Описание тренинговых упражнений по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста
Одной из задач исследования явилось составление программы развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели мы предлагаем тренинговые занятия
При разработке занятий мы руководствовались следующими принципами:
1.соответствия возрасту;
2.уровню развития мышления;
3.систематичности и последовательности предъявления упражнений.
При разработке тем и последовательности проведения занятий мы учитывали программное содержание детских садов.
Данную программу может реализовывать педагог-психолог, воспитатели ДОУ, родители. Противопоказаний к участию в программных занятиях нет.
Таблица 6
Учебно-тематический план
Раздел Темы упражнений Количество занятий
Логическое мышление «Закончи предложение
«Найди сходства и отличия»
«Найди лишнюю картинку»
«Назови слова»
«Вопрос – ответ»
«Смысловые ряды»
«Предмет - действие»
«Подбери признаки»
«Закончи слово»
«Сравнение предметов»
«Определи понятия» 2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
ВСЕГО 22
В качестве основных методических материалов для составления программы работы использовалась методические разработки Тихомировой Л.Ф., Басова А.В [1] и Широковой Г.А., Жадько Е. Г. [8].
Содержание занятий
Упражнение № 1 «Закончи предложение»
Цель: развитие мышления.
Ход упражнения.
Детям предлагается закончить предложение одним из слов, данных в скобках в виде картинок, и повторить получившуюся фразу целиком.
Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки).
Маша уколола спицей палец, так как неумела (стирать, вязать, шить).
Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая).
Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль).
Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки).
Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.
Упражнение № 2 «Найди отличия и сходства»
Упражнение "Найди отличия и сходства" стимулирует логическую активность мозга. В этом задании ребенку нужно найти сходства и различия двух похожих картинок.
Цель: развитие мышления у ребенка.
Материал: распечатанные бланки методики.
Инструкция: в первых трех задания (Бланки №№ 1, 2 и 3) ребенку дают рассмотреть рисунки и предлагают среди четырех изображений выделить:
- 1 пару с одинаковыми элементами (т.е. 2 полностью идентичные картинки);
- 2 пары с одним отличающимся элементом;
- 1 пару с двумя отличающимися элементами.
Примечание к заданию "Найди отличия и сходства": ребенок должен обязательно объяснять, какие именно элементы у изображений разные. Например, в задании №2, где анализируются рисунки машинок, признаками отличия являются: форма кабины автомобиля и форма кузова. Ребенок должен найти две совершенно одинаковые машинки из четырех предложенных; две машинки, отличающиеся только формой кузова, но имеющие одинаковые кабины; две машинки, отличающиеся формой кабины, но имеющие одинаковые кузова; две машинки, имеющие как разные кабины, так и разные кузова.
В четвертом упражнении (бланк №4) задание усложняется, т.к. надо найти еще пару с тремя отличающимися элементами.
Упражнение № 3 «Найди лишнюю картинку»
Цель: развитие мышления.
Ход упражнения.
Детям предлагается подобрать серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя.
Следует разложить перед ребенком первые четыре картинки и предложить ему лишнюю убрать. Спросить: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»
Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.
Если вы видите, что ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка.
Упражнение 4 «Назови слова»
Цель: развивать логическое мышление, гибкость ума.
Ход упражнения.
Детям предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:
назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина);
назови, слова, обозначающие домашних животных;
назови, слова, обозначающие диких животных;
назови, слова, обозначающие наземный транспорт;
назови, слова, обозначающие воздушный транспорт;
назови, слова, обозначающие водный транспорт;
назови, слова, обозначающие овощи;
назови, слова, обозначающие фрукты;
назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей)
Упражнение 5 «Вопрос - ответ»
Цель: активизировать логическое мышление и речь.
Ход упражнения.
Вопросы детям:
Чем похожи стул и табуретка?
Какие слова начинаются с буквы В?
Какие вежливые слова вы знаете?
Как вы думаете чему учат в школе?
Какой день следует за вторником?
На какой свет светофора надо переходить улицу?
Чем отличается бабочка от стрекозы?
У коровы телёнок, а у лошади…
Назовите детёныша у овцы?
Какое слово лишнее: молоко, кефир, сметана, йогурт, печенье?
Какое слово лишнее: ручка, карандаш, мелок, ластик, фломастер.
Что бывает на улице после дождя?
Какой день надели последний?
Что делают из муки?
Кто работает в магазине?
Мышь маленькая, а муравей?
Певец поёт, а балерина?
Где работает клоун?
Упражнение 6 «Смысловые ряды».
Цель: развитие мышления.
Ход занятия.
Детям предлагается закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее слово.
Волк – заяц, кошка - …;Быстро – быстрее, медленно - …;Лиса – лисенок, волк -…;Белка – орешки, медведь - …;Человек – дом, крот - …;Лес – деревья, поляна - …;Пальто – зима, шорты - …;Море – вода, суша - …;Вода – кран, свет - …;Учитель – школа, воспитатель - … .Упражнение 7 «Предмет - действие».
Цель: развить мышление и речь.
Ход упражнения.
Педагог говорит детям: «Я буду говорить слово, обозначающее какой -нибудь предмет, а вы должны быстро придумать, что можно сделать с помощью этого предмета. Например, ножницы - резать, калькулятор -считать, лопата -копать».
Слова: грабли (собирать опавшие листья), вилка (кушать), молоток (забивать гвозди), чашка (пить), кастрюля (варить), иголка (шить), ноги (ходить), руки (брать), глаза (смотреть), нос (дышать), уши (слышать, ручка (писать), фломастер, краски (рисовать),лейка (поливать), отвёртка (закручивать шурупы), дрель (сверлить в стене дыру), сумка (носить вещи), пила (пилить), порошок (стирать), мыло (мыть), утюг (гладить), коса (косить траву), спички (разводить огонь), сковорода (жарить), клей (клеить), забор (огораживать территорию), книга (читать), градусник (измерять температуру), часы (узнавать время), телефон (звонить).Упражнение 8 «Подбери признаки».
Цель: развитие логического мышления и смысловой памяти.
Ход упражнения.
Детям предлагается подобрать к словам признаки.
Игра (какая?)- интересная;
Снег (какой)- пушистый;
Вода (какая?) -холодная;
Луна (какая?)- круглая;
Дым (какой?) - густой);День (какой)- солнечный
Упражнение 9 «Закончи слово».
Цель: развить быструю скорость мышления.
Ход упражнения.
Ребенку предлагают поиграть в игру. Педагог должен будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…».
Предлагаются слоги:
· по… · до…
· на… · че…
· за… · пры…
· ми… · ку…
· му… · зо…
Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, нужно предложить ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.
Следует фиксировать не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.
Упражнение 10 «Сравнение предметов».
Цель: развивать мышление.
Ход упражнения.
Для сравнения ребенку предлагаются следующие пары слов:
муха и бабочка;
дом и избушка;
стол и стулья;
книга и тетрадь;
вода и молоко;
город и деревня.
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?». После этого ребёнку предлагается их сравнить. Затем снова задаются ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?».
В конце упражнения следует проанализировать ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?
Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам.
Упражнение 11 «Определи понятия».
Цель: развивать словесно - логическое мышление.
Ход упражнения.
Ребенку предлагаются следующие наборы слов:
Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;
Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой;
Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус.
Следует попросить ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».
Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, нужно убедиться в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»
Если ребёнок затрудняется, следует помочь ему давать определения каждого слова, задавая наводящие вопросы.