Рабочая программа по основам культуры профессионального общения по профессии Парикмахер
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«РОСТОВСКОЕ МНОГОПРОФИЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 7»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ РО ПУ№7
Прядкина Т.И.
_________________
«_____»_______2015 Г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы культуры профессионального общения
(По профессии 43.01.02 Парикмахер)
2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 100116.01 Парикмахер, входящей в состав укрупненной группы 43.00.00 Сервис и Туризм
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ростовское многопрофильное профессиональное училище № 7»
Разработчики:
Реджепова Елена Леонидовна, зам.директора по теоретическому обучению, преподаватель высшей квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
10
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы культуры профессионального общения
Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 43.01.02 Парикмахер, входящей в состав укрупненной группы «Науки об обществе» по направлению подготовки 43.00.00 Сервис и Туризм.
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по программам повышения квалификации и переподготовки, профессиональной подготовке по профессиям в области сферы обслуживания (в т.ч. по профессии 54.01.03 Фотограф) при наличии основного общего образования или среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
соблюдать правила профессиональной этики;
применять различные средства, техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности;
Соблюдение правил делового этикета. Использование речевых формул делового этикета. Использование требований к культуре телефонного разговора в процессе делового общения.*
Составлять деловые письма. Ведение деловой переписки.*
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
правила обслуживания населения;
основы профессиональной этики;
эстетику внешнего облика парикмахера;
психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности парикмахера;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов, возникающих в профессиональной деятельности
Этикет и его виды. Деловой этикет. Принципы и заповеди делового этикета.*
Виды деловых писем. Требования к ведению деловой переписки.*
* дополнительные требования к результатам обучения
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 88 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося 28 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
88
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
68
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
32
контрольные работы
6
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
28
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
-
Домашняя работа
Составление конспекта
Подготовка реферата
Мини-сочинение
Изучение литературы
Подбор иллюстративного материала
Составление резюме
Выполнение индивидуального задания
8
2
6
4
2
2
2
2
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Основы культуры профессионального общения»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Изучение основ профессиональной этики
14
Тема 1.1.
Понятие этической и эстетической культуры
Содержание учебного материала
3
1
Введение. Общие сведения о предмете. Цели и задачи учебной дисциплины. Роль культуры профессионального общения для успеха в профессиональной деятельности..
1
1
2
Эстетика. Эстетическая культура. Эстетическое воспитание. Эстетические потребности. Категории эстетики. Сферы эстетической культуры.
1
1
3.
Этика. Мораль. Нравственность. Взаимосвязь понятий. Роль морали в формировании личности. Категории этики. Нравственное поведение людей. Моральные принципы и нормы.
1
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы: тестирование «Понятие об этической культуре»
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Домашняя работа: Составление таблицы: Сравнительная характеристика понятий «Мораль», «Нравственность», «Этика».
2
Тема 1. 2.
Профессиональная этика
Содержание учебного материала
2
1
Профессиональная этика как система моральных принципов, норм и правил поведения специалистов с учетом особенностей их профессиональной деятельности. Категории профессиональной этики. Сущность понятий: профессиональный долг, честь, совесть, достоинство.
Поведение человека, его зависимость от нравственных качеств личности. Нравственные требования к профессиональному поведению парикмахера: внимательность, вежливость, тактичность и др. Профессиональный кодекс парикмахера. Правила профессиональной этики парикмахера.
1
2
2
Понятие об этикете. Сферы действия этикета. Деловой этикет. Принципы и заповеди делового этикета.
1
1
Лабораторные работы
-
Практические занятия
Упражнение в соблюдении правил профессиональной этики в различных производственных ситуациях.
3
Контрольные работы
Тестирование: «Категории профессиональной этики»
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Домашняя работа: «Составление профессионального кодекса парикмахера.»
2
Раздел 2.
Изучение особенностей делового общения
46
Тема 2.1.
Психология общения
8
Содержание учебного материала
1
1
Общение – основа человеческого бытия. Общение как процесс установления и развития контактов и взаимоотношений между людьми. Формы, типы и виды общения. Механизмы взаимопонимания в общении.
Общение как коммуникация. Вербальные и невербальные средства общения.
Общение как взаимодействие.
Общение как восприятие людьми друг друга.
1
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия:
Упражнение в распознавании значения невербальных средств общения.
4
Контрольные работы:
Тестирование: «Механизмы коммуникации, взаимодействия и восприятия людьми друг друга в процессе общения»
1
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Изучение средств вербального и невербального общения (составление конспекта в тетрадях)
2. Подготовка рефератов: «Механизмы межличностного взаимодействия», «Механизмы восприятия человека человеком», «Роль невербальных средств общения в профессиональной деятельности»
4
Тема 2.2.
Успех делового общения.
8
Содержание учебного материала
3
1
Понятие делового общения. Его цель и участники. Деловые отношения в процессе делового взаимодействия: субординационные и партнерские отношения. Психологические особенности делового общения и его специфика в сфере обслуживания и деятельности парикмахера.
1
2222222222
2
Успешность делового общения: эффективное слушание. Виды эффективного слушания. Техники и приемы общения: прием «имя собственное», прием «золотые слова», прием «зеркало отношений», прием « терпеливый слушатель»; Приемы рефлексивного слушания: выяснение, отражение чувств, перефразирование, резюмирование. Правила слушания.
2
22
Лабораторные работы
-
Практические занятия:
1.Упражнение в применении техник общения и приемов рефлексивного слушания в профессиональной деятельности.
2. Решение ситуативных задач
4
Контрольные работы:
Тестирование: «Психологические особенности делового общения парикмахера».
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка реферата по теме: «Умение слушать собеседника – успех делового общения»
2
Тема 2.3.
Этикет делового общения
5
Содержание учебного материала
2
2
1.
Понятие об этике делового общения. Этикетные формулы делового общения: обращения, представления и знакомства, приветствия, прощания, выражения благодарности, совета, предложения. Замечания, предупреждения, просьбы и отказа в выполнении просьбы.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия:
1. Упражнение в употреблении этикетных формул делового общения. (проведение ролевых игр и игровых ситуаций)
4
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся:
Домашняя работа «Составление примеров по различным этикетным формулам делового общения.»
2
Тема 2.4.
Формы делового общения
13
Содержание учебного материала
4
2
1
Формы общения: деловые беседы, переговоры, конференции, совещания, собрания, телефонные разговоры, деловая переписка и т.д.
Деловая беседа: понятие, планирование, этапы, правила и принципы успешного ведения деловой беседы. Аргументирование. Виды аргументов. Законы аргументации и убеждения. Правила использования аргументов.
Культура телефонного разговора.
2
2
Деловая переписка: Значение деловых писем. Требования к ним. Схема делового письма. Правила оформления деловых писем. Правила составления резюме.
Правила прохождения собеседования при поступлении на работу.
2
3
Лабораторные работы
-
Практические занятия:
1. Проведение деловой беседы на заданную тему (ролевая игра)
2.Ведение телефонных разговоров в салоне-парикмахерской (ролевая игра)
3. Составление делового письма (заявление о приеме на работу/ увольнении, предоставлении отпуска, изменении сроков поставки инструментов, материалов или оборудования для парикмахерской и т.п.)
4. Разыгрывание ситуаций поступления на работу в салон-парикмахерскую.
6
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Мини-сочинение «Составление текста деловой беседы на заданную тему (Например, «Приобретение укладочных средств для вечерних причесок»)
2. Изучение литературы по подбору аргументов на заданную тему (например, «Сушка волос феном: за и против» или реклама нового шампуня для волос)
3. Составление резюме.
8
Раздел 3.
Изучение сущности и особенностей конфликта в профессиональной деятельности
10
Тема 3.1.
Сущность конфликта
8
Содержание учебного материала
3
2
1
Понятие конфликта. Типы и виды конфликтов. Причины возникновения конфликтов, их источники. Структура конфликта.
Стратегии (тактика) поведения в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.
Способы разрешения конфликтов, возникающих в профессиональной деятельности. Правила (способы) поведения при возникновении конфликта в профессиональной деятельности.
Запреты для успешного разрешения конфликта.
2
2
Эмоциональный мир человека. Приемы саморегуляции поведения в конфликтных ситуациях в процессе межличностного общения.
1
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия:
1 Описание индивидуальных конфликтов и определение возможных мер по их профилактике.
2. Решение ситуативных задач и обсуждение различных конфликтных ситуаций, выбор стратегии (тактики) поведения.
3. Определение позиции правильного поведения в условиях конфликтной ситуации.
4. Упражнение в использовании приемов саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
4
Контрольные работы:
Тестирование: «Источники, причины и виды конфликтов. Способы их разрешения.»
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка реферата по одной из предложенных тем:
«Профилактика конфликтов в организации»,
«Роль руководителя в разрешении конфликта»,
«Конфликтная личность»,