Урок физическая география Казахстана по теме: Горы Тянь-Шань.

Урок физическая география Казахстана по теме: Горы Тянь-Шань.

Цель урока поставленная учениками: научиться организовать деятельность по закреплению понятий (горы, горные системы, хребты, долины, горные ледники) подготовка к практической работе.
« Здесь вам не равнина, здесь климат иной. Идут лавины одна за одной, И здесь за камнепадом ревет камнепад. И можно свернуть, обрыв обогнуть, - Но мы выбираем трудный путь »

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Ученикам необходимо закрепить знания об основных чертах природы горной страны Тянь-Шань, в том числе с историей формирования и образования, с рельефом, строением, климатообразующими факторами, особенностями высотной поясности, характеристикой растительного и животного мира; развить умение давать сравнительную характеристику; прививать бережное отношение к природе.

Свой урок я начал с упражнения «паровозик» что настроило учащихся на атмосферу сотрудничества и взаимодействия, а также каждый ученик побывал в различных ролях этого упражнения, каждый почувствовал свою ответственность в команде. Получив позитивный заряд, мы с ребятами плавно перешли к следующему этапу урока «Знание» (проверка домашнего задания). На вводно-мотивационном этапе «Мозговой штурм» применил следующий прием «Послание вопроса другу», в этом задании каждый ученик заранее готовит ряд вопросов, которые он в дальнейшем должен адресовать кому захочет в классе, основное внимание, акцент ученики делали на знание определений и терминологии, за каждый правильный ответ ученик получает смайлик для дальнейшего оценивания и активности на уроке. Тем самым создалось соперничество на уроке, в результате которого каждый из учеников активизировался в процесс обучения .
На следующем этапе урока я предложил ученикам сформулировать самостоятельно цель, что является очень важным элементом урока, каждый из учеников ставит для себя цель и достигает её, этому способствует правильная подготовка учителем учащихся на стадии вызова. Поставленная самостоятельно цель на уроке для ученика - это вершина, которую он должен покорить и достичь самосовершенствования в результате активного участия в уроке.
В итоге ученики пришли к общему выводу, что им необходимо научиться организовать совместную деятельность по изучению и закреплению понятий и определений (горы, горные системы, хребты, долины, горные ледники) которые им необходимы в дальнейшем для подготовки и успешного выполнения практической работы на следующем уроке.

На этом же этапе были поставлены проблемные вопросы высокого порядка: Почему Тянь-Шань относится к сейсмической зоне? Что вы знаете, что слышали о Тянь-Шане? С целью воспроизведения полученных ранее знаний.
По первому вопросу ученики приводили примеры из ранее полученных знаний по темам периоды горообразования, движение литосферных плит и сейсмические пояса и зоны. В ходе обсуждения приводили примеры и доказательства.
По второму вопросу были приведены примеры из различных источников информации ( ТВ- вещание, интернет, дополнительная литература ), тем самым мы сформировали первоначальный образ и видение новой темы, определили вопросы по которым нам предстоит работать и рассуждать в результате совместной деятельности .
Подобная форма работы способствовала развитию критического мышления которое предполагает развитие таких навыков, как приобретение доказательств посредством наблюдений и слушания. С применением соответствующих критериев для принятия решений: наблюдение; анализ; вывод; интерпретация. Самой главной моей задачей на уроках было, научить учеников неординарно мыслить , анализировать и находить верные решения поставленных проблем.
Чтобы представления учеников о горной системе «Небесных гор» были еще ярче мы вместе просмотрели видеоролик под названием «Могучие горы на юге Казахстана». Видеоматериал позволил совершить виртуальное путешествие, увидеть всю красоту и могущество Тянь-Шаня.
Использование информационно коммуникативных технологий на уроке позволяет сделать процесс обучения более ярким и красочным , и естественно, учащиеся более заинтересованы в получении знаний на этих уроках, нежели чем на обычных уроках. Еще большую заинтересованность учащихся вызвало, предложение ответственным ученикам под своим руководством подготовить презентацию к уроку или дополнительный материал в виде сообщения, реферата. Подобное задание было предложено трем ученицам в качестве дополнительного материала на опережение.
После просмотра видеоролика я предложил ученикам работу в парах с целью взаимообучения, где они должны дать комплексный анализ природных ресурсов гор по выбору используя подручные источники информации такие как книги, атласы, электронный учебник и справочную номенклатуру, для составления информационных листов. По словам учеников им очень понравилось работать в паре, потому что была возможность поучиться друг у друга, помочь в выполнении заданий, общие интересы сплотили ребят. Но, я заметил, что в парах работали не все. Здесь я наблюдал больше кумулятивную беседу, в которой более слабый ученик принимает и соглашается с тем, что говорит и выполняет его напарник.
Далее пары объединились и образовали группы по четыре человека для дальнейшей работы, в ходе которой ученики отображали свои мысли на ватманах, приводили исследовательские доказательства. В группах были четко распределены роли, каждый предлагал уместную информацию, была беседа исследовательского характера, участники группы спрашивают и обосновывают то, что сказано; таким образом, обоснование «прослеживается в беседе». Групповая форма работа показывает, что определённые модели взаимодействия между учениками– исследовательский разговор, аргументация и диалог - способствуют развитию высокого уровня мышления. Которое способствует развитию критического мышления у учащихся и навыкам саморегуляции. Затем каждая группа проводила обмен информацией у доски, защитой информационных листов и слайдовых материалов. Эпиграфом их выступления было высказывание: « Природа это не то, что мы получили в наследство от предков, а то что мы взяли взаймы у потомков. (древняя индийская мудрость) » .
В этой проектной работе рассматривались антропагенные нарушения связанные с деятельностью человека (загрязнения рек, сведение реликтовых лесов, сокращение биоразнообразие горного края) и дальнейшие пути решения то есть создание заповедников и национальных парков, где речь шла о старейшем заповеднике Аксу-Джабаглы, который расположен у подножья гор Тянь-Шань. В результате такой деятельности между учениками возник совместный диалог, в котором решались экологические проблемы по охране природы и созданию заповедников и национальных парков. В ходе обсуждения вопросов ученики комментировали ответы друг друга и дополняли их.
После обсуждения сформулировали общий вывод: Тянь-Шань – одна из самых крупных систем Азии с уникальной природой, разнообразными видами растений, животных занесенными в красную книгу. Ледники Тянь-Шаня дают начало многочисленным рекам, которые необходимы для экологического равновесия .
При защите информационных листов каждая группа предоставила информацию о ресурсах горной системы, а также выявили антропогенные нарушения и предложили свои пути решения возникших проблем. Подвели итог взаимодействия природы Тянь–Шаня и человека. В ходе защиты информационных листов учащиеся активно вели между собой диалог задавали интересующие их вопросы.
Очень важным этапом на уроке является оценивание для обучения и оценивание обучения степени понимания учениками данной темы. Оценивание на уроке осуществлялось различными способами: самооценивание проводилось на листах самооценки письменно с обоснованием, где ученики в первой колонке написали критерии успешности своих достижений на уроке, поставили себе оценки, насколько они усвоили материал на уроке, подобная работа способствовала саморегуляции учеников.
Взаимооценивание проводилось по критериям. Я не думал, что работая в группе ученики смогут по достоинству оценить, объективно, не смотря на то, что это был их первый опыт взаимооценивания, использовали оценочные листы , стикеры. Ученики к процессу оценивания подошли сознательно проявили свою ответственность, прокомментировали оценки которые они поставили друг другу при совместной работе, сделали вывод над чем им еще нужно поработать. Подобная работа на уроке демонстрирует способность учащихся к аналитической деятельности своих одноклассников и развитию критического мышления.
Формативное оценивание осуществлялось методом наблюдения и поощрением учителя с комментированием и корректировкой оценок, поставленных учениками. В результате я выяснил, что знают и умеют делать дети, а также с какими сложностями они сталкиваются в ходе работы.
В конце урока, проанализировав листы самаоценки и взаимооценки и свои наблюдения, я смог оценить работу каждого ученика.
Я считаю, что модуль « Оценивание для обучения и оценивание обучения» один из самых важных модулей Программы. Так как учащиеся учатся оценивать свою деятельность, что способствует собственному анализу обучения.
Чтобы усовершенствовать своё обучение, необходимо реагировать на информацию, получаемую в результате обратной связи, что требует понимания, мотивации и желания действовать. Все виды оценивания имеют общие характеристики и предлагают процессы: наблюдения ( необходимо выяснить, что знают и умеют делать ученики ), интерпритация полученных данных ( проводится в отношении того, что вызывает интерес ) и заключение (определения дальнейших действий ).
В заключении на рефлексии я предложил ученикам оформить лестницу успеха из пяти ступенек, где они должны поставить себя на ту ступеньку по усвоенным знаниям на которой они себя ощущают комфортно и уверено. Данная рабата позволяет мне проанализировать уровень освоения учащимися знаний, отследить недочеты урока, и на следующем уроке запланировать такие задания, в которых дети смогут продемонстрировать свои умения и навыки.

15