Организация работы с семьей по профилактике отклоняющегося поведения детей.
Организация работы с семьей по профилактике отклоняющегося поведения детей.
Нестандартное, отклоняющееся от общепринятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм поведение часто называют девиантным.
Основные направления профилактики девиантного поведения:
1. Ранняя диагностика детей "группы риска".2. Консультативно-разъяснительная работа с родителями.3. Активизация воспитательных усилий среды, работа с контактными группами ребенка, в том числе и с семьей.4. Организация коррекционно-реабилитационной работы в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, специализированных учреждений, служб.5. Разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.
Задачи работы с родителями:
осуществление информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании;
просвещение и информирование родителей по проблемам отклоняющегося поведения;
профилактика и коррекция девиантного поведения;
осуществление комплексной коррекционной работы с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между ее членами и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании.
Осуществляется работа с семьей по следующим направлениям:
1.Консультация родителей по вопросам:
- Осуществление родителями контроля за посещением детьми занятий;
- Методы и способы воздействия на ребёнка с отклоняющим поведением;
- Развитие мотивации обучения;
- Организация досуга.
2. Профилактическая работа:
- Организация взаимодействия семьи с различными службами (полиция, поликлиника, КДН и ЗП, органы опеки и попечительства).
Одной из важнейших причин отклонений в психосоциальном развитии ребенка, на наш взгляд, являются неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию девиантного поведения учащихся. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, неработающие родители, пьющие. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.
На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы. Ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести довольно сомнительный опыт асоциального поведения, что калечит душу, психологически ломает его. Именно в семье ребенок учится слушать, слышать, понимать и распознавать, что такое хорошо и что такое плохо, приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями.
Главная задача всех участников воспитательного процесса – вовремя увидеть появление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации. И начинать такую работу необходимо уже в начальной школе. Причем основное направление работы на данном этапе – это изучение семьи и постоянная работа с родителями.
В начале учебного года классные руководители делают диагностику семей учащихся своих классов: устанавливают тип или категорию семьи, составляют социальный паспорт семьи, определяют уровни образования и культуры родителей, выясняют, место работы родителей, кто занимается воспитанием ребенка в семье.
Следующим шагом в работе с семьей является посещение ее по месту жительства и выявление жилищно-бытовых условий этой семьи. Изучив контингент семей учащихся, классный руководитель имеет возможность целенаправленно строить работу по профилактике девиантного поведения учащихся. Работа с ребенком девиантного поведения или его семьей, как показывает опыт, наиболее эффективна, когда классный руководитель планирует такую работу, отражая ее цели и этапы в «Индивидуальной карте» ребенка. К этой работе подключается школьный психолог, воспитатели и социальный педагог.
Переход учащихся из начальной школы в среднее звено – это один из этапов, провоцирующих девиантное поведение школьников, поэтому в течение I четверти классными руководителями пятых классов осуществляется наблюдение за поведением учащихся, знакомство с семьями. В школе осуществляется преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено. Целью такой работы является знакомство классных руководителей с психологическими особенностями как будущих пятиклассников, так и их семей, обращается внимание на отличительные особенности учащихся, на характер семейного воспитания и т.д. Совместно с классными руководителями работают врач, психологи и социальный педагог. По итогам такой работы организуется и проводится круглый стол, где рассматриваются вопросы адаптации учащихся, психологическая обстановка в коллективе, разрабатывается план дальнейших действий. Это дает возможность устранить причины, вызывающие девиантное поведение учащихся.
В процессе работы выделяем категории таких семей, в которых родители или опекуны не умеют воспитывать детей (отсутствуют педагогические навыки), не хотят или не успевают воспитывать своих детей (заняты личной жизнью, заработками и т.п.), не могут воспитывать (безработные, больные, престарелые, алкоголики, наркоманы).
В данном случае эффективность работы учителя зависит от умения учитывать особенности каждой из указанных категорий и находить необходимые подходы к корректировке сложившейся ситуации. Чтобы помочь таким семьям и детям, мы в каждом конкретном случае привлекаем соответствующих компетентных специалистов: социального педагога, психологов, работников правоохранительных органов, и др.
Каждый ребенок, за исключением отдельных случаев, до достижения им зрелости находится в сфере влияния семьи и школы. Сама по себе школа не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества, но хорошо поставленная воспитательная работа может дать импульс для раскрытия духовности учащегося и изменить его развитие. Поэтому ежегодно мы планируем мероприятия, направленные на профилактику девиантного поведения учащихся:
По итогам года классный руководитель составляет отчет по проведенной работе с семьей, проводит анализ работы, намечает основные направления деятельности по профилактике девиантного поведения школьников на следующий учебный год.