«ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: РАЗВИТИЕ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ» консультация для педагогов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 1 «СКВОРУШКА» ПИОНЕРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА»
«ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: РАЗВИТИЕ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ»
консультация для педагогов
Подготовила: Дудина Анжелика Анатольевна,
воспитатель первой квалификационной категории
г. Пионерский
2016 год
ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: РАЗВИТИЕ
ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
консультация для педагогов
Особое внимание с введением и реализацией ФГОС дошкольного образования обращается на развитие личности ребёнка, его способностей. Умение самостоятельно усваивать знания в процессе деятельности и применять их в жизни. Немалую роль в этом играет познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Проходящая в форме экспериментов: дети преобразуют объекты, выявляя скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие действия превращаются в формы поисковой деятельности.
Теоретические основы детского экспериментирования разрабатывали Н. Н. Поддьяков, И. С. Фрейдкин, Н. А. Рыжова и другие известные учёные. По мнению Н. А. Рыжовой, ребёнок является исследователем, самостоятельно воздействующим различными способами на окружающие предметы и явления. Он знакомиться с природой в процессе экспериментирования. Изучение объектов природы, их взаимосвязей способствует формированию у детей обобщенных представлений. Позиция Рыжовой основана на мнении Н. Н. Поддьякова, который считает экспериментирование истинно детской деятельностью.
Дети экспериментируют с педагогом с большим удовольствием, но в самостоятельной деятельности редко отдают этому предпочтение. Поисковая активность и познавательная мотивация развиваются более эффективно, когда экспериментирование основано на принципах проблемного обучения.
Задача педагога должна быть направлена на решение следующих задач:
Накопить познавательный опыт.
Развивать умения действовать в соответствии со структурой организации эксперимента: ставить цель, выявлять проблему, выдвигать гипотезу, обнаруживать несоответствие результата и цели, координировать свою деятельность.
Поддерживать инициативу, самостоятельность.
СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТА
Организация эксперимента требует определённого уровня подготовки детей. Для того, чтобы дети смогли решить поставленную педагогом проблему или выявить её самостоятельно, у дошкольников должны быть конкретные представления и фактические сведения о предметах и явлениях. Перед проведением эксперимента с детьми необходимо прочесть познавательную литературу, просмотреть научные видеофильмы, провести беседы, наблюдать за природными изменениями в живой и неживой природе, собирать самостоятельно или с помощью родителей коллекции, затем рассматривать их.
Лучшему пониманию причинно-следственных связей способствует хорошо продуманный подбор материалов и оборудования. Педагог должен подготовить заранее все, что потребуется в ходе эксперимента.
Любой исследователь должен уметь правильно, корректно, точно задавать вопросы. Познание начинается с вопроса, который направляет мышление ребёнка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду. Все вопросы можно разделить на две группы:
Уточняющие (Верно ли, что…, Надо ли создавать …, Должен ли….).
Восполняющие (неопределённые, непрямые). Такие вопросы обычно включают слова « где, когда, кто, что, почему, какие и др.»
Умение задавать вопросы развивается в задании «Найди загаданное слово». Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем».
Особую роль в развитии познавательной мотивации и поисковой активности детей играет развивающая предметно-пространственная среда. Предметная среда в группе доступна для самостоятельной деятельности. Воспитанники проводят эксперименты с водой, воздухом, со звуком по готовым моделям, картинкам-схемам, рисункам. Фиксируют свои результаты в рисунках, делают выводы, делятся результатами.
Лучшему пониманию причинно-следственных связей в природе, развитию познавательной мотивации и поисковой активности дошкольников способствует хорошо продуманный подбор материалов и оборудования. Педагогу необходимо заранее подготовить все, что потребуется в ходе эксперимента.
В группе создан центр «Познания и исследования». Оборудование и материалы разделены в соответствии с темами экспериментов и обозначены знаками. Дети, ориентируясь на них, знают, где и какие материалы и оборудование размещены.
В центре «Познания и исследования» расположены: подборка энциклопедической, познавательной литературы, коллекции семян и плодов, камней, ракушек, сухих листьев, коры разных деревьев, почвы (чернозем, песок, камни); собраны и оформлены модели, картинки-схемы, рисунки для проведения экспериментов, раздаточный материал для проведения индивидуальных, групповых и коллективных экспериментов.Постановка проблемы проходит в несколько уровней.
Первый уровень
Воспитатель ставит проблему, намечает метод ее решения. Поиск решения предстоит осуществить детям самостоятельно.
Второй уровень
Воспитатель только ставит проблему, но и метод и решение дошкольники ищут самостоятельно.
Третий уровень
Дети самостоятельно определяют проблему, ищут метод, разрабатывают решение. Увидеть и сформулировать задачу часто труднее, чем ее решить.
При решении проблемной ситуации, у дошкольников зачастую возникают противоречия между необходимостью и неумением использовать освоенные ранее знания и навыки в новых практических условиях, между стремлением и невозможностью обосновать свою позицию, объяснить достигнутый результат, между усвоенными знаниями и вновь выявленными фактами.
Целеполагание - это вопрос, который сначала педагог задает детям, затем они задают себе. Любой исследователь должен уметь задавать вопросы. Познание начинается с вопроса, который направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду.
Дети выдвигают разные гипотезы, все они принимаются педагогом, даже те, которые заведомо не верны.
Педагог должен быть партнером в общении и в деятельности, поэтому все гипотезы нужно проверять вместе с детьми.
Фиксация результата происходит в рисунках, в картинках-схемах, в моделях, календарях, дневниках наблюдения; в рассказах воспитанников.
Сначала педагог предлагает для фиксации результата приготовленную заранее картинку-схему, рисунок, модель, в дальнейшем дошкольники сами могут фиксировать результат эксперимента.
Для формулирования выводов дошкольникам требуются наводящие вопросы взрослого. Они не должны подменяться теми, которые сделаны педагогом, и делать их дети должны самостоятельно. При таком подходе у ребёнка возникает ощущение первооткрывателя, возрастает уверенность в собственных силах.
Организуя работу с детьми, необходимо стараться, чтобы ребёнок был не просто вольным слушателем, наблюдателем проводимых вами мероприятий, а полноправным их участником. Необходимо поддерживать инициативу детей, спрашивать их, о чем или о ком бы они хотели узнать побольше. Каждый вопрос, который задан ребёнку, может послужить темой следующего эксперимента.