Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.


государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Ростовской области
"Зерноградский педагогический колледж"
Технологическая карта
урока русского языка,
проведенного 07.04.16 г. во 2 классе
МБОУСОШ № 21 п. Приречный
студенткой ГБПОУ РО "ЗернПК"
Глушковой Евгенией Александровной

Учитель: А. В. Андреева
____________________
(подпись)
2016
Тема урока: Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.
Цель: учить указывать способ словообразования (сложением основ с соединительным гласным); формировать умение объяснять значение сложных слов.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
Проявление учебно - познавательный интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
проявление уважительного отношения к иному мнению;
формулирование собственного мнения и позиции, принятие различных точек зрения.
Направленные на достижение метапредметных результатов:
сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
оформляет свою мысль в устной и письменной речи;
умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства.
Направленные на достижение предметных результатов:
научатся делить слова на группы;
научатся выполнять разбор сложных слов;
научатся указывать способ словообразования.
Материалы для учителя:
Учебник;
Карточки.
Материалы для учащихся:
Учебник;
Рабочие тетради.
Ход занятия
Этап занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Организационный момент Организует начало урока. Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Организует запись с доски.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- Здравствуйте.
Проверьте свою готовность к уроку.
Откройте тетради, запишите число, классная работа. - дети здороваются, присаживаются на места.
- проверяют готовность к уроку. Личностные:
Осознание социальной роли обучающегося.
2.Актуализация знаний и мотивация Организует работу над сложными словами.
- На доске слова:
Самолёт, вертолёт.
- Чем похожи эти слова?
- Какие слова называются сложными?
- Как образуются сложные слова?
- Прочитайте отрывок из стихотворения А. Усачева «Паповоз» (упр 105).
- Почему мальчик по-разному называл папу во время игры?
- Какие слова в тексте помогли вам догадаться? Выпишите сложные слова с двумя корнями.
- Выделите корни и подчеркните букву соединительного гласного.
- На какие другие слова похожи выписанные вами сложные слова? - в этих словах одинаковый второй корень.
- сложные слова – слова, состоящие из двух корней.
- сложением двух основ и соединительной гласной.
- дети открыли учебники и читают отрывок из стихотворения.
- потому что в разных частях стихотворения папа выполняет разные действия.
- паповоз, папоход, паполёт.
- дети выписали слова и выделили корни в них.
- паровоз, пароход, самолёт. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
3.Этап выявления места и причины затруднения.
Организует работу над словами.
- Откройте обратный словарь на букву д (упражнение 106).
- Найдите сложные слова: у них цветом выделены буквы соединительных гласных.
- Разные ли это буквы?
- Сколько всего групп сложных слов вы обнаружили?
- Какие корни стоят в них на втором месте?
- Найдите слова, где вторым корнем является корень -ход-.
- Отыщите среди них слово, подсказавшее поэту А. Усачеву слово «папоход».
- Откройте обратный словарь на букву т.
- Найдите сложные слова, в которых одним из корней является корень –лет.
- Благодаря какому слову из списка в голове у поэта родилось слово «паполет»? - открыли словарь на букву Д.
- дети нашли слова и прочитали их.
- это буквы о и е.
- 5 групп.
- -пад-, -вед-, -ед-, -вод-, -ход-.
- читаю слова с корнем –ход-.
- слово «пароход».
- открывают словарь на букву Т.
- самолёт, вертолёт и т.д.
- слово «вертолет». Познавательные: Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; осознанное произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Физминутка - Встаньте, смотрите видео и повторяйте движения. - дети повторяют движения, которые показывает видео. 4.Этап построения проекта выхода из затруднения. Организует работу с учебником.
- Откройте обратный словарь на букву з. Прочитайте список полностью. Найдите среди слов то, благодаря которому появилось слово «паповоз».
- Какие еще сложные слова есть в этом списке? Назовите второй корень. (-лаз-.)
- Какая буква соединительного гласного? (Водолаз, скалолаз.)
- Буквы «о» и «е» могут соединять основы двух разных слов. Это буквы соединительных гласных. - открывают словарь на букву З, читают выделенные сложные слова.
- слово «паровоз».
- водолаз, скалолаз и т.д.
- буквы о и е.
Регулятивные: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его результата.
5.Этап реализации построенного проекта. Организует работу над упр. 107.
- Прочитайте шуточный текст И. Токмаковой (упражнение 107).
- Как называется этот текст?
- Какие слова являются сложными? Запишите сложные слова в начальной форме.
- Подчеркните букву соединительного гласного в каждом случае. Кашевар – тот, кто варит кашу. Кашеед – тот, кто кашу ест.)
- Слово «кашалот» не является сложным. Кашалот – это зубастый кит.
- Что не учел Миша? - читают текст.
- это скороговорка.
- кашевар, кашеед.
- выписывают слова, выделяют корень и соединительную гласную.
- Во-первых, слово кашалот не состоит из разных частей; во-вторых, даже если мы этого не знаем, мы можем посмотреть на устройство этого слова: в нем нет тех букв (о или е), которые могут соединять основы двух разных слов в единое сложное слово. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
6.Этап первичного закрепления с проговариванием в речи. Организует работу над упр.108.
- Прочитайте отрывок из стихотворения Г. Юдина «Ночной лес» (упр 108).
- Запишите текст. Сколько групп родственных слов вы видите?
- Выделите корни в родственных словах.
- Прочитайте стихотворение Э. Мошковской (упражнение 109).
– Из первой части стихотворения выпишите родственные слова в начальной форме. Выделите корни.
- Из второй части выпишите сложные слова в начальной форме. Выделите корни, подчеркните буквы соединительных гласных.
- Спишите вторую часть стихотворения правильно, но так, будто это не стихи.
- читают текст.
- записывают текст в тетради. Три группы.
-387359842500
- читают текст.
-3873563500
-1016015240000
- Самолеты целый час (часы) в небе кувыркаются! Паровоз (паровозы) вздохнул (вздо́х): «У нас так не полагается…».
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
.
7.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. На карточках дать задание.
- Задание на карточках:
Карточка №1. Вставьте пропущенные буквы. Выдели корень, подчеркни соединительную гласную.
Л...с, ч...дно, с...лов...й, р...бята, доро...ка, реч...ка, р...са, б...рё...ка, л…с…воз, л…с…руб, л…с…парк, лес…степь.
Карточка № 2. Вставьте пропущенные буквы. Выдели корень, подчеркни соединительную гласную.
Л...с, ч...дно, с...лов...й, р...бята, доро...ка, реч...ка, р...са, б...рё...ка, л…с…воз, л…с…руб, л…с…парк, лес…степь, сам…лёт, пар…воз, пар…ход, сен..кос, , в…д…провод, груз…воз.
- После выполнения задания карточки сдайте учителю. - карточку № 1 выполняют все дети.
- карточку № 2 выполняет 2 человека, усложнённый вариант.
- дети сдают карточки. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации.
8. Этап рефлексии учебной деятельности. Предлагает учащимся оценить свою работу с помощью смайликов. Задает домашнее задание: упр. 110, с.116.
- Что нового вы сегодня на уроке?
- Оцените свою работу с помощью смайликов, которые лежат у вас на столах.
- откройте дневники, запишите д.з. - ответы детей.
- дети поднимают смайлики.
- открывают дневники, записывают д.з. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.