Конспект урока Сложение слова из двух корней с буквой соединительного гласного

Русский язык
Тема: Сложение слова из двух корней с буквой соединительного гласного.
1.2класс.
2.Цели и задачи урока: создать условия для исследовательской деятельности учащихся при объяснении нового материала;
- через составленный алгоритм учить детей правильно писать соединительные гласные -О-, -Е- в сложных словах, то есть решать учебную задачу;
- развивать интеллектуальные умения; анализировать, обобщать, систематизировать практические умения: работать с алгоритмами, опорами - схемами;
-развивать память, внимание, речь учащихся;
-создавать эмоционально - ценностное отношение к предмету;
-воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки, патриотизма.
3.Оборудование урока: схема - карта на каждого учащегося, карточки с заданиями, модель урока на доске, разноцветные специальные карточки для учащихся, толковый словарь.
4. Обучение ведётся по учебнику «Русский язык» 2класс Часть 3.Чуракова Н. А.
5.Автор разработки Солопова И. Н.
6.Ход урока.
1.Актуализация опорных знаний.
Сейчас урок русского языка. Запишите число, классная работа. На уроке продолжим тему: «Как делаются слова»
-Как образуются слова? (С помощью суффиксов)
Сегодня мы узнаем, что слова образуются не только при помощи суффиксов, но и сложением основ.
Тема: Сложение слова из двух корней с буквой соединительного гласного. Слайд№1.
1.Эпиграф урока
Российскому патриоту любой подвиг в охоту. Слайд № 2.
- Как понимаете пословицу?
-Кого можно назвать патриотом? (Тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, родине)
- О каком подвиге идёт речь? (Защита родины, труд, знание истории, культуры, народных традиций)
-Сегодня очень много говорят о том, что каждый человек должен быть патриотом своей родины. Ведь тогда страна становится могучей, крепкой. Родина - это не только страна.
-Что ещё можно назвать родиной? (Город, дом). Сегодня на уроке мы поговорим и о городе, и о труде, и о доме. Работа предстоит серьёзная. Настроение должно быть хорошее, рабочее и у вас, и у меня.
2.Моделирование урока.
Сегодня урок - исследование. Вот модель нашего урока. Слайд № 3..
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Научиться исследовать - значит самостоятельно узнавать новое. Я вам буду помогать. В течение урока вы будете сами оценивать свою работу и в тетрадях, и у доски.
Слайд № 4.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
3. Определение настроения учащихся на работу.
2.Актуализация новых знаний.
1. Минутка чистописания.
-Зачем этот этап? (Чтобы исследовать новое, нужно вспомнить, что мы уже знаем)
Слайд № 5.
Домик
Домосед
Домище
Дом
-Что можно сказать? (Однокоренные существительные, мужского и женского рода, единственное число, одушевлённое и неодушевленное, нарицательное)
-Какое слово лишнее? Почему? (Так как сложное, состоит из двух основ)
-Выйди к доске, выделить основы.
-Зачитайте значение слова «сложный». У.с. 37 - правило.
-Сегодня сложные слова будут в центре нашего внимания.
-С чего начинается работа в тетради? (Минутка чистописания) Почему? (Тренируем руку, правильное и красивое письмо)
-Что будем писать на минутке чистописания? (Это сочетание букв, которое образует общий корень в этих родственных словах)
-Списать однокоренные слова. Разобрать их по составу.
Оцените свою работу на этом этапе.
2. Постановка проблемы.
- Какое задание можно предложить?

Слайд № 6.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

-Составьте другие слова с этим же корнем, соединяя только основы.
-Всегда ли достаточно только две основы, чтобы получить сложные слова?
-Какова цель урока? (Узнать, как можно соединить две основы, чтобы получить сложное слово)
-Как решить эту проблему? (Провести наблюдение-исследование)
Слайд № 7.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Сначала слово лишилось своего окончания. Получились две основы. К основе первого слова с помощью буквы – О - присоединилась основа второго слова. Получились слова
-Оцените, насколько хорошо вы поняли цель урока.
-Если проблема ясна – в путь.
3.Наблюдение за словами.
У. с.38 № 37.(на доске и в тетради)
Слайд № 8
Кофеварка - прибор для варки кофе.
Птицелов - человек, который занимается ловлей птиц.
Овцевод - человек, который занимается разведением овец, специалист по овцеводству.
Знаменосец - тот, кто несёт или носит знамя.
-Как можно соединить две основы, чтобы получить сложное слово?
Слайд № 8.
Чтобы получить сложное слово, нужны
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Домашнее задание аналогичное. Т. С.45 №59.
4. Физкультминутка.
5.Правописание слов с соединительными гласными.
-Покажи соединительную гласную в сложных словах. (Сигналы-О-,-Е-)
1.Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)
2. Стоит толстячок,
Подбочивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит.
( Самовар)
3. Он отлично варит кашу,
У него особый дар.
Кто нас кормит кашей с маслом?
Ну, конечно(Самовар)
4.Снова солнце печёт сильно,
Снова солнечный денёк.
Назовите сложным словом:
«Печёт солнце»-(Солнцепёк)

- Когда пишется соединительная гласная-О-,-Е-, мы вернёмся к этому ещё несколько раз и будет проведена специальная работа.
6. Правило
-Вернёмся к слову, которое создало проблему в начале урока.
- Объясните значение этого слова. (Толковый словарь Ч. 2 с. 104)
- Объясните его написание.
- Разобрать его по составу.
- Оцените, как вы поняли основное правило урока.
-Почему мы использовали слова, связанные с нашим домом? (Это малая родина)
- Предлагаю совершить путешествие по наше Родине в разные уголки страны, туда, где люди совершают наш трудовой подвиг.
6. Работа в группах.
- Выписать сложные слова. Выделить основы, подчеркнуть соединительные гласные.

Слайд № 9.

Пастух Скотовод Птицевод Конюх
Свинопас Животновод Птичник Овцевод
Поросёнок Коневод Пчеловод Барашек

Проверка-слайд № 10.

Свинопас
Скотовод
Животновод
Коневод
Птицевод
Пчеловод
Овцевод

-Какие вы написали и подчеркнули соединительные гласные?
-Оцените, как вы выполнили работу.
7. Самостоятельная работа. (Разноуровневое задание)
- Сможете ли вы самостоятельно применить правило? Проверим.
-Выбрать уровень и показать соответствующие сигналы.

1 уровень

-Списать, вставить соединительную гласную, выделить основу, корень.
Скал - лаз, камн - пад, вод - лаз, солнц - пёк, мор - ход.

2 уровень

-Составьте и запишите сложные слова с основой:
ХЛЕБ, СНЕГ, ЛИСТ, ЛЕС, ДОМ.
3 уровень

-Придумать по два слова с соединительными гласными-О-,-Е-.
Составить и записать предложения с этими словами.

-Оцените свою работу.
3. Итог урока.
-Какова была тема и цель урока?
-Мы её достигли?
-Какое новое правило узнали?
-Что вам понравилось на уроке? Что было трудно?
-Вспомните эпиграф урока
Российскому патриоту любой подвиг в охоту. Слайд № 2.
Почему на уроке использовали слова, связанные с домом, профессией, трудом людей? (Дом - это тоже маленькая родина, труд - это тоже подвиг)
-Оцените свою работу на уроке (и в тетради, и у доски)

Итог урока

Самостоятельная работа

Урок

Цель урока

Исследование


Актуализация знаний

Как я работал на уроке

Отлично

Не получается

Сомневаюсь

Мой настрой

Как я помню предыдущий материал

Как понял
цель

Как я понял правило урока

Как я умею применять правило

Лес

Парк

Полоса

Завод

Лес

Лесозавод

Завод

Лес

Лесополоса

Полоса

Лес

Лесопарк

Парк

Соединительные

О

Е