Технологическая карта урока по истории для 5 класса Олимпийские игры в древности
Технологическая карта урока
Учитель Зарубина Елена Александровна
Предмет История
Класс 5
Тема урока Олимпийские игры в древности
Цель урока Формирование знаний об истории возникновения и проведения Олимпийских игр в Древней Греции.
Задачи урока
Образовательные: познакомить обучающихся с первыми олимпийскими традициями, показать значение игр в жизни Древней Греции и современного общества.
Развивающие: способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать необходимые выводы, представлять информацию в разных формах, аргументированно высказывать свою точку зрения, работать в группе.
Воспитательные: создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к здоровому образу жизни, к физическому совершенствованию.
Тип урока Урок открытия нового знания
Педагогические технологии Элементы технологии развития критического мышления, элементы здоровьесберегающей технологии.
Планируемые результаты Предметные:
использовать историческую карту как источник информации;
рассказывать о событиях древней истории;
сопоставлять однотипные события в истории;
давать оценку наиболее значительным событиям древней истории;
Личностные:
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
формирование представления о значимости спорта и здорового образа жизни для современного человека на примере истории древних греков;
осознание своей идентичности как гражданина России.
Метапредметные:
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе.
Организация пространства Межпредметные – география, физическая культура.
Формы работы Коллективная, индивидуальная, работа в группах, в парах.
Опорные понятия, термины Олимпийские игры, атлет, ипподром, пятиборье.
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1 Организационный момент Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, глубоко вздохните и пожелайте друг другу успеха.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.
Улыбаются, желают друг другу успеха. Личностные: самоопределение.
2 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. Предлагает разгадать шараду. Ставит задачу определить тему урока.
Предлагаю вам совершить необычное путешествие в древность. Для того, чтобы узнать куда мы отправимся, давайте разгадаем шараду.
Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в Олимпию, городок, расположенный в Южной Греции. Как вы думаете, почему именно в Олимпию?
Подводит обучающихся к формулированию цели. Предлагает слова «помощники»:
Повторим:
Изучим:
Узнаем:
Сравним:
Разгадывают шараду.
Первое слово – название священной горы.
Второе слово – соединительный союз.
Третье слово - единственное число от «мы».
Вместе – город, куда в определенные дни стремились все греки.
Высказывают предположения. Определяют тему урока.
С помощью слов «помощников» формулируют цели урока.
Повторим географическое положение Древней Греции.
Изучим историю Олимпийских игр в древности.
Узнаем, какие виды состязаний входили в программу Олимпийских игр в древности.
Сравним древние и современные Олимпийские игры. Регулятивные:
определение цели урока;
составление плана и последовательности действий.
Коммуникативные:
умение вести диалог
3 Актуализация знаний обучающихся Предлагает индивидуальные задания. Следит за выполнением работы. Организует взаимопроверку, самооценку.
Для того, чтобы попасть в Древнюю Грецию, нам необходимо заполнить «декларацию знаний», получить визу. У вас на столах есть пакет необходимых документов, ознакомьтесь с ними и заполните. Заполняют «декларацию знаний». Осуществляют взаимопроверку. Выполняют самооценку (на основе определенных заранее критериев) Познавательные:
воспроизведение информации по памяти
Регулятивные:
умение оценивать учебные действия
Личностные: смолообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)
4 Первичное усвоение новых знаний Организует групповую работу с учебником, обсуждение полученных в группе результатов. Прочитать текст на стр. 155-156, ответить на вопросы.
Формулирует групповое задание. Организует обсуждение полученных в группе результатов.
Прочитайте текст на стр.156 -159 на основе прочитанного составьте программу Олимпийских игр.
В группах читают и обсуждают задание. Представляют результаты работы. Задают вопросы, дополняют ответы представителей других групп.
1. Почему стало традицией устраивать в Олимпии всегреческие спортивные состязания. 2. Найдите на карте Олимпию и опишите её местоположение относительно Спарты и Афин. 3. Почему эти состязания стали «праздником, объединявшим эллинов»? 4. Определите, что было раньше: реформы Солона или первые Олимпийские игры. Сосчитайте разницу во времени между этими событиями.
Самостоятельно в группах работают с текстом, составляют программу игр. Представляют результаты работы.
Коммуникативные:
умение работать в группе;
излагать свое мнение, аргументируя его
Познавательные:
поиск необходимой информации, представление информации в разных формах
Регулятивные:
планирование деятельности в группе
5 Физкультминутка Показывает упражнения (видеофайл) Выполняют упражнения. 6 Первичная проверка понимания Формулирует задание. Осуществляет выборочный контроль. Организует оценочные высказывания обучающихсяПридумайте рассказ из 5-7 предложений «Я на первых Олимпийских играх, используя факты и термины новой темы.
Выполняют задание индивидуально. Зачитывают рассказы. Оценивают ответы соучеников. Познавательные:
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме
Регулятивные:
оценивать степень достижение цели
7 Первичное закрепление Формулирует задание.
Сначала в парах, затем в группе составить диаграмму Венна, сравнивая Олимпийские игры древности и современности.
Напоминает обучающимся, как составляется диаграмма Венна. В парах заполняют диаграмму, затем объединяются в группы для сравнения и дополнения. Представляют результаты работы. Коммуникативные:
умение вести диалог, работать в группе
Регулятивные:
выдвижение версий
Познавательные:
анализировать, сравнивать объекты;
предоставление информации в разных формах
Личностные:
осознание себя гражданином России
8 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.
Дифференцированное домашнее задание (на выбор обучающегося):
а) для тех, у кого нет вопросов – создать «универсальную шпаргалку для друга» по данной теме;
б) есть трудности – прочитать и пересказать § 33 Слушают инструктаж, уточняют. Регулятивные:
принимают учебную задачу
9 Рефлексия (подведение итогов занятия) Предлагает оценить свою деятельность на уроке, используя приём «Закончи предложение». Подводит итог урока.
Даёт качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся. По цепочке высказываются одним предложением.
Мне было интересно….
Я научился…..
Я понял, что……
У меня получилось……
Меня удивило…..
Теперь я могу… Регулятивные:
выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, а что подлежит усвоению; Личностные: формирование навыков самооценки