Конспект урока Имя числительное. Повторение и обобщение в 6 классе
Конспект урока в 6Б классе по русскому языку
на тему «Имя числительное как часть речи. Повторение и обобщение»
Цели урока:
Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции
.Контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов
Повторить, обобщить, систематизировать теоретические знания
Выявить и ликвидировать возможные пробелы, усовершенствовать знания и практические умения
Показав взаимосвязь разных наук, дать целостное представление об окружающем мире.
Тип урока: урок развивающего контроля с применением элементов модульной технологии.
Оборудование: презентация PowerPoint, технологические карты для всех учащихся, бланки для самопроверки («Ключи»), для подведения итогов («Маршрутные листы») для каждой группы, реквизит (ручные семафоры и эмблемы для каждой группы в виде вагончика).
Ход урока.
Я каждый день и каждый час
Сказать готово, сколько вас,
И я могу, имей в виду,
Сказать, который ты в ряду.
Формулирование темы урока, целей и задач.
Если вы отгадаете загадку, то сможете сформулировать тему урока. О чём идет речь? На какой стадии изучения этой части речи мы находимся?
А зачем нам надо повторить и обобщить материал о числительном?
Наш урок пройдёт в форме квеста. Значение слова вам известно?
Словарная работа.
Квест ( с англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»). В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета — путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.
Квест — компьютерная игра-повествование, в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач.
Инструктаж по выполнению заданий, анализу собственных затруднений и самоконтролю.
Практическая работа в группах и индивидуально.
Станция Теоретическая
Заполнение кластеров обучающимися с последующей самопроверкой и развернутый рассказ по схеме-опоре.
Станция Сортировочная
I. «Найди зайца» (четвертое лишнее)
А) Пять десятых, двадцать пятый, пятеро, тысяча шестнадцатый
Б) двадцать второй, десятеро, семнадцатый, седьмой
В) одна вторая, две тысячи восемнадцать, семнадцать восемнадцатых, сорок второй
с самопроверкой
II. Найти место «зайцу» : пятеро, десятеро в В (количественные), сорок второй в Б (порядковые).
3. Станция Литературная.
А) Составить список из книг, в названиях которых использованы числительные.
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем отдыхать.
Раз и два –
Покачалась голова!
Раз, два, три –
На соседей посмотри!
А на счёт четыре-пять –
Будем прыгать и скакать.
А дойдём до цифры восемь –
Снова сесть за парту просим.
Б) Работа с текстом. Отрывок из сказки А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
--- Чтение учителем фрагмента сказки:
Четвертая планета принадлежала деловому человеку. Он был так занят, что при появлении Маленького принца даже головы не поднял. -- Добрый день, - сказал ему Маленький принц.
-- Три да два - пять. Пять да семь двенадцать. Двенадцать да три - пятнадцать. Добрый день. Пятнадцать да семь - двадцать два… Уф! Итого, стало быть, пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать один.
-- Пятьсот миллионов чего?
-- А? Ты еще здесь? Пятьсот миллионов... Уж не знаю, чего... У меня столько работы! Я человек серьезный, мне не до болтовни! Два да пять - семь... -- Пятьсот миллионов чего? - повторил Маленький принц.
Деловой человек поднял голову.
-- Уже пятьдесят четыре года я живу на этой планете, и за все время мне мешали только три раза. В первый раз, двадцать два года тому назад, ко мне откуда-то залетел майский жук. Он поднял ужасный шум, и я тогда сделал четыре ошибки в сложении. Во второй раз, одиннадцать лет тому назад, у меня был приступ ревматизма. Третий раз... вот он! Итак, стало быть, пятьсот миллионов... -- Миллионов чего?
-- Звезд.
-- Пятьсот миллионов звезд? Что же ты с ними делаешь? -- Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать одна. Я человек серьезный, я люблю точность…Что делаю?
-- Да.
-- Ничего не делаю. Я ими владею.
--- Беседа по тексту.
Узнали произведение? Кто его автор?
К какому жанру можно отнести это произведение?
Каким стилем речи пользуется автор в этом фрагменте?
Как вы думаете, такое количество числительных в тексте характерно для языка художественной литературы? В текстах каких стилей чаще можно встретить числительные и почему?
А зачем Экзюпери такое количество числительных использовал в этом фрагменте? (Речь персонажа является средством его характеристики: деловой человек лишен человеческих чувств и переживаний, он бездушен. Его жизнь пуста, потому что его работа не приносит никому ни радости, ни счастья. Для чего он тратит жизнь на расчёты? )Как жить? Зачем? Эти философские вопросы ставит автор в этой прекрасной сказке.
А нужны ли человеку умение считать и называть словами числа? Надо ли нам изучать числительные, тем более, что их так трудно склонять?
Станция Грамматическая.
А) Просклоняйте последнее в этом фрагменте текста числительное, выделите окончания.
501 622 731(звезда)
Б) Определите синтаксическую роль числительных в выделенных предложениях. Сделайте вывод.
5. Станция Фразеологическая
Только ли точность и научность нашей речи придают числительные? А могут они украсить её, сделать ярче и выразительнее? (Да, если они используются в фразеологизмах).
Подберите фразеологизмы с числительными (групповая работа).
Подведение итогов урока, рефлексия.