Конспект обобщающего урока по русскому языку в 6 классе по теме « Имя числительное» .


КОНСПЕКТ ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПО ТЕМАТИКЕ «ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ»
17868907874000

2016 год
Цели:
обучающие: систематизировать изученное об имени числительном как части речи, о значении, правописании и синтаксической роли числительного; формировать умение находить изученную часть речи, обосновывать правильность выбора орфограмм при написании числительного , использовать его в речи, соблюдать нормы литературного языка; уметь безошибочно писать и произносить слова с орфограммами.
развивающие: развивать умения употреблять числительные в устной и письменной речи; развивать умения работать самостоятельно, кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения.
воспитательные: воспитывать у учащихся гражданскую позицию и психологическую настроенность на рациональное и экономное использование топливно- энергетических ресурсов.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения урока: урок-игра.
Методы урока: объяснительно-иллюстративный, исследовательский.
Технология: технология вопросно-ответного единства и обратной связи, игровая, исследовательская.
Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: учебник, дидактический материал, портрет Электроши, мультимедийная доска, запись на доске, смайлики.
Ход урока.
I. Организационный момент.- Здравствуйте, дорогие ребята! Садитесь . Сегодня у нас необычный урок. Необычный потому, что мы подводим итог изучения темы «Имя числительное». И мы вправе задать себе вопросы: « Что мне дало изучение этой темы?», «Зачем мне нужны числительные?». Сегодня провести урок мне поможет мой друг- Электроша - человечек, который знает об энергии всё.
Он расскажет нам о разных источниках энергии, а также о том, как нужно экономить энергоресурсы. А тема « Имя числительное» нам в этом поможет.
К нам шло электричество годы, века
Так пусть бережет его наша рука.
Ребята читают девиз урока.
Учитель: На уроках мы не летаем в небесах.
Докажем сегодня, что всё в наших руках.
Сядьте удобно. Выпрямите спины. Поздоровайтесь локтями с соседом по парте. С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Покажите смайлики. Пожелайте друг другу удачи.
- А сейчас запишите в тетрадях , пожалуйста, дату, слова «классная работа».
II. Проверка домашнего задания
( упр. 430 – устные сообщения)
III. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности.
1. Электроша предлагает нам выполнить анализ предложения.
Бережливость – главный источник богатства.
- Прочитайте предложение. Выполните синтаксический разбор.
- Составьте схему предложения. Объясните постановку знаков препинания.
- Разберите словосочетание главный источник.
2. Работа со словом.( Ученики внимательно слушают загадку, отгадку записывают в тетрадь, подчёркивают орфограмму).
Что за лучшее богатство?
Это вовсе не секрет.
Экономьте всё же, братцы,
Воду, газ, тепло и свет! (бережливость)


С виду, как груша,
Но вовсе её
Не следует кушать.
. (лампочка)
4343400-37719000 Он освещает, он согревает
И пищу готовить он нам помогает.
Конечно, он пользу приносит,
друзья,
Но попусту жечь его тоже нельзя.
(огонь)

43389551460500 Ручейки бегут, бегут,
её наполняют,
Ведь вода везде нужна,
все об этом знают:
И в турбинах паровых,
и в цилиндрах тоже
Только с помощью воды
движение возможно.
(река)

42538651270000 Оно излучает огромное тепло,
И к тому же с ним
всем всегда светло.
Заставляет воду двигаться
и ветер,
Жизнь даёт всему живому
на планете.
(Солнце)

3978910-40703500 Кто не ведает границ?
Кто летит быстрее птиц?
Кто на свете так могуч,
Что гоняет стаи туч?
( ветер)

44577001968500
Буровая установка
бурит скважины в земле,
Чтоб по трубам поднималась
Ну, а после на земле
Всю её переработав,
получаем мы бензин,
Керосин, пластмассу, масло
для деталей и машин.
(нефть)
450342019113500
Он чёрный, блестящий,
Друг и помощник нам настоящий.
Помогает плавить сталь,
Делать краску и эмаль.
Он в специальных карьерах добыт,
Механизмы в движенье приводит,
горит.
40601902222500 (уголь)
Он синим пламенем
горит,
На кухне очень знаменит.
( газ)

37871404445000 Мальчик спит, а свет горит –
случай этот знаменит.
«Стоп – транжирам! –
скажем дружно –
так какими же быть нужно?»
(экономными)

4191000-64135000 Я, ты, он, она – экономная страна.
Сэкономим воду, газ,
все тогда похвалят нас.

- В какую тематическую группу вы объединили бы все слова?
-819150369570- Среди записанных слов назвать те, которые обозначают источники энергии.
3. Электроша приготовил нам следующее задание. Оно называется « Узнай числительное».
Числовое значение имеют и другие части речи. Какую функцию они выполняют?
Распределите слова в три столбика. Аргументируйте свой выбор. Определите у числительных разряд.
Существительное Прилагательное Числительное
Пятак, десяток, столетие, двойка, двойной, пятиэтажный, трёхместный, столетний,пять, одна вторая, семнадцатый, трое, двадцать один, первый.
- Определите разряды количественных числительных. ( Дети приходят к выводу, что каждая часть речи выполняет свою задачу.)
4. Дидактическая игра « Произнеси , только чётко».
-665480-176530Прочитайте тексты. Спишите, заменяя числа словами. Определите синтаксическую роль числительных в предложених. Определить- простое числительное или составное.
21 августа 1950 года было опубликовано постановление о строительстве Куйбышевской гидроэлектростанции мощностью 2,1 млн. кВт с выработкой 11 млрд. кВт/ч электроэнергии в средней по водности год.
Один москвич в 1890 году расходовал в сутки 11 литров воды. В 1914 году уже 66 литров, в 1959 году расходы воды превысили полкубометра. В настоящее время жителю нашей столицы требуется около 700 литров воды. В то же время на одного жителя Лондона приходится 250 литров , а на одного парижанина- 450 литров воды в сутки.
Потребление воды в современных домах составляет: мытьё рук, не закрывая кран, 6-8 литров; чистка зубов, не закрывая кран, 6-8 литров; ополаскивание унитазов- 15 литров за один спуск; душ- 15-20 литров за минуту; стирка- 130-150 литров за один раз; принятие ванны- 150 литров.
5. А сейчас вопросы от нашего Электроши. Все они начинаются со слова - Сколько! Запишите эти числительные.
-15240056515Сколько лет жил старик со старухой в « Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением « очень похожи, одинаковые»?
Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать?
Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать?
Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?
Сколько раз старик забрасывал свой невод в море? Какая попытка оказалась удачной?
Слова какой части речи помогли вам правильно ответить на вопросы?
Что они обозначают?
-523875122555Физминутка « Земля, воздух, огонь и вода»
- Вы немного устали. Электроша предлагает вам отдохнуть.
Воздух. Встаньте, сделайте глубокий вдох, а затем выдох. Представьте, что ваше тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Делаем несколько глубоких вдохов и выдохов.
Земля. Теперь установим контакт с землёй. Попрыгаем на левой ноге, теперь на правой ноге. Прыгаем на двух ногах.
Огонь. Активно двигаем руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Ощутите энергию и тепло в своём теле.
Вода. Представьте, что наш кабинет превратился в бассейн, делаем мягкие, свободные движения в «воде». Следим за тем, чтобы двигались суставы- кисти рук, логти, плечи, бёдра , колени.
6. Рубрика « Это интересно» ( сообщения читают ученики)
Солнечные лучи достигают Земли за 8 минут 15 секунд. Каждую секунду наша планета получает около 50 млрд.кВт/ч солнечной энергии, что соответствует мощности 150 миллионов крупных электростанций.
В 2030 году только 6% наших энергетических потребностей можно удовлетворять, используя Солнце. Но если люди усовершенствуют технику, в 2130 году эта доля составит уже 70% , А Солнце по-прежнему будет дарить свою животворную силу.
В минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды. Экономьте воду!
Одна лампочка, которую вы забыли выключить, за 10 часов расходует 1кВт*ч электроэнергии, чего хватило бы для…
Производства 120 кг хлеба.
Добычи 33 кг нефти.
Надоя 40 л молока.
Изготовления 1 пары обуви.
Производства 5 кг стали.
-114300101600Производства 39 кг сахарного песка.
Добычи 15 кг железной руды.
А также для изготовления 13 кг колбасных изделий, 14 кг творога, 6 кг растительного масла. Правда, есть над чем задуматься?
А знаете ли вы, что в холодную погоду 24% тепла теряется через неутеплённые двери и окна, 26%- через стены, 39%- через вентиляцию.
Экономьте электроэнергию!
Учитель: Многие из нас так и не привыкли экономить электроэнергию, тепло, газ, воду. Капля воды... Она и впрямь маленькая- обыкновенная капля воды. Пожалуй, не стоило бы и говорить. Только ведь капля за каплей, чашка за чашкой, ведро за ведром- ручей... И потекла, побежала уже целая река. Давайте задумаемся ещё раз, какова цена нашей бесхозяйственности.
7. Работа с текстом. Текст у каждого ученика и на мультимедийной доске. (Читает выразительно учитель или подготовленный ученик).
-31813514033500Сказка о царе Салтане.
(на новый лад)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
"Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
В тусклом свете не сидела б,
Люстра классная горела б.
День и ночь сиял бы свет
Очень долго, много лет".
"Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
Я б к колодцу не ходила,
Кран с водой установила.
Лихо бы лилась вода —
Подходи, бери всегда".
"Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Провела бы в каждый дом
Электричество, потом
Воду в каждую избу.
Газ, и свет, да и вода
Людям ведь нужны всегда.
Но при этом-то при всем
Счетчик надо в каждый дом".
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней, по всему,
Полюбилася ему.
"Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица,
Будь хозяйкой в нашем царстве,
В тридесятом государстве.
С экономною женой —
Полной чашей дом родной!"
Вопросы для обсуждения в группе:
Сколько девиц пряли под окном? Определите вид числительного и разряд. (Три);
Что предложила первая девиц для царства? (Включить люстру);
А когда её люстра будет гореть? (День и ночь);
Что предложила вторая девица? Определите вид числительного. (Установить кран с водой);
Как долго лилась вода из крана? (Всё время);
Что предложила третья девица? (Провести свет, воду, газ в каждый дом);
А что она предложила установить в каждом доме? (Счётчики);
Зачем нужны счётчики? (для того, чтобы рассчитывать расход воды, газа, света);
Какая из девиц самая бережливая и экономная? (Третья) Почему?;
А как вы бережёте воду, свет, тепло?-4191001905 Расскажите.
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель:
Актуальна ли для нас проблема энергосбережения? ДА! Очень хотелось бы, чтобы экономное отношение к природным ресурсам стало философией жизни человека еще со школы. Ведь экономия и бережливость - это путь к повышению благосостояния каждого и нашей планеты Земля.
Сбережём цивилизации блага.
Чтобы жили потом поколенья,
Это с детства запомнить нам надо,
Это важно для всех без сомненья!
Наш урок подходит к концу. Электроша благодарит вас за работу. Давайте проанализируем свою работу на уроке.
Назовите ключевые слова урока.
Чему учились на уроке.
Как и где вы можете применить полученные сегодня на уроке знания?
Каждый из вас по цепочке высказывается одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана.
1. Сегодня я узнал( а)…
2. Было интересно…
3. Мне хотелось…
4. Урок дал мне для жизни…
5. Меня удивило…
6. Теперь я могу…
7. Я попробую…
V. Домашнее задание.1. Написать стихотворение - синквейн. Тема: «Энергосбережение»
2. Написать свою статью в школьную газету «Я за энергосбережение!», аргументировав тему фактами и выводами.
Литература.
Занимательные и дидактические материалы. на уроках русского языка 5-7 классы. Автор-составитель С.А. Брагина, Волгоград, « Учитель», 2014.
Учебник русского языка для 6 класса для общеобразовательных учреждений, 31издание, авторов: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская , Л.А.Тростенцова и др. Москва, « Просвещение», 2015 год.
Проверьте свои знания: Энциклопедия. В 10 т./Составитель Вадченко Н.Л.-Д.: Сталкер.1996.-448с.-Т.3
Проверьте свои знания: Энциклопедия. В 10 т./Составитель Вадченко Н.Л.-Д.: Сталкер.1996.-448с.-Т.2
Тесты по русскому языку. Р.П. Козлова, Н.В. Чеснокова 5-7 классы, Москва, « Вако». 2009 год