Рабочая программа Программное обеспечение ЭВМ
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 13 имени С.Я. МАРШАКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
дисциплин
е
Программное обеспечение ЭВМ
для специальности
05
07
09 «Педагогика начального образования»
Москва
2012
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное общество предъявляет высокие требования к специалистам в
области владения информационными технологиями в решении
профессиональных задач. Необходимость обу
чения информационным и
коммуникационным
технологиям в целях совершенствования подготовки
сов
ременного специалиста, очевидна.
Поэтому использование современных
технических средств, изучение новых информационных технологий является
неотъемлемой составляющей
современного обучения студентов педагогических
колледжей. Дисциплина «Программное обеспечение
ЭВМ
» является дисциплиной
дополнительной подготовки для специалиста квалификации «Учитель начальных
классов с дополнительной подготовкой в области информатики». Ц
ель обучения
дисциплине заключается в расширении и углублении знаний студентов в области
информационных и телекоммуникационных технологий.
Данная программа по дисциплине «
Программное обеспечение ЭВМ
»
направлена на обучение студентов:
-
3,
4 курса на базе с
реднего (полного) общего образования;
-
2, 3 курса на базе основного общего образования.
Целью курса
является: обеспечить прочное и сознательное овладение
учащимися основами знаний о процессах получения, преобразования, хранения и
использования информации
; значения информационных технологий в развитии
современного общества; привить учащимся навыки сознательного и
рационального использования ЭВМ в своей учебной и профессиональной
деятельности; обеспечить возможность самостоятельной подготовки к сдаче
испыта
ний по курсу «Программное обеспечение
ЭВМ
».
Студент должен знать:
устройство ЭВМ, тенденции развития архитектуры ЭВМ;
программное обеспечение ЭВМ, состав и назначение системного
программного обеспечения, различные
компьютерные
операционные
системы, знать
приемы работы в операционной системе
Windows
;
состав и назначение прикладного программного обеспечения,
а
именно основные возможности текстовых и графических
редакторов,
электронных таблиц, баз данных, а так же
приемы работы с
прикладным
программным обесп
ечением;
новые информационные и телекоммуникационные технологии;
содержание школьного
курса информатики и возможности
использования педагогическ
ого программного обеспечения на
уроках
информатики, виды педагогического программного
обеспечения.
Студент долже
н уметь:
работать с различными операционными системами, файловыми
системами;
уметь использовать текстовые редакторы для решения прикладных и
профессиональных задач
;
работать с электронными таблицами, базами данных, уметь
создавать
презентации;
3
работать в р
астровых и векторных графических редакторах;
уметь работать с педагогическим программным обеспечением;
уметь организовать
поиск
информации,
необходимой
для решения
поставленной задачи;
уметь искать, обрабатывать, хранить информацию по средствам
современных
компьютерных технологий для решения учебных
задач,
а в будущем и в профессиональной деятельности
.
Задачи курса:
выработать потребность обращаться к компьютеру при решении задач из
любой предметной области, базирующуюся на осознанном владении
информационны
ми технологиями;
научить использовать современное программное обеспечение
компьютера
в
своей профессиональной деятельности, а также при
решении прикладных
задач;
познакомить учащихся с понятием
информация, система, алгоритм и
их
ролью в формировани
и
соврем
енной картины мира;
раскрыть общие закономерности информационных процессов в
природе,
обществе, технических системах;
развивать алгоритмический и логический стили мышления
.
Программа составлена на основе Госстандарта СПО (2002 год). Автор
программы предпол
агает следующие организационные формы обучения:
индивидуальная работа, групповая работа и фронтальная работа. Виды работы:
лекции
, практические занятия. Особое
внимание уделяется самостоятельной
работе учащихся как важной активной деятельности учащихся, на
правленной на
выполнение поставленной дидактической цели
в
специально отведенное для
этого время. Автор предполагает следующие виды самостоятельных работ: работа
с книгой (с текстом), упражнения, подготовка сообщений/докладов/рефератов.
После окончания изу
чения темы предполагается различные виды контроля:
тематический контроль и итоговый контроль в форме устных опросов,
контрольных и самостоятельных работ, письменного тестирования, работы на
персональном компьютере.
Программное обеспечение курса: операционн
ая система
Microsoft
Windows
,
пакет
Microsoft
Office
, программы
Adobe
Photoshop
,
Inkscape
, обучающие
программы
-
тренажеры (
BabyType
,
Training
), пакет для создания тестов
VSTester
,
педагогическое программное обеспечение: пакеты прикладных программ Лого
Миры
,
Остров Драконов, Баба Яга,
Мир информатики, Информатикус.
4
Т
ематически
й
план курса
№
Наименование
разделов и тем
Макс.
учебна
я
нагруз
ка
Сам.
работа
Всего
часов
Аудиторные
часы
Формы
контроля
Лекции
Практ. и
лаб.
Введение
1
-
1
1
-
I
Раздел
I
.
Понятие
«Информация»
9
1
8
6
2
1
Тема
1.
Информация и
информационные
процессы
9
1
8
6
2
Устный опрос,
письменное
тестирование,
контрольная
работа
1.1
Понятие «Информация»
и ее свойства.
Информационные
процессы
1
-
1
1
-
1.2
Информация в живой и
нежив
ой природе.
Человек и информация
2
1
1
1
-
1.3
Информационное
общество
1
-
1
1
-
1.4
Человек и информация
1
-
1
-
1
1.5
Хранение информации
1
-
1
1
-
1.6
Передача информации
1
-
1
1
-
1.7
Обработка информации
1
-
1
1
-
1.8
Операции над
информац
ией
1
-
1
-
1
II
Раздел
II
.
Компьютер и
программное
обеспечение
36
6
30
17
13
2
Тема
2.
Архитектура
ЭВМ
12
2
10
8
2
Устный опрос,
упражнения,
контрольная
работа
2.1
Понятие «Архитектура
ЭВМ»
3
2
1
1
-
2.2
Основные компоненты
компьютера и их
функции
(процессор).
Типы персональных
компьютеров
1
-
1
1
-
2.3
Основные компоненты
1
-
1
1
-
5
компьютера и их
функции (устройства
ввода и вывода
информации)
2.4
Основные компоненты
компьютера и их
функции (оперативная
и долговременная
-
память). Структура
внут
ренней и внешней
памяти
1
-
1
1
-
2.5
Характеристики
компонентов
компьютера
1
-
1
-
1
2.6
Носитель и накопитель
1
-
1
1
-
2.7
Принципы фон
Неймана
1
-
1
1
-
2.8
Магистрально
-
модульный принцип
1
-
1
1
-
2.9
Принцип открытой
архитектуры
1
-
1
1
-
2.10
Единицы измерения
информации
1
-
1
-
1
3
Тема
3.
Программное
обеспечение ЭВМ
11
1
10
6
4
Устный опрос,
работа на ПК,
контрольная
работа
3.1
Программное
обеспечение
компьютера
1
-
1
1
-
3.2
Операционная система:
назначение и состав
1
-
1
1
-
3.
3
Загрузка операционной
системы. Программная
обработка данных
1
-
1
1
-
3.4
Операционная система
MS
-
DOS
: основные
понятия, команды
3
1
2
1
1
3.5
Операционная система
Windows
: история
создания, назначение,
пользовательский
интерфейс
3
-
3
1
2
3.6
Обол
очка
Norton
Commander
2
-
2
1
1
4
Тема
4.
Файловая
структура ЭВМ
6
2
4
2
2
Устный опрос,
работа на ПК
4.1
Файл, файловая
3
2
1
1
-
6
структура и файловая
система
4.2
Операции с файлом
1
-
1
1
-
4.3
Работа в приложении
«Проводник». Поиск
файла с
исполь
зованием
различных параметров
поиска
2
-
2
-
2
5
Тема
5.
Стандартные
приложения
Windows
7
1
6
1
5
Устный опрос,
работа на ПК
5.1
Стандартные
приложения
Windows
2
1
1
1
-
5.2
Создание и обработка
текста с
использованием
приложения «Блокнот».
1
-
1
-
1
5.3
Выполнение
вычислений в
приложении
«Калькулятор».
1
-
1
-
1
5.4
Стандартные
приложения
служебного назначения
2
-
2
-
2
5.5
Эксплуатационные
требования к
компьютерному
рабочему месту
1
-
1
-
1
III
Раздел
III
.
Информационные
и
коммуникационн
ые
технологии
163
26
137
62
75
6
Тема
6.
Информационная
технология обработки
графических
изображений.
Графический
редактор.
15
3
12
4
8
Устный опрос,
работа на ПК,
контрольная
работа
6.1
Растровая и векторная
графика
3
2
1
1
-
6.2
Интерфейс
графических
р
едакторов
3
-
3
1
2
6.3
Сохранение
файла в различных
3
1
2
1
1
7
форматах (
BMP
,
TIFF
,
GIF
,
JPEG
,
WMF
,
SDA
,
FRM
)
6.4
Создание и
редактирование
графических
изображений
6
-
6
1
5
7
Тема
7.
Информационная
технология обработки
текстовой
информации.
Текстов
ый редактор.
35
3
32
13
19
Устный опрос,
работа на ПК,
контрольная
работа
7.1
Назначение и
интерфейс текстового
процессора
MS
Word
1
-
1
1
-
7.2
Интерфейс текстового
процессора
MS
Word
1
-
1
-
1
7.3
Создание и
редактирование
текстовых документов
(вста
вка, удаление и
замена символов,
работа с фрагментами
текста)
3
-
3
1
2
7.4
Форматирование
текста. Параметры
шрифта, параметры
абзаца
4
-
4
2
2
7.5
Нумерация и
ориентация страниц.
Размеры страницы,
величина полей.
Колонтитулы
4
-
4
2
2
7.6
Создание
документов
1
-
1
1
-
7.7
Разработка и
использование стиля:
абзацы, заголовки
2
-
2
1
1
7.8
Включение в текстовый
документ списков,
таблиц, диаграмм
3
-
3
1
2
7.9
Включение в текстовый
документ формул и
графических объектов
3
-
3
1
2
7.10
Проверка
правописания. Запись и
выделение изменений.
Гипертекст
2
-
2
1
1
8
7.11
Создание закладок и
ссылок. Сохранение
документа в различных
текстовых форматах
3
-
3
1
2
7.12
Печать документа.
Оптическое
распознание
отсканированного
текста. Компьютерные
словари
и системы
перевода текстов
6
3
3
1
2
7.13
Создание и
редактирование
документа
2
-
2
-
2
8
Тема
8.
Информационная
технология обработки
числовой
информации.
Табличный
процессор
31
4
27
12
15
Устный опрос,
работа на ПК,
контрольная
работа
8.1
Табличные р
асчеты и
электронные таблицы
(столбцы, строки,
ячейки)
1
-
1
1
-
8.2
Знакомство с
MS
Excel
1
-
1
-
1
8.3
Типы данных: числа,
формулы, текст
1
-
1
1
-
8.4
Создание таблиц
1
-
1
-
1
8.5
Создание и
форматирование таблиц
4
-
4
2
2
8.6
Абсолютные и
от
носительные ссылки
4
1
3
1
2
8.7
Встроенные функции
5
1
4
2
2
8.8
Создание таблиц
значений функций в
электронных таблицах
4
-
4
2
2
8.9
Построение диаграмм и
графиков. Основные
типы диаграмм
4
2
2
1
1
8.10
Построение диаграмм с
использованием
Масте
ра диаграмм
2
-
2
1
1
8.11
Сортировка данных
2
-
2
1
1
8.12
Создание и
редактирование таблиц
2
-
2
-
2
9
Тема
9.
Создание
презентаций
в среде
PowerPoint
22
4
18
4
14
Устный опрос,
работа на ПК
9
9.1
Компьютерные
презентации:
назначение, состав,
эргон
омические
требования к
презентации
3
2
1
1
-
9.2
Дизайн презентации и
макеты слайдов.
Вставка объектов на
несколько слайдов
2
-
2
1
1
9.3
Использование
анимации и звука в
презентации
5
2
3
1
2
9.4
Демонстрация
презентации. Создание
гиперссылок и
упра
вляющих кнопок.
Flash
-
анимация.
Разработка
Flash
-
анимации. Помещение
анимации в
презентацию
4
-
4
1
3
9.5
Создание и
редактирование
презентации
8
-
8
-
8
10
Тема
10.
Системы
управления
базами
данных
16
4
12
9
3
Устный опрос,
работа на ПК,
контрольная
р
абота
10.1
Базы данных и системы
управления базами
данных
4
2
2
2
-
10.2
Создание и
редактирование базы
данных
6
2
4
3
1
10.3
Сортировка в базах
данных
3
-
3
2
1
10.4
Поиск в базах данных
3
-
3
2
1
11
Тема
11.
Компьютерная
графика. Работа в
програ
мме
Adobe
Photoshop
23
4
19
11
8
Устный опрос,
работа на ПК,
контрольная
работа
11.1
Понятие растровых и
векторных графических
изображений
1
-
1
1
-
11.2
Форматы графических
файлов
1
-
1
1
-
10
11.3
Оцифровка
изображений
3
3
2
1
11.4
Цветовые модели
1
-
1
1
-
11.5
Аппаратные устройства
для оцифровки
изображений и их
характеристики
1
-
1
1
-
11.6
Классификация
компьютерной графики
1
-
1
1
-
11.7
Параметры растровых
изображений
1
-
1
1
-
11.8
Назначение,
возможности,
интерфейс программы
Adobe
Ph
otoshop
4
2
2
1
1
11.9
Инструменты
программы
Adobe
Photoshop
и приемы
работы с ними
6
2
4
2
2
11.1
0
Работа в
Adobe
Photoshop
4
-
4
-
4
12
Тема
12.
Компьютерная
графика. Работа в
программе
Inkscape
13
2
11
7
4
Устный опрос,
работа на ПК
12.1
Классифи
кация
компьютерной графики
1
-
1
1
-
12.2
Оцифровка
изображений
. Цветовые
модели
1
-
1
1
-
12.3
Аппаратные устройства
для оцифровки
изображений и их
характеристики
1
-
1
1
-
12.4
Понятие векторного
графического
изображения
1
-
1
1
-
12.5
Параметры
векторных
изображений
2
-
2
1
1
12.6
Назначение,
возможности,
интерфейс программы
Inkscape
1
-
1
1
-
12.7
Инструменты
программы
Inkscape
и
приемы работы с ними
6
2
4
1
3
13
Тема 13
.
Телекоммуникацион
н
8
2
6
2
4
Устный опрос,
контрольная
11
ые технологии
работа
13.1
Схема передачи
данных. Потребность,
возможность и
классификация
компьютерных сетей
1
-
1
1
-
13.2
Локальная и глобальная
сеть
3
2
1
1
-
13.3
Общая схема передачи
данных, типы
локальных сетей
1
-
1
-
1
13.4
А
ппаратное
обеспечение локаль
ной
сети, топологии
локальных сетей
1
-
1
-
1
13.5
Работа в глобальной
сети
2
-
2
-
2
IV
Раздел
IV
.
Компьютерные
вирусы
8
2
6
4
2
14
Тема
1
4
.
Компьютерные
вирусы и
антивирусные
программы
8
2
6
4
2
Устный опрос,
контрольная
работа
14.1
История компью
терных
вирусов
3
2
1
1
-
14.2
Классификация
компьютерных вирусов
1
-
1
1
-
14.3
Антивирусные
программы:
назначение, состав,
классификация
2
-
2
2
-
14.4
Работа с
антивирусными
программами
2
-
2
-
2
V
Раздел
V
. История
вычислительной
техники
6
1
5
3
2
15
Тема 14
. История
развития
вычислительной
техники
6
1
5
3
2
Устный опрос,
работа на ПК,
контрольная
работа
15.1
Счетно
-
решающие
средства до появления
ПК. Понятие появление
ЭВМ
1
-
1
1
-
12
15.2
Первое, второе, третье,
четвертое поколение
ЭВМ
1
-
1
1
-
15.3
Перспективы развития
компьютерных систем
1
-
1
1
-
15.4
Создание презентации
«История развития
вычислительной
техники»
3
1
2
-
2
VI
Раздел
VI
.
Педагогическое
программное
обеспечение
8
2
6
2
4
16
Тема
1
6
.
Педагогическое
программное
обеспечен
ие
8
2
6
2
4
Устный опрос,
работа на ПК
16.1
Педагогическое
программное
обеспечение. Виды
программного
обеспечения.
Требования к
программным
средствам учебного
назначения
1
-
1
1
-
16.2
Обзор педагогического
программного
обеспечения
4
2
2
1
1
16.3
Раз
работка средствами
MS
EXCEL
контролирующего теста
3
-
3
-
3
ВСЕГО:
23
1
38
19
3
94
9
9
13
Содержани
е программы
Раздел
I
. Понятие «Информация»
Тема
1. Информация и
информационные
процессы
: понятие
информация, ее виды и свойства; информация и знания; поня
тие
информационное общество; понятие информационных процессов; понятие
процесса хранения информации; понятие процесса передали информации;
понятие процесса обработки информации; понятие информационных
процессов.
Требования к знаниям и умениям
:
Владеть клас
сификацией информации, навыками определения
свойств и видов информации для некоторого сообщения.
Знать понятие информации и её свойства, классификация
информации, понятие информационного процесса, иметь представление о роли
технических средств в информацио
нных процессах
Уметь приводить примеры передачи, хранения и обработки
информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике,
приводить примеры технических устройств, используемых в информационных
процессах.
Практические
работы
:
Человек и ин
формация
Операции над информацией
.
Самостоятельная
работ
а:
составление схемы взаимодействия поняти
й
данного раздела
(обобщая схема понятий)
.
Формы контроля:
устный опрос, письменное тестирование.
Раздел
II
. Компьютер и программное обеспечение
Тема
2: Арх
итектура ЭВМ
: понятие архитектура ЭВМ; устройства
ввода информации; устройства
вывода информации; устройство обработки
информации;
устройства хранения информации; структура внутренней,
внешней памяти; понятие носитель
и
накопитель; принцип Фон
-
Неймана,
при
нцип открытой архитектуры, магистрально
-
модульный принцип.
Требования
к знаниям
и
умениям
:
Владеть навыком
расчет
a
количества информации на носителе,
приемами работы с единицами измерения информации
Знать правила техники безопасности при работе на ЭВМ,
кла
ссификацию и назначение устройств
компьютера, назначение и состав
микропроцессора, и их основные параметры
(характеристики),
классификацию,
назначение, характеристики видов памяти, структуру внутренней и внешней
памяти, единицы измерения информации.
Уметь
пользоваться клавиатурой ЭВМ, манипулятором «мы
ш
ь»,
уметь объяснять отличи
я
одного вида памяти от другого, уметь объяснить
14
принципы Фон
-
Неймана, открытой архитектуры, магистрально
-
модульный
принцип.
Практические
работы
:
Характеристики компонентов компьюте
ра
Е
диницы измерения информации.
Самостоятельная
работа
: подготовка сообщений о новинках в
области
компьютерной техники
.
Формы контроля
: устный опрос, упражнения, контрольная работа.
Тема
3: Программное обеспечение ЭВМ
: понятие программное
обеспечение
компьютера; загрузка, состав, назначение операционной системы;
операционная система
MS
-
DOS
: основные понятия, команды; оболочка
Norton
Commander
; операционная система
Windows
: история создания, назначение,
пользовательский интерфейс.
Требования
к знаниям и
умениям
:
Владеть приемами работы с меню и окнами операционной системы
Windows
.
Знать классификацию программного обеспечения, узнать название
и
получить представление о
назначении основных видов программного
обеспечения компьютера: функции базового програм
много обеспечения,
применение языков программирования, инструментальных программных
средств, прикладного программного обеспечения, назначение и состав
Norton
Commander
операционная система
MS
-
DOS
, назначение, интерфейс, команды
оболочки
Norton
Commander
: з
нать виды окон, элементы окон, виды меню
операционной системы
Windows
.
Уметь открывать, свернуть, развернуть, переместить, закрывать
окно, изменить размеры окна, вызвать главное, контекстное, ниспадающее
меню, отобразить горизонтальное меню.
Практические
р
аботы
:
Операционная система
MS
-
DOS
Операционная система
Windows
Работа с
Norton
Commander
.
Самостоятельная работа
:
подготовка докладов с описанием и
принципом работы различных операционных систем
;
применение
знаний
данной темы
в профессиональной деятел
ьности
.
Формы контроля
: устный опрос, работа на ПК, контрольная работа
Тема
4: Файловая структура ЭВМ
:
понятие файл, понятие файловая
структура; понятие файловая система; операции с файлом: создание,
перемещение, копиро
вание, переименование, удаление;
раб
ота в приложении
«Проводник»: поиск файла с использованием различных параметров поиска.
Требования к знаниям
и
умениям:
Владеть
приемами работы с папкой и файлами (создание,
перемещение, копирование, переименование, удаление), навыком поиска файла
15
с исполь
зованием различных параметров.
Знать понятия «файл», «тип файл
а», «путь к файлу», «полное имя
файла», понятие «дерево», назначение приложения «Проводник»; алгоритм
поиска файла, в том числе с использованием маски.
Уметь создать, переместить, копировать, пе
реименовать, удалить
папку; создать иерархическую файловую структуру, указать полное имя и путь
к файлу; находить нужный файл по маске и с помощью приложения
«Проводник»; уметь отображать иерархическую файловую структуру по
полным именам файлов, а также ум
еть создавать на ПК иерархическую
файловую структуру по дереву.
Практические
работы
:
Работа в приложении «Проводник». Поиск файла с использованием
различных параметров поиска
.
Самостоятельная работа
: выполнение упражнений по созданию и
описанию файловой с
труктуры
.
Формы контроля
: устный опрос, работа на ПК
Тема
5: Стандартные приложения
Windows
: использование
стандартных приложений
Windows
; создание и обработка текста с
использованием приложения «Блокнот»; выполнение вычислений в
приложении «Калькулятор»,
стандартные приложения
Windows
служебного
назначения.
Требования к знаниям и умениям
:
Владеть навыком работы с несколькими окнами одновременно,
навыком настраивания приложения «Калькулятор» (обычный и инженерный
вид), навыком создания текстовых документов
в среде «Блокнот».
Знать назначение, возможности и интерфейс приложений
«Блокнот», «Калькулятор», алгоритм копирования данных между
приложениями «Блокнот» и «Калькулятор», иметь представления о назначении
и составе стандартных приложений
Windows
служебног
о назначения.
Уметь набирать текст на клавиатуре, вводить числовые данные в
«Калькулятор» с использованием, как клавиатуры, так и мыши, открывать
приложения, сохранять файл созданный в «Блокноте», редактировать,
форматировать его.
Практические
работы
:
Соз
дание и обработка текста с испол
ьзованием приложения
«Блокнот»
Выполнение вычислений в пр
иложении «Калькулятор»
Стандартные приложения служебного назначения
Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту
.
Самостоятельная работа:
работа с графич
ескими материалами
учебника
;
применение
знаний данной темы
в
работе учителя.
Формы контроля
: устный опрос, работа на ПК
16
Раздел
III
. Информационные и коммуникационные технологии
Тема
6: Информационная технология обработки графических
изображений.
Графичес
кий редактор
: понятие растровых и векторных
графических изображений; форматы графических файлов; графический
редактор
Paint
, интерфейс программы; создание графических изображений в
Paint
; редактирование графического изображения.
Требования к знаниям и умен
иям
:
Владеть навыками выделять и перемещать фрагмент рисунка,
создавать графический объект из типовых фрагментов, выделить, отразить,
повернуть, растянуть объект.
Знать назначение и возможности графического редактора
Paint
,
различия форматов графических фа
йлов; назначение объектов интерфейса.
графического редактора, понятие фрагмент рисунка, графический примитив,
способы построения геометрических фигур, понятие пиксель.
Уметь настраивать панель Инструменты, создавать простейшие
рисунки с помощью инструментов, сохранять рисунок в файле и открывать
файл, сохранять рисунок в разных форматах, использовать при построении
геометрических фигур клавишу
Shift
, редактировать объект
по пикселям, уметь
добавлять надписи на изображение.
Практические
работы
:
Интерфейс графических редакторов
Создание файла в различных форматах
Создание и редактирование графических изображений
.
Самостоятельная работа
: работа с графическими материалами
у
чебника
;
применение
знаний данной темы
в
работе учителя.
Формы контроля
: устный опрос, работа на ПК, контрольная работа
Тема
7: Информационная технология обработки текстовой
информации. Текстовый редактор
: назначение и интерфейс текстового
процессора
MS
W
ord
; понятие редактирование текста; понятие форматирование
текста; виды шрифтов; создание таблиц в
MS
Word
, вставка в документ объекта
WordArt
, добавление и редактирование рисунка в документе, понятие
автофигуры и работа с автофигурами, создание колонтитул
а, оформление
текста в колонки, формирование оглавления, создание формул по средствам
приложения
MS
Equation
, системы распознавания текста.
Требования к знаниям и умениям
:
Владеть приемами создания, редактирования, форматирования
текста.
Знать назначение и
возможности текстового процессора
MS
Word
,
представление о макете текстового документа, основные элементы текстовых
документов и их параметры, технологию создания и редактирования текстового
документа, технологию копирования, перемещения и удаления фрагме
нтов
текста через буфер обмена, возможности текстового процессора по
17
форматированию текста
MS
Word
, графические возможности, назначение и
расположение
колонтитула, алгоритм добавления формул в документ.
Уметь сохранять текст в файле и открывать файл, набир
ать,
редактировать, форматировать (изменять начертания шрифта, форматировать
абзацы, применять стили для форматирования текста, оформлять лист,
используя разнообразные средства
MS
Word
, вставлять в тест объекты
WordArt
)
текст, создавать списки, создавать и
оформлять таблицы, создавать
колонтитулы, оформлять текст
в
колонки, создавать формулы по средствам
приложения
MS
Equation
, формирование оглавления.
Практические
работы
:
Интерфейс текстового процессора
MS
Word
Создание и редактирование текстовых документ
ов
Форматирование текста
Создание документов
Разработка и использования стиля
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм
Включение в текстовый документ формул и графических объектов
Проверка правописания. Запись и выделение изменений. Гиперте
кст
Создание закладок и ссылок. Сохранение документа в различных
текстовых форматах
Печать документа. Оптическое распознание отсканированного
текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов
Создание и редактирование документа
.
Самостоятельная работ
а
: подготовка докладов о
системах
распознавания текста
;
применение
знаний данной темы
в
профессиональной
деятельности учителя.
Формы контроля
: устный опрос, работа на ПК, контрольная работа.
Тема
8: Информационная технология обработки числовой
информации.
Табличный процессор
: понятие электронной таблицы,
назначение и интерфейс электронной таблицы
Excel
, типы данных; создание и
форматирование таблиц; понятие абсолютной и относительной адресация;
встроенные функции
Excel
; понятие диаграммы и построение диагр
амм,
сортировка данных.
Требования к знаниям и умениям
:
Владеть навыками создания, заполнения таблиц, вводом формул для
произведения расчетов, правилами записи, использования и копирования
формулы, функции; навыком построения и редактирования диаграмм, нав
ыком
производить сортировку по возрастанию (по убыванию)
Знать назначение табличного процессора, его команд, режимов;
объекты электронной таблицы и их характеристики; типы данных в
электронной таблице и правила их записи, понятия «ячейка», «адрес ячейки»,
технологию создания, редактирования и форматирования табличного
18
документа; понятия «ссылка», «относительная ссылка»; «абсолютная ссылка»,
«смешанная ссылка»; правила записи, использования и копирования формулы,
функции; типы диагр
амм, в электронной таблице
и их
составные части, типы
сортировок.
Уметь сохранять данные з файле и открывать файл, создавать
структуру электронной таблицы и заполнять её данными; копировать элементы
электронной таблицы; создавать новые листы в документе; редактировать
любой фрагмен
т электронной таблицы; записать простую формулу для
подсчета, записать формулу с относительной и (или) абсолютной ссылкой, или
со смешанной ссылкой; использовать шрифтовое оформление и другие
операции форматирования, в том числе перенос по словам, объедине
ние ячеек;
создавать и редактировать диаграмму, уметь производить сортировку данных.
Практические
работы
:
Знакомство с
MS
Excel
Создание таблиц
Создание и форматирование таблиц
Абсолютные, относительные и смешанные ссылки
Встроенные функции
Создание табл
иц значений функций в электронных таблицах
Построение диаграмм и графиков
Построение диаграмм с использованием Мастера диаграмм
Сортировка данных
Создание и редактирование таблиц
.
Самостоятельная работа
: выполнение упражнений на отработку
навыков работы с
абсолютной, относительной и смешанной
адресацией
;
применение
знаний данной темы
в
профессиональной деятельности учителя.
Формы контроля
: устный опрос, работа на ПК, контрольная работа.
Тема
9: Создание презентаций в среде
PowerPoint
: назначение,
обл
асти использования и интерфейс приложения
PowerPoint
; понятие
презентации: назначение, состав эргономические требования к презентации:
разметка слайда и применение оформления, структура, сфера применения;
типовые объекты презентации; как к одному слайду, т
ак и ко всей презентации;
создание гиперссылок между слайдами; анимация в
PowerPoint
; добавление в
презентацию управляющих кнопок.
Требований к знаниям и умениям
:
Владеть навыками создания и оформления презентации, приемами
оформления презентации на основа
нии эргономических требований;
использованием анимации, гиперссылок и управляющих кнопок
в
презентации.
Знать назначение и функциональные возможности
PowerPoint
,
объекты и инструменты
PowerPoint
, технологию настройки
PowerPoint
,
эргономические требования к
презентации; алгоритм создания гиперссылки
.
Уметь сохранять данные в файле и открывать файл, создавать,
19
оформлять слайд, просматривать презентацию, применять к слайду разметку,
создавать гиперссылки, управляющие кнопки для нелинейного перехода между
слайд
ами, создавать анимацию (по щелчку мыши, по времени), представлять
презентацию.
Практические
работы
:
Вставка объектов на несколько слайдов
Использование анимации и звука в презентации
Демонстрация презентации. Создание гиперссылок и управляющих
кнопок.
Fl
ash
-
анимация. Разработка
Flash
-
анимации. Помещение
анимации в презентацию
Создание и редактирование презентации
.
Самостоятельная работа
: поиск, отбор и систематизация информации
на заданную тему для последующего создания электронной презентации
;
применение
знаний данной темы
в
профессиональной деятельности учителя.
Форты
контроля
: устный опрос, работа на ПК
.
Тема
10: Системы управления базами данных
: понятие базы данных
как типа информационной модели, системы управления базами данных,
табличные базы данных
.
Требования к знаниям и умениям
:
Владеть навыками создания и оформления табличной базы данных,
приемами создания таблиц, запросов, форм отчетов.
Знать понятия «поле базы данных», «запись базы данных»,
«ключевое ноле», алгоритм работы с объектами системы у
правления баз
данных, назначение и функциональные возможности приложения
Access
,
инструменты
Access
.
Уметь открывать, редактировать, сохранять базу данных, создавать
таблицу в режиме конструктора, вносить изменения или добавления в базу
данных с использова
нием форм, уметь производить сортировку, задавать
простые запросы, разрабатывать отчеты.
Практические
работы
:
Создание и редактирование базы данных
Создание и сортировка в базах данных
Поиск в базах данных,
печать данных с помощью отчетов.
Самостоятельная
работа
: подготовка сообщений о различных типах баз
данных
;
применение
знаний данной темы
в
профессиональной деятельности
учителя.
Формы контроля
: устный опрос, работа на ПК, контрольная работа
Тема
11: Компьютерная графика. Работа в
программе
Adobe
Photo
shop
:
понятие растровых и векторных графических изображений;
форматы графических файлов; понятие оцифровки изображений, понятие
цветовой модели, аппаратные устройства для оцифровки изображений к их
характеристики, параметры растровых изображений, классифик
ация
20
компьютерной графики, назначение, возможности, интерфейс программы
Adobe
Photoshop
, инструменты программы и приемы работы с ними.
Требования
к
знаниям и умениям:
Владеть приемами работы с инструментами
Adobe
Photoshop
,
навыками выделять и перемещать ф
рагмент рисунка, создавать графический
объект из типовых фрагментов, выделить, отразить, повернуть, растянуть
объект; владеть навыками рисования с использованием различных кистей,
навыками ретуши, навыками цветовой и тоновой коррекции фотографий.
Знать пон
ятия «цифровое изображение», «дискретизация»,
«кодирование», «цветовая модель», параметры растровых изображений,
назначение и возможности графического процессора
Adobe
Photoshop
, различия
форматов графических файлов; назначение объектов интерфейса программ
ы
Adobe
Photoshop
, понятие фрагмент рисунка, графический примитив, способы
построения геометрических фигур, понятие пиксель; знать приемы работы со
старыми или испорченными фотографиями.
Уметь открывать программу
Adobe
Photoshop
, создавать и
редактировать
файлы, сохранять файлы в различных форматах, уметь
настраивать панели инструменты
Adobe
Photoshop
, в том числе уметь
переключать и использовать различные виды кистей, создавать простейшие
рисунки с помощью инструментов, редактировать объект по пикселям, ум
еть
добавлять надписи на изображение, уметь анализировать фотографии и
использовать приемы ретуширования для восстановления поврежденных
фотографий; уметь, используя группу элементов лассо создавать композиций
(коллажи).
Практические
работы
:
Оцифровка изо
бражений
Знакомство с
Adobe
Photoshop
Приемы работы с инструментами в
Adobe
Photoshop
Работа в
Adobe
Photoshop
(цветовая и тоновая коррекция, ретушь,
создание композиций (коллажей)).
Самостоятельная работа
: подготовка докладов о видах цветовых
моделей, их
особенностях и областях применения
;
применение
знаний данной
темы
в
работе учителя.
Формы контроля
: устный опрос, работа на ПК, контрольная работа
Тема
12: Компьютерная графика. Работа в программе
Inkscape
:
понятие векторного графического
изображения; фор
маты векторных
графических файлов; оцифровка изображений, цветовые модели, аппаратные
устройства для оцифровки изображений и их характеристики, параметры
векторных изображений, назначение, возможности, интерфейс программы
I
nkscape
, инструменты программы и
приемы работы с ними.
Требования к знаниям и умениям:
Владеть приемами работы с инструментами
Inkscape
, навыками
выделять и перемещ
ать фрагмент рисунка, создавать
графический объект из
21
типовых фрагментов, выделить, отразить, повернуть, растянуть объект: в
ладеть
навыками рисования с использованием различных кистей.
Знать понятия «цифровое изображение», параметры векторных
изображений, назначение и возможности графического процессора
Inkscape
.,
различия форматов графических файлов; назначение объектов интерф
ейса
программы
Inkscape
, понятие фрагмент рисунка, графический примитив,
способы построения геометрически
х фигур, знать приемы работы по
созданию
и редактированию векторных изображений
.
Уметь открывать программу
Inkscape
, создавать и редактировать
файлы, с
охранять файлы в различных форматах, уметь настраивать панели
инструменты
Inkscape
, в том числе уметь переключать и использовать
различные виды кистей, создавать простейшие рисунки с помощью
инструментов, уметь создавать контуры и заливку для графических
п
римитивов, уметь добавлять надписи на изображение.
Практические
работы
:
Параметры векторных изображений
Работа с программой
Inkscape
.
Самостоятельная работа
: упражнения для отработки умений и
навыков работы в
Inkscape
;
применение
знаний данной темы
в
проф
ессиональной деятельности учителя.
Формы контроля
: устный опрос, работа на ПК.
Тема
1
3
: Телекоммуникационные
технологии
:
общая схема передачи
данных, потребность создания компьютерных сетей, возможности
компьютерной
сети, классификация компьютерных сете
й, типы локальных
сетей, аппаратное обеспечение локальной сети, топологии локальных сетей,
глобальная сеть
Internet
: история развития
Internet
, структура
Internet
,
способы
подключения к
Internet
, адресация в сети
Internet
, протоколы передачи данных;
сервис
ы
Internet
.
Требования
к
знаниям и умениям
:
Владеть классификацией компьютерных сетей
Знать понятия «пропускная скорость канала», «компьютерная сеть»,
«топология локальной сети», виды топологий сети, знать назначение различных
видов компьютерных сетей, стр
уктуру
Internet
, отличия, достоинства и
недостатки способов подключения к
Internet
, типы адресации.
Internet
,
протоколы передачи данных: назначение и принципы работы.
Уметь называть достоинства и недостачи различных топологий
компьютерной сети, уметь испол
ьзовать локальную сеть для обмена данными.
Практические
работы
:
О
бщая схема передачи данных, типы локальных сетей
А
ппаратное обеспечение локальной сети, топологии локальных
сетей
Работа в глобальной сети
Самостоятельная работа
: подготовка докладов о разл
ичных аспектах
22
использования глобальной сети Интернет
;
применение
знаний данной темы
в
профессиональной деятельности учителя.
Формы контроля
: устный опрос, контрольная работа.
Раздел
IV
. Компьютерные вирусы
Тема
1
4
: Компьютерные вирусы
: история, классифи
кация
компьютерных вирусов;
антивирусные программы: назначение, состав,
класс
ификация.
Требования к знаниям и умениям
:
Владеть различными классификациями компьютерных вирусов,
антивирусных программ.
Знать понятие «компьютерный вирус», знать основные пути
з
аражения компьютерным вирусом, основные признаки заражения
персонального компьютера, назначение и функциональные возможности
антивирусных программ.
Уметь отличать типы компьютерных вирусов по способу их
проявления, по их возможностям и типам оказываемых по
вреждений, уметь
предполагать использование антивирусной программы в зависимости от типа
компьютерного вируса.
Практические
работы
:
Работа с антивирусными программами
Самостоятельная работа
:
подготовка рефератов о видах компьютерных
вирусов, принципах их
работы, возможных способах защиты
;
применение
знаний данной темы
в
профессиональной деятельности учителя.
Формы контроля
: устный опрос, контрольная работа
Раздел
V
. История вычислительной техники
Тема
1
5
: История развития вычислительной техники
: счетно
-
р
ешающие средства до появления ПК; понятие поколение ЭВМ, первое
поколение ЭВМ; второе поколение ЭВМ; третье поколение ЭВМ; четвертое
поколение ЭВМ; создание презентации «история развития вычислительной
техники»; перспективы развития компьютерных систем.
Тр
ебования к знаниям и умениям
:
Владеть навыками создания, оформления, представления
презентации.
Знать историю развития компьютерной техники, перспективы
развития компьютерной техники.
Уметь рассказать о характерных особенностях каждого этапа
развития компь
ютерной техники, привести примеры моделей ЭВМ каждого
этапа
.
Практические
работы
:
23
Создание презентации
«История развития
вычислительной
техники
».
Самостоятельная работа
:
подбор материала для презентации
«История развития ВТ».
Формы контроля
:
устный опр
ос, работа на
ПК
, контрольная работа
Раздел
VI
. Педагогическое программное обеспечение
Тема
1
6
: Педагогическое программное обеспечение
: понятие
педагогическое программное обеспечение, виды педагогического
программного обеспечения, требования к программны
м средствам учебного
назначения, обзор педагогического программного обеспечения, разработка
средствами
MS
Exce
l
контролирующего теста.
Требования
к
знаниям и умениям:
Владеть навыками работы в приложении
MS
Excel
.
Знать понятие «педагогическое программное
обеспечение», вид
педагогического программного обеспечения, суть педагогических,
эргономических, эстетических и технических требований к педагогическому
программному обеспечению.
Уметь создавать контролирующий тест в
MS
Excel
, производить
автоматический п
одсчет числа верных ответов и в соответствии к критерием
автоматически определять отметку, защищать его от умышленного или
специального искажения.
Практические
работы
:
Обзор педагогического программного обеспечения
(обучающие,
контролирующие программы)
Ра
зработка средствами
MS
EXCEL
контролирующего теста
Самостоятельная
работа
: обзор педагогического программного
обеспечения (обуча
ющие, контролирующие программы);
применение
знаний
данной темы
в
профессиональной деятельности учителя.
Формы контроля
: устный
опрос, работа на ПК
24
Список литературы
:
1.
Босова Л.Л. Давыдов В.П. Роберт И.В. Кабинет информатики:
Методическое пособие. 2
-
е изд.
–
М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007.
–
135 с
.
2.
Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании. Ростов
-
на
-
Дону: Фен
икс, 2010.
–
315 с.
3.
Гурский Ю.А, Гурская
-
И.В, Жвалевский А.В. Компьютерная графика.
-
СПб.: Питер, 2006
4.
Диго С.М. Базы данных. Проектирование и создание: Учебно
-
методический комплекс.
-
М.: Изд.центр ЕАОИ, 2008.
-
171 с.
5.
Додж М, Стинсон К, (пер. с анг. В.
Широков). Эффективная работа с
MS
Excel
.
-
СПб.: Питер, 2003
6.
Житкова О.А., Кудрявцев
а Е.К. Тематический контроль по
информатике.
—
М.: Интеллект
-
центр. 2003
7.
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное
пособие для студентов пед. Вузов.
4
-
е изд., стер.
-
М.: Академия, 2008.
–
192с.
8.
Златопольский Д.М. 1700 заданий по
MS
Excel
.
-
СПб.: БХВ
-
Петербург, 2003
9.
Златопольский Д.М. Интеллектуальные игры в информатике.
–
СПб.:
БХВ
-
Петербург, 2004.
–
385 с.
10.
Кузнецов А.
А., Пугач В.И., Добудько Т.В.,
Матвеева Н.В. Тестовые
задания по информатике.
-
М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003
11.
Лапчик М.П, Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания
информатики.
-
М.: Академия, 2003
12.
Левченко И.В, Заславская О.Ю. Ин
форматика и
информационно
-
коммуни
кационные технологии.
-
М.: АШСиППРО, 2005
13.
Левченко И.В, Заславская О.Ю. И
нформатика и
информационно
-
коммуникационные технологии.
Сборник учебных задач.
М.:
АПКиППРО, 2006
14.
Лушш С.А. Изучаем
Adobe
Photoshop
.
-
СПб.: Питер, 2005
15.
Макаров
а Н.В., Волков В.Б. Информатика.
-
СПб.: Питер, 2011.
-
576 с.
16.
Михеева Е.В. Информационные технологиив профессиональной
деятельности: учебное пособие.
–
М., Академия, 2010.
–
384 с.
17.
Могилев А.В, Пак Н.И,. Хеннер Е.К. Информатика.
-
М.: Академия,
2004
18.
Муль
тимедиа в образовании: Специализированный учебный курс.
Бент Б.А.
–
2
-
е изд., испр., доп.
-
М.: Дрофа, 2007.
-
224 с.
19.
Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю.
Буха
ркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат.
–
4
-
е изд., стер.
–
М.: Издательский центр «Академия», 2009.
–
288 с.
20.
Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике:
Методическое пособие.
–
М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2005.
–
228 с.
21.
Полат Е
.С. Современные педагогические и информационные
25
технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина.
–
2
-
е изд., стер.
–
М.: Издательский
центр «Академия», 2008.
–
368 с.
22.
Пятибратов А.П., Гудыно Л.П
., Кириченко А.А. Вычислительные
машины, сети и телекоммуникационные системы: Учебно
-
методический
комплекс.
-
М.: Изд.центр ЕАОИ, 2009.
-
292 с.
23.
Семенов А.Л. Информационные и коммуникационные технологии в
общем образовании. Теория и практика.
–
Юнеско, 2
006.
–
327 с.
24.
Соболь Б.В., Галин А.Б., Панов Ю.В., Рашидова Е.В., Садовой Н.Н.
Информатика.
-
Ростов на Дону: Феникс, 2010. 448 с.
25.
Соловьева ЛюФ. Компьютерные технологии для учителя:
Электронный учебник на С
D
.
–
СПб.: БХВ
-
Петербург, 2007.
-
160 с.
26.
Ставрова
О.Б. Применение компьютера в профессиональной
деятельности учителя.
–
М.: Интеллект
-
Центр, 2007.
–
144 с.
27.
Степанов А.Н. Информатика.
-
СПб.: Питер, 2009.
-
720 с.
28.
Таненбаум Э. Современные операционные системы.
-
СПб.: Питер,
2010.
-
1120 с.
29.
Угринович Н
.Д. Информатика
и информационные технологии.
-
М.:
Бином. Лаборатория знаний, 2003
30.
Хубаев Г.Н. Информатика.
-
Ростов на Дону: МарТ; Феникс, 2010.
-
288 с.
Интернет
-
ресурсы:
1.
Российское образование: федеральный портал.
URL
:
http://www.edu.ru/
2.
Сайт Федерального Государственного Образовательного стандарта.
URL
:
http://standart.edu.ru/
.
3.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
URL
:
http://school
-
collection.edu.ru/
4.
Единое окно
доступа к образовательным ресурсам: портал.
URL
:
http://window.edu.ru
.
5.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки:
http
://
www
.
obrnadzor
.
gov
.
ru
–
01.01.2004
6.
Инфор
мационно
-
коммуникационные технологии в образовании:
федеральный образовательный портал.
http
://
ict
.
edu
.
ru
/
.
7.
Модернизация российского образования:
http://
modern
/
ed
/
gov
/
ru
/
31.