Колхозы тогда были небольшими. Колхоз «Север» - это три деревни, нужно было зайти в каждый дом с нарядом, а затем Елизавета Васильевна шла на работу вместе со всеми. Покосы были все по речкам, надо было ещё всё замерить, кто сколько скосил, и начислить за работу, тогда были уже небольшие рубли.
Трудовой стаж Елизаветы Васильевны – 48 лет.
Тонковская Александра Фёдоровна родилась в 1929 году, в д. Ивонинская. В семье было 7 детей, 6 девчонок и один сын. Отец Александры Фёдоровны участвовал в Первой Мировой войне. Ей было 12 лет, когда началась Великая Отечественная война. Много ребят односельчан ушли на фронт и не вернулись. Брат у мамы Александры Фёдоровны тоже не пришёл с войны. Она сама закончила только 4 класса и пошла работать, хотя её мама отправляла в школу для продолжения учёбы, но Александра Фёдоровна не пошла, так как не в чём было ходить. На работу ходили в лаптях. Работала кладовщиком в Новой деревне, а её мама всё боялась, что она не сможет работать, вести учёт, потому что было очень строго. Был такой случай, что не хватило 200кг. ячменя, а овса были излишки, но потом излишки оприходовали. Работать приходилось очень много, до темна, так как все работы делали вручную: косили, жали, вязали снопы, а учили, как это всё правильно делать старые бабушки и дедушки.
Ведущий:
Радио было почти единственным средством общения с внешним миром. Его слушали и стар и млад. Конечно, больше всего интересовали сообщения с фронта. Дети войны… Они учились читать по сводкам Информбюро…
А для многих маленьких детей, когда мамы и старшие братья и сестры уходили на работу, оставляя их одних, радио было единственным «развлечением».
С чего начинается память – с берез?
С речного песочка? С дождя на дороге?
А если с убийства? А если со слез?
А если с бездумной тревоги?
А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых, в пыли распростертых!
А если с недетского знания – как
Живое становится мертвым!
И в пять, и в пятнадцать, и в двадцать пять лет
Войной начинается память…
К. Симонов
Ведущий:
Холод. Почему дети войны до сих пор мерзнут? Да потому что, как вспоминает Мария Феодосьевна «кроме голода всех нас прижимал мороз, лютая стужа. Одежда была плохая, валенки тоже изнашивались, а починить их было некому…»
Тонковская Евстолия Арсентьевна: «Что мы пережили в войну, не дай Бог никому так жить…»
И самое главное слово в нашей азбуке – это Память. Мы, сегодняшнее поколение должны знать и помнить о тех суровых годах, о тех людях, которые вынесли на своих плечах эту войну. Потому что без прошлого не может быть будущего!
Чтец:
Воспоминания о детстве военном
В каждом из нас – глубоко сокровенны.
Многие помнят дороги, бомбежки,
Закрытые плотно от света окошки.
Эвакуация, тяжкие близких потери,
Настежь открытые голоду двери.
Сбор колосков и картошки под снегом.
Радость при первых крапивных побегах.
Холодные ночи стояний за хлебом,
С поглядкою частой на страшное небо.
И сводки по радио – не про погоду,
А много ль побито фашистского сброда,
Сегодня бои,
На каком направленьи,
Оставили пункт иль пошли в наступленье.
В госпиталь, в школу бежали в морозы,
Возили дрова, помогали колхозам.
Громадно был важен приход почтальонки
С письмом треугольным, а не с похоронкой!
И ждали, так ждали победного дня,
Надеясь, что вновь соберется родня.
И счастье, и слезы стояли в глазах,
Когда прогремела салюта гроза
Над всею над нашей страною родной,
Над русской великой усталой землей.
Воспоминанья о детстве военном
В памяти каждого – живы, нетленны.
Л. ВинокуроваДети войны? Были ли они героями? Мы считаем, что они совершили огромный подвиг. За время войны не разорились, не были разрушены колхозы, лесохимическое производство на территории нашего села. И маленькие герои вынесли на своих хрупких плечах все тяготы военного времени. А после войны многие из них стали передовиками сельского и лесохимического производства. Их не сломила тяжелая година, она их закалила, потому что именно дети войны являются у нас активными участниками жизни в селе. Они активно работают в составе ветеранской организации села, в клубе «Ветеран», участвуют в ярмарках, конкурсах, принимают участие в художественной самодеятельности. Вместе с учащимися МБОУ «Нижнекулойская средняя школа» работают над реализацией социального проекта «Связь поколений». Ветераны – гости в школе на встречах с учащимися и помощники учащимся в исследовательской деятельности. Все материалы бережно хранятся в школьном краеведческом музее.
На сегодняшний день «детей войны» в селе остался 61 человек. Им уже за 70 -80 лет…
Использованные источники
1.Афанасьева Н.И. «Мы родом не из детства …» -
http://festival.1september.ru/articles/5256192.Винокурова Л. «Воспоминания о детстве военном» -
Смелова Ж.Ж Сценарии и репертуар. Выпуск 5-ый. - М.: «Т и О», 2006 год, стр.65-66
3.Материалы краеведческого музея МБОУ «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» - «Воспоминания далекого военного детства»
4.Стихи А. Иоффе -
http://www.raduga.info/igra/content/scenarii/chdwar.shtml5.Стихотворение К. Симонова «С чего начинается память…» -
http://poet-simonov.narod.ru/Scenarij_lit_ve.htm