Комплекс упражнений для профилактики нарушений письма (1-2 кл.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Упражнения для профилактики нарушений письма
Дифференциация ы-и
1.Вставьте пропущенную букву ы или и . Запишите слова. Прочитайте их.
рс, мс, мр, ср, кт, рсь, бт, мло, лпа, Лда, кно, Рта, сро, сла, мл, вл, вл, лс, рл, пл, пл
2. Закончите слова, дописав букву ы или и.
ног, стол, книг, мак, сыр, лом, шар, сан, бус, кур, сол, сор
3. Закончи предложения словом, которое заканчивается на звук [ы]
В январе ударили сильные... В цирке выступают ...
Папа принес... Мы засолили на зиму ...
Дифференциация а-я
1.Вставьте буквы а-я
мо, Зо, Мил, Миш, зме, рыб, мор, земл, трав., стран, сем, семена, осок, вым, гор
2. Спишите предложения, вставьте пропущенную букву а или я.
У Вли звли ромшки. Ир, Ан и Вл игрли в пртки. Ир водил, а Вл и Ан были рдом. Нд и Дш едт лпшу. Кол рд, он попл в первый рд.
3. Закончи предложение словом, которое начинается со звука [а]
Мама купила... (астры) Мы ехали в... (автобусе) В море плавала... (акула)
Саше купили Ася ела В вазе лежали .
(апельсины)
Закончи предложения словом, которое начинается со звука [я].
С яблони упало У причала стояла Клубника – крупная сочное небольшая ароматная.
Самая хищная птица Мы положили гвозди в ...
Дифференциация о-л
Вставьте пропущенные буквы о-л
телнк, козлнк, утнк, лиснк, ягннк, щенк,
жеребнк
2.Спишите предложения вставляя пропущенную букву о или л
Лня привз вз сена. Мы услыхали рв бков. У тти Пли есть тлка Тмка. Пчлка делает мед. У Л ши нвые тапчки.
Дифференциация у-ю
1. Вставьте в слова пропущенную букву у или ю
Катша кормит кр. Кры клют зерна. Л ша лбит лк. .лю надела бку. Лба и Лша глят. Я вста рано тром. Илша рисет ваз .
2. Измените слова по образцу. Подчеркните последнюю букву в измененном слове.
Образец: писать – пишу
писать-, кричать-, петь-, лететь-, спать-, читать-, вертеть, качать-, смотреть-, пищать-, трещать-, говорить-
3. Закончи предложения словом, которое начинается со звука [у].
Я увидел в зоопарке ... Папа купил...
В пруду плавает По траве ползёт
Дифференциация з-с
Вставьте в слова пропущенные буквы.
такан, акон, покойно, ладкий, лой, абота, лово, доровье, оловей, алонка, дравтвуй, паибо, анавека, онательный, алиать, отавить, а.тавить, ано.а
2.Допишите недостающий слог с буквой з или с.
та, ко, ко, ва, у, ро, бу, ро, ва
3.Вставьте пропущенную букву з или с.
Зима.
Натупила има. Были ильные морозы. ина вяла анки и пошла на горку. Она каталаь на анках с горки. За ней бегала обака Треор. Не боитя ина мороа.
4. Выпишите из текстов слова с буквами з. с.
Золотой луг
Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг. На лугу росли одуванчики, и луг был весь золотой. Это было очень красиво. Это было очень красиво.
Один раз я встал удить рыбу. Посмотрел в окно и увидел, что луг был не золотой, а зеленый. Когда я днем шел домой , луг опять весь был золотой. Я стал наблюдать. К вечеру опять луг зазеленел. Тогда я сорвал одуванчик и рассмотрел. Оказалось, что он закрылся, спрятал свои золотые лепестки в зеленую чашечку.
Когда солнце взошло, я мог видеть, как одуванчики раскрываются и как луг становится опять золотым.
Дифференциация б-п
1.Вставьте пропущенные в словах буквы.
а) ок, ол, су, зуы, лины, заор, елка, таочки, ольшой, удка, кали, хлоок, латок, лузка, альто, антик,тоор, оои
б) аочка, олавок, оелка, оелка,оольше, оутный, оеда, ооище, ро.олка, о..итый, оитый, оороть, окука
2.Составьте рассказ по опорным словам. Запишите его.
Приблудный
Паша, Боря, прыгали, забор, тропинка, близко, бегал, заблудился, пес, погладили, прижался, побрел, привели, печка, пригрелся, приблудный.
Дифференциация д-т
1.Закончите слова, добавив слог да или та
бе бун горо приро
коф та воро порося
во кой боро свобо
ва ры гуся добро
ро ют утя полно
2.Вставьте в слова пропущенную букву д или т.
тракор, бороа, срела, вороа, грасник, завоной, века, веро, погоа, желуи, молоок, оеяло, веер, капуса, пара, уочка, ераь, ожик, сао, руно
3.Составьте и запишите рассказ по опорным словам.
Дача, отдыхали, Дима, таскал, тяжелые ведра, вода, поливал, грядки, выросла, редиска, смородина, потрудился
Дифференциация в-ф
1.Вставьте в слова пропущенные буквы.
ихор.
б) цира, проод, серток, кеир, секла, сараан, коер, литер, слиа, слиочный, солоей, перый, салетка.
в) ежлиый, руктоый, орался, иолетоый, ланелиый, гоорлиый, арор, ераль, естиаль, отограия, али, ыдергиает
2.Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы
В классе показыали учебный ильм. Зимой надо открыать рамугу,, р\аря надела шар и арежки. У анюши мехоая шубка. В походе нужны онари и ляжки. У ити ноая уражка.
Дифференциация г-к
1. Прочитайте слова, запишите слоги с буквой г и к.
Голос, город, кот, кошка, кубик, кости, голубь, губы, гуси, кукла, груша, гитара, икра, иголка, луга, Игорь, игра, окно, огонь, речка, кеды, книга, Галя, Коля, котик, голубь, губы, кулак, кусок, гири, кино, гулять.
2. Вставьте в слова пропущенную букву г или к.
а) Уол, ваон, усус, поода, уоль, лава, амень, усто, усты, рафин, яода, альа, ала, саза, яода, олуба, заада, роодил.
б) Сне, кула, творо, пау, ро , столби, замо, дуршла, пиджа,дру , каблу, шлан, гон, гама, зна , остро, рыно, плу, клубо, лу .
3. Составьте словосочетания, подбирая к словам пункта а подходящие по смыслу слова из пункта б.
а) горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голубая, горячее, красная красивый, глубокий.
б) гармошка, каша, ленточка, молоко, лук, город, голос, гусята, гуашь, колодец.
4. Выпишите слова с буквами г , к.
Небо заволокла грозовая туча. Гуля каждый день кормит голубей. Гриша любит гречневую кашу. Мама мыла малыша мягкой губкой. На конюшне есть гнедой конь. Мы ели горячую картошку. У Аленки есть беговые коньки. Наша команда выступала в голубых майках. Коля забил гол Была интересная игра. Красная кофта висит на стуле.
Дифференциация ж-ш
1. Вставьте буквы ж-ш.
уба, ук, ум, краа, ивой, виня, врада, линий, булыник, умноение, веалка, пека, слоение, двиение, долен, тие, блие, твороники, ирный, буманый, поры, палы, крыовник, этаерка,
аки, моеь, урал, ивеь, леиь, таники, ариь, маеь, меь, урит.
2. К словам из первого столбика подберите подходящие слова из второго столбика.
а) послушная дружба
свежая Жанна
надежная каша
шерстяная крыша
железная одежда
рыжая кошка
б) книжный машинка
бумажный шкаф
швейная шлем
ближняя животное
домашнее школа
тяжелый мешок
в) Женя ржут
бабушка жужжит
лошади пишет
Маша вяжет
шмель дежурит
дедушка бежит
3.Спишите предложения, измените по смыслу слова, данные в скобках.
Ты (вязать) варежки. Я (вязать) шарф. Ты (дежурить) сегодня в классе. Я (дежурить ) в холле. Ты (жарить) картошку. Я (жарить) рыбу. Ты (лежать) на диване. Я (лежать) на софе. Ты (мазать) хлеб маслом. Я (мазать) хлеб вареньем.
Дифференциация с - ш
1 Составьте словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика.
а) веселый шоссе
ясное пастушок
сухое солнышко
интересное кошка
серая путешествие
б) высокая овес
синий башня
шерстяной шар
пушистый снег
сушённый шкаф
в) сосна спешит
Соня сохнет
мыши шумят
камыши осыпаются
листья шуршат
2. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы с, ш.
Кукука веело кукует. аа неет груи. Патуок пеит домой. етра шила .ае рубаку. Маа неет бабукину умку. ае трано. Он труика. Как потелиь, так и попиь. тоит Антока на одной ножке.
Дифференциация ч - ш
1. Закончите слово, дописав слоги
ча, ша (вспомните, как всегда пишется слог ча);
ка, ту.., Ма, ку, кры, встр, Ми, лап, да, на, зада, Па, переда, све.., поро, отда, сда, уда
2. Закончите слово, дописав слоги
чи, ши (вспомните, как всегда пишется слог ши);
но, на, мы, да, у, ту, гало, кала, зада, малы,,,. встре, ланды, гра, мол, пи, ды, ни
3. Закончите предложения подходящими по смыслу словосочетаниями. (Используя ранее отработанные словосочетания.)
Бабушка сварила (какую? что? ) На грушевом дереве созрели (какие? что?). У белой кошки было одно (какое? что?). У малышки всегда (какие? что?). В углу шуршит (какая? что?). Наташа любит (какой? что?)
4. Спишите предложения, вставляя пропущенные слова.
Письма опускают в почтовый Для дождливой погоды мама купила . Надо отдать чужую . мы собирали на огороде сочные . Очень вкусен копченный . В лесу раздавался птичий . туристы вошли в чудесное .
Слова для справок: ящик, плащ, вещь, овощи, лещ, щебет, ущелье.
5. Вставьте в слова пропущенные буквы
пиа, свеа, туа, моный, плоадь, задаа, поада, ит, естный , еткий, аа . ие , ука, еноек . веика, руиа, то.ильик.
Заголовок 1Заголовок 215