Инновационный опыт преподавания в профильных классах физико-математических дисциплин.
Инновационный опыт преподавания в профильных классах физико-математических дисциплин.
«Бывает так, что новое средство, родившись давно, став нормой,
не умирает, а развивается, модернезируется, многократно
воспроизводится, демонстрируя относительность нового» Поташник М.М.
В настоящее время, когда система образования претерпевает серьезные изменения, ведущей целью обучения, на мой взгляд, должна стать ориентация, не на простое усвоение предлагаемых программой знаний, а на выработку у учащихся умений применять свои знания на практике, стремлений самостоятельно познавать мир, вступая с ним в активный диалог, искать ответы и не останавливаться на найденном как на окончательной истине. Если так подходить к обучению, то изменится его содержание и на первый план выходят методы и приемы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются такие умения как синтез, сравнение, обобщение, умение видеть проблему и формировать гипотезу, а так же поиск путей, решение тех или иных проблем. При всем разнообразии методов, приемов и средств обучения, проблема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение, в связи с высокими темпами развития и совершенствование науки и техники, социальными изменениями, происходящими в обществе и потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободно от стереотипов. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях нетрадиционного, поискового, проблемного обучения.
Сам процесс учения – это не просто запоминание научных положений « из головы в голову», это процесс, результат активной познавательной мыслительной деятельности по самостоятельному поиску, добыванию и переработке научной информации.
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В школе накоплен богатый арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:
1. Творческие задания. Это задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. А это помогает получить метапредметные результаты при обучении предметов ЕМЦ: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.
Например, в 7 классе: при изучении темы плотность вещества учащиеся определяют, самостоятельно, плотность своего тела, что в дальнейшем, при изучении темы плавание тел, поможет им дать ответ на вопрос: почему человек плавает?
2. Работа в малых группах. Это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
В своей практике учителя , используют работу в группах в следующих ситуациях: при выполнении лабораторных, практических работ, экспериментальных заданий; групповые творческие домашние задания (например, получить мыло (11 кл.)). Это вырабатывает у школьников коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, использовать справочную литературу, интернет, умения применять теоретические знания предмета на практике.
3. Обучающие игры. Проявлению себя как личности способствует учебная игра, это одна из разновидностей интерактивных технологий. Почему игра? Игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в нашем символическом мире, мире смыслов и ценностей, и в тоже время они исследуют, экспериментируют, обучаются. («Своя игра», «Химический КВН», «Суд над никотином», «Найди ответ», шарады, ребусы, кроссворды ….4 Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- ,мультимедиа материалами, «ученик в роли учителя», использование вопросов).
Иногда, при изучении достаточно не сложной темы, ученик выступает в роли учителя (например, по теме в 11 классе «Глаз и зрительная система», «Физика и научно-технический прогресс», в 10 классе «Работа силы», 8 кл. «Примеры теплопередачи в природе и технике». Кроме того, на уроках, для осуществления метапредметного подхода, часто используются презентации созданные учащимися об известных ученых, о достижениях в науке. Это не только развивает творчески школьников, но и создает убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, ведь школьники должны захотеть соизмерять свои поступки и мысли с поступками и мыслями ученых, «тянуться» к ним.
7. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем. При изучении предметов встает необходимость обсуждения некоторых тем и выяснения отношения учащихся к данной проблеме. Например, ядерная энергетика, обсуждаем с детьми все за и против ее использования. Дискуссионные обсуждения вызывают и экологические вопросы, например, при изучении тепловых двигателей обсуждаются пути уменьшения выбросов в атмосферу СО2, рассматриваются наиболее экологически чистые двигатели, развиваются умения устанавливать связь между изменениями физических параметров и глобальными природными процессами (разрушение "озонного экрана", усиление "парникового эффекта"), укрепляется способность анализировать современные технические ситуации, вызванные нарушением управлением техническими процессами (аварии на ТЭС, трубопроводах, заводах и др.); создаются возможности прогнозирования способов их предупреждения.
На мой взгляд, в таких условиях созданного для школьников “мира”, ученик сможет максимально раскрыться, показать все свои возможности и способности, проявить и развить свои таланты. А главное – найти себя, почувствовать свою значимость и осознать, что он – личность, способная мыслить, творить, создавать новое.
Таким образом, интерактивный метод и межпредметное обучение повышают эффективность усвоение материала в целом, заинтересованность учащихся (побуждая их к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала) и являются средством инновационного развития школы будущего.
Используя предложенные методы обучения ( или хотя бы элементы ), можно сделать уроки более занимательными, разнообразными и интересными, т.к. учебная деятельность будет направлена на развитие логического мышления, способностей, воображения, памяти, творчества и т.д., то есть развитие тех качеств личности ученика, которые составляют цель образования. Метод обучения – это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности учащегося, развитие его умственных сил, обучающего взаимодействия педагога и учащихся, учащихся между собой, с природной и общественной средой. Метод обучения реализуется в единстве познавательной деятельности педагога и обучаемых, уяснении учащимися знаний, овладении умениями и навыками. Прием, конкретный способ представляет собой часть, элемент метода. Если форма рассказа преподавателя – метод, то вопрос, обращенный к учащимся во время рассказа, будет методическим приемом. Методы обучения могут быть представлены в различных классификациях с учетом их практических функций и возможностей организации обучающего взаимодействия педагогов и учащихся. Однако целостный процесс обучения обеспечивается единой классификацией методов, которая в обобщенном виде включает в себя все остальные классификационные характеристики. К Методу восприятия-воспроизведения относятся: проблемная и игровая ситуации, учебная дискуссия, лабораторный эксперимент, упражнение, взаимное обучение, опорный конспект, опросно-ответный метод. Важнейшими направлениями инновационной деятельности в сфере образования являются предпрофильная подготовка и профильное обучение. Одной из первостепенных задач предпрофильной подготовки является выявление профессиональных интересов и возможностей, учащихся на основе широкой палитры элективных курсов и курсов по выбору, направленных на формирование представлений о характере профессионального труда людей.
В «Законе об образовании» большое внимание уделено профильной подготовке школьников. В этой связи становится актуальной тема профориентации и профессионального обучения в школе. В систему школьного образования вводятся часы ученического компонента. Эти часы учебного плана использованы педагогическим коллективом на реализацию новых форм и приемов организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих личностную ориентацию ученика, через курсы по выбору. Курсы по выбору направлены на реализацию образовательных программ либо по области знаний одного из профильных предметов, либо по направлениям, отличным от содержания профильных предметов, и удовлетворяющих образовательные потребности учащихся. Одним из таких курсов является курс по выбору «Абайтану!
На этапе предпрофильной подготовки курсы по выбору поддерживают зарождающийся у школьников интерес к той или иной дисциплине, проверяют возможности, способности ребят, помогают выбрать им профиль обучения в старшей школе. В нашей школе в 10- 11 классах введены следующие прикладные курсы «Методика решения задач по химии», « Решение заданий по математике при подготовке к ЕНТ», «Методика решения задач по физике», «Биотехнологии», «Химия вокруг нас», «В мире информатики»,
« География материков».
Прикладной курс « Методика решения задач по химии»утвержден на ГЭС №10 от 20.11.2014
Современному человеку требуется не только определенный набор знаний, а умения самостоятельно приобретать недостающие, применять их в жизни. Одним из таких умений является умение работать с компьютером. Курсы по выбору «Как создать сайт». Программа предусматривает овладение учащимися, конкретными навыками сайтостроения.
Использование возможностей Интернет в рамках нового подхода позволяет существенно повысить эффективность образовательного процесса. Образовательный процесс дистанционного обучения ЕМЦ состоит из последовательно чередующихся периодов контактного и неконтактного времени. При этом применяются те же формы обучения, которые хорошо апробированы в практике традиционного обучения: лекции (изложение теоретического материала – теоретические модули), семинары (наличие разнообразных практических модулей, направленных на облегчение учащимися усвоения учебного материала, которые содержат системы подсказок), лабораторные занятия (лабораторные модули), контрольные работы, зачеты, экзамены (разнообразные контрольные модули), консультации и.т.д. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность обучающихся и управляющего ею.
Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяют учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету и познавательную активность школьника и т.д.
В настоящее время интерактивная доска в руках учителя – это значительный потенциал в создании дополнительных возможностей для облегчения более глубокого и осознанного усвоения учащихся вопросов, связанных с изучением свойств функции, исследованием и построением графиков. Доска становиться активным помощником в формировании знаний умений у учащихся обеспечивая большую наглядность излагаемого материала, побуждая учащихся к проявлению творческой и исследовательской инициативы. Отметим, что у учителя расширились возможности находить инновационные и нестандартные методические решения при изложении некоторых вопросов математики требующих анализа числовой и графической информации.
Очень удобно использовать интерактивную доску при объяснении нового материала. При объяснении с помощью презентации PowerPoint можно выполнять комментарии и акцентировать внимание учеников выделением важных фрагментов чертежей, текста (иллюстраций, таблиц, диаграмм и т.п.). Иначе говоря, излагая материал, учитель может не просто демонстрировать на интерактивной доске то, что отображено на экране компьютера, но и управлять процессом презентации, давать свои комментарии, вносить поправки и коррективы в ее содержание.
В программе имеются коллекции инструментов (транспортиры, линейки, циркуль), а также различные системы координат (в них можно строи точки, отрезки, векторы и т.д.). Все они широко использоваться при работе с геометрическим материалом. Увеличению эффективности образовательного процесса способствуют привлекаемые наглядные ресурсы (видео- и аудиоматериалами, видео-оыты).
При закреплении материала эффективно использую такие приемы и методы по активизации мыслительной деятельности как: недописанная фраза, недорешенная задача, кроссворды, ребусы, различные тренировочные упражнения. При проведении различных самостоятельных и практических работ, используя функцию шторка, можно проверить решения и ответить на возникшие вопросы.
Использование возможностей Интернет в рамках нового подхода позволяет существенно повысить эффективность образовательного процесса.
Каждый год ученики нашей школы принимают участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах по физике, химии, математике, биологии, географии, информатике. Международный интеллектуальный конкурс многоборье «Евразия», Международный конкурс «Новый урок», Международный конкурс «Инфоурок», Всесоюзный «Инфознайка», «ЭМУ-специалист» Международный конкурс «Ломоносовский турнир». Республиканская олимпиада «Аль-Фараби», КИО олимпиады для учащихся и т.дУчащиеся нашей школы активно участвуют и в дистанционных НПК.
В 10 – 11 классах введены дополнительные консультации по подготовке к ЕНТ, а также учащиеся нашей школы имеют возможность он-лайин тестированию на сайтах (« Тест», «Умник»…..)
Использование новых технологий в учебном процессе приводит к развитию новых педагогических методов, приемов и стиля работы учителя. Повышению эффективности образования способствуют такие педагогические методы, использование которых становится возможным в результате процесса информатизации. Основные элементы педагогической подсистемы новой образовательной системы связаны со следующими видами деятельности: определение содержания обучения, проектирование и разработка прикладных курсов, предоставление на ГЭС, создание определенной среды обучения, организация учебного процесса.