Доклад: «Эффективные формы работы на уроках технологии для развития творческих способностей учащихся»
«Эффективные формы работы
на уроках технологии
для развития творческих способностей учащихся»
Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности, что творческие способности не только проявляются в деятельности, но и создаются деятельностью. Но не всякая деятельность способствует развитию способностей вообще, а тем более, творческих.
Развитие способностей происходит только в том случае, если деятельность связана с положительными эмоциями. Другими словами, творческие способности развиваются только в любимой деятельности.
Основная цель уроков творчества – не создание оригинального продукта, а обучение созданию оригинального продукта с одновременным постижением новых знаний и выработкой качеств личности, необходимых для самостоятельной творческой деятельности.
Для любой творческой деятельности требуется наличие у человека, по крайней мере, 4-х качеств:
природная склонность к данному виду труда, внутренняя потребность в работе в каком-то определенном направлении (вяжет, вышивает)
способность к быстрому обучению
умственная активность, то есть способность ставить перед собой задачи. Если человек поставил перед собой задачу, то можно считать, что он уже решил её на 50 %
способность к творчеству, способность к неординарному решению, умение в обычном подмечать необычное, видеть проблемы, анализировать события, явления и находить в них закономерности
потребность в постоянном повышении квалификации
Хотела бы поделиться некоторым опытом своей работы и рассказать о наиболее эффективных формах и результатах работы при обучении технологии:
Воспитание у детей глубоких и устойчивых интересов к творческому художественному труду продолжается во вне урочной работе. Не ограниченные жесткими временными рамками урока учащиеся проявляют больше творчества и фантазии. Больше возможностей в выборе тем и материалов.
Отсутствие перед глазами примеров (образцов) на первых этапах, чтобы не было шаблонов в работе. Показываю примеры только после самостоятельных 2-3-х действий, при разборе ошибок. Параллельно учу (само)критике конструктивной, не переходящей на личность.
Приучить ребенка творчески мыслить постоянно (не заниматься плагиатом.).Интернет нужен безусловно – это роскошный «вдохновитель» для творчества! Роль учителя - заинтересовать, создать творческую атмосферу, вдохновить и направить ребенка «в нужное русло».
Постоянный самоанализ своей деятельности (анализ важнее планирования). Ученик должен видеть конечную цель – результат.
Не оставлять без внимания идеи ребенка, наиболее интересные рассматривать как перспективные.
Учитывать личностные качества ученика
Индивидуальная работа с каждым учеником (всегда разная) в подходящем ему режиме (ритме): импульсивный или размеренный, в зависимости от объема, сложности работы, качества выполнения работы
Использовать различные формы сотрудничества , которые учат думать, а не ждать разъяснения учителя
Практический выход - ежегодные победители и призеры различных мероприятий:
Городские, областные конкурсы творческих проектов (технология XXI века)
Городские и областные олимпиады (сложные в 3 этапа)
Выставки детского творчества (победители и призеры в различных номинациях)
Реферативная деятельность (зачетные работы)
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее» и другие.
Итог: Только тогда учитель может развить творческие способности учащихся, когда сам является творческим и заинтересованным человеком, когда есть творческий кураж, когда он сам любит то дело, которым занимается.
15