Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.


государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Ростовской области
"Зерноградский педагогический колледж"
Технологическая карта
урока русского языка,
проведенного 08.04.16 г. во 2 классе
МБОУСОШ № 21 п. Приречный
студенткой ГБПОУ РО "ЗернПК"
Глушковой Евгенией Александровной

Учитель: А. В. Андреева
____________________
(подпись)
2016
Тема урока: Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.
Цель: ввести понятие «соединительные гласные»; учить выделять в словах соединительные гласные.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
Проявление учебно - познавательный интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
проявление уважительного отношения к иному мнению;
формулирование собственного мнения и позиции, принятие различных точек зрения.
Направленные на достижение метапредметных результатов:
сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
оформляет свою мысль в устной и письменной речи;
умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства.
Направленные на достижение предметных результатов:
научатся делить слова на группы;
научатся выполнять разбор сложных слов;
научатся указывать способ словообразования.
Материалы для учителя:
Учебник;
Карточки.
Материалы для учащихся:
Учебник;
Рабочие тетради.
Ход занятия
Этап занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Организационный момент Организует начало урока. Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Организует запись с доски.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- Здравствуйте.
Проверьте свою готовность к уроку.
Откройте тетради, запишите число, классная работа. - дети здороваются, присаживаются на места.
- проверяют готовность к уроку. Личностные:
Осознание социальной роли обучающегося.
2.Актуализация знаний и мотивация Организует работу над сложными словами.
- На доске слова:
Пароход, паровоз.
- Чем похожи эти слова?
- Какие слова называются сложными?
- Как образуются сложные слова?
- Прочитайте стихотворение и подумайте как оно называется? (упр 110).
- А кто его автор?
- С какими другими стихотворения этого автора вы знакомы?
- в этих словах одинаковый первый корень.
- сложные слова – слова, состоящие из двух корней.
- сложением двух основ и соединительной гласной.
- дети открыли учебники и читают стихотворение, название – «Погода мокрая».
- Ю. Мориц.
- дети называют стихотворения. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
3.Этап выявления места и причины затруднения.
Организует работу над словами.
- Подберите проверочные слова.
- Запишите текст по законам стиха.
- Найдите сложное слово. Выделите в нём корень и подчеркните букву соединительного гласного. - босиком – босый, бегу – бег, стоянки – стой, ро[ш]ки – нет рожек, на полянке – поле, цыплёнок – исключение, по тра[ф]ке – трава, не пла[ч'у]т – не только плачут, синицы – синицы, ресницы – ресниы, небосвод.
- дети записывают стихотворение в тетради.
- небосвод. Познавательные: Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.Физминутка - Встаньте, смотрите видео и повторяйте движения. - дети повторяют движения, которые показывает видео. 4.Этап построения проекта выхода из затруднения. Организует работу с учебником.
- Прочитайте отрывок из стихотворения М. Яснова «Мой котёнок» (упр.111).
- От основ каких двух слов образовалось слово «черноушка»?
- Напишите это словосочетание.
- Разберите по составу слово «черноушка».
- читают отрывок из стихотворения.
- слово «черноушка» образовалось от двух слов – чёрное и уши.
- чёрные ушки, чёрное ушко.
- в тетрадях разбирают слово по составу. Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его результата.
5.Этап реализации построенного проекта. Организует работу над упр. 112.
- Вернитесь к стихотворению «Мой котёнок» (упр.112). Выпишите слово «рыжеспинка».
- Выделите в нём корни и подчеркните букву соединительного гласного.
- выписывают в тетради слово «рыжеспинка»
- выделяют корень и подчёркивают букву соединительного гласного – рыжеспинка.
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
6.Этап первичного закрепления с проговариванием в речи. Организует работу над словосочетанием.
- Напишите словосочетание, от которого образовано это слово.
- От какого слова, называющего признак и стоящего в начальной форме, образовалось третье имя котёнка – «Беляшка»? - рыжая спина. Слово Рыжеспинка образовалось от словосочетания рыжая спинка. Состав слова таков: рыж/е/спин/к/а.
- Беляшка ˂ белый, или белый ˃ Беляшка, бел/яш – к – а. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
.
7.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. На карточках дать задание.
- Задание на карточках:
Карточка №1. Вставьте пропущенные буквы. Выдели корень, подчеркни соединительную гласную.
Л…с…во…, л…ст…па…, сам…лё…, пар…во…, пар…хо…, семил…тний, дал…н…восточ…ный, ч…рн…глазый, з…лен…глазый, светл…русый, трёх…ярусный, трёх…дневное, в…д…прово…, груз…во….
Карточка № 2. Вставьте пропущенные буквы. Выдели корень, подчеркни соединительную гласную.
Пул…мётчик, пыл…сос, з…мл…мер, з…мл…тр…сение, огн…туш…тель, лес…насаждение, в…д…пад, снег…зад…ржание, круг…светное, пут…шествие, ж…лезн…д…рожный, пеш…ход, к…рабл…стр…ение, камн…др…билка, сам…воспитание.
- После выполнения задания карточки сдайте учителю. - карточку № 1 выполняют все дети.
- карточку № 2 выполняет 2 человека, усложнённый вариант.
- дети сдают карточки. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации.
8. Этап рефлексии учебной деятельности. Предлагает учащимся оценить свою работу с помощью смайликов. Задает домашнее задание: упр. 113, с.118.
- Что нового вы сегодня на уроке?
- Оцените свою работу с помощью смайликов, которые лежат у вас на столах.
- откройте дневники, запишите д.з. - ответы детей.
- дети поднимают смайлики.
- открывают дневники, записывают д.з. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.