Рабочая программа по русскому языку 7 класс ( М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,Н.М.Шанский)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Константиновская средняя общеобразовательная школа» Кулундинского района Алтайского края
«Принято»
на педагогическом совете Протокол №1 от 27.08.2015г.
«Утверждаю» Директор школы:
/В.Е.Келлер/
Приказ №58 от 27.08.2015 г.
Рабочая программа по русскому языку 7 класс 2 ступень, базовый уровень, на 2015-2016 учебный год Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего образования ,авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов/ авторы- составители: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,Н.М.Шанский.-11-е изд.М.: «Просвещение»,2010./
Составитель:
учитель русского языка и литературы Щепа Т.П.
с. Константиновка
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена с использованием базисного плана 2015года, программы по русскому языку общеобразовательных учреждений для 5-9 классов (автор: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский), федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования ( утвержден приказом от 01.03.2004 г. №1089).Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы; приложения к программе.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 7 классе – 170 часов (из расчета 5 раз в неделю). Срок реализации программы – 1 год.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Учебно-тематический план
По русскому языку
Класс 7
Учитель Щепа Татьяна Петровна
Количество часов
Всего 170 часов; в неделю 5 часов
Плановых контрольных уроков
Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы./ Авторы-составители: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.- 11-е изд.М.: «Просвещение»,2010.
Учебник. Русский язык. 7 класс общеобразовательных учреждений/ [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская,Л.А.Тростенцова и др.; науч.ред.Н.М.Шанский] /-34-изд.-М.:Просвещение,2012.
Дополнительная литература Русский язык. 7 класс: поурочные разработки по учебнику, М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. / авт.-сост. Н.В.Егорова.-М.:ВАКО, 2009.
Содержание Кол-во часов Количество тестов и контрольных работ Развитие речи
1. Русский язык как развивающееся явление 1 - -
2. Повторение изученного материала в 5-6 классах 14 2 2
3. Морфология и орфография. Культура речи. Причастие. Деепричастие. Наречие. Категория состояния. 85 9 16
4. Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица. 53 4 8
5. Междометие. 4 - -
6. Повторение изученного материала в 7 классе 14 2 2
ИТОГО 170 17 28
Содержание тем учебного курса.
Русский язык как развивающееся явление(1ч.)
Повторение пройденного в 5-6 классах (12ч.+2ч.р.р.) Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные признаки слова.
Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Причастие(25ч.+6ч. р.р.) Повторение пройденного о глаголе. Свойства прилагательных и глагола у причастия. Синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия. Обособление причастного оборота. Не с причастиями. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в суффиксах причастий. Описание внешности человека.
Деепричастие(10ч.+2ч.р.р.) Повторение пройденного о глаголе. Свойства наречия и глагола у деепричастия. Синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Не с деепричастиями. Рассказ по картине.
Наречие(28ч.+6ч.р.р.) Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль. Словообразование наречий. Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в суффиксах наречий. Описание действий как вид текста.
Категория состояния(4ч.+2ч.р.р.) Категория состояния как часть речи. Отличие от наречий. Синтаксическая роль.Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Служебные части речи. Культура речи(1 ч.)
Предлог (11ч.+2ч.р.р.)как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз(16ч.+2ч.р.р.) как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и раздельное написания союзов.Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.
Частица(18ч.+4ч.р.р.) как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая роль. Формообразующие и смысловые частицы. Различение НЕ и НИ, их правописание.Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (4 ч.)Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе (12ч.+2ч.р.р.)Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
-производить морфологический разбор частей речи, изученных а 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;
-составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
-соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно , так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказа на предложенные сюжеты; сочинения – рассуждения. Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Учебно-методическое обеспечение
1.Дидактический материал к учебнику русского языка: 7 класс: Книга для учителя / Л.Т.Григорян, М.Т.Баранов, Т.А.Тростенцова :М.: Просвещение, 1990.
2.Обучающие изложения : 5-9 класс : Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1993.
3.Проверочные материалы по русскому языку для 5-8 классов средней школы : пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1993.
4.Рабочая тетрадь по русскому языку : 7 класс: к учебнику М.Т.Баранова, Т.Л.Тростенцовой, Т.Л.Ладыженской и др.- М.: Издательство «Экзамен», 2010.
5. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская и др.-24-е изд-М.:Просвещение,2012.
6.Сборник задач и упражнений по русскому языку : пробное учебное пособие для 7 класса средней школы /С.Н.Пименова, А.Л.Еремеева, Л.Ю.Купалова – М.: Просвещение,1989.
7.Сто заданий по теме «Наречие» /Н.В.Охременко- М.: «Аквариум ЛТД», К.:ГИППВ,2000.
Список литературы
1.Программа общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы./ Авторы-составители: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.- 11-е изд. М.: «Просвещение»,2010.
2.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (утвержден приказом от 01.03.2004г. №1089)
Приложение
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс
№ Раздел и тема урока Кол-во
часов Планируемая
дата
проведения Фактическая дата проведения
1
2
3
4
5,6
7
8
9,10
11
12,
13
14
15
16
17
18
19
20
21,
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31-
33
34
35,
36
37
38
39-
41
42
43,
44
45,
46
47
48,
49
50
51
52
53,
54
55
56
57,
58
59
60
61,
62
63
64-
66
67,
68
69
70-
72
73,
74
75,
76
77
78
79,
80
81-
84
85,
86
87
88
89,
90
91,
92
93
94,
95
96
97,
98
99
100
101,
102
103,
104
105
106
107,
108
109-
112
113
114
115-
117
118
119,
120
121
122
123,
124
125,
126
127
128
129,
130
131
132
133,
134
135,
136
137
138,
139
140,
141
142-
144
145,
146
147,
147
149,
150
151,
152
153
154
155
156
157
158,
159
160
161
162
163,
164
165
166
167,
168
169
170 Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5-6 классах
(12ч.+ 2ч. р.р)
Синтаксис. Синтаксический разбор
Пунктуация.Пунктуационный разбор.
Лексика и фразеология.
Фонетика и орфография.
Словообразование и орфография.
Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Морфология и орфография.
Морфологический разбор слова.
Контрольный диктант по теме "Повторение изученного в 5-6 классах».Анализ контрольного диктанта
Р.р.Текст.
Р.р.Стили литературного языка.
Причастие(25ч+6ч.р.р.)
Причастие как часть речи.
Р.р.Публицистический стиль.
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Понятие о причастном обороте.
Выделение запятыми причастного оборота.
Р.р.Описание внешности человека.
Действительные и страдательные причастия.
Краткие и полные страдательные причастия.
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Действительные причастия прошедшего времени.
Р.р.Изложение (по упр.100)
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени.
Страдательные причастия прошедшего времени
Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.
Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.
Р.р.Выборочное изложение(по упр.130).
Морфологический разбор причастия.
Контрольный диктант по теме «Суффиксы причастий»
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Обобщение по теме «Причастие»
Контрольный диктант по теме «Причастие».
Анализ контрольного диктанта
Деепричастие (10ч.+2ч.р.р.)
Деепричастие как часть речи.
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Раздельное написание НЕ с деепричастиями.
Деепричастия несовершенного вида.
Деепричастия совершенного вида.
Р.р. Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь».
Морфологический разбор деепричастия.
Итоговый урок по теме «Деепричастие».
Контрольный диктант по теме «Деепричастие». Анализ контрольного диктанта
Наречие(28ч.+6ч. р.р.)
Наречие как часть речи.
Смысловые группы наречий.
Степени сравнения наречий.
Морфологический разбор наречия.
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и –е.
Р.р.Дневниковые записи (упр.211)
Буквы Е и И в приставках не- и ни- отрицательных наречий.
Одна и две Н в наречиях на –о и –е.
Диктант по теме «Правописание наречий на –о и –е».Анализ диктанта.
Р.р.Описание действий.
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.
Буквы О и А на конце наречий.
Р.р.Описание картины Е.Н.Широкова «Друзья».
Дефис между частями слова в наречиях.
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Обобщение по теме «Наречие».
Практическая работа по теме «Наречие»
Контрольный диктант по теме «Наречие».Анализ контрольного диктанта
Категория состояния (4ч.+2ч.р.р.)
Категория состояния как часть речи.
Категория состояния и другие части речи.
Употребление категории состояния в художественной речи
Морфологический разбор категории состояния.
Р.р.Выборочное изложение (упр.281)
Служебные части речи. Культура речи
Предлог(11ч.+2ч.р.р.)
Предлог как часть речи.
Употребление предлогов
Непроизводные и производные предлоги.
Простые составные предлоги.
Морфологический разбор предлога
Р.р. Сочинение по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа»
Слитное и раздельное написание производных предлогов.
Союз(16ч.+2ч.р.р.)
Союз как часть речи
Простые и составные союзы.
Союзы сочинительные и подчинительные.
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.
Сочинительные союзы.
Подчинительные союзы.
Морфологический разбор союза.
Р.р.Устное рассуждение на дискуссионную тему о книге(упр.342,343)
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.
Обобщающий урок по теме «Союз».
Практическая работа по теме «Предлог», «Союз».
Контрольный диктант по теме «Союз», «Предлог». Анализ контрольного диктанта
Частица(18ч.+4ч.р.р.)
Частица как часть речи
Разряды частиц. Формообразующие частицы.
Смысловые частицы.
Раздельное и дефисное написание частиц.
Морфологический разбор частиц.
Р.р.Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень».
Отрицательные частицы НЕ и НИ.
Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ-.Р.р.Сочинение- рассказ по данному сюжету (упр.402)
Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ.
Обобщение по теме «Частица»
Контрольный диктант по теме «Частица». Анализ контрольного диктанта
Междометие. Звукоподражательные слова(4ч)
Междометие как часть речи.
Звукопождражательные слова и их отличие от междометий
Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.
Обобщение по теме «Междометие»
Повторение изученного в 7 классе
(12ч.+2ч.р.р.)
Русский язык и разделы науки о нем.
Текст. Стили речи
Р.р. Сочинение-рассуждение (упр.428)
Фонетика. Графика.
Лексика и фразеология.
Морфемика и словообразование.
Морфология.
Орфография.
Синтаксис.
Пунктуация.
Итоговый контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта
1
1
1
1
2
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
2
1
1
3
1
2
2
1
2
1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
3
2
1
3
2
2
1
1
2
4
2
1
1
2
2
1
2
1
2
1
1
2
2
1
1
2
4
1
1
3
1
2
1
1
2
2
1
1
2
1
1
2
2
1
2
2
3
2
2
2
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
2
2
02.09
02.09
03.09
07.09
08,09.09
09.09
10.09
14,15.09
16.09
16,17.09
21.09
22.09
23.09
23.09
24.09
28.09
29.09
30,30.09
01.10
05.10
06.10
07.10
07.10
08.10
12.10
13.10
14,14,15.10
19.10
20,21.10
21.10
22.10
26,27,28.10
28.10
29,30.10
09,10.11
11.11
11,12.11
16.11
17.11
18.11
18,19.11
23.11
24.11
25,26.11
25.11
30.11
01,02.12
02.12
03,07.12
08,09.12
09.12
10,14,15.12
16,17.12
16,21.12
22.12
23.12
23,24.12
28.12,11,12,
13.01
13,14.01
18.01
19.01
20,20.01
21,25.01
26.01
27,27.01
28.01
01,02.02
03.02
03.02
04,08.02
09,10.02
10.02
11.02
15,16.02
17,17,18,
24.02
25.02
29.02
01,02,02.03
03.03
09,09.03
10.03
14.03
15,16.03
16,17.03
21.03
22.03
23,23.03
24.03
04.04
05,06.04
07,11.04
12.04
13,13.04
14,18.04
19,20,20.04
21,25.04
26,27.04
27,28.04
03,04.05
04.05
05.05
10.05
11.05
11.05
12,16.05
17.05
18.05
18.05
19,23.05
24.05
25.05
25,26.05
30,31.05 Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
I.ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯУстный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовка ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.II.ОЦЕНКА ДИКТАНТОВДиктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90— 100 слов, для VI класса — 100—110, для VII класса — 110—120, для VIII класса— 120—150, для IX класса— 150—170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова,)Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса — 15—20, для VI класса — 20—25, для VII класса — 25—30, для VIII класса — 30—35, для IX класса — 35—40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в V классе — 12 различных орфограмм и 2 — 3 пунктограмм, в VI классе — 16 различных орфограмм и 3—4 пунктограмм, в VII классе — 20 различных орфограмм и 4 — 5 пунктограмм, в VIII классе — 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в IX классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в V классе — не более 5 слов, в VI—VII классах — не более 7 слов, в VIII—IX классах — не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в V. классе — до конца первого полугодия) сохраняется объект текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:1)в переносе слов;2)на правила, которые не включены в школьную программу;3)на еще не изученные правила;4)в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапо- тает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:1)в исключениях из правил;2)в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;3)в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;4)в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;5)в написании ы и и после приставок;6)в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);7)в собственных именах нерусского происхождения;8)в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;9)в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот —ротик, грустный — грустить, резкий — резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4»
2 орфографические ошибки, для оценки «3» 4 орфографические ошибки (для V класса 5 орфографических ошибок), для оценки «2» 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим. Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно. Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий. Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий. Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий. Оценка «1»..ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим. Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок. Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 —2 ошибки. Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки. Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
III. ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в V классе — 100—150 слов, в VI классе — 150—200, в VII классе — 200 — 250, в VIII классе — 250 — 350, в IX классе — 350 — 450 слов. Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа. Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5—1,0 страницы, в VI классе — 1,0—1,5, в VII классе — 1,5 — 2,0, в VIII классе — 2,0—3,0, в IXклассе — 3,0—4,0 страницы.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:соответствие работы ученика теме и основной мысли;полнота раскрытия темы;правильность фактического материала;последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:разнообразие словаря и грамматического строя речи;стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка Основные критерии оценки
Содержание и речь Грамотность
«5 1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка
«4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 — 4 речевых недочетов «3»
«2»
«1»
1.В работе допущены существенные отклонения от темы. 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов
1.Работа не соответствует теме.
2.Допущено много фактических неточностей.
3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5.Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов
В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок
Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок
Примечания: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2 — 2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4 — 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3.Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4.На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
IV.ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
У.ВЫВЕДЕНИЕ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» или «1».
В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.
Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся V—IX классов нерусской национальности, обучающихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1 —2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки, или оцениваться в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся национальных (нерусских) школ по русскому языку», утвержденными Министерством образования и науки РФ. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.