Рабочая программа Программное обеспечение ЭВМ


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 13 имени С.Я. МАРШАКА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплин е Программное обеспечение ЭВМ для специальности 05 07 09 «Педагогика начального образования» Москва 2012 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современное общество предъявляет высокие требования к специалистам в области владения информационными технологиями в решении профессиональных задач. Необходимость обу чения информационным и коммуникационным технологиям в целях совершенствования подготовки сов ременного специалиста, очевидна. Поэтому использование современных технических средств, изучение новых информационных технологий является неотъемлемой составляющей современного обучения студентов педагогических колледжей. Дисциплина «Программное обеспечение ЭВМ » является дисциплиной дополнительной подготовки для специалиста квалификации «Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области информатики». Ц ель обучения дисциплине заключается в расширении и углублении знаний студентов в области информационных и телекоммуникационных технологий. Данная программа по дисциплине « Программное обеспечение ЭВМ » направлена на обучение студентов: - 3, 4 курса на базе с реднего (полного) общего образования; - 2, 3 курса на базе основного общего образования. Целью курса является: обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования, хранения и использования информации ; значения информационных технологий в развитии современного общества; привить учащимся навыки сознательного и рационального использования ЭВМ в своей учебной и профессиональной деятельности; обеспечить возможность самостоятельной подготовки к сдаче испыта ний по курсу «Программное обеспечение ЭВМ ». Студент должен знать:  устройство ЭВМ, тенденции развития архитектуры ЭВМ;  программное обеспечение ЭВМ, состав и назначение системного программного обеспечения, различные компьютерные операционные системы, знать приемы работы в операционной системе Windows ;  состав и назначение прикладного программного обеспечения, а именно основные возможности текстовых и графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, а так же приемы работы с прикладным программным обесп ечением;  новые информационные и телекоммуникационные технологии;  содержание школьного курса информатики и возможности использования педагогическ ого программного обеспечения на уроках информатики, виды педагогического программного обеспечения. Студент долже н уметь:  работать с различными операционными системами, файловыми системами;  уметь использовать текстовые редакторы для решения прикладных и профессиональных задач ;  работать с электронными таблицами, базами данных, уметь создавать презентации; 3  работать в р астровых и векторных графических редакторах;  уметь работать с педагогическим программным обеспечением;  уметь организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи;  уметь искать, обрабатывать, хранить информацию по средствам современных компьютерных технологий для решения учебных задач, а в будущем и в профессиональной деятельности . Задачи курса:  выработать потребность обращаться к компьютеру при решении задач из любой предметной области, базирующуюся на осознанном владении информационны ми технологиями;  научить использовать современное программное обеспечение компьютера в своей профессиональной деятельности, а также при решении прикладных задач;  познакомить учащихся с понятием информация, система, алгоритм и их ролью в формировани и соврем енной картины мира;  раскрыть общие закономерности информационных процессов в природе, обществе, технических системах;  развивать алгоритмический и логический стили мышления . Программа составлена на основе Госстандарта СПО (2002 год). Автор программы предпол агает следующие организационные формы обучения: индивидуальная работа, групповая работа и фронтальная работа. Виды работы: лекции , практические занятия. Особое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся как важной активной деятельности учащихся, на правленной на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время. Автор предполагает следующие виды самостоятельных работ: работа с книгой (с текстом), упражнения, подготовка сообщений/докладов/рефератов. После окончания изу чения темы предполагается различные виды контроля: тематический контроль и итоговый контроль в форме устных опросов, контрольных и самостоятельных работ, письменного тестирования, работы на персональном компьютере. Программное обеспечение курса: операционн ая система Microsoft Windows , пакет Microsoft Office , программы Adobe Photoshop , Inkscape , обучающие программы - тренажеры ( BabyType , Training ), пакет для создания тестов VSTester , педагогическое программное обеспечение: пакеты прикладных программ Лого Миры , Остров Драконов, Баба Яга, Мир информатики, Информатикус. 4 Т ематически й план курса № Наименование разделов и тем Макс. учебна я нагруз ка Сам. работа Всего часов Аудиторные часы Формы контроля Лекции Практ. и лаб. Введение 1 - 1 1 - I Раздел I . Понятие «Информация» 9 1 8 6 2 1 Тема 1. Информация и информационные процессы 9 1 8 6 2 Устный опрос, письменное тестирование, контрольная работа 1.1 Понятие «Информация» и ее свойства. Информационные процессы 1 - 1 1 - 1.2 Информация в живой и нежив ой природе. Человек и информация 2 1 1 1 - 1.3 Информационное общество 1 - 1 1 - 1.4 Человек и информация 1 - 1 - 1 1.5 Хранение информации 1 - 1 1 - 1.6 Передача информации 1 - 1 1 - 1.7 Обработка информации 1 - 1 1 - 1.8 Операции над информац ией 1 - 1 - 1 II Раздел II . Компьютер и программное обеспечение 36 6 30 17 13 2 Тема 2. Архитектура ЭВМ 12 2 10 8 2 Устный опрос, упражнения, контрольная работа 2.1 Понятие «Архитектура ЭВМ» 3 2 1 1 - 2.2 Основные компоненты компьютера и их функции (процессор). Типы персональных компьютеров 1 - 1 1 - 2.3 Основные компоненты 1 - 1 1 - 5 компьютера и их функции (устройства ввода и вывода информации) 2.4 Основные компоненты компьютера и их функции (оперативная и долговременная - память). Структура внут ренней и внешней памяти 1 - 1 1 - 2.5 Характеристики компонентов компьютера 1 - 1 - 1 2.6 Носитель и накопитель 1 - 1 1 - 2.7 Принципы фон Неймана 1 - 1 1 - 2.8 Магистрально - модульный принцип 1 - 1 1 - 2.9 Принцип открытой архитектуры 1 - 1 1 - 2.10 Единицы измерения информации 1 - 1 - 1 3 Тема 3. Программное обеспечение ЭВМ 11 1 10 6 4 Устный опрос, работа на ПК, контрольная работа 3.1 Программное обеспечение компьютера 1 - 1 1 - 3.2 Операционная система: назначение и состав 1 - 1 1 - 3. 3 Загрузка операционной системы. Программная обработка данных 1 - 1 1 - 3.4 Операционная система MS - DOS : основные понятия, команды 3 1 2 1 1 3.5 Операционная система Windows : история создания, назначение, пользовательский интерфейс 3 - 3 1 2 3.6 Обол очка Norton Commander 2 - 2 1 1 4 Тема 4. Файловая структура ЭВМ 6 2 4 2 2 Устный опрос, работа на ПК 4.1 Файл, файловая 3 2 1 1 - 6 структура и файловая система 4.2 Операции с файлом 1 - 1 1 - 4.3 Работа в приложении «Проводник». Поиск файла с исполь зованием различных параметров поиска 2 - 2 - 2 5 Тема 5. Стандартные приложения Windows 7 1 6 1 5 Устный опрос, работа на ПК 5.1 Стандартные приложения Windows 2 1 1 1 - 5.2 Создание и обработка текста с использованием приложения «Блокнот». 1 - 1 - 1 5.3 Выполнение вычислений в приложении «Калькулятор». 1 - 1 - 1 5.4 Стандартные приложения служебного назначения 2 - 2 - 2 5.5 Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту 1 - 1 - 1 III Раздел III . Информационные и коммуникационн ые технологии 163 26 137 62 75 6 Тема 6. Информационная технология обработки графических изображений. Графический редактор. 15 3 12 4 8 Устный опрос, работа на ПК, контрольная работа 6.1 Растровая и векторная графика 3 2 1 1 - 6.2 Интерфейс графических р едакторов 3 - 3 1 2 6.3 Сохранение файла в различных 3 1 2 1 1 7 форматах ( BMP , TIFF , GIF , JPEG , WMF , SDA , FRM ) 6.4 Создание и редактирование графических изображений 6 - 6 1 5 7 Тема 7. Информационная технология обработки текстовой информации. Текстов ый редактор. 35 3 32 13 19 Устный опрос, работа на ПК, контрольная работа 7.1 Назначение и интерфейс текстового процессора MS Word 1 - 1 1 - 7.2 Интерфейс текстового процессора MS Word 1 - 1 - 1 7.3 Создание и редактирование текстовых документов (вста вка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текста) 3 - 3 1 2 7.4 Форматирование текста. Параметры шрифта, параметры абзаца 4 - 4 2 2 7.5 Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы 4 - 4 2 2 7.6 Создание документов 1 - 1 1 - 7.7 Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки 2 - 2 1 1 7.8 Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм 3 - 3 1 2 7.9 Включение в текстовый документ формул и графических объектов 3 - 3 1 2 7.10 Проверка правописания. Запись и выделение изменений. Гипертекст 2 - 2 1 1 8 7.11 Создание закладок и ссылок. Сохранение документа в различных текстовых форматах 3 - 3 1 2 7.12 Печать документа. Оптическое распознание отсканированного текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов 6 3 3 1 2 7.13 Создание и редактирование документа 2 - 2 - 2 8 Тема 8. Информационная технология обработки числовой информации. Табличный процессор 31 4 27 12 15 Устный опрос, работа на ПК, контрольная работа 8.1 Табличные р асчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки) 1 - 1 1 - 8.2 Знакомство с MS Excel 1 - 1 - 1 8.3 Типы данных: числа, формулы, текст 1 - 1 1 - 8.4 Создание таблиц 1 - 1 - 1 8.5 Создание и форматирование таблиц 4 - 4 2 2 8.6 Абсолютные и от носительные ссылки 4 1 3 1 2 8.7 Встроенные функции 5 1 4 2 2 8.8 Создание таблиц значений функций в электронных таблицах 4 - 4 2 2 8.9 Построение диаграмм и графиков. Основные типы диаграмм 4 2 2 1 1 8.10 Построение диаграмм с использованием Масте ра диаграмм 2 - 2 1 1 8.11 Сортировка данных 2 - 2 1 1 8.12 Создание и редактирование таблиц 2 - 2 - 2 9 Тема 9. Создание презентаций в среде PowerPoint 22 4 18 4 14 Устный опрос, работа на ПК 9 9.1 Компьютерные презентации: назначение, состав, эргон омические требования к презентации 3 2 1 1 - 9.2 Дизайн презентации и макеты слайдов. Вставка объектов на несколько слайдов 2 - 2 1 1 9.3 Использование анимации и звука в презентации 5 2 3 1 2 9.4 Демонстрация презентации. Создание гиперссылок и упра вляющих кнопок. Flash - анимация. Разработка Flash - анимации. Помещение анимации в презентацию 4 - 4 1 3 9.5 Создание и редактирование презентации 8 - 8 - 8 10 Тема 10. Системы управления базами данных 16 4 12 9 3 Устный опрос, работа на ПК, контрольная р абота 10.1 Базы данных и системы управления базами данных 4 2 2 2 - 10.2 Создание и редактирование базы данных 6 2 4 3 1 10.3 Сортировка в базах данных 3 - 3 2 1 10.4 Поиск в базах данных 3 - 3 2 1 11 Тема 11. Компьютерная графика. Работа в програ мме Adobe Photoshop 23 4 19 11 8 Устный опрос, работа на ПК, контрольная работа 11.1 Понятие растровых и векторных графических изображений 1 - 1 1 - 11.2 Форматы графических файлов 1 - 1 1 - 10 11.3 Оцифровка изображений 3 3 2 1 11.4 Цветовые модели 1 - 1 1 - 11.5 Аппаратные устройства для оцифровки изображений и их характеристики 1 - 1 1 - 11.6 Классификация компьютерной графики 1 - 1 1 - 11.7 Параметры растровых изображений 1 - 1 1 - 11.8 Назначение, возможности, интерфейс программы Adobe Ph otoshop 4 2 2 1 1 11.9 Инструменты программы Adobe Photoshop и приемы работы с ними 6 2 4 2 2 11.1 0 Работа в Adobe Photoshop 4 - 4 - 4 12 Тема 12. Компьютерная графика. Работа в программе Inkscape 13 2 11 7 4 Устный опрос, работа на ПК 12.1 Классифи кация компьютерной графики 1 - 1 1 - 12.2 Оцифровка изображений . Цветовые модели 1 - 1 1 - 12.3 Аппаратные устройства для оцифровки изображений и их характеристики 1 - 1 1 - 12.4 Понятие векторного графического изображения 1 - 1 1 - 12.5 Параметры векторных изображений 2 - 2 1 1 12.6 Назначение, возможности, интерфейс программы Inkscape 1 - 1 1 - 12.7 Инструменты программы Inkscape и приемы работы с ними 6 2 4 1 3 13 Тема 13 . Телекоммуникацион н 8 2 6 2 4 Устный опрос, контрольная 11 ые технологии работа 13.1 Схема передачи данных. Потребность, возможность и классификация компьютерных сетей 1 - 1 1 - 13.2 Локальная и глобальная сеть 3 2 1 1 - 13.3 Общая схема передачи данных, типы локальных сетей 1 - 1 - 1 13.4 А ппаратное обеспечение локаль ной сети, топологии локальных сетей 1 - 1 - 1 13.5 Работа в глобальной сети 2 - 2 - 2 IV Раздел IV . Компьютерные вирусы 8 2 6 4 2 14 Тема 1 4 . Компьютерные вирусы и антивирусные программы 8 2 6 4 2 Устный опрос, контрольная работа 14.1 История компью терных вирусов 3 2 1 1 - 14.2 Классификация компьютерных вирусов 1 - 1 1 - 14.3 Антивирусные программы: назначение, состав, классификация 2 - 2 2 - 14.4 Работа с антивирусными программами 2 - 2 - 2 V Раздел V . История вычислительной техники 6 1 5 3 2 15 Тема 14 . История развития вычислительной техники 6 1 5 3 2 Устный опрос, работа на ПК, контрольная работа 15.1 Счетно - решающие средства до появления ПК. Понятие появление ЭВМ 1 - 1 1 - 12 15.2 Первое, второе, третье, четвертое поколение ЭВМ 1 - 1 1 - 15.3 Перспективы развития компьютерных систем 1 - 1 1 - 15.4 Создание презентации «История развития вычислительной техники» 3 1 2 - 2 VI Раздел VI . Педагогическое программное обеспечение 8 2 6 2 4 16 Тема 1 6 . Педагогическое программное обеспечен ие 8 2 6 2 4 Устный опрос, работа на ПК 16.1 Педагогическое программное обеспечение. Виды программного обеспечения. Требования к программным средствам учебного назначения 1 - 1 1 - 16.2 Обзор педагогического программного обеспечения 4 2 2 1 1 16.3 Раз работка средствами MS EXCEL контролирующего теста 3 - 3 - 3 ВСЕГО: 23 1 38 19 3 94 9 9 13 Содержани е программы Раздел I . Понятие «Информация» Тема 1. Информация и информационные процессы : понятие информация, ее виды и свойства; информация и знания; поня тие информационное общество; понятие информационных процессов; понятие процесса хранения информации; понятие процесса передали информации; понятие процесса обработки информации; понятие информационных процессов. Требования к знаниям и умениям :  Владеть клас сификацией информации, навыками определения свойств и видов информации для некоторого сообщения.  Знать понятие информации и её свойства, классификация информации, понятие информационного процесса, иметь представление о роли технических средств в информацио нных процессах  Уметь приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике, приводить примеры технических устройств, используемых в информационных процессах. Практические работы :  Человек и ин формация  Операции над информацией . Самостоятельная работ а: составление схемы взаимодействия поняти й данного раздела (обобщая схема понятий) . Формы контроля: устный опрос, письменное тестирование. Раздел II . Компьютер и программное обеспечение Тема 2: Арх итектура ЭВМ : понятие архитектура ЭВМ; устройства ввода информации; устройства вывода информации; устройство обработки информации; устройства хранения информации; структура внутренней, внешней памяти; понятие носитель и накопитель; принцип Фон - Неймана, при нцип открытой архитектуры, магистрально - модульный принцип. Требования к знаниям и умениям :  Владеть навыком расчет a количества информации на носителе, приемами работы с единицами измерения информации  Знать правила техники безопасности при работе на ЭВМ, кла ссификацию и назначение устройств компьютера, назначение и состав микропроцессора, и их основные параметры (характеристики), классификацию, назначение, характеристики видов памяти, структуру внутренней и внешней памяти, единицы измерения информации.  Уметь пользоваться клавиатурой ЭВМ, манипулятором «мы ш ь», уметь объяснять отличи я одного вида памяти от другого, уметь объяснить 14 принципы Фон - Неймана, открытой архитектуры, магистрально - модульный принцип. Практические работы :  Характеристики компонентов компьюте ра  Е диницы измерения информации. Самостоятельная работа : подготовка сообщений о новинках в области компьютерной техники . Формы контроля : устный опрос, упражнения, контрольная работа. Тема 3: Программное обеспечение ЭВМ : понятие программное обеспечение компьютера; загрузка, состав, назначение операционной системы; операционная система MS - DOS : основные понятия, команды; оболочка Norton Commander ; операционная система Windows : история создания, назначение, пользовательский интерфейс. Требования к знаниям и умениям :  Владеть приемами работы с меню и окнами операционной системы Windows .  Знать классификацию программного обеспечения, узнать название и получить представление о назначении основных видов программного обеспечения компьютера: функции базового програм много обеспечения, применение языков программирования, инструментальных программных средств, прикладного программного обеспечения, назначение и состав Norton Commander операционная система MS - DOS , назначение, интерфейс, команды оболочки Norton Commander : з нать виды окон, элементы окон, виды меню операционной системы Windows .  Уметь открывать, свернуть, развернуть, переместить, закрывать окно, изменить размеры окна, вызвать главное, контекстное, ниспадающее меню, отобразить горизонтальное меню. Практические р аботы :  Операционная система MS - DOS  Операционная система Windows  Работа с Norton Commander . Самостоятельная работа : подготовка докладов с описанием и принципом работы различных операционных систем ; применение знаний данной темы в профессиональной деятел ьности . Формы контроля : устный опрос, работа на ПК, контрольная работа Тема 4: Файловая структура ЭВМ : понятие файл, понятие файловая структура; понятие файловая система; операции с файлом: создание, перемещение, копиро вание, переименование, удаление; раб ота в приложении «Проводник»: поиск файла с использованием различных параметров поиска. Требования к знаниям и умениям:  Владеть приемами работы с папкой и файлами (создание, перемещение, копирование, переименование, удаление), навыком поиска файла 15 с исполь зованием различных параметров.  Знать понятия «файл», «тип файл а», «путь к файлу», «полное имя файла», понятие «дерево», назначение приложения «Проводник»; алгоритм поиска файла, в том числе с использованием маски.  Уметь создать, переместить, копировать, пе реименовать, удалить папку; создать иерархическую файловую структуру, указать полное имя и путь к файлу; находить нужный файл по маске и с помощью приложения «Проводник»; уметь отображать иерархическую файловую структуру по полным именам файлов, а также ум еть создавать на ПК иерархическую файловую структуру по дереву. Практические работы :  Работа в приложении «Проводник». Поиск файла с использованием различных параметров поиска . Самостоятельная работа : выполнение упражнений по созданию и описанию файловой с труктуры . Формы контроля : устный опрос, работа на ПК Тема 5: Стандартные приложения Windows : использование стандартных приложений Windows ; создание и обработка текста с использованием приложения «Блокнот»; выполнение вычислений в приложении «Калькулятор», стандартные приложения Windows служебного назначения. Требования к знаниям и умениям :  Владеть навыком работы с несколькими окнами одновременно, навыком настраивания приложения «Калькулятор» (обычный и инженерный вид), навыком создания текстовых документов в среде «Блокнот».  Знать назначение, возможности и интерфейс приложений «Блокнот», «Калькулятор», алгоритм копирования данных между приложениями «Блокнот» и «Калькулятор», иметь представления о назначении и составе стандартных приложений Windows служебног о назначения.  Уметь набирать текст на клавиатуре, вводить числовые данные в «Калькулятор» с использованием, как клавиатуры, так и мыши, открывать приложения, сохранять файл созданный в «Блокноте», редактировать, форматировать его. Практические работы :  Соз дание и обработка текста с испол ьзованием приложения «Блокнот»  Выполнение вычислений в пр иложении «Калькулятор»  Стандартные приложения служебного назначения  Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту . Самостоятельная работа: работа с графич ескими материалами учебника ; применение знаний данной темы в работе учителя. Формы контроля : устный опрос, работа на ПК 16 Раздел III . Информационные и коммуникационные технологии Тема 6: Информационная технология обработки графических изображений. Графичес кий редактор : понятие растровых и векторных графических изображений; форматы графических файлов; графический редактор Paint , интерфейс программы; создание графических изображений в Paint ; редактирование графического изображения. Требования к знаниям и умен иям :  Владеть навыками выделять и перемещать фрагмент рисунка, создавать графический объект из типовых фрагментов, выделить, отразить, повернуть, растянуть объект.  Знать назначение и возможности графического редактора Paint , различия форматов графических фа йлов; назначение объектов интерфейса. графического редактора, понятие фрагмент рисунка, графический примитив, способы построения геометрических фигур, понятие пиксель.  Уметь настраивать панель Инструменты, создавать простейшие рисунки с помощью инструментов, сохранять рисунок в файле и открывать файл, сохранять рисунок в разных форматах, использовать при построении геометрических фигур клавишу Shift , редактировать объект по пикселям, уметь добавлять надписи на изображение. Практические работы :  Интерфейс графических редакторов  Создание файла в различных форматах  Создание и редактирование графических изображений . Самостоятельная работа : работа с графическими материалами у чебника ; применение знаний данной темы в работе учителя. Формы контроля : устный опрос, работа на ПК, контрольная работа Тема 7: Информационная технология обработки текстовой информации. Текстовый редактор : назначение и интерфейс текстового процессора MS W ord ; понятие редактирование текста; понятие форматирование текста; виды шрифтов; создание таблиц в MS Word , вставка в документ объекта WordArt , добавление и редактирование рисунка в документе, понятие автофигуры и работа с автофигурами, создание колонтитул а, оформление текста в колонки, формирование оглавления, создание формул по средствам приложения MS Equation , системы распознавания текста. Требования к знаниям и умениям :  Владеть приемами создания, редактирования, форматирования текста.  Знать назначение и возможности текстового процессора MS Word , представление о макете текстового документа, основные элементы текстовых документов и их параметры, технологию создания и редактирования текстового документа, технологию копирования, перемещения и удаления фрагме нтов текста через буфер обмена, возможности текстового процессора по 17 форматированию текста MS Word , графические возможности, назначение и расположение колонтитула, алгоритм добавления формул в документ.  Уметь сохранять текст в файле и открывать файл, набир ать, редактировать, форматировать (изменять начертания шрифта, форматировать абзацы, применять стили для форматирования текста, оформлять лист, используя разнообразные средства MS Word , вставлять в тест объекты WordArt ) текст, создавать списки, создавать и оформлять таблицы, создавать колонтитулы, оформлять текст в колонки, создавать формулы по средствам приложения MS Equation , формирование оглавления. Практические работы :  Интерфейс текстового процессора MS Word  Создание и редактирование текстовых документ ов  Форматирование текста  Создание документов  Разработка и использования стиля  Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм  Включение в текстовый документ формул и графических объектов  Проверка правописания. Запись и выделение изменений. Гиперте кст  Создание закладок и ссылок. Сохранение документа в различных текстовых форматах  Печать документа. Оптическое распознание отсканированного текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов  Создание и редактирование документа . Самостоятельная работ а : подготовка докладов о системах распознавания текста ; применение знаний данной темы в профессиональной деятельности учителя. Формы контроля : устный опрос, работа на ПК, контрольная работа. Тема 8: Информационная технология обработки числовой информации. Табличный процессор : понятие электронной таблицы, назначение и интерфейс электронной таблицы Excel , типы данных; создание и форматирование таблиц; понятие абсолютной и относительной адресация; встроенные функции Excel ; понятие диаграммы и построение диагр амм, сортировка данных. Требования к знаниям и умениям :  Владеть навыками создания, заполнения таблиц, вводом формул для произведения расчетов, правилами записи, использования и копирования формулы, функции; навыком построения и редактирования диаграмм, нав ыком производить сортировку по возрастанию (по убыванию)  Знать назначение табличного процессора, его команд, режимов; объекты электронной таблицы и их характеристики; типы данных в электронной таблице и правила их записи, понятия «ячейка», «адрес ячейки», технологию создания, редактирования и форматирования табличного 18 документа; понятия «ссылка», «относительная ссылка»; «абсолютная ссылка», «смешанная ссылка»; правила записи, использования и копирования формулы, функции; типы диагр амм, в электронной таблице и их составные части, типы сортировок.  Уметь сохранять данные з файле и открывать файл, создавать структуру электронной таблицы и заполнять её данными; копировать элементы электронной таблицы; создавать новые листы в документе; редактировать любой фрагмен т электронной таблицы; записать простую формулу для подсчета, записать формулу с относительной и (или) абсолютной ссылкой, или со смешанной ссылкой; использовать шрифтовое оформление и другие операции форматирования, в том числе перенос по словам, объедине ние ячеек; создавать и редактировать диаграмму, уметь производить сортировку данных. Практические работы :  Знакомство с MS Excel  Создание таблиц  Создание и форматирование таблиц  Абсолютные, относительные и смешанные ссылки  Встроенные функции  Создание табл иц значений функций в электронных таблицах  Построение диаграмм и графиков  Построение диаграмм с использованием Мастера диаграмм  Сортировка данных  Создание и редактирование таблиц . Самостоятельная работа : выполнение упражнений на отработку навыков работы с абсолютной, относительной и смешанной адресацией ; применение знаний данной темы в профессиональной деятельности учителя. Формы контроля : устный опрос, работа на ПК, контрольная работа. Тема 9: Создание презентаций в среде PowerPoint : назначение, обл асти использования и интерфейс приложения PowerPoint ; понятие презентации: назначение, состав эргономические требования к презентации: разметка слайда и применение оформления, структура, сфера применения; типовые объекты презентации; как к одному слайду, т ак и ко всей презентации; создание гиперссылок между слайдами; анимация в PowerPoint ; добавление в презентацию управляющих кнопок. Требований к знаниям и умениям :  Владеть навыками создания и оформления презентации, приемами оформления презентации на основа нии эргономических требований; использованием анимации, гиперссылок и управляющих кнопок в презентации.  Знать назначение и функциональные возможности PowerPoint , объекты и инструменты PowerPoint , технологию настройки PowerPoint , эргономические требования к презентации; алгоритм создания гиперссылки .  Уметь сохранять данные в файле и открывать файл, создавать, 19 оформлять слайд, просматривать презентацию, применять к слайду разметку, создавать гиперссылки, управляющие кнопки для нелинейного перехода между слайд ами, создавать анимацию (по щелчку мыши, по времени), представлять презентацию. Практические работы :  Вставка объектов на несколько слайдов  Использование анимации и звука в презентации  Демонстрация презентации. Создание гиперссылок и управляющих кнопок. Fl ash - анимация. Разработка Flash - анимации. Помещение анимации в презентацию  Создание и редактирование презентации . Самостоятельная работа : поиск, отбор и систематизация информации на заданную тему для последующего создания электронной презентации ; применение знаний данной темы в профессиональной деятельности учителя. Форты контроля : устный опрос, работа на ПК . Тема 10: Системы управления базами данных : понятие базы данных как типа информационной модели, системы управления базами данных, табличные базы данных . Требования к знаниям и умениям :  Владеть навыками создания и оформления табличной базы данных, приемами создания таблиц, запросов, форм отчетов.  Знать понятия «поле базы данных», «запись базы данных», «ключевое ноле», алгоритм работы с объектами системы у правления баз данных, назначение и функциональные возможности приложения Access , инструменты Access .  Уметь открывать, редактировать, сохранять базу данных, создавать таблицу в режиме конструктора, вносить изменения или добавления в базу данных с использова нием форм, уметь производить сортировку, задавать простые запросы, разрабатывать отчеты. Практические работы :  Создание и редактирование базы данных  Создание и сортировка в базах данных  Поиск в базах данных, печать данных с помощью отчетов. Самостоятельная работа : подготовка сообщений о различных типах баз данных ; применение знаний данной темы в профессиональной деятельности учителя. Формы контроля : устный опрос, работа на ПК, контрольная работа Тема 11: Компьютерная графика. Работа в программе Adobe Photo shop : понятие растровых и векторных графических изображений; форматы графических файлов; понятие оцифровки изображений, понятие цветовой модели, аппаратные устройства для оцифровки изображений к их характеристики, параметры растровых изображений, классифик ация 20 компьютерной графики, назначение, возможности, интерфейс программы Adobe Photoshop , инструменты программы и приемы работы с ними. Требования к знаниям и умениям:  Владеть приемами работы с инструментами Adobe Photoshop , навыками выделять и перемещать ф рагмент рисунка, создавать графический объект из типовых фрагментов, выделить, отразить, повернуть, растянуть объект; владеть навыками рисования с использованием различных кистей, навыками ретуши, навыками цветовой и тоновой коррекции фотографий.  Знать пон ятия «цифровое изображение», «дискретизация», «кодирование», «цветовая модель», параметры растровых изображений, назначение и возможности графического процессора Adobe Photoshop , различия форматов графических файлов; назначение объектов интерфейса программ ы Adobe Photoshop , понятие фрагмент рисунка, графический примитив, способы построения геометрических фигур, понятие пиксель; знать приемы работы со старыми или испорченными фотографиями.  Уметь открывать программу Adobe Photoshop , создавать и редактировать файлы, сохранять файлы в различных форматах, уметь настраивать панели инструменты Adobe Photoshop , в том числе уметь переключать и использовать различные виды кистей, создавать простейшие рисунки с помощью инструментов, редактировать объект по пикселям, ум еть добавлять надписи на изображение, уметь анализировать фотографии и использовать приемы ретуширования для восстановления поврежденных фотографий; уметь, используя группу элементов лассо создавать композиций (коллажи). Практические работы :  Оцифровка изо бражений  Знакомство с Adobe Photoshop  Приемы работы с инструментами в Adobe Photoshop  Работа в Adobe Photoshop (цветовая и тоновая коррекция, ретушь, создание композиций (коллажей)). Самостоятельная работа : подготовка докладов о видах цветовых моделей, их особенностях и областях применения ; применение знаний данной темы в работе учителя. Формы контроля : устный опрос, работа на ПК, контрольная работа Тема 12: Компьютерная графика. Работа в программе Inkscape : понятие векторного графического изображения; фор маты векторных графических файлов; оцифровка изображений, цветовые модели, аппаратные устройства для оцифровки изображений и их характеристики, параметры векторных изображений, назначение, возможности, интерфейс программы I nkscape , инструменты программы и приемы работы с ними. Требования к знаниям и умениям:  Владеть приемами работы с инструментами Inkscape , навыками выделять и перемещ ать фрагмент рисунка, создавать графический объект из 21 типовых фрагментов, выделить, отразить, повернуть, растянуть объект: в ладеть навыками рисования с использованием различных кистей.  Знать понятия «цифровое изображение», параметры векторных изображений, назначение и возможности графического процессора Inkscape ., различия форматов графических файлов; назначение объектов интерф ейса программы Inkscape , понятие фрагмент рисунка, графический примитив, способы построения геометрически х фигур, знать приемы работы по созданию и редактированию векторных изображений .  Уметь открывать программу Inkscape , создавать и редактировать файлы, с охранять файлы в различных форматах, уметь настраивать панели инструменты Inkscape , в том числе уметь переключать и использовать различные виды кистей, создавать простейшие рисунки с помощью инструментов, уметь создавать контуры и заливку для графических п римитивов, уметь добавлять надписи на изображение. Практические работы :  Параметры векторных изображений  Работа с программой Inkscape . Самостоятельная работа : упражнения для отработки умений и навыков работы в Inkscape ; применение знаний данной темы в проф ессиональной деятельности учителя. Формы контроля : устный опрос, работа на ПК. Тема 1 3 : Телекоммуникационные технологии : общая схема передачи данных, потребность создания компьютерных сетей, возможности компьютерной сети, классификация компьютерных сете й, типы локальных сетей, аппаратное обеспечение локальной сети, топологии локальных сетей, глобальная сеть Internet : история развития Internet , структура Internet , способы подключения к Internet , адресация в сети Internet , протоколы передачи данных; сервис ы Internet . Требования к знаниям и умениям :  Владеть классификацией компьютерных сетей  Знать понятия «пропускная скорость канала», «компьютерная сеть», «топология локальной сети», виды топологий сети, знать назначение различных видов компьютерных сетей, стр уктуру Internet , отличия, достоинства и недостатки способов подключения к Internet , типы адресации. Internet , протоколы передачи данных: назначение и принципы работы.  Уметь называть достоинства и недостачи различных топологий компьютерной сети, уметь испол ьзовать локальную сеть для обмена данными. Практические работы :  О бщая схема передачи данных, типы локальных сетей  А ппаратное обеспечение локальной сети, топологии локальных сетей  Работа в глобальной сети Самостоятельная работа : подготовка докладов о разл ичных аспектах 22 использования глобальной сети Интернет ; применение знаний данной темы в профессиональной деятельности учителя. Формы контроля : устный опрос, контрольная работа. Раздел IV . Компьютерные вирусы Тема 1 4 : Компьютерные вирусы : история, классифи кация компьютерных вирусов; антивирусные программы: назначение, состав, класс ификация. Требования к знаниям и умениям :  Владеть различными классификациями компьютерных вирусов, антивирусных программ.  Знать понятие «компьютерный вирус», знать основные пути з аражения компьютерным вирусом, основные признаки заражения персонального компьютера, назначение и функциональные возможности антивирусных программ.  Уметь отличать типы компьютерных вирусов по способу их проявления, по их возможностям и типам оказываемых по вреждений, уметь предполагать использование антивирусной программы в зависимости от типа компьютерного вируса. Практические работы :  Работа с антивирусными программами Самостоятельная работа : подготовка рефератов о видах компьютерных вирусов, принципах их работы, возможных способах защиты ; применение знаний данной темы в профессиональной деятельности учителя. Формы контроля : устный опрос, контрольная работа Раздел V . История вычислительной техники Тема 1 5 : История развития вычислительной техники : счетно - р ешающие средства до появления ПК; понятие поколение ЭВМ, первое поколение ЭВМ; второе поколение ЭВМ; третье поколение ЭВМ; четвертое поколение ЭВМ; создание презентации «история развития вычислительной техники»; перспективы развития компьютерных систем. Тр ебования к знаниям и умениям :  Владеть навыками создания, оформления, представления презентации.  Знать историю развития компьютерной техники, перспективы развития компьютерной техники.  Уметь рассказать о характерных особенностях каждого этапа развития компь ютерной техники, привести примеры моделей ЭВМ каждого этапа . Практические работы : 23  Создание презентации «История развития вычислительной техники ». Самостоятельная работа : подбор материала для презентации «История развития ВТ». Формы контроля : устный опр ос, работа на ПК , контрольная работа Раздел VI . Педагогическое программное обеспечение Тема 1 6 : Педагогическое программное обеспечение : понятие педагогическое программное обеспечение, виды педагогического программного обеспечения, требования к программны м средствам учебного назначения, обзор педагогического программного обеспечения, разработка средствами MS Exce l контролирующего теста. Требования к знаниям и умениям:  Владеть навыками работы в приложении MS Excel .  Знать понятие «педагогическое программное обеспечение», вид педагогического программного обеспечения, суть педагогических, эргономических, эстетических и технических требований к педагогическому программному обеспечению.  Уметь создавать контролирующий тест в MS Excel , производить автоматический п одсчет числа верных ответов и в соответствии к критерием автоматически определять отметку, защищать его от умышленного или специального искажения. Практические работы :  Обзор педагогического программного обеспечения (обучающие, контролирующие программы)  Ра зработка средствами MS EXCEL контролирующего теста Самостоятельная работа : обзор педагогического программного обеспечения (обуча ющие, контролирующие программы); применение знаний данной темы в профессиональной деятельности учителя. Формы контроля : устный опрос, работа на ПК 24 Список литературы : 1. Босова Л.Л. Давыдов В.П. Роберт И.В. Кабинет информатики: Методическое пособие. 2 - е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. – 135 с . 2. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании. Ростов - на - Дону: Фен икс, 2010. – 315 с. 3. Гурский Ю.А, Гурская - И.В, Жвалевский А.В. Компьютерная графика. - СПб.: Питер, 2006 4. Диго С.М. Базы данных. Проектирование и создание: Учебно - методический комплекс. - М.: Изд.центр ЕАОИ, 2008. - 171 с. 5. Додж М, Стинсон К, (пер. с анг. В. Широков). Эффективная работа с MS Excel . - СПб.: Питер, 2003 6. Житкова О.А., Кудрявцев а Е.К. Тематический контроль по информатике. — М.: Интеллект - центр. 2003 7. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов пед. Вузов. 4 - е изд., стер. - М.: Академия, 2008. – 192с. 8. Златопольский Д.М. 1700 заданий по MS Excel . - СПб.: БХВ - Петербург, 2003 9. Златопольский Д.М. Интеллектуальные игры в информатике. – СПб.: БХВ - Петербург, 2004. – 385 с. 10. Кузнецов А. А., Пугач В.И., Добудько Т.В., Матвеева Н.В. Тестовые задания по информатике. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003 11. Лапчик М.П, Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики. - М.: Академия, 2003 12. Левченко И.В, Заславская О.Ю. Ин форматика и информационно - коммуни кационные технологии. - М.: АШСиППРО, 2005 13. Левченко И.В, Заславская О.Ю. И нформатика и информационно - коммуникационные технологии. Сборник учебных задач. М.: АПКиППРО, 2006 14. Лушш С.А. Изучаем Adobe Photoshop . - СПб.: Питер, 2005 15. Макаров а Н.В., Волков В.Б. Информатика. - СПб.: Питер, 2011. - 576 с. 16. Михеева Е.В. Информационные технологиив профессиональной деятельности: учебное пособие. – М., Академия, 2010. – 384 с. 17. Могилев А.В, Пак Н.И,. Хеннер Е.К. Информатика. - М.: Академия, 2004 18. Муль тимедиа в образовании: Специализированный учебный курс. Бент Б.А. – 2 - е изд., испр., доп. - М.: Дрофа, 2007. - 224 с. 19. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Буха ркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – 4 - е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с. 20. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике: Методическое пособие. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2005. – 228 с. 21. Полат Е .С. Современные педагогические и информационные 25 технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – 2 - е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с. 22. Пятибратов А.П., Гудыно Л.П ., Кириченко А.А. Вычислительные машины, сети и телекоммуникационные системы: Учебно - методический комплекс. - М.: Изд.центр ЕАОИ, 2009. - 292 с. 23. Семенов А.Л. Информационные и коммуникационные технологии в общем образовании. Теория и практика. – Юнеско, 2 006. – 327 с. 24. Соболь Б.В., Галин А.Б., Панов Ю.В., Рашидова Е.В., Садовой Н.Н. Информатика. - Ростов на Дону: Феникс, 2010. 448 с. 25. Соловьева ЛюФ. Компьютерные технологии для учителя: Электронный учебник на С D . – СПб.: БХВ - Петербург, 2007. - 160 с. 26. Ставрова О.Б. Применение компьютера в профессиональной деятельности учителя. – М.: Интеллект - Центр, 2007. – 144 с. 27. Степанов А.Н. Информатика. - СПб.: Питер, 2009. - 720 с. 28. Таненбаум Э. Современные операционные системы. - СПб.: Питер, 2010. - 1120 с. 29. Угринович Н .Д. Информатика и информационные технологии. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003 30. Хубаев Г.Н. Информатика. - Ростов на Дону: МарТ; Феникс, 2010. - 288 с. Интернет - ресурсы: 1. Российское образование: федеральный портал. URL : http://www.edu.ru/ 2. Сайт Федерального Государственного Образовательного стандарта. URL : http://standart.edu.ru/ . 3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. URL : http://school - collection.edu.ru/ 4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: портал. URL : http://window.edu.ru . 5. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: http :// www . obrnadzor . gov . ru – 01.01.2004 6. Инфор мационно - коммуникационные технологии в образовании: федеральный образовательный портал. http :// ict . edu . ru / . 7. Модернизация российского образования: http:// modern / ed / gov / ru / 31.