Доклад Вопросы профилактики отклоняющегося поведения воспитанников


Вопросы профилактики отклоняющегося поведения
воспитанников довузовских образовательных организаций
Изучение проблем детей и подростков, чье поведение не соответствует нормам общества, в современной науке имеет широкий и многоплановый характер. Социальная дезадаптация детей и подростков может проявляться в различных формах: бродяжничество, употребление психо-активных веществ (ПАВ), преступность и так далее. В связи с этим в научной литературе имеется ряд определений, характеризующих ту или иную форму отклонений.
Внутри чрезвычайно сложной и многообразной категории «девиантное поведение личности» выделяется подгруппа так называемого зависимого или аддиктивного поведения.«Аddiction» (англ.)–склонность, пагубная привычка.
Отечественные психологи дают следующее определение аддиктивного поведения несовершеннолетних: «Аддиктивное поведение несовершеннолетних – это одна из форм социальной дезадаптациии рискованного поведения подростка, которое характеризуется стремлением уйти от реальности, достичь психологического комфорта посредством приема ПАВ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности в целях достижения необходимого комфорта, посредством изменения психического состояния».
Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными. Способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращаются в цель. Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимо всем, но в случае аддиктивного поведения оно становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности.
Формы аддикции могут сменять одна другую, что делает иллюзию решения проблем еще устойчивее и сильнее. Это опасно не только для самого аддикта, но и для тех, кто его окружает. Аддиктивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности. Она поглощает время, силы, энергию и эмоции до такой степени, что аддикт «оказывается неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности, получать удовольствие от общения с людьми, увлекаться, релаксировать, развивать другие стороны личности, проявлять симпатии, сочувствие, эмоциональную поддержку даже наиболее близким людям».
Таким образом, рассматривая сущность аддиктивного поведения можно выделить основные этапы формирования данной девиации (Рис. 1).

Формы аддиктивного поведения довольно разнообразны, по происхождению можно выделить следующие виды:
• Химическая зависимость (табакокурение, токсикомания, наркозависимость, алкогольная зависимость).
• Нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды).
• Гэмблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры).
• Религиозно-деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).
• Интернет-зависимость.
Причины развития аддиктивного поведения
Однозначные причины развития аддиктивного поведения выделить крайне сложно, так как здесь обычно происходит влияние сочетания различных неблагоприятных факторов внешней среды и личностных особенностей каждого конкретного человека. Аддиктивное поведение обычно развивается при сочетании вышеперечисленных особенностей с определенными обстоятельствами, например, неблагоприятной социальной средой, низкой адаптацией ребенка к условиям образовательного учреждения и т.д. Также выделяют дополнительные факторы риска, такие как стремление непременно выделиться из общей массы, азартность, психологическая неустойчивость, одиночество, восприятие обычных житейских обстоятельств в качестве неблагоприятных, скудность эмоций и т.д.
Признаки аддиктивного поведения
Основная цель аддикции – это саморегуляция и адаптация к существующим жизненным условиям. Распознать симптомы аддиктивного поведения у подростка не всегда просто, так как степень их может варьировать. Особенности подростков с девиантным поведением могут являться как причиной, так и следствием их зависимости. К таким особенностям относят:
1. Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;
2. Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;
3. Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;
4. Стремление говорить неправду;
5. Стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
6. Стремление уходить от ответственности в принятии решений;
7. Стереотипность, повторяемость поведения;
8. Зависимость;
9. Тревожность.
У аддиктивной личности присутствует феномен «жажды острых ощущений», характеризующийся побуждением к риску, обусловленным опытом преодоления опасности. Объективно и субъективно плохая переносимость трудностей повседневной жизни, постоянные упреки в неприспособленности со стороны близких и окружающих формируют у аддиктивных личностей скрытый «комплекс неполноценности». Они страдают от того, что отличаются от других, от того, что не способны «жить как люди». Такой временно возникающий «комплекс неполноценности» оборачивается гиперкомпенсаторной реакцией. От заниженной самооценки, навеваемой окружающими, индивиды переходят сразу к завышенной, минуя адекватную. Появление чувства превосходства над окружающими выполняет защитную психологическую функцию, способствуя поддерживанию самоуважения в неблагоприятных микросоциальных условиях – условиях конфронтации личности с семьей или коллективом.
Диагностика
Как правило, выявить предрасположенность к аддиктивному поведению у подростков и детей можно с помощью специальных психологических методик и по наличию определенных особенностей личности и характера.. Важным направлением работы по выявлению детей, с которыми следует проводить профилактическую работу, является сбор информации о положении ребенка в семье, о наличии в семье химически зависимых людей,о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его друзьях и других возможных референтных группах. Еще одним важным источником информации является наблюдение, которое при личном контакте с детьми за их речью позволяет выявить определенные маркеры, позволяющие найти детей этой категории.
Профилактические меры
Анализируя различные формы и методы коррекционно-профилактической работы с подростками аддиктивного поведения, отметим, что в международной практике коррекционно-профилактической работы выделяют следующие модели:
Медицинская модель – ориентирована на медико-социальные последствия, она предусматривает информирование подростков о негативных последствиях приема наркотических средств и восстановление физического и психического здоровья.
Образовательная модель – направлена на обеспечение подростков, молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора пути реабилитации.
Психосоциальная модель – предполагает развитие определенных психологических навыков у личности в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать выбор, в умении сказать «нет».
Профилактика аддиктивного поведения будет тем более эффективной, чем раньше ее начать. Раннее предупреждение развития аддикции включает в себя, прежде всего, диагностический этап, который должен проводиться в образовательных учреждениях с целью выявления детей со склонностью к девиантному поведению. Психолог должен выявлять факторы риска на ценностном, личностном уровне. Также первичная профилактика подразумевает предупреждение вовлечения детей и подростков в любые формы зависимостей. Сюда также относится и информирование о возможных последствиях зависимостей, методах борьбы со стрессом и технологиях общения. Специалисты отмечают важность для современного общества популяризации альтернативных видов досуга, например, спортивных секций. Следующий этап реабилитации – коррекционный, направлен на исправление уже имеющихся вредных привычек и зависимостей. Этой задачей должен заниматься педагог-психолог. При этом профилактические занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. В качестве групповых техник особенно эффективны тренинги личностного роста, предполагающие коррекцию отдельных особенностей личности и поведения.
Общеизвестно, что цель табакокурения, алкоголизма и наркомании – изменение психического состояния. Поэтому определить психологические причины зависимости от психоактивных веществ – значит ответить на вопрос, почему человек хочет изменить свое психическое состояние именно искусственным (химическим) путем.
Психологические аспекты профилактики аддиктивного поведения детей и подростков состоят, прежде всего, в определении феномена психологической готовности к употреблению психоактивных веществ, то есть таких психологических особенностей детей и подростков, которые являются своего рода «слабым звеном» в процессе социализации личности. Именно эти психологические особенности провоцируют человека на уход от реальности при первом же столкновении с трудностями.
Поиски «структуры» личности, предрасположенной к употреблению психоактивных веществ, в том числе и табачных изделий, - сложная задача. Исследования такого рода проводились в основном зарубежными учеными с применением многих личностных тестов и выявили ряд общих черт, свойственных людям, злоупотребляющим табаком, алкоголем или наркотиками. Это, в частности, слабое развитие самоконтроля, самодисциплины; низкая устойчивость к всевозможным неблагоприятным воздействиям, неумение преодолевать трудности; эмоциональная неустойчивость, склонность неадекватно реагировать на фрустрирующую ситуацию, неумение найти продуктивный выход из психотравмирующей ситуации.
Психологическая защита, искажая реальность с целью сиюминутного обеспечения благополучия, действует без учета долговременной перспективы. Цель психологической защиты достигается ценой дезинтеграции поведения, возникновением отклонений в развитии личности. Включение защитных механизмов направлено на достижение положительных эмоциональных состояний, пусть даже ценой иллюзии решенности проблемы, то есть без реального достижения желаемого результата. При реалистическом же подходе к преодолению жизненных трудностей формируется решимость борьбы за достижение целей, реального устранения препятствий. Взрослый может помочь ребенку, подростку найти выход из трудной жизненной ситуации, научить устранять препятствия и обучить конструктивным приемам психологической защиты. Но самое главное в этой помощи – не бороться с возникшей ситуацией, а предупреждать ее как нежелательную. Поэтому педагог-психолог должен акцентировать свое внимание не на коррекционной работе, а на профилактической.
Мероприятия профилактики аддиктивного поведения среди суворовцев в Московском военно-музыкальное училище выстроены по следующим направлениям:
1. Комплексная воспитательная работа. Все должностные лица училища проводят работу, направленную на профилактику аддиктивного поведения:
- на стадии приема в училище и кандидатов на обучение и родителей информируют о несовместимости нарушений поведения (курения, и других видов зависимостей) с обликом суворовца. На этом этапе предполагается самоопределение будущего суворовца: либо обучение в училище, либо зависимость от пагубных привычек;
- организация разумного использования досуга учащихся, развитие секций дополнительного образования, развитие физкультурного движения, что способствует повышению культурного и физического уровня суворовцев;
- демонстрация фильмов о вреде различных форм зависимостей;
- беседы, убеждения суворовцев, личный пример воспитателей;
- проведение групповых дискуссий, подготовка суворовцами докладов, презентаций о вреде различного рода зависимостей.
2. Коллективные меры борьбы – это совместная деятельность сотрудников училища и лечебно-профилактических (наркологических) учреждений, направленная на профилактику аддиктивного поведения суворовцев.
- Наше училище налаживает сотрудничество с Московским научно-практическим центром наркологии, где разрабатываются программы профилактики различных зависимостей.
- Регулярно проводятся беседыс суворовцами специалистами-наркологами.
3. Психологическое воспитание и психокоррекционная работа – занятия, проводимыепедагогами-психологами, которые направлены на развитие навыков обучения и социальной адаптации, поиск средств для решения задач взросления, регулирование стрессов, осознание положительных свойств личности и формирование жизненных целей для достижения здорового образа жизни.4. Правовое информирование – доведение нормативных актов, законов, статей УК РФ, регламентирующих, например, ответственность за курение в общественных местах, распространение и употребление наркотиков и т.п.
Одновременно с проведением профилактической работы воспитатели и педагоги-психологи проводят работу, направленную на выявление случаев аддиктивного поведения. Остановлюсь на некоторых видах девиаций, которые, к сожалению, встречаются, и в нашем училище – табакокурение, игровая или интернет-зависимость.
В нашем училище осуществляется обучение воспитанников на духовых и ударных инструментах, иисполнительское дыхание является важнейшим активным средством в арсенале музыканта духовика. Курение и игра на духовых инструментах – понятия несовместимые, не только потому, что курение сказывается на здоровье юного курильщика, но и потому, что скажется на его исполнительских возможностях, тем не менее, случаи курения встречаются.
В профилактической работе с учащимися мы опираемся на модель жизненных умений, которая объединяет сложный многоэтапный процесс.
Принципиальное отличие нашей работы с курильщиками заключается в том, что применяется не разовое наказание или воспитательная мера, как в случае с другими нарушениями, а включается долговременная цепочка мероприятий. Фраза: «Я только разок попробовал!» – уже не оправдывает суворовца и не позволяет избежать попадания в «чёрный список курильщиков». Это является сдерживающим фактором для подавляющего большинства некурящих суворовцев.
В случае выявления аддикций табакокурения среди суворовцев воспитателями проводится следующая работа.
•К «курильщику» применяется так называемый комплекс мер, который предполагает ежедневное воздействие на нарушителя. Это могут быть следующие мероприятия, которые не нарушают прав суворовца:
- дополнительное трудовое воспитание;
- дополнительные беседы с воспитателями и педагогами-психологами;
- из числа «курильщиков» создается «группа выходного дня». В то время, когда остальным суворовцам предоставляется возможность убытия в городское увольнение, суворовцы-нарушители, участвуют в совершенствовании материально-технической базы училища (уборка территории), и
- предельно активно занимаются спортом для более интенсивного выведения никотина из организма.
Таким образом, в результате проводимых мероприятий с нарушителями дисциплины, к суворовцам приходит понимание, что курить или отвлекаться на другие виды аддикций, – это не выгодно, поскольку отвлекает от учебы.
Кроме того, комплекс мер разрушает миф о престижности курения, имидж курильщика теряет признаки популярности, становится неактуальным и непривлекательным для суворовцев.
•Профилактика табакокурения может быть эффективной в том случае, если подросток выступает как активное действующее лицо, а не пассивный объект. Поэтому суворовцы активно участвуют в подготовке диспутов, докладов, презентаций о вреде курения и пропаганде здорового образа жизни.
•Неоценимый вклад в профилактику аддикций может внести культура религиозных чувств, которая наделяет человека высшей духовной и нравственной силой для противостояния трудностям и аддиктивным влечениям, а также для формирования уважительного отношения к себе и окружающим.
•Пример – воспитательный метод исключительной силы. «Долог путь наставлений, – говорил римский философ Сенека, – короток путь примера». Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – второй. У воспитателей и руководства нашего училища отсутствует пагубная привычка курения, их личный пример в этом плане неоценим.
•На первых порах обучения среди первокурсников выявляются случаи игровой зависимости, которая неминуемо отражается на их успеваемости. Такие суворовцы попадают под более пристальное внимание воспитателей и педагогов-психологов и к концу первого года обучения такой вид аддикции практически не встречается. Абсолютная занятость суворовцев учебной деятельностью, дополнительным образованием, участием в творческих проектах, участием в парадной подготовке не оставляют времени для аддиктивных влечений.
Таким образом, целью профилактической деятельности становится формирование психологического и нравственного иммунитета, создание у суворовца отрицательного отношения к аддиктивному поведению.