Конспект урока по литературе ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
г. РЖЕВА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ
В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
9 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ: ИЛЬЧУК ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА
КАТЕГОРИЯ: ВЫСШАЯ
РЖЕВ
2014
ЦЕЛИ:
Повторить понятие РОМАНТИЗМ, повторить признаки романтической новеллы.
Определить, какую роль играет эмотивная лексика в художественном произведении.
Привить интерес учащихся к исследовательской деятельности.
Главной целью данного урока должно стать воспитание
- мира чувств подростков, их стремления научиться понимать человека в момент его острых переживаний;
- потребности познания человеческих чувств через художественную литературу;
- нравственно высоких устремлений личности.
Оборудование.
Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
План проведения занятия
Этап
Ролевая игра, которая поможет ввести учащихся в атмосферу таинственности и в то же время тревоги.
Этап
Сообщения учащихся о писателях, произведения которых будут изучаться на уроке.
Этап
Работа с эпиграфом к уроку.
Этап
Работа с текстами произведений.
Повторение признаков романтизма, особенностей жанра новеллы.
Работа в группах.
Оформление таблицы «Виды эмотивной лексики».
Игра «Исповедальная свеча»
3. Заключение и подведение итогов урока
Подведение учащихся к самостоятельным логическим выводам («Чему вы научились?»).
Оценивание.
Домашнее задание.
ХОД УРОКА.Урок начинается зажжённой свечи. И небольшой сценки.
Тихо звучит неторопливая мелодия. За небольшим столиком 3 девушки, гадающие на будущее.
1-я (держа в руке обручальное кольцо матери, опускает его в пустой хрустальный стакан): Во сколько лет мне замуж идти? (Ждёт, сколько раз кольцо ударит о края стакана).
2-я (держа в руках книгу): что меня ждёт сегодня.
3-я (сидя у зеркала): Суженый, ряженый приди ко мне ужинать.
Неожиданно появляются ПРИВИДЕНИЯ. Девушки пугаются.
Диалог привидений:
- Отчего люди так пугаются, когда видят привидения?
- Потому что их жизнь – сплошные эмоции. Да об этом во все времена писали.
- Да, целые словари создали, а только кто их читает-то? (листает словарь) Вот только мы привидения и развлекаемся, выговаривая всевозможные словечки: ЧУВСТВА, УМИРО-ТВО-РЕ-НИ-Е.
- А всё же интересно наблюдать за людскими страстями, за их переживаниями, надо быть тонким психологом, чтобы передать все, что чувствует человек в произведении.
Далее зажигается свет. Учитель спрашивает, какие чувства испытали герои показанной сценки.
Индивидуальная работа учащихся, которые готовили сообщения о писателях: В.А. Жуковском, М.Н. Загоскине, В.Ф. Одоевском, - произведения которых будут анализироваться в течение урока.
Работа с эпиграфом урока.
«Чувства, изображённые в произведении, - результат художественного познания душевной жизни и поведения человека» (Л.Г.Бабенко)
- Как вы понимаете эпиграф к уроку?
- В чем смысл фразы «художественное познание»?
IV. Работа с текстами художественных произведений.
Необходимо обратить внимание на сходство произведений в жанровом плане. Все они заявлены авторами как новеллы. Повторяем с учащимися признаки новеллы.
В повествование включены элементы авантюры и ужасов, что вызывает определённые чувства и эмоции.
События передаются так, как переживаются самими героями.
Далее ученики, работая с текстами художественных произведений, переживания, определяют, чем вызваны эмоции и переживания у героев прочитанных произведений. Предварительную работу целесообразно проводить по группам: 1-я группа работает с произведением В.А.Жуковского, 2-я – М.Н.Загоскина, 3-я В.Ф.Одоевского.
1 ГРУППА: горе, испуг, беспокойство, радость.
2 ГРУППА: умиротворение, недоверие, радость, испуг, спокойствие.
3 ГРУППА: спокойствие, радость, веселье, испуг, беспокойство, страх.
Ребята составляют цепочку следования чувств и переживаний в произведениях, записывают их в рабочих листах.
В.А.Жуковский
Горе – испуг – беспокойство - радость М.Н.Загоскин
Умиротворение – недоверие – радость – испуг - спокойствие В.Ф.Одоевский
Скука – спокойствие – радость – веселье – испуг – беспокойство - страх
Ребята делают вывод о том, авторы показывают разнообразный спектр человеческих чувств.
Целесообразно рассмотреть виды эмотивной лексики в произведениях и заполнить таблицу:
Виды Функции
1.
2.
3. 1 ВИД: основные эмотивные слова.
Учащиеся наблюдают за тем, какие части речи чаще всего употребляются автором в текстах для выражения переживаний людей. (Глаголы, существительные)
ЗАРЯДКА ДЛЯ УМА. По предложенным фразам определяют авторов произведений.
«…зрелище…оставило глубокое впечатление на душе…»;
«…долго не могла опомниться от удивления…»;
«…мы вскрикивали от ужаса…»
ОТВЕТЫ: 1) Жуковский; 2) Загоскин; 3) Одоевский
Учащиеся определяют, какую функцию выполняют глаголы в данных фразах (указывают на длительность действия, временную протяженность; прослеживают динамику и текучесть чувств).
ВЫВОД: глаголы указывают на эмоциональное состояние персонажа, показывают степень его переживаний в различные моменты жизни.
Далее девятиклассники должны определить роль существительного в художественном тексте.
Можно вывод проработать индивидуально с учеником, проанализировав тексты произведений.
ВЫВОД: В отличии от глаголов существительные передают отвлечённое представление об эмоциях и переживаниях. Например, «переживать» - волноваться; «переживание» - душевное состояние. Поэтому существительные не несут эмоциональной нагрузки, если рядом нет поясняющих слов. Так в фразе Жуковского «…чудесное сходство…привело в волнение его сердце…» одновременно передается и внутреннее состояние души и внешнее проявление эмоций: существительные ставятся в предложно-падежную форму, что делает зависимым существительное от глагола.
Учащиеся делают вывод о том, что главная роль эмотивной лексики – раскрыть состояние души человека, и записывают во вторую графу таблицы.
Следующий этап урока – размышление о поведенческих реакциях человека и жестикуляции в момент волнения.
2-й ВИД. Слова, дающие описание жестам, называют ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ЖЕСТОВЫМИ ЭМОТИВНЫМИ СЛОВАМИ.
Ребята работают с текстом, находят такие слова в текстах и определяют их роль, записывают вывод во вторую графу.
3-й ВИД: эмоционально-оценочные слова.
Учащиеся размышляют над тем, какие слова подходят по данное определение, приводят примеры из текстов, делают вывод и записывают в таблицу.
В целом учащиеся обобщают сказанное и делают вывод о том, что ЭМОТИВНАЯ ЛЕКСИКА призвана усилить значимость человеческих переживаний, показать уникальность эмоций человека и его поведенческих реакций на происходящее.
Девятиклассники определяют, какие цели преследуют авторы изучаемых произведений, используя ЭМОТИВНУЮ ЛЕКСИКУ.
ЖУКОВСКИЙ: предметом его размышлений всегда была душа, подверженная тревогам и постоянно испытывающая воздействие со стороны. Писатель показывает, что земная жизнь человека постоянно связана с неразрешимыми противоречиями, окружена глубокой печалью. Но такие чувства, как любовь, доброта, верность, спасут мир.
ЗАГОСКИН: автор иронизирует над излишней увлечённостью людей страшными историями и над верой людей в мир ирреального.
ОДОЕВСКИЙ: автор продолжает традиции В.А. Жуковского, но усугубляет ощущение обречённости. Его реальный мир переходит в мир фантастики и даже мистики.
IV. РЕФЛЕКСИЯ.
Завершить урок предлагаю игрой «ИСПОВЕДАЛЬНАЯ СВЕЧА»: любой желающий садится перед классом, держит в руках свечу, откровенно отвечает на вопросы, глядя на свечу. Условие: вопросы должны касаться чувственной стороны: Что ты сейчас чувствуешь? Ощущаешь ли себя одиноким? И т.п. Ребята наблюдают за лексикой говорящего.
Домашнее задание: Сочинение-миниатюра «Исповедальная свеча». Описать чувства, вызванные свечой и музыкой.