Конспект урока по русскому языку на тему ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ ИЗ ДВУХ КОРНЕЙ С БУКВОЙ СОЕДИНИТЕЛЬНОГО ГЛАСНОГО 2 урок 2 класс ПНШ


Образование сложных слов из двух корнейс буквой соединительного гласного
Цели деятельности учителя: ввести понятие «соединительные гласные»; учить выделять в сложных словах соединительные гласные; формировать умение пользоваться обратным словарем.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно анализировать формы сложных слов; оперировать понятием «соединительные гласные»; работать с обратным словарем.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.

– Чем похожи эти слова?
II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о структуре сложных слов; логические – осуществляют поиск необходимой информации.)
– Какие слова называют сложными?
– Прочитайте стихотворение и подумайте, как оно называется (упражнение 110)? («Погода мокрая».)
– А кто его автор? (Ю. Мориц.)
– С какими другими стихотворениями этого автора вы знакомы?
– Подберите проверочные слова. (Босиком – бо́сый; бегу – бе́г; стоянки – сто́й; ро[ш]ки – нет рожек; на полянке – поле; цыпленок – исключение; по тра[ф]ке – трава; не пла[ч’у]т – не только плачут; синицы – ; ресницы – ; небосвод –
– Запишите текст по законам стиха.
– Найдите сложное слово. Выделите в нем корни и подчеркните букву соединительного гласного.
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические – осуществляют анализ структуры сложных слов. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы.)
– Прочитайте отрывок из стихотворения М. Яснова «Мой котенок» (упражнение 111).
– От основ каких двух слов образовалось слово «черноушка»? (Черные и уши.)
– Напишите это словосочетание. (Черные ушки, черное ушко.)
– Разберите по составу слово «черноушка».
– Покажите письменно, как образовалось слово «Чернушка». (Чернушка: черный > Чернушка: черн / + ушк + … = Черн / ушк / а.)
– Вернитесь к стихотворению «Мой котенок» (упражнение 112). Выпишите слово «рыжеспинка».
– Выделите в нем корни и подчеркните букву соединительного гласного.
– Напишите словосочетание, от которого образовано это слово. (Рыжая спинка. Слово Рыжеспинка образовалось от словосочетания рыжая спинка. Состав слова таков: рыж / е / спин / к / а.)
– От какого слова-названия признака (от его начальной формы) образовано имя котенка «Рыжинка»? (Рыжинка – рыжий; рыжий – рыж / инк – а.)
– От какого слова, называющего признак и стоящего в начальной форме, образовалось третье имя котенка – «Беляшка»? (Беляшка < белый, или так: белый > Беляшка, бел / яш – к – а.)
(Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.)
 Словарная работа.
– Решите ребусы. Запишите словарные слова.
«О» в «Е» + с = овес
«О» + «ре» + х = орех
в «О» «РО» + Б + й = воробей
в «О» «сто» + «К» = восток
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
– С каждым словарным словом составьте предложение.
– Подчеркните основу предложения.