Сообщение Применение коррекционных упражнений на внимание на уроках швейного дела


Автор - Ильина М. А.
учитель швейного дела
ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ», г. Няндома
Применение коррекционных упражнений для развития внимания
на уроках швейного дела
Внимание – один из важнейших динамических показателей всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности.
Состояние внимания влияет на всю деятельность ребёнка. Именно из-за неумения управлять вниманием, из-за его несформированности, дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в школе, в повседневной жизни, в приобщении к труду. Поэтому я развиваю внимание обучающихся регулярными упражнениями, включая их в учебно-трудовую деятельность. С целью развития внимания использую следующие приёмы: - мотивационные: постановка цели, показ практической значимости и результатов труда;
- стимулирующие: убеждение, одобрение, поощрение
- упражнения на развитие произвольного внимания.
Лучше всего заинтересовать воспитанниц, сосредоточить их внимание на том, что они делают, для чего они это делают, т.е. придать их действиям смысл. Например, сшить фартуки для школьной столовой, повязки для дежурного класса или сшить ночную сорочку маме в подарок. Внимание детей поможет удерживать ориентация на их интересы, эмоциональное обыгрывание ситуации: "Сшитую ночную сорочку подарите маме. Мама очень обрадуется. Она будет
Гордиться своей дочкой».
С целью расширения объема внимания, формирования сосредоточенности я использую специальные упражнения. Они не требуют большого умственного напряжения, поэтому используются в качестве «передышки» между работой. Карточки с заданием заготавливаются заранее, но чаще дети рисуют под диктовку. Такая работа полезна, так как требует концентрации внимания при слуховом восприятии материала.
Карточка 1 Младшие ученицы под диктовку рисуют знакомые предметы, а старшие - изделия по теме (схематично) Например, - вычеркнуть поясные изделия; - подчеркнуть плечевые изделия; - обвести нагрудно-поясные изделия.
Важно менять количество и размеры предметов, чтобы задание всякий раз воспринималось как новое. Можно вводить элементы соревнования на быстроту, на точность.
Карточка 2 "Кодирование". Буквы закодированы цифрами по алфавиту. Задание: написать словарные слова, пользуясь кодом.
Карточка 3 Задание
·: внимательно рассмотреть, во что одета девочка, вызванная к доске. Ученицы закрывают глаза, учитель меняет на ней какую-либо деталь. Нужно
отметить, что изменилось?
Карточка 4 Работа с образцами ткани также развивает внимание учениц. Раздаю карточки или конверты с образцами ткани. Нужно сравнить образцы или разложить образцы по волокнистому составу.
Ответь: "Из каких тканей можно сшить ночную сорочку?" (юбку, платье, брюки и т.д.)
Карточка 5
№ 1. «Исправь ошибку»
а) Предлагаются словарные слова по теме с ошибками.
Например: тема урока «Юбка». Слова – юпка, сонце, примая.
б) Предлагаются картинки с видами одежды по теме с ошибками.
Например:
№ 2. «Что лишнее?»
Предлагается технологическая карта, в которой есть лишняя операция, которую необходимо найти.
№ 3. «Что перепутал художник?»
 Предлагается рисунок, где есть ошибка. Надо найти ошибку.
№ 4 «Расшифруй слово»
СКЭИЗ КАЮБ
ЕКПОЕКТ АКОТЕД
ИКРЮБ ЕТЬЛАП
№ 5 «Вспомним мерки» (соотнеси стрелками)

Название мерки
Расшифровка

1.
Обхват шеи
Ди

2.
Обхват груди
Ог

3.
Обхват талии
Об

4.
Обхват бедер
От

5.
Длина спины
Ош

6.
Длина изделия
Дс


№ 6 «Впиши в пустые клетки слова» (в течение 1 мин. посмотреть слова на доске, запомнить и вписать)
Машинные швы для обработки краев и срезов








Вид переплетения











Ткань для пошива постельного белья










Список используемой литературы
Добрынин, Н.Ф. О новых исследованиях внимания// Вопросы психологии. 2006. №3.
Коррекционно-развивающее обучение: опыт, проблемы, пути решения. – Биробиджан, 2006.
Журнал «Развитие и коррекция» за 2000 г
Образовательные стандарты для специальных коррекционных школ. СПб., 1966.
Б.П.Пузанова «Обучение детей с нарушениями( интеллектуального развития» (Олигофренопедагогика)
Е.П.Плешакова «Коррекционно-развивающие задания и упражнения.
Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горский Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. – М., 2000

15