Рабочая программа по биологии 9 класс А. А. Каменский,Е.А. Криксунов.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника (Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника: Биология. 5-11 классы / авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2006 – 92 с.) в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта.
Программа рассчитан на 70 часов учебного времени (2 часа в неделю).
Рабочая программа содержат: перечень предметных тем, примерное распределение учебных часов, тематику лабораторных и практических работ, экскурсий, в том числе обязательных (указаны значком*), требования к уровню подготовки выпускников. Большинство лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
При составлении рабочей программы учтена последовательность изложения материала в учебнике В.В. Пасечника «Биология. Введение в общую биологию».
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Изучение биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
При освоении программы особое внимание уделится формированию у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для учебного предмета «Биология» приоритетными являются распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
В процессе обучения использую деятельностный, практико-ориентированный и личностно-ориентированный подход: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
а также методических пособий для учителя:
1) В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2005;
2) Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. К комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника. 5-11 классы.
дополнительной литературы для учителя:
1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Епеневский А.Г. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004;
2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. М.: «Оникс 21 «Мир и образование», 2005;
3) Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002;
4) Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;
5) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
6)Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997;
7) Фросин В.Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
для учащихся:
В.В.Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2006. - 96 с.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA- поддержка курса «Биология. Введение в общую биологию»
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма,
уметь
объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
выявлять приспособления организмов к среде обитания;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:
называть
общие признаки живых организмов;
признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
причины и результаты эволюции;
приводить примеры
усложнения растений и животных в процессе эволюции;
природных и искусственных сообществ;
изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
характеризовать
строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;
обмен веществ и превращение энергии;
роль ферментов и витаминов в организме;
особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
вирусы как неклеточные формы жизни;
среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;
обосновывать
взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать
организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;
сравнивать
строение и функции клеток растений и животных;
организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;
применять знания
о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы
о клеточном строении организмов всех царств;
о родстве и единстве органического мира;
об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;
наблюдать
сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных; результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;
соблюдать правила
приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;
бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема
Количество часов
В том числе
уроков
Лабораторно-практических или творческих работ
Контроль -ных работ
Введение
2
2
1
Уровни организации живой природы.
51
51
8
3
1.1
Молекулярный уровень
10
10
1
1.2
Клеточный уровень
15
15
1
1
1.3
Организменный уровень
14
14
1
1
1.4
Популяционно-видовой уровень
3
3
1
1
1.5
Экосистемный уровень
7
7
4
1.6
Биосферный уровень
2
2
2
Эволюция органического мира..
9
9
1
-
2/1
Основы учения об эволюции.
5
5
1
2/2
Возникновение и развитие жизни на Земле.
4
4
3
Основы экологии.
6
6
1
1
3/1
Организм и среда.
3
3
3/2
Биосфера и человек.
3
3
1
1
3/3
Итого:
68
68
10
4
Содержание
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (2 часа)
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ 1
Уровни организации живой природы(51 часа)
Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Тема 1.2.Клеточный уровень (15 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрации
модели клетки
микропрепараты митоза в клетках корешков лука
микропрепараты хромосом
модели-аппликации, иллюстрирующие деление клеток
расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках
· Лабораторная работа
Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Тема 1.3.Организменный уровень (14 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Демонстрации
микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных
половое и бесполое размножение
оплодотворение
формы изменчивости организмов
· Лабораторная работа
Выявление изменчивости организмов.
Тема 1.4.Популяционно-видовой уровень (3 часа)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрации
гербарии, коллекции, модели, муляжи, живых растений и животных
признаки вида
экологические факторы
· Лабораторная работа
Изучение морфологического критерия вида.
Тема 1.5.Экосистемный уровень (7часов)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрации
коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах;
модели экосистем
структура экосистемы
пищевые цепи и сети
круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме
типы взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм)
агроэкосистема
· Практические работы
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.
Изучение и описание экосистемы своей местности.
Тема 1.6.Биосферный уровень (2часа)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Демонстрации
модели-аппликации «Биосфера и человек»
границы биосферы
РАЗДЕЛ 2
Эволюция органического мира (9 часов) Основы учения об эволюции (5ч)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрации
живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственног
Возникновение и развитие жизни(4часа)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрации
окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных, модели
Лабораторная работа
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Раздел 3
Основы экологии (6ч)Организм и среда (3ч) Экологические факторы Условия среды. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы.Адаптация организмов. Межвидовые отношения и колебания численности организмов Экологическая
регуляция. Биосфера и человек (3ч) Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. Практическая работа : «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы».
ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 9 КЛАСС
(по учебнику А.А.Каменского, В.В.Пасечника , 2 ч/н., всего 70 часов)
N
Тема урока
Элементы содержания
Вид деятельности
Вид контроля
дата
п
ф
1/1
Биология - наука о жизни. Методы исследования. В биологии.
Биология, микология, бриология, альгология, палеоботаника, научный метод, научный факт, основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, сравнительный, описательный, исторический.
объяснение учителя, работа с текстом учебника, составление конспекта
Задания со свободным ответом. Индивидуальный опрос Работа по карточкам определения.сообщения.Составить схему исследования
2/2
Сущность жизни и свойства живого.
объяснение учителя, работа с текстом учебника, составление конспекта
Задания со свободным ответом. Индивидуальный опрос Работа по карточкам
Тема: УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ ( 51ч.)
Молекулярный уровень ( 10 ч.)
3/1
Молекулярный уровень: общая характеристика.
Уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный; мономер, полимер, живая природа
Объяснение
учителя, работа с текстом учебника, составление конспекта
Задания со свободным ответом. Индивидуал-ьный опрос Работа по карточкам
4/2
Углеводы.
Моносахариды, дисахариды, полисахариды, функции углеводов.
объяснение учителя, работа с текстом учебника, составление конспекта
Задания со свободным ответом. Индивидуаль-ный опрос Работа по карточкам
5/3
Липиды.
Липиды, свойства липидов.
объяснение учителя, работа с текстом учебника, составление конспекта
Задания со свободным ответом. Индивидуаль-ный опрос Работа по карточкам
6/4
Состав и строение белков.
Аминокислота, мономер, уровни структурной организации белковой молекулы: первичная, вторичная, третичная, четвертичная.
объяснение учителя, работа с текстом учебника, составление конспекта
Фронтальный ,индивидуаль-ный опрос
7/5
Функции белков.
Функции белков: каталитическая, строительная, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетическая.
объяснение учителя, работа с текстом учебника, составление конспекта
Фронтальный ,индивидуаль-ный опрос
8/6
Нуклеиновые кислоты.
ДНК, РНК, типы РНК, принцип комплиментарности.
объяснение учителя, работа с новой терминологией, составление конспекта
. Фронтальный ,индивидуаль-ный опрос
9/7
АТФ и другие органические соединения клетки.
Строение АТФ, биологическая роль АТФ.
объяснение учителя, работа с новой терминологией, составление конспекта
Фронтальный ,индивидуаль-ный опрос
10/8
Биологические катализаторы Л/р. N 1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой».катализаторы.
Катализаторы, ферменты
объяснение учителя
Лабораторная работа
Самоконтроль и взаимоконтроль
11/9
Вирусы.
Вирус, вирусология, фаги.
объяснение учителя, работа с новой терминологией, составление конспекта
Задания со свободным ответом. Индивидуаль-ный опрос Работа по карточкам
12/10
Контрольная работа по теме « Молекулярный уровень»
Работа с тестовым материалом
Индивидуаль-ный контроль
Клеточный уровень ( 15 ч.)
13/1
Основные положения клеточной теории.
Цитология, царства живой природы, особенности строения растительных и животных клеток, клеточная теория.
В/ф «Клеточная теория»
Задания со свободным ответом.
1
14/2
Клетка. Общие сведения о клетках. К Л/р. N 2 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом
Цитоплазма, ядро, органоиды, мембрана, фагоцитоз, пиноцитоз.
объяснение учителя
Лабораторная работа
Работа с карточками
15/3
Строение клетки. Ядро.
Прокариоты, эукариоты, хроматин,ядрышки, хромосомы, кариотип, соматические клетки, диплоидный и гаплоидный набор хромосом, гаметы.
объяснение учителя, работа с новой терминологией, составление конспекта
Задания со свободным ответом.
16/4
Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.
Эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи.
В/ф «Органоиды клетки».
Работа с карточками
17/5
Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.
Лизосомы, митохондрии, кристы, пластиды: лейкопласты, хромопласты, хлоропласты; граны.
В/ф «Органоиды клетки».
Работа с карточками
18/6
Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.
Клеточный центр, цитоскелет, микротрубочки, центриоли, веретено деления, реснички, жгутики, базальное тельце, клеточные включения.
В/ф «Органоиды клетки».
Задания со свободным ответом. Индивидуал-ьный опрос Работа по карточкам
19/7
Особенности строения клеток эукариот и прокариот.
Анаэробы, споры.
объяснение учителя, работа с новой терминологией, составление конспекта
Работа с карточками
20/8
Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.
Ассимиляция, диссимиляция, метаболизм, синтез белка,
фотосинтез.
объяснение учителя, работа с новой терминологией, составление конспекта
Задания со свободным ответом.
21/9
Энергетический обмен в клетке.
АТФ, макроэнергитическая связь, полное и неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы, гликолиз, клеточное дыхание.
объяснение учителя, работа с новой терминологией, составление конспекта
Работа с карт Работа с карточками очками
22/10
Питание клетки.
Автотрофы, гетеротрофы, фототрофы, хемотрофы.
объяснение учителя, работа с новой терминологией, Задания со свободным ответом. Индивидуал-ьный опрос Работа по карточкам составление конспекта
23/11
Фотосинтез и хемосинтез.
Световая и темновая фазы фотосинтеза, фотолиз воды, хемосинтез, хемотрофы, нитрифицирующие и серо- бактерии
В/ф «Фотосинтез».
Задания со свободным ответом.
24/12
Гетеротрофы.
Сапрофиты, паразиты, голозойное питание.
объяснение учителя, работа с новой терминологией, составление конспекта
Работа с карточками
25/13
Синтез белков в клетке.
Ген, генетический код, триплет, кодон, транскрипция, антикодон, трансляция, полисома.
Модель-аппликация «Синтез белка».
Работа с карточками
26/14
Деление клетки. Митоз.
Митоз, жизненный цикл клетки: интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза; редупликация, хроматиды, центромера, веретено деления.
Модель-аппликация «Деление клеток».
Задания со свободным ответом.
27/15
Контрольная работа по теме «Клеточный уровень»
Работа с тестами
.Индивидуальный контроль
Организменный уровень (14ч)
28/1
Бесполое размножение.
Бесполое размножение, почкование, деление тела, споры, вегетативное размножение.
Живые цветы, в/ф «Вегетативное размножение»
Работа с карточками
29/2
Половое размножение организмов.
Гаметы, гермафродиты, семенники, яичники, сперматозоиды, яйцеклетка, период размножения, период роста и созревания; мейоз, конъюгация, направительные тельца.
объяснение учителя, работа с новой терминологией, составление конспекта
Задания со свободным ответом. Индивидуал-ьный опрос Работа по карточкам
30/3
Оплодотворение.
Оплодотворение, зигота, наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение, эндосперм.
объяснение учителя, работа с новой терминологией, составление конспекта
. Задания со свободным ответом.
31/4
Индивидуаньное развитие организмов. Биогенетический закон.
Онтогенез, эмбриональный и постэмбриональный период онтогенеза; дробление, бластомеры, бластула, гаструла; эктодерма, энтодерма, мезодерма; нейрула, биогенетический закон, филогенез.
объяснение учителя, работа с новой терминологией, составление конспекта
Работа с карточками
32/5
Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.
Генетика, гомозигота и гетерозигота, гибридологический метод, моногибридное скрещивание, закон чистоты гамет.
В/ф «Основы генетики».
Модель-аппликация «Моногибридное скрещивание» Решение задач
Самоконтроль и взаимоконтроль
33/6
Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.
Неполное доминирование, генотип и фенотип, анализирующее скрещивание.
Модель-аппликация «Анализируемое скрещивание» Решение задач
Самоконтроль и взаимоконтроль
34/7
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.
Дигибридное и полигибридное скрещивание; закон независимого наследования признаков.
Модель-аппликация «Дигибридное скрещивание» Решение задач
Самоконтроль и взаимоконтроль
35/8
Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана.
Сцепленное наследование признаков,закон Т.Моргана, локус гена, перекрест.
Модель-аппликация «Сцепленное наследование признаков». Решение задач
Самоконтроль и взаимоконтроль
36/9
Взаимодействие генов.
Кодоминирование, комплементарное взаимодействие, эпистаз, полимерное и плейотропное действие генов.
объяснение учителя, работа с новой терминологией, Решение задач
Самоконтроль и взаимоконтроль
37/10
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.
Аутосомы, половые хромосомы, гомогаметный и гетерогаметный пол, наследование признаков.
Самоконтроль и взаимоконтроль
38/11
Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. Л/р. N 3 «Выявление изменчивости организмов»
Изменчивость, модификации, норма реакции.
Обьяснение учителя .Выполнение лабораторной работы.
Самоконтроль и взаимоконтроль
39/12
Закономерности изменчивости: мутациционная изменчивость.
Мутации: генные, хромосомные, геномные, утрата, деления, дупликация, инверсия, синдром Дауна, полиплоидия, колхицин, мутагенные вещества.
В/ф «Мутации».
Задания со свободным ответом. Индивидуал-ьный опрос Работа по карточкам
40/13
Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов
Селекция, центры происхождения культурных растений; закон гомомологичных рядов н Гибридизация, массовый и индивидуальный отбор, гетерозис, близкородственное скрещивание, межвидовая гибридизация, искусственный мутагенез, биотехнология, антибиотики аследственной изменчивости.
Дем-я коллекций.
Фронтальный ,индивидуальный
41/14
Контрольная работа по теме»Организменный уровень»
Выполнение контрольной работы
тестирование
Популяционно-видовой уровень (3 ч.)
42/1
Вид. Критерии вида Л/р. N 4 «Изучение морфологического критерия вида»..
Вид, критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический, ареал.
Составление конспекта .Выполнение лабораторной работы
Самоконтроль и взаимоконтроль
43/2
Популяции.
Биологическая классификация.
Популяция, экология, биотические сообщества, самовоспроизводство, демографические показатели.
Систематика, бинарная номенклатура, систематические категории.
В/ф «Популяция».
Фронтальный ,индивидуальный
44/3
Экология. Экологические факторы.
Экология, биотические сообщества
Задания со свободным ответом. Индивидуал-ьный опрос Работа по карточкам
Экосистемный уровень (7 ч.)
45/1
Сообщество, экосистема, биогеоценоз. П/ р№1 «Изучение и описание экосистемы своей местности.»
Биосфера, БГЦ, экосистема.
В/ф «БГЦ».
Задания со свободным ответом. Индивидуал-ьный опрос Работа по карточкам
46/2
Состав и структура БГЦ: видовое разнообразие, морфологическая и пространственная структура. Л/р. N 5 «Видовая характеристика БГЦ».
Виды – средообразователи. Морфологическая и пространственная структура., ярусы, жизненные формы.
Составление конспекта .Выполнение лабораторной работы
Самоконтроль и взаимоконтроль
47/3
Состав и структура БГЦ: трофическая структура. П/ р №2«Составление цепей питания».
Цепи питания: продуценты, консументы, редуценты.
В/ф «БГЦ».
Самоконтроль и взаимоконтроль
48/3
Потоки вещества и энергии в экосистеме.
Правило экологической пирамиды.
объяснение учителя, работа с новой терминологией
Фронтальный ,индивидуальный
49/4
Искусственные биоценозы
Сообщения
Фронтальный ,индивидуальный
50/5
Продуктивность сообщества.П/ р№3 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.»
Продукция: чистая, первичная, вторичная.
объяснение учителя, работа с новой терминологией, составление конспекта
Самоконтроль и взаимоконтроль
51/7
Экологическая сукцессия. Саморазвитие экосистемы.
Экологическая первичная и вторичная сукцессия, равновесие.
объяснение учителя,составле-ние конспекта
Задания со свободным ответом. Индивидуал-ьный опрос Работа по карточкам
Биосферный уровень (2 ч.)
52/1
Понятие о биосфере .Среды жизни. .Средообразующая деятельность организмов
Биосфера. Водная среда. Наземно-воздушная. Почва .Гумус .Фильтрация
В/ф «Биосфера»
Фронтальный ,индивидуальный
53/2
Круговорот веществ и энергии в природе.
Механическое и физико-химическое воздействие, перемещение вещества, гумус, фильтрация.
Биогеохимический цикл, биогенные вещества, микроэлементы.
объяснение учителя, работа с новой терминологией, составление конспекта
Самоконтроль и взаимоконтроль
Тема: ЭВОЛЮЦИЯ органического мира(9ч.) Основы учения об эволюции. ( 5ч)
54/1
Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин.
Изменчивость, естественный и искусственный отбор, борьба за существование.
В/ф «Эволюция».
Задания со свободным ответом. Индивидуал-ьный опрос Работа по карточкам
55/2
Изменчивость организмов.
Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения.
Наследственная и ненаследственная изменчивость, генофонд, генотип, фенотип. Популяционная генетика, генетическое равновесие.
объяснение учителя, работа с новой терминологией, составление конспекта
Фронтальный ,индивидуальный
56/3
Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора.
Борьба за существование, естественный отбор, приспособленность.
Отбор стабилизирующий и движущий.
В/ф «Факторы эволюции». объяснение учителя, работа с новой терминологией, составление конспекта
Задания со свободным ответом. Индивидуал-ьный опрос Работа по карточкам
57/4
Изолирующие механизмы .Видообразование
Виды репродукции: репродуктивная, поведенческая. Вид
объяснение учителя, работа с новой терминологией, составление конспекта
Фронтальный ,индивидуальный
58/5
Макроэволюция. Основные закономерности эволюции Л/р №6 «Палеонтологические доказательства эволюции»
Макроэволюция., филогенетические ряды, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
объяснение учителя, выполнение лабораторной работы.
Самоконтроль и взаимоконтроль
Тема: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ (4 ч.)
59/1
Гипотезы возникновения жизни.
Креационизм, самопроизвольное зарождение. Гипотезы: стационарного состояния, панспермии, биохимической эволюции.
объяснение учителя, работа с новой терминологией, составление конспекта
Работа с карточками
60/2
Развитие представлений о происхождении жизни .гипотеза Опарина- Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни.
Теория Опарина – Холдейна, коацерванты; современные теории.
объяснение учителя, работа с новой терминологией, составление конспекта
Задания со свободным ответом. Индивидуал-ьный опрос Работа по карточкам
61/3
Развитие жизни на Земле.Эра древней жизни.Развитие жизни в протерозое и палеозое.
Кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь; трилобиты, риниофиты, кистеперые рыбы, стегоцефалы, ихтиостеги, терапсиды.
В/ф «Основные этапы развития жизни на Земле». Заполнение таблицы.
Задания со свободным ответом. Индивидуал-ьный опрос Работа по карточкам
62/4
Развитие жизни на Земле в мезозой и кайнозой.
Триас, юра, мел, динозавры, сумчатые и плацентарные млекопитающие; палеоген, неоген, антропоген.
В/ф «Основные этапы развития жизни на Земле».Заполнение таблицы.
Фронтальный ,индивидуальный
Тема : Основы экологии (3 ч)
63/1
Экологические факторы. Условия среды.Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы.
Абиотические, биотические, антропогенные факторы .Толерантность. Экотипы. Лимитирующие факторы. Закон минимума.
объяснение учителя, работа с новой терминологией, составление конспекта
Работа с карточками
64/2
Экологические ресурсы. Адаптация организмов к различным условиям существования.
Экологические ресурсы. Энергетический ресурс. Пищевой ресурс Жизненные формы. Ритмы жизни.
объяснение учителя, работа с новой терминологией, составление конспекта
Задания со свободным ответом. Индивидуал-ьный опрос Работа по карточкам
65/3
Межвидовые отношения организмов.. Колебания численности организмов. Экологическая регуляция.
Нейтрализм. Аменсализм. Коменсализм. Симбиоз. Протокооперация. Мутализм. Конкуренция. Хищничество. Паразитизм. Динамика популяций. Циклические колебания численности.
объяснение учителя, работа с новой терминологией, составление конспекта
Фронтальный ,индивидуальный
Тема: « Биосфера и человек»
66/1
Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. .П /р №4 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.»
Биосфера. Антропогенное воздействие. Современные цивилизации.
объяснение учителя, работа с новой терминологией, выполнение работы.
Самоконтроль и взаимоконтроль
67/2
Обобщение и закрепление пройденного материала
Работа с конспектами, учебником,таблицами.
Задания со свободным ответом. Индивидуал-ьный опрос Работа по карточкам
68/3
Итоговая контрольная работа
Работа с тестовым материалом.
тестирование
НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценивание устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае: 1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. Отметка "4": 1. Знание всего изученного программного материала. 2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. Отметка "2": 1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик: 1) правильно определил цель опыта; 2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; 4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; 5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: 1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 2. или было допущено два-три недочета; 3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 4. или эксперимент проведен не полностью; 5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.Отметка "3" ставится, если ученик: 1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; 4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. Отметка "2" ставится, если ученик: 1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик: 1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 2) допустил не более одного недочета. Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 2. или не более двух недочетов. Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 1. не более двух грубых ошибок; 2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 3. или не более двух-трех негрубых ошибок; 4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Отметка "2" ставится, если ученик: 1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Учебно - методический комплекс:
1. Федеральный Государственный стандарт.
2. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева.- М.: Дрофа, 2011.
3. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2011.
4. Биология. Введение в общую биологию.9кл.:рабочая тетрадь/ В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов.-М.: Дрофа,2006.
Дополнительная литература.
Пасечник В.В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2004.
Пепеляева О.А., Сунцова И.В. поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2009.
Биология. 8-9 классы: рефераты / сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2007.
Биология. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации – 2010: учебно – методическое пособие / А.А. Кириленко, С.И. Колесников – Ростов н/Д: Легион, 2009.
Открытые уроки по биологии. 7-9 классы / авт.-сост. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003.
Справочник учителя биологии: законы, принципы, правила, биографии ученых/ авт.-сост. Н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2010.
Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Е.А. Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Биология. 6-9 классы. Конспекты уроков: семинары. Конференции, формирование ключевых компетенций / авт.-сост. И.Н. Фасевич и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
Олимпиадные задания по биологии. 6-11 классы /авт.-сост. Л.М. Кудинова. – Волгоград: Учитель, 2005.
Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы / авт.-сост. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова. – М.: Глобус, 2010.
Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия / сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005.
Биология. Мультимедийное сопровождение уроков. 7-11 классы. – Волгоград.: Учитель, 2010.
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE 15
13PAGE 141915