Конспект урока по русскому языку в 6 классе Имя числительное


Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Собирательные числительные"
Цели урока:
дать понятие о собирательных числительных;
Учебные задачи:
сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные;
систематизировать знания о количественных числительных;
развивать умение работать в индивидуальной форме;
формировать навыки работы на ПК.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Запишите число и тему урока в тетради. Сегодня мы продолжим говорить о разрядах количественных числительных и познакомимся с новым разрядом – собирательными числительными. Выясним, почему их вынесли в отдельный разряд, научимся правильно употреблять собирательные числительные в речи и на письме.
Прежде чем переходить к теме сегодняшнего урока мы с вами проверим домашнее задание. Оно было творческого характера. По образцу упражнения 485 вы должны были составить свой вариант расписки.
(заслушиваются 2 ученика)
- Скажите, пожалуйста, о каком разряде мы говорили на предшествующем уроке? (дробные числительные)
- Как они склоняются? (при склонении дробных числительных склоняются обе части: первая часть склоняется как числительное, обозначающее целое число, вторая – как прилагательное во множественном числе. Например: к трём пятым).- Хорошо. Далее мы будем работать вместе. Я буду помогать при необходимости вам, а вы друг другу. Сейчас обратите внимание на слайд №3 и выполните задание.
Слайд №3.
Запишите словами числительные:
6/5
158
16,875
11,913
62,09
Просклоняйте устно числительные
16,3
158
(шесть пятых, сто пятьдесят восемь, шестнадцать целых восемьсот семьдесят пять, одиннадцать целых девятьсот тринадцать, шестьдесят две целых девять сотых.1.И.п. шестнадцать целых три десятых
Р.п. шестнадцати целых трёх десятых
Д.п. шестнадцати целым трём десятым
В.п. шестнадцать целых три десятых
Т.п. шестнадцатью целыми тремя десятыми
П.п. шестнадцати целых трёх десятых
И.п. сто пятьдесят восемь
Р.п. ста пятидесяти восьми
Д.п. ста пятидесяти восьми
В.п. сто пятьдесят восемь
Т.п. ста пятьюдесятью восьмью
П.п. ста пятидесяти восьми) Ответы троих учащихся оцениваются). 2.Объяснение нового материала.
- Итак, сегодня мы знакомимся с собирательными числительными. Они неслучайно вынесены в отдельный разряд количественных числительных. А почему стоят отдельно в ряду количественных числительных, вы скажете мне в конце урока.
Слайд №4 (на слайде показано, с какими существительными употребляются собирательные числительные)
Задание: прочитайте и скажите, с какими существительными употребляются в речи собирательные числительные.
Собирательные числительные
Двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро сочетаются:
а) с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных:
четверо мальчиков
пятеро медвежат;
б) с существительными, употребляющимися только во множественном числе:
двое саней
трое ножниц
?Собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и прилагательные во множественном числе:
с четверыми медвежатами.
Слайд №5 (показывает особенности употребления в речи числительных ОБА- ОБЕ-)
Собирательные числительные оба (обе)
? Собирательные числительные оба (обе) в мужском и среднем роде в косвенных падежах имеют основу обо-. А в женском роде – обе- .
3. Закрепление нового материала.
- Теперь мы закрепим полученную информацию.
Устное задание: Приведите примеры словосочетаний с числительными в форме ОБА-, ОБЕ-.
(Примеры: оба мальчика, обе девочки, обоих медвежат, обеих учениц).
Слайд №6 (на слайде картинки с подписями. Их должны объяснить устно учащиеся).Рисунок с лисятами. Подписан: два лисёнка, двое лисят.
Рисунок с книгами. Подписан: три книги и ________.
Рисунок с балеринами. Подписан: четыре балерины, ________.
Рисунок с дельфинами. Подписан: восемь дельфинов, _________.
Рисунок с волчатами. Подписан: четыре волчонка, четверо волчат.
Задание: Почему под одной картинкой две подписи, а под другой – одна?
( им. существительные, обозначающие детёнышей животных, лиц мужского пола употребляются с собирательными числительными и целыми числами, а существительные, обозначающие лиц женского пола и взрослых животных употребляются только с целыми числительными).
Слайд №7 (на слайде 7 письменное практическое задание. Учащиеся выполняют его в тетрадях).Практические задания:
?Составьте предложения, используя числительные:
обе, трое, пятеро, оба, вчетвером .?Сделайте синтаксический разбор 1 предложения.
(проверяется фронтально выполнение заданий).
Слайд № 8 (данное задание выполняется учащимся индивидуально на ПК. Остальные дети проверяют и исправляют допущенные ошибки))Задание: Вместо точек вставьте собирательные числительные двое, трое, оба, обе.
За партой обычно сидят по …. (двое)
Пришли четверо мальчиков. Потом один ушёл и осталось …. (трое)
Чтобы правильно выполнить упражнение, нужно поднять … руки. (обе)
… сына были похожи на папу. (оба)
Слайд № 9 (задание выполняется индивидуально на ПК. Остальные дети проверяют и исправляют допущенные ошибки).Задание: Вставьте вместо звёздочек окончания в числительные и существительные в указанных падежах:
Р.п. семер* конькобежц*,
Тв.п. семер* конькобежц*;
Д.п. пятер* товарищ*,
Пр. п. о пятер* товарищ*;
Р.п. четвер* велосипедист*,
Д.п. четвер* велосипедист*;
Тв.п. тро* лисят*,
Пр.п. о тро* лисят*;
Д.п. семер* козлят*.
Р.п. семер* козлят*,
- Итак, мы познакомились с собирательными числительными и научились правильно использовать их в речи и на письме. Теперь вы сможете сказать, почему собирательные числительные вынесены в отдельный разряд?
Слайд № 10 Итог урока
Подумайте, является ли собирательным числительным слово несколько?
Объясните, почему вы так считаете.
Почему собирательные числительные вынесены в отдельный разряд?
?- Запишите домашнее задание: (слайд №11) П. 113, повт. П. 111-112, упр. 492
- В оставшееся время выполните творческое задание:
Используя числительные, составьте задачи на сказочные темы, которые начинались бы так:
1. Красная Шапочка шла к больной бабушке и несла пирожки…