Открытый урок по музыке в 5 классе на тему: Богатырская тема в музыке






Богатырская тема в музыке.




(Урок для учащихся 5 класса )





Авилкина В.В.
Учитель музыки
МОУ «СОШ р.п. Озинки»
Озинского района
Саратовской обл.

Цель урока: выявить какое эмоциональное воздействие оказывают на личность учащихся произведения музыки, изобразительного искусства, литературы по теме.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Вид: урок - музыкальная экскурсия.
Технология: личностно-ориентированная.
Время проведения: Второй урок по теме: «Музыка и изобразительное искусство».
Оборудование: репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри»; проигрыватель; запись: «Звуки музыки» Р.Роджерса; фрагмент 1 части Симфонии №2 А.П. Бородина с текстом и без него; репродукция картины М.Б.Грекова «Тачанка»; музыкальный инструмент-аккордеон.
Задачи урока:
Воспитательные - пробуждать интерес к русской подлинной музыке.
-воспитывать чувство патриотизма;
2. Образовательные - опираясь на музыкальный опыт учащихся, формировать их знания о симфонии;
-учить находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
-вырабатывать самостоятельное творческое мышление учащихся;
3. Развивающие - совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать, сравнивать, выделять главное;
- развивать (тембровый) слух, музыкальную память;
- развивая певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в манере пения.
За последнее время задачи урока музыки расширились, всё большее значение приобретают самообразовательная и стимулирующая задачи.
4. Самообразовательная – развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования;
5.Стимулирующая – способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому, побуждать школьников к дальнейшему познанию, к выработке потребности постоянно пополнять, развивать свои знания.
Подготовительный этап:
На доске записаны тема урока, эпиграф, на партах лежат музыкальные материалы с песнями «Звуки музыки», «Песня о маленьком трубаче», «Погоня», приготовлены на отдельных листах формата А 4 следующие надписи: «Можем ли мы увидеть музыку?»,
«Симфония - крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра, состоящее из 4-х частей», «Главная тема –богатырский образ», «Побочная тема- лирический образ».

Ход урока :

1.Организационный момент.
Звучит запись «Звуки музыки» Р. Роджерса из музыкального фильма.
-Дети заходят.
Учитель (пропевая) Здравствуйте ребята. Тихо, тихо сели.
-Я очень рада новой встрече с вами. Несмотря на то, что за окном по-зимнему холодно, у нас в классе тепло и уютно, светло от ваших лучистых глаз.
Сегодня вновь нас всех собрала вместе у себя Волшебница Музыка.

2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
Учитель - Я уверена, что многие из вас узнали песню, под которую вы вошли в класс?
-Что это за песня? ( «Звуки музыки»)
-Откуда она? (из музыкального фильма)
-Напомните, каков сюжет в фильме?
Дети - Этот весёлый фильм о том, как ни один учитель не мог справиться с непослушными ребятами. Но вот дети пришли на урок музыки. И вместе с учительницей учились петь. Они стали послушными и разумными.
Учитель – Давайте, и мы с вами сядем удобно, примем певческую установку и настроимся на восприятие музыки.
Учитель пропевает песню (без аккомпанемента), затем под инструмент.
(обратить внимание на дыхание по фразам)
Учитель- Эта музыка выросла из простых интонаций, и получилось, что простая, весёлая, детская музыка стала главным «действующим» лицом большого кинофильма.
-В 1 полугодии мы вели разговор о двух величайших искусствах? О каких?
Дети - О музыке и литературе.
Учитель- Второе полугодие мы начали разговор о двух величайших искусствах?
Дети - О музыке и изобразительном искусстве.
Учитель - «Можем ли мы увидеть музыку?»- этот вопрос будет стоять в центре нашего урока.(вывесить на доску)
-(Учитель обращается к картине «Тачанка» Грекова)
-Посмотрите на картину Дмитрия Борисовича Грекова .Что здесь изображено? Безмолвна ли картина или она «звучит»?
Дети - Стремительная, несущаяся тачанка, не стоящая на месте, и не тихо едущая, а именно стремительно несущаяся.
Учитель –Если вы были бы композиторами, какую музыку по характеру вы бы сочинили?
(Учитель обращает внимание на словарь эстетических эмоций)
Дети- Стремительная, тревожная, взволнованная, темп быстрый, слышен цокот копыт.
Учитель –Какой музыкальный пример можно привести?
Дети –Песня «Погоня» из фильма «Новые приключения неуловимых»
Учитель –Попытайтесь, через исполнение передать своё отношение к песне.
Звучит 1 куплет.
Учитель –К какому историческому периоду можно отнести эту песню?
Дети –Гражданская война.

3. Сообщение темы, целей урока.
Учитель- С давних пор и можно сказать до нашего времени на Русь наступали враги. Они пытались завладеть нашими богатствами, землями.
Образ богатыря родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.
Наш урок посвящен: «Богатырской теме в русском искусстве»
Учащиеся записывают тему в тетради.

4. Изучение нового материала.
Учитель- Мы часто встречаемся с богатырской темой в народном творчестве (былины), поэзии, живописи, музыке, кино.
Эти эпические образы нашли особое отражение в творчестве великого русского композитора А.П.Бородина. ( зачитывается эпиграф)
Одним из лучших произведений Бородина, жемчужиной его творчества считается его симфония №2.
Что такое симфония?
Симфония- крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра, состоящее из 4-х частей.(«сим»-вместе, «фонос»- голос)
Какой оркестр исполняет симфонию?
Дети- Симфонический.
Учитель- Послушаем в записи фрагмент 1 части симфонии №2.

5.Оперирование знаниями в новых ситуациях.
Учитель- Какие музыкальные образы рисует вам музыка? Попробуйте зрительно нарисовать картину?
Звучит фрагмент симфонии №2. (3 минуты звучания)
Учитель- Что сейчас прозвучало?
Какие эмоции возникли у вас при прослушивании фрагмента?
Дети- Масштабно, чинно, размашисто, широко, солидно, объёмно.
Учитель- Образ кого представляете, когда звучит музыка?
Дети- Образ богатыря.
Показ картины Васнецова «Три богатыря»
Учитель- Давайте посмотрим на картину известного художника Виктора Михайловича Васнецова.
Кто здесь изображен?
Как звали богатырей? (из уроков литературы)
Дети- Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Учитель- Кто такие богатыри?
Дети- Защитники родины, совершали подвиги.
Учитель- Три славных богатыря едут по степи, что-то привлекло их внимание и заставило насторожиться. Зорко охраняют богатыри свою землю. Никто из врагов не пройдёт.
Подберите слова, характеризующие русского богатыря, воина.
Дети- Честь, доброта, доблесть, любовь к Родине, отвага.
Учитель- В музыке Бородина какие «действуют» люди?
Дети- Сильные, могучие, люди-богатыри.
Учитель- Прослушаем ещё раз 1 часть симфонии № 2 А.П.Бородина.
Определите, какие две темы звучат в симфонии и ответьте на вопрос урока: «Можем ли мы увидеть музыку?»
Звучит фонозапись (с текстом 4 минуты)
Учитель- Какие две темы?
Главная тема- волевая, решительная музыка словно тяжелая поступь исполина, о котором можно сказать словами Пушкина:
На нём одежда славянина,
И на бедре славянский меч.
Побочная тема- задушевная, лирическая, близкая к народным песням (квартет №2 Бородина)
Кто был самым внимательным? Какое второе название дал симфонии музыкальный критик Стасов?
Дети- Он назвал симфонию «Богатырской».
Учитель- Можем ли мы увидеть музыку?
Бородин видел в богатырях черты характера, которые присущи русскому народу. Вот почему музыка Бородина не потеряла силы своего воздействия и в наши дни.

6. Овладение учащимися способами деятельности.
Учитель- Сейчас прозвучит песня о герое, достойном того, чтобы его назвали юным поколением богатырей нашего времени.
Музыка С. Никитина.
Слова С. Крылова.
«Песня о маленьком трубаче»
Учитель даёт задание:
О чём эта песня?
Какую картину она рисует?
Исполнение песни учителем.
Разучивание 1-2 куплета с детьми.
7. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель- В качестве закрепления, отгадайте небольшой кроссворд по основным понятиям темы:




по горизонтали:
1. Русский композитор, врач, учёный, автор симфоний,
квартетов. (Бородин)
Крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра, состоящее из 4 частей. ( симфония)
Название песни Френкеля, в которой нарисована картина стремительного движения. (погоня)
Фамилия композитора, барда, автора «Песня о маленьком трубаче», однофамилец знаменитого русского баснописца. ( Крылов)
Известный русский художник, написавший картину «Богатыри» (Васнецов)
по вертикали: Название одной из симфоний Бородина. (богатырская)

6.

1.Б
О
Р
О
Д
И
Н

2.С
И
М
Ф
О
Н
И
Я



3.П
О
Г
О
Н
Я





А





Т



4.К
Р
Ы
Л
О
В




Р




5. В
А
С
Н
Е
Ц
О
В



К




А




Я





Подведение итогов и разъяснение домашнего задания


Домашнее задание:
Подберите к песне «О маленьком трубаче» иллюстрацию или нарисуйте, что тебе представляется.
















13PAGE 15


13PAGE 14615






15