Конспект классного часа на тему Обида


Классный час в 3 классе
Тема: «Обида»
Цель:
1.Раскрыть понятия «Вспыльчивость», «Несдержанность»,«Обида». Помочь детям осознать чувство обиды и действия, связанные с ним.
2. Формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды.
Задачи:
1. Объяснить влияние обиды на отношения.
2. Выявить причины непрощения.
3. Побудить учеников прощать обиды и налаживать отношения друг с другом.
Введение
Игра «Ванька-встанька»
Учитель задает вопросы, а ученики встают, если отвечают положительно, и садятся, если отвечают отрицательно.
Кто любит шутки?
Кто когда-нибудь подшучивал над своим другом?
Кто не любит, когда над ним подшучивают?
Кто получал прозвища?
Кто знает продолжение фразы: «Мирись, мирись и больше...»?
Кто хоть раз просил прощения, когда кого-то обидел?
Кто хотя бы раз оказался не прав в споре?
Кто согласен, что «на обиженном воду возят»?
Кто на злобные слова отвечает шуткой?
Кто прощал, когда его обижали?

Ход занятия.
- Сегодняшний классный час я хотела бы начать с притчи
. -Кто знает, что такое притча? Если не знаете, я подскажу.
(Слайд 2)
- Послушайте её внимательно и подумайте, о чем мы будем сегодня говорить?
Притча о гвоздях
Жил - был очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. Потом он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда юноша сообщил отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается в душе такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься, - шрам останется.
-Кто понял, о чем будет идти речь? (Речь будет идти о вспыльчивости, несдержанности, обиде (Слайд №3)-Ребята, почему отец не объяснил сыну словами, что значит обидеть человека, а дал ему гвозди?(Ребята рассуждают, спорят, приходят к единому мнению, делают вывод)
-Какие слова самые главные в притче? (Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется.)Опыт духовной направленности.
У детей стакан с водой, солонка с солью и чайная ложка.
(звучит спокойная музыка)
-Представьте, что соль – это наши слова, а стакан с водой – это человек, которому адресованы наши слова. Высыпьте соль в воду. Посмотрите, как слова растворяются в другом человеке, если он принимает их близко к сердцу. Припомните свою давнюю ссору с кем – то, вспомните обидные слов, которые вы говорили своему собеседнику. Конечно, вы уже сожалеете о сказанных словах, но как их можно вернуть? Нет, их не вернуть, как не вернуть и кристаллы соли из воды. Подумайте, какой вывод мы можем сделать? (наши слова попадают к окружающим людям, и нам их никогда не вернуть. Поэтому хорошенько подумайте, прежде чем сказать обидные или неприятные слова другому человеку)- Что значит обидеть человека? (Сделать ему больно, оставить в душе шрам)
-А как можно обидеть? (Обидеть можно поступками, физической силой, словом можно даже убить человека)
-А, что значит, извиниться перед человеком? (значит признать свою вину и осознать, что этого больше не произойдёт, дать человеку честное слово, глядя прямо в глаза).
- Если ты не сдержал слово? (значит ты солгал, струсил, не осознал своей ошибки)
- Как вы думаете, почему некоторые люди не хотят извиниться перед человеком, которого они обидели? ( Наверно, он трус, неуверенный в себе человек, не осознающий своих поступков)
(Слайд №4) Какие чувства переживает человек которого обидели?
- Какой вывод из этого? (Прежде, чем обидеть человека- сто раз подумай, осознай, сумей сдержать себя, свой пыл).
У каждого человека всегда есть выбор как ему поступить. Назовите антонимы к словам, которые я зачитаю:
Плохо - хорошо Зло – доброВойна - мирЖадность- щедрость Грубость – вежливостьЖестокость – ласкаЛожь – правда
Предательство - преданность
(Слайд №5)

- Ребята, в период обучения в школе у вас будут ситуации, результатом которых окажутся сказанные вам обидные слова, упреки, споры.
- А как вы думаете, во что может перерасти обида? (в драку, конфликт).
А что бы этого не случалось, послушайте ещё одну притчу:
Притча о картошке и обиде
Ученик спросил учителя: - Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким. Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет. 
- Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, - сказал учитель, - то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет. - И это всё? - недоумённо спросил ученик.
- Нет, - ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.
 Ученик пришёл к учителю и сказал: - Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое. 
Но учитель ответил: - То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становится всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень нелегко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень. (Слайд №6.)
Составить и объяснить пословицу «Тому тяжело, кто помнит зло»
Очень важно научиться прощать не только словом, но и сердцем.Прощая других людей, мы освоождаем себя от обиды, злости,жестокост, а обидчика – от чувства вины.
«В гостях книжки» Александр Шварц «Про обиду»
«Обида – это такой маленький зверёк. С виду он совсем безобидный. И если с ним правильно обращаться, то вреда он вам не принесёт. Обида, если не пытаться её домашнить, прекрасно живёт на воле и никогда никого не трогает. Но все попытки завладеть обидой, сделать её свей, кончаются всегда плачевно…
Зверёк этот очень маленький и юркий. Он может случайно попасть в тело любого человека. Человек сразу это почувствует. Ему становится обидно. Этот зверёк кричит человеку:
- Я нечаянно попался! Выпусти меня! Мне здесь темно и страшно!Я хочу к маме! Есть такие люди, которые сразу отпускают обиду. Но есть и такие, которые ни за что не хотят её отпускать. Они сразу называют её своей,, постоянно думают о ней, заботятся. А ей всё равно не нравится в человеке. Она крутится, ищет выход, но сама она никогда не найдёт пути… Такой вот непутёвый зверёк. Да и человек тоже непутёвый… Сжался весь и ни за что не выпускает свою обиду… Таит её в себе... А зверёк – то голодный, кушать ему хочется… Вот и начинает он потихоньку кушать человека изнутри… И человек чувствует это. То там болит, то тут… Но не выпускает человек из себя обиду… Потому что привык он к ней… Да и она потихоньку привыкает к своему хозяину. Кушает, растёт, жиреет и перестаёт двигаться… Находит внутри человека что – нибудь вкусненькое, присасывается и гложет… Так и говорят «Обида гложет».
И в конце концов прирастает обида к чему – нибудь в теле человека и становится частью его… Слабеет человек, хворать начинает, а зверюга внутри всё толстеет…
И невдомёк человеку, что только и надо - взять и отпустить обиду! Пусть себе живёт в своё удовольствие! И ей без человека лучше и человеку без неё легче живётся.
Обида – это такой маленький зверёк… Отпусти её – пусть себе бежит!»
Вопросы для обсуждения:
- Когда говорят «Обида гложет»?
- Что происходит с еловеком , если он таит обиду в себе?
- Что нужно сделать, чтобы человеку жилось легче?
Рисование в технике «Кляксография» (выдувание трубочкой) «Выпусти обиду».
Техника рисования: зачерпнуть пластиковой ложечкой ( пипеткой) краску, вылей её (капни) а лист бумаги, делая небольшое пятно (капельку). Коктейльной трубочкой выдувай кляксу снизу вверх в разные направления так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. Когда клякса разделится на несколько побегов (веточек) – выдувай их по отдельности в нужном направлении, чтибы получился «зверёк При необходимости процедура повторяется (т. Е. капнуть ещё капельку краски в нужное место и раздуть) Недостающие детали дорисовывай карандашами или красками.
Кирилл Рыбин читает стихотворение Эммы Мошковской «Обида»
Я ушёл в свою обидуи сказал, что я не выйду.Вот не выйду никогда!Буду жить в ней все года!***И в обидея не виделни цветочка, ни куста...И в обиде я обидели щеночка, и кота...Я в обидеСъел пироги в обидея прилёг,и проспал в ней два часа.Открываю я глаза...А она куда-то делась!Но искатьне захотелось/ 
Мы все разные у каждого есть свои особенности, не говоря о внутреннем мире. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что все мы люди. У нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен остальным.
- Давайте вспомним правила, которые помогут людям преодолеть такие качества, как вспыльчивость, несдержанность, желание обидеть человека:
(Слайд №7)
Правила для несдержанных и вспыльчивых людей
Сдерживай свои эмоции
Не капризничай, не ворчи, не порти настроение другим
Будь всегда приветлив, не груби, не кричи
Здоровайся при встрече
(Слайд №8)
Веди себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Сказал – сделай.
Не уверен – не обещай
Ошибся – признай свою вину, извинись
Пообещал, но забыл сделать – попроси прощения
Сначала подумай, потом говори
Не можешь сказать правду – объясни, почему;
(Слайд №9)
- А какие правила доброты вы знаете? (Ребята предлагают свои варианты, обсуждают)
1.Добро можно делать всегда и везде, оно нужно всем!
2.Не хвастай сделанным добром.
3.Надо делать добро бескорыстно, не ожидая наград и благодарности.
4.Делай добро вовремя и незаметно.
5. Добра никогда не бывает много! Твори!
-Чтобы преодолеть свои недостатки, надо стать чуточку добрей. В этом вам помогут ваши друзья, родители, учителя, а главное – книги.
-Спешите делать добро!
Алёна Токарева:
Подойди, загляни в глаза
И плечо его тихо тронь.
На щеке у него слеза
И обиды в душе огонь.
Его боль раздели на двоих,
Помоги ему, он – твой друг.
На ладонь положи звезду
И звезду эту другу дай.
Пусть она его вместе с тобой
Поведет в прекрасную даль.
(Работа в парах.)
На столах у вас треугольники. Соедините их так, чтобы получилась звезда. Объединитесь в пары и склейте звезду.
Поделитесь звездой гостями, которые пришли к нам на занятие. (Слайд – шоу)
Заключение (слайд №10).
Рефлексия.
Выскажите свое мнение о нашем сегодняшнем разговоре.
Эта встреча, привлекла меня…..Эта встреча, заставила меня задуматься…..
Эта встреча навела меня на мысли….
Благодарю всех за активное участие. Вижу, что наш разговор оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение к друг другу, взаимопонимание, терпимость на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.