Конспект урока по русскому языку на тему ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ ИЗ ДВУХ КОРНЕЙ С БУКВОЙ СОЕДИНИТЕЛЬНОГО ГЛАСНОГО 2 класс ПНШ


Образование сложных слов из двух корнейс буквой соединительного гласного
Цели деятельности учителя: учить указывать способ словообразования (сложением основ с соединительным гласным); формировать умение объяснять значение сложных слов; закреплять умение пользоваться обратным словарем.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно применять способ словообразования и объяснять значение сложных слов.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией. – Чем похожи эти слова?

II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: осознанно строят речевое высказывание в устной форме о структуре сложных слов; осуществляют поиск необходимой информации.)
– Какие слова называются сложными? Как образуются сложные слова?
– Прочитайте отрывок из стихотворения А. Усачева «Паповоз» (упр 105).
– Почему мальчик по-разному называл папу во время игры?
– Какие слова в тексте помогли вам догадаться? Выпишите сложные слова с двумя корнями.
– Выделите корни и подчеркните букву соединительного гласного.
– На какие другие слова похожи выписанные вами сложные слова? (Паровоз, пароход, самолет.)
III. Изучение нового материала.
– Откройте обратный словарь на букву д (упражнение 106).
– Найдите сложные слова: у них цветом выделены буквы соединительных гласных.
– Разные ли это буквы? (Это буквы о и е.)
– Сколько всего групп сложных слов вы обнаружили? (5 групп.)
– Какие корни стоят в них на втором месте? (-пад-, -вед-, -ед-, -вод-, -ход-.)
– Найдите слова, где вторым корнем является корень -ход-.
– Отыщите среди них слово, подсказавшее поэту А. Усачеву слово «папоход». (Слово «пароход».)
– Откройте обратный словарь на букву т.
– Найдите сложные слова, в которых одним из корней является корень -лет-.
– Благодаря какому слову из списка в голове у поэта родилось слово «паполет»? (Слово «вертолет».)
– Откройте обратный словарь на букву з. Прочитайте список полностью. Найдите среди слов то, благодаря которому появилось слово «паповоз». (Слово «паровоз».)
– Какие еще сложные слова есть в этом списке? Назовите второй корень. (-лаз-.)
– Какая буква соединительного гласного? (Водолаз, скалолаз.)
– Буквы «о» и «е» могут соединять основы двух разных слов. Это буквы соединительных гласных.
– Прочитайте шуточный текст И. Токмаковой (упражнение 107).
– Как называется этот текст? (Это скороговорка.) Какие слова являются сложными? Запишите сложные слова в начальной форме.
– Подчеркните букву соединительного гласного в каждом случае. Кашевар – тот, кто варит кашу. Кашеед – тот, кто кашу ест.)
– Слово «кашалот» не является сложным. Кашалот – это зубастый кит. Что не учел Миша? (Во-первых, слово кашалот не состоит из разных частей (в русском языке оно появилось из немецкого, в немецком – из французского, во французском – из португальского, где означало «рыбу с большой головой»); во-вторых, даже если мы этого не знаем, мы можем посмотреть на устройство этого слова: в нем нет тех букв (о или е), которые могут соединять основы двух разных слов в единое сложное слово.)
(Регулятивные: действуют точно по инструкции учителя, в соответствии с алгоритмом; применяют освоенные способы действия.)
– Прочитайте отрывок из стихотворения Г. Юдина «Ночной лес» (упр 108).
– Запишите текст. Сколько групп родственных слов вы видите? (Три группы.)
– Выделите корни в родственных словах.

– Прочитайте стихотворение Э. Мошковской (упражнение 109).
– Из первой части стихотворения выпишите родственные слова в начальной форме. Выделите корни.
– Из второй части выпишите сложные слова в начальной форме. Выделите корни, подчеркните буквы соединительных гласных.
– Спишите вторую часть стихотворения правильно, но так, будто это не стихи. (Самолеты целый час (часы) в небе кувыркаются! Паровоз (паровозы) вздохнул (вздо́х): «У нас так не полагается…».)
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.)
Работа в печатной тетради: задания 62–64.
Задание 62. (Чернощекий (черные щеки). Белозубый (белые зубы). Синеглазый (синие глаза). Желторотый (желтый рот). Чернослив (черная слива).)
Задание 63. – От каких слов образованы данные слова? (Широкозеленолистый – широкий, зеленый, лист. Зеленобелогубые – зеленый, белый, губа.)
Задание 64.
(Для того чтобы выделить корень, подберу родственные слова: ходить, переход. В слове проходить корень ход. Часть слова, стоящая перед корнем, – приставка. Выделяю приставку про-. Слово проходить образовалось от слова ходить с помощью приставки про-.)