Презентация: Проблемы преподавания математики в профильных классах
Проблемы преподавания математики в классах естественно-научного и гуманитарного профилей
Что такое профильное обучение?Профильное обучение – средство индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержания образовательного процесса более полно учитывать интересы, способности учащихся в соответствии с их профессиональными намерениями в отношении продолжения образования.
Что дает профильное обучение?Углубленное изучение отдельных предметов программы полного образования;Создает условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;Расширяет возможности социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием.
Существует ли потребность в профильном обучении?К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Примерно 70-75% учащихся в конце 9-го класса уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности.
По каким направлениям ведется профилирование?«дробная профилизация»Название профиляПрофильные предметыСмежные предметыФизико-математическийФизика, математикаИнформатика и ИКТХимико-биологическийХимия, биологияФизика, математика, информатика и ИКТБиолого-географическийБиология, географияФизика, математика, информатика и ИКТФилологический Русский яз., иностранный языкИстория, литератураСоциально-экономическийЭкономика, правоИстория, информ. и ИКТ, математикаСоциально-гуманитарныйИстория, литератураРусский язык, обществоведение, иностранный язык, МХК, право.Информационно-технологичМатематика, информат. и ИКТ.ФизикаАгро-технологическийБиология, химия, агротехнологияФизика, география, экономика.Индустриально-технологичИндустриальные технологииФизика, информатика, черчениеХудожественно-эстетич.ИЗО, или музыкаИстория, МХКОборонно-спортивныйФизическая культура, ОБЖОбществоведение, история
По каким направлениям ведется профилирование?«укрупненная профилизация»ПрофилиПрофильные предметы«Смежные», обеспечивающие профиль, предметыГуманитарный История, русский язык, литература, обществознание.Искусство, МХК, социология, культурология, география.Естественно-научный Физика, химия, биология, физическая география.Математика, информатика, астрономия.Социально-экономическийЭкономика, право, обществоведение.Математика, информатика, история, география.
Преподавание математики в различных профильных направлениях
Курс (А) ГУМАНИТАРНЫЙрассчитан на учащихся, склонных рассматривать математику только как элемент общего образования и не предполагающих использовать ее непосредственно в своей будущей профессиональной деятельностиможет быть выбран учащимися, которых интересуют, например языки, искусство, художественное творчество, спорт, или предметно-практическая деятельность
Курс (В) ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙпредназначен для учащихся выбравших для себя те области деятельности, в которых математика играет роль аппарата, специфического средства для изучения закономерностей окружающего мираэто профили естественнонаучных и научно-гуманитарных направлений: химический, биологический, экономический и другие
Курс (С) МАТЕМАТИЧЕСКИЙориентирован на тех учащихся, для которых собственно математика является одной из основных целей познанияориентирован на учащихся, выбравших для себя деятельность, непосредственно связанную с математикой, и как следствие какой-то профиль из группы профилей "математического направления", сюда объединен физический и компьютерный
Усложнение структуры школы ставит весьма актуальные вопросы: какая математика должна быть в каждом из профилей и как должны быть устроены учебники математики. Цель интеллектуального развития учащихся становится теперь одной из главных целей обучения математики – в соответствии с известным высказыванием М.В. Ломоносова: «Математику уже потому изучать нужно, что она ум в порядок приводит».Математическая деятельность многогранна. Она позволяет производить обучение математике, давая учащимся конкретные знания и прививая им конкретные умения, осуществлять обучение математикой, в процессе которого развиваются интеллектуальная и эмоциональная сферы человека.
Проблема 1.Более перспективными оказываются те учебники, которые пригодны для работы в нескольких профилях, т.е. в классах с разными целями обучения, разным уровнем подготовки учащихся и разным числом часов на математику.Одним из таковых является учебник Алгебра и начала математического анализа для 10 и 11 классов авторы Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М. И. Шабунин под редакцией А.Б. Жижченко.
Многоуровневость при обучении в математикеУровни изложения отличаются не столько объемом, сколько, главным образом глубиной и сложностью. Первый уровень охватывает те сведения, умения и навыки, которые необходимы каждому культурному человеку (общечеловеческий, общегуманитарный);Переход от первого к последующим уровням не отрицает знание первого уровня, а развивает его.Второй уровень (технологический, инженерный). Обеспечивает умения и навыки, которые позволяют успешно продолжить обучение в высших учебных заведениях по техническим и экономическим направлениям; Третий уровень изучения математики – специализированный (профильный). На этом уровне следует стремиться к воспитанию профессионального интереса к математике. Это необходимо для обучения на математическом или близких к нему факультетах.
Проблема 2.В профильные классы пришли учащиеся с разной математической подготовкой. Поэтому ведущей стала технология индивидуально-дифференцированного обучения. В целях повышения мотивации к изучению предмета и развития самостоятельной поисковой деятельности, создаются проектные работы по истории науки, персоналиям, практическому приложению математических знаний.
Проблема 3.Составляющей частью профильного обучения являются элективные курсы, которые призваны удовлетворить разнообразные образовательные потребности школьников.Элективные курсы должны обеспечивать вариативность образования внутри класса. Но в условиях недостаточной подготовки учащихся химико-биологической группы, было решено выбрать курс, направленный на ликвидацию пробелов в знаниях и подготовку к будущей аттестации.
Проблема 4. (математика в гуманитарных классах) для гуманитариев задача развития логического мышления важна, но времени для аналогичного решения задачи явно недостаточно, да и мотивация снижается при перегруженности курсов доказательствами теорем. Обучение необходимому математическому аппарату осуществляется на основе алгоритмического предписания по решению задач, на отдельных этапах которого необходимо обращение к таблицам, а также к примерам решений.
Нельзя исключать из школьных программ предметы, носящие общекультурный, развивающий характер.К сожалению, довольно часто человек даже не подозревает о своих способностях. В связи с этим необходимо упомянуть о так называемых сензитивных периодах (определенные возрастные периоды, наиболее благоприятные для развития специальных способностей);Математические способности обнаруживаются, в среднем школьном возрасте, приблизительно к 14-15 годам.
Каким должно быть преподавание математики в классах с различной профильной направленностью? Что общего и чем отличается обучение математике в этих классах? Нужна ли вообще математика в гуманитарных классах? Хорошо известно, что математика является общей культурой человека. Она в равной степени нужна и художнику и математику. Преподаванию математики в нематематических классах отводится лишь второстепенная роль.Значение математического образования в этих классах должно быть не только не меньше, но даже и больше, чем в специализированных математических.В программах по математике в гуманитарных классах больше места должны занять вопросы мировоззренческого характера, факты из истории математики, описание ее приложений в различных областях человеческой деятельности.
Проблема 5.Ориентируясь на концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования прием учащихся в профильные классы должен осуществляться не только по желанию обучающихся, но и по результатам различных тестирований, экзаменов, накопленному портфолио.ребята зачастую приходят в тот или иной класс просто «за компанию», не желая менять школу; занимаются с репетитором по нужному им предмету, а в школу просто ХОДЯТ.
Три основные составляющие в содержании обучения:ГуманитарнаяПрикладнаяЕстественнонаучнаяВ каждом профиле должны содержаться все три составляющие, но с различным процентным отношением.