Конспект классного часа по теме Обида 7 класс

Разработка классного часа в 7 классе
классный руководитель: Потёмкина Э.А.
Цель: осознание негативного воздействия обиды на человека;
осознание своих отношений с окружающими и с самим собой;
поиск способов избавления от этого чувства.
Ход занятия

1.Настрой. Мотивация.
Доброе утро, людям и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам.
Доброе утро, открыто, доверчиво
Доброе утро продлится до вечера.
Доброе утро всем, кто сегодня хорошо позавтракал.
Доброе утро всем, кто любит читать хорошие книги
Доброе утро всем, у кого хорошее настроение..
На доске фотографии людей с разным выражением лица, последняя - обида.
- Можем ли мы сказать, какое у детей настроение? Почему?
-О чем сегодня мы будем говорить?
(Тема классного часа "Обида»)
-Если уж начинать разговор о наших обидах, то только не для любования ими, а для того чтобыДля чего?
(-научится преодолевать свои обиды;
-как можно реже обижать других.)
2.Актуализация знаний и представлений обучающихся
- Как вы понимаете слово обида?
/высказывания детей, на доске дорисовываю около смайлика слова/.
-Обида - несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также чувство, вызванное таким огорчением.
/ Слайд или запись на закрытой части доски.Словарь русского языка. С.И.Ожегов/
- Ребята, а вы в жизни испытывали чувство обиды?
3- Работа в группах.
Что же чувствует человек, которого обидели и который обиделся?
/высказывания детей/работа в группах
- Обсудите в группе как чувствует себя человек, которого обидели и кто обидел.
\работа в группе 5 мин. и выступление групп\
- Наукой доказано, что когда человек обижается, то:
1. Учащается сердцебиение;
2. Затуманивается разум;
3. В кровь начинают поступать вещества, которые настраивают человека против другого. Эти вещества (империалы) оказываются отравляющими. Они не уходят из организма, а остаются в нём и отравляют человека. И чем чаще человек обижается, тем всё больше их накапливается. И тогда человек начинает обижаться из-за всякой мелочи, пустяка.
- Принесёт ли такой человек какую-то пользу окружающим?
- Легко ли живётся такому человеку? Почему? вспомните героев литературных произведений. Кто был обижен. А кто обижал(называют) Счастливы ли они?
-Такой человек плохо ест, беспокойно спит, у него плохое настроение, может заболеть и даже умереть. И чтобы такое не случилось с вами, да и окружающими вас, может, поищем решение?
4.Поиск решения на проблемный вопрос
-Что же делать?
- Мы должны найти лекарство от обиды. Поработайте в группах и найдите такое лекарство- как жить, не обижая и не обижая?
(работа в группах 3 минуты и высказывания групп)
5.ПРИТЧА
- Я хочу рассказать вам одну историю.
ПРИТЧА
Пришел как-то ученик к учителю и попросил:
- Меня очень легко обидеть, разозлить, ты же всегда спокоен. Помоги мне стать таким же.
Учитель предложил ученику принести два мешка: один пустой, а другой - с картофелем.
- Когда ты на кого-нибудь обидишься, - сказал учитель, - возьми один клубень и переложи его в тот мешок, который сейчас пуст. Но учти, что этот мешок ты должен будешь всегда носить с собой.
Ученик был удивлен, но согласился.
Через некоторое время в мешке набралось довольно много картофелин, которые к тому же начали портиться и издавать зловоние. Вскоре носить мешок с собой стало невмоготу, тогда ученик принес его учителю и попросил:
- Может ты предложишь что-нибудь другое? Я больше не могу носить этот мешок с собой.
В ответ он услышал:
- Представь себе, что каждая картофелина – это каждая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Ведь когда [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или злится, на душе появляется тяжесть, похожая на камень. Чем больше обид, тем больше камней. Когда ты в очередной раз решишь разозлиться или обидеться, вспомни про этот мешок и подумай о том, стоит ли [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] того, чтобы носить ее с собой? Стоит ли носить с собой этот камень?
-Ребята, о чем заставляет задуматься эта притча?
\Ответы ребят\
5.Изучение «нормы»
-Давайте обратимся к психологам и узнаем, какие еще есть способы победить обиду.
6. Памятка
- Мы убедились, что есть способы справиться в обидой. С кем бы вы хотели поделиться этими знаниями? Как хотите это сделать?
(называют варианты: памятка, инструкция, страничка в Инете, информация для стенда ШСП и т.д.Выбирают вариант.)
- Предлагаю выбрать один из вариантов и за 5 мин. Создать памятку или другой выбранный вами варрант информирования о способах борьбы с обидой.
\выступают и слушают других\
- Что допишете в памятку счастливого человек из услышанного?
7.Подведение итогов.
-Прощайте обидевших вас, любите врагов своих, отвечайте добром на зло", - учат заповеди. Но если умение прощать считается благодатью, то святых среди нас практически нет, потому что простить по-настоящему обидевшего нас человека очень трудно. Нам кажется несправедливым то, что мы должны делать добро в ответ на зло. Но кто сказал, что жизнь вообще справедлива? Прощение - это трудный и долгий процесс. Недаром же говорят, что умение прощать -свойство сильных людей. Решите сами, нужна ли вам обида. Всегда ли нужно прощать? Всегда!
8. Рефлексия
- Наш разговор подходит к концу. Пожалуйста, выскажете свое мнение на литочках
(методка «Незаконченное предложение»)
«Я понял»
«Я думаю, что»
«Теперь я»
(зачитывают по желанию)

- Я же желаю вам научиться прощать, принимать людей и радоваться жизни!. Давайте сделаем так, чтобы наш человечек улыбался. Удачного дня!

Как важно вовремя успеть Сказать кому-то слово доброе, Чтоб от волненья сердце дрогнуло! Ведь все порушить может смерть. Как важно вовремя успеть Похлопотать или поздравить, Плечо надежное подставить! И знать, что будет так и впредь. Но забываем мы подчас Исполнить чью-то просьбу вовремя, Не замечая, как обида кровная Незримо отчуждает нас. И запоздалая вина Потом терзает души. Всего-то надо научиться слушать Того, чья жизнь обнажена.
К Учителю подходит ученик и говорит: "О, Учитель, мне очень тяжело живётся, потому что меня обижают люди. И я совершаю великий грех из-за того, что подолгу обижаюсь на людей. Что мне делать?" Учитель протягивает ученику горсть гвоздей со словами: "Каждый раз,когда ты будешь обижаться, ты должен забивать один гвоздь в стену..."
Через некоторое время ученик радостный приходит к Учителю со словами: "О, дорогой Учитель, моя жизнь стала лёгкой и праздничной, у меня больше не осталось гвоздей. Что мне делать?". Учитель сказал, чтобы ученик вытащил все гвозди из стены и принёс ему.
Ученик приносит гвозди и говорит Учителю: "А что же мне делать с отверстиями в стене, которые остались после гвоздей?"
Учитель ответил: "А вот с ними тебе придётся жить всю жизнь".

ОБИДА. Общеслав. Производное от *obid
·ti < *obvid
·ti, преф. образования от vid
·ti "видеть"; bv > b. См. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Обида буквально "наказание, бесчестье" (путем выставления на обозрение: ср. обизор "поношение, бесчестье"). См. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
обида
Огорчение, оскорбление, неприятность, поношение, попрание, поругание, унижение, колкость, укол, шпилька, уязвление, афронт; бесславие, бесчестье, позор.
Обида горькая, кровная. Не в обиду будь сказано. Не дам себя в обиду. Личные обиды - личности. // "Княгиня не могла переварить этот афронт". Тург..
Ср. <Гонение, Неприятность>. См. неприятность
не в обиду будь сказано, не дать в обиду, проглотить обиду, промолчать обиду... ..
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999
рассказывает притчу « Черёмуха и дрозды» Леонардо да Винчи под спокойную музыку Черёмуха и дрозды Притча от Леонардо да Винчи У черёмухи лопнуло всякое терпение. С той поры, как созрели её терпкие ягоды, житья не стало от дерзких назойливых дроздов. С утра до вечера они кружились стаями над ней, безжалостно обдирая клювом и когтями все ветки. Пожалуйста, прошу тебя! взмолилась она, обращаясь к самому докучливому дрозду. Знаю, что мои ягоды твоё любимое лакомство. Поедай их на здоровье, мне не жалко. Но оставь в покое мои листья. Не срывай их! Под их сенью я спасаюсь от палящего солнца. И не терзай меня острыми когтями, не сдирай кожу! Дрозд был первым забиякой в стае, и слова черёмухи пришлись ему не по вкусу. Помалкивай, коли тебя не спрашивают! Самой природой так заведено, чтобы ты плодоносила ради моего удовольствия. Да что с тобой, дубиной стоеросовой, толковать! Зимой пойдёшь на дрова. Услышав такой ответ, черёмуха ещё пуще опечалилась и молча, заплакала. Но предрекавший ей гибель озорной дрозд сам угодил в силок, поставленный крестьянином. Чтобы соорудить для пойманной птицы клетку, человек надёргал прутьев из плетня и сломал несколько гибких веток у черёмухи. Так черёмуха снова свиделась со своим обидчиком, который теперь сидел понуро в клетке и был тише воды, ниже травы. Но она промолчала, вспомнив слова, услышанные ещё в молодости: как тёплая одежда спасает от стужи, так выдержка защищает от обиды. Умножай терпение и спокойствие духа, и обида, как бы горька ни была, тебя не коснётся. - Что произошло с дроздом? -Как вёл себя перед этим дрозд? ( больно ранил, обзывался, делал только то , что хотел) -Как вела себя черёмуха? (она его попросила не обдирать кожу, заплакала, но продолжала терпеть) - Почему он попал в клетку? (не смогут ответить) Можно ли сказать, что он был наказан? ( да) -А кто его наказал? (сам себя наказал) - Да, сам себя наказал дрозд. Забыл, что ничто плохое мимо не проходит, а возвращается со временем. Так устроено на Земле Богом для того, чтобы стать лучше, добрей, светлей. Не случайно говорят: « Не делай другому того, чего сам не желаешь» Человек , который верит в Бога, которого обижают, никогда не оправдывается . Он понимает, что если его задели, значит ему так и надо, значит кого –то он когда-то обидел. А теперь это вернулось к нему. Помните, Бог видит всё: и сердце, и твою душу, и твои мысли. - Скажите, а можно ли избавиться от обид? Можно! И вы сейчас сами поймёте как. Просмотр мультфильма « Обида» из серии « Четверо друзей» - Как можно избавиться от обид? (попросить прощение) Открывается продолжение записи на доске: « Обида и прощение» - Правильно, прощение- подарок самому себе, это наша защита, созданная Богом. Знаете, глупые могут принять прощение за слабость, т.е. боятся простить из страха показаться слабым. Помните: прощение признак нашей силы, а обижаются только слабые, которые думают, что человек , который причинил им боль, не получит заслуженного наказания. Бог прощает всех, кто искренне кается и приходит к нему с просьбой о прощении. Не прощает Бог, кто сознательно грешит и думает, что я ему отомщу и накажу. Помните, что вы - не Бог, чтобы судить и мстить.
3. Закрепление.

Практическое применение « Науки прощения» на примерах тех ситуаций, которые были в начале классного часа.
- Наука прощать очень проста- перестать обижать других, понять другого ( Почему он так сделал?), просить прощение.
- А какие слова прощения вы знаете? (прости, извини). Зачитайте науку прощения и слова извинения.. (отпечатано на листах для каждого)
Давайте попробуем научиться просить прощения, понимать. Для этого вернемся к нашим ситуациям, которые прозвучали в начале урока.
« Алёша на перемене подбежал к однокласснику и сильно толкнул его, отчего приятель, больно ударился о стену и заплакал. Однако вскоре подбежал к Алёше и дал сдачи ». (Алёша должен был сказать: « Прости, пожалуйста, так получилось». « Извини, это получилось случайно. Я не хотел тебе сделать больно.» А одноклассник , которому было больно, не должен был давать сдачи, потому, что он не судья. И боль , которую Алёша причинил, обязательно к нему когда-нибудь вернётся). Так разбирается каждая ситуация

- Давайте посмотрим, как это делают литературные герои.
Калейдоскоп видеоотрывков из мультфильмов: « Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина, « Бармалей» К. И. Чуковского, « Федорино горе» К.Чуковского

- Мудрые люди уже давно поняли, что значит обидеть. Свои мысли об этом они выразили в пословицах. (родители выходят и произносят пословицы)
Пословицы и поговорки
На обиженных воду возят.
Не дуйся, а то лопнешь от обиды.
С повинившегося и вина снимается.
Повинную голову и меч не сечёт.
Ближнего обидеть – самому в беде быть.
Бог видит, кто кого обидит. И т.д.