Методические рекомендации по подготовке учащихся 9-х классов к успешному прохождению государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме ОГЭ по ГЕОГРАФИИ


ДЕПОРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа №1021»(ГБОУ Школа №1021)
Методическое пособие
Методические рекомендации по подготовке учащихся 9-х классов к успешному прохождению государственной итоговой аттестации (ГИА) в форме ОГЭ по ГЕОГРАФИИ
Разработано учителем географии
ГБОУ Школы № 1021
Барциц В.В.
2016 г.
Введение
1.1. Воспитывает дитя любая минута жизни и каждый уголок Земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается
В.А. Сухомлинский
Цель работы
Целью курса является обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.
1.3. Задачи работы
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
выполнять различные типы тестовых заданий;
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
правильно отмечать в бланке вариант ответа;
вносить исправления в бланк экзаменационной работы.
2. Обзор экзаменационной работы.
2.1.Структура экзаменационной работы по предмету.
Работа по географии состоит из 30 заданий. На выполнение работы отводится 2 часа (120 минут).
Работа содержит 17 заданий, в которых представлены варианты ответа. Ответ к таким заданиям должен записываться в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.
Так же работа содержит 3 задания, требующих записи ответа в виде слова или словосочетания, и 7 заданий, требующих записи ответа в виде числа или последовательности цифр.
Работа содержит еще 3 задания (15, 20 и 23), на которые следует дать полный развернутый ответ.
Каждое задание относится к определенной теме, изученной на уроках в школе.
Задания 1. Географические особенности природы и народов ЗемлиЗадания 2. Географическое положение РоссииЗадания 3. Особенности природы РоссииЗадания 4. Геоэкологические проблемыЗадания 5. Отрасли хозяйства России, особенности размещениеЗадания 6. Природные ресурсы, их использование и охранаЗадания 7. Особенности населения РоссииЗадания 8. Территориальная обеспеченность ресурсамиЗадания 9. Разные территории Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсамиЗадания 10. Географические явления и процессы в геосферахЗадания 11. Разные территории Земли: анализ картыЗадания 12. Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблемЗадания 13. Существенные признаки географических объектов и явленийЗадания 14. Географические координатыЗадания 15. Географические явления и процессы в геосферах (C1)Задания 16. Географические объекты и явленияЗадания 17. Разные территории Земли: анализ картЗадания 18. Расстояние на картеЗадания 19. Направление на картеЗадания 20. Чтение карт различного содержания (C2)Задания 21. Чтение и анализ картЗадания 22. Географические объекты и явленияЗадания 23. Разные территории Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами (C3)Задания 24. Определение поясного времениЗадания 25. Особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов РоссииЗадания 26. Географические явления и процессы в геосферахЗадания 27. Анализ информации о разных территориях ЗемлиЗадания 28. Выявление эмпирических зависмостейЗадания 29. Географические следствия движений ЗемлиЗадания 30. Выявление существенных признаков географических объектов и явлений2.2.Наиболее распространенные ошибки в заданиях
На этапе подготовки к ОГЭ в начале года была проведена первая работа по выявлению наиболее типичных ошибок у учащихся. Анализ данных работ показал:
Неумение работать с картами и получать из них необходимую информацию (62%)

3. Незнание основных закономерностей в природе (63%)
4. Проблемы с математическими расчетами (52%)

3.Методы и формы подготовки учащихся в аудитории
3.1.Наиболее эффективные формы обучения
•Формы организации учебной деятельности (индивидуальные, групповые, массовые)
Наиболее эффективной формой обучения при подготовке учащихся к ОГЭ является групповая или индивидуальная.
Использование групповых форм обучения позволяет учащимся быть субъектами учебно-воспитательного процесса: ставить перед собой цель, планировать ее достижение, самостоятельно приобретать новые знания, контролировать товарищей и себя, оценивать результаты деятельности своих товарищей и себя.
Очень большую роль играет умение учащихся правильно задавать вопросы и отвечать на них, выражать свое мнение (пусть даже ошибочное), умение критиковать и понимать критику, убеждать, разъяснять, доказывать, оценивать, вести диалог и выступать с речью. Все это применимо к групповой форме обучения и очень хорошо развивает мышление и память, а так же познавательные умения (сравнивать, анализировать, синтезировать).
•Формы организации учебных занятий (традиционный урок, лекция, дискуссия, беседа, тренировочное тестирование и др.)
В качестве формы организации учебного занятия традиционный урок уже не подходит. Более приемлемыми формами организации учебных занятий являются уроки повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала, а так же урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (в форме тестов ОГЭ).
3.2. Особенности методики обучения (в каком порядке разбираются экзаменационные задания: от первого вопроса до последнего, по темам, по разделам). Преимущества выбранного способа.
Особенность методики обучения строится на результатах проведения первоначального тестирования.
В начале учебного года, ученики, сдающие ОГЭ, пишут тестирование в форме ОГЭ. На основании их ошибок, составляются темы, которые нуждаются в отработке (в географии каждый вопрос соответствует определенной теме, см. П. 2.1. «Структура экзаменационной работы по предмету»). Изначально разбирается каждая тема отдельно. Затем, в феврале, проходит повторное тестирование, которое показывает результаты повторения, обобщения и систематизации ранее изученного материала. После чего учащиеся тренируются, последовательно отвечать на все вопросы тестирования (так, как будет на экзаменах).
3.3. Наиболее эффективные принципы обучения
Из наиболее эффективных принципов обучения можно выделить сознательность, активность, самостоятельность в обучении и прочность овладения знаниями, умениями и навыками.
Очень большую роль в географии играет наглядность обучения, так как на 70% всех экзаменационных вопросов можно ответить с помощью карт атласа. Поэтому большое внимание уделяется работе с картами (7,8,9 класс).
Систематичность, последовательность и комплексность в обучении характерно для традиционных уроков и в данном случае становятся не актуальными.
3.4.Наиболее эффективные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Среди общелогических методов познания наиболее распространенными в географии являются дедуктивный и индуктивный методы. Известно, что дедукция и индукция – это важнейшие виды умозаключений, играющие огромную роль в процессе получения новых знаний на основе выведения из ранее полученных.
Дедукция (от лат. deductio – выведение) – переход в процессе познания от общего знания о некотором классе предметов и явлений (например, общая циркуляция атмосферы) к знанию частному и единичному (например, влияние воздушных масс на климат России). В дедукции общее знание служит исходным пунктом рассуждения, и это общее знание предполагается «готовым», существующим.
Особенность дедукции как метода познания, состоит в том, что истинность ее посылок гарантирует истинность заключения. Поэтому дедукция обладает огромной силой убеждения и широко применяется не только для доказательства теорем в математике, но и всюду, где необходимы достоверные знания.
Индукция (от лат. inductio – наведение) – это переход в процессе познания от частного знания к общему; от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности. Иными словами, – это метод исследования, познания, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов. Основная функция индукции в процессе познания – получение общих суждений, в качестве которых могут выступать эмпирические и теоретические законы, гипотезы, обобщения. В индукции раскрывается «механизм» возникновения общего знания. Особенностью индукции является ее вероятностный характер, т.е. при истинности исходных посылок заключение индукции только вероятно истинно и в конечном результате может оказаться как истинным, так и ложным. Таким образом, индукция не гарантирует достижение истины, а лишь «наводит» на нее, т.е. помогает искать истину, что очень важно для познавательного развития и мышления.
В процессе научного познания дедукция и индукция не применяются изолированно, обособленно друг от друга.
4.Методика дистанционной подготовки учащихся к сдаче ГИА.
Одна из наиболее активно развивающихся в последние годы форм обучения – это обучение с использованием глобальной сети Internet или дистанционное обучение.
Дистанционное обучение является формой получения образования, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
Она используется для расширения образовательного пространства урока, в частности:
• для самостоятельного освоения учащимися некоторых разделов и тем;
• для осуществления текущего контроля качества знаний, а также для мониторинга учебного процесса;
• для отработки навыков при выполнении учебных заданий определенного типа.
Учащимся получают список интернет ресурсов, которые они могут использовать при подготовке к ОГЭ по географии:
geo.ege.sdamgia.ru4ege.ruexamen.ruru.wikipedia.orgwildberries.ruВывод
Судя по внутреннему репетиционному тестированию, у учащихся сформировались навыки, которые должны обеспечить успешное прохождение итоговой аттестации. Дети научились
работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл;
выполнять различные типы тестовых заданий;
четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
Следовательно, цель курса - обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к успешному прохождению итоговой аттестации – выполнена.
6.1. Написание и анализ внутреннего репетиционного тестирования после окончания подготовительных занятий. Система отработки ошибок.
Написание внутреннего репетиционного тестирование выявило следующие недоработки:
Сложности использования географических карт при ответах на вопросы.
Действительно, оказалось очень большой проблемой для учащихся – это найти карту, которая поможет ответить на заданный вопрос! В связи с этим необходимо еще несколько раз просмотреть все атласы за 7, 8 и 9 классы. Рассмотреть общегеографические и тематические карты, которые в них находятся. Еще раз объяснить учащимся, на какие вопросы с помощью этих карт можно ответить и привести конкретные примеры из заданий ОГЭ.
Например:
Определите регион России по его краткому описанию.
 
Этот край имеет приморское положение. Его административный центр находится на равном расстоянии от Северного полюса и экватора. Основные формы рельефа — горы (высотой более 3000 м) и низменность. Живописные горные ландшафты, морское побережье, лечебные грязи и минеральные источники привлекают в край большое количество туристов и отдыхающих.
 
Ответ: ______________________ край.
Сложности с решением математических вычислений.
Многие дети, сдающие географию, имеют гуманитарную направленность и не сильны в математике. Необходимо еще раз проговорить с учащимися, как округлить число до сотых или до десятых, как решить задачу с помощью уравнения и т.д. Здесь необходима тренировка по решению различных видов географических задач.
Например:
Используя данные таблицы «Грузооборот по видам транспорта в РФ в 2012 г.», определите долю трубопроводного транспорта в общем грузообороте (в %). Полученный результат округлите до целого числа.
 
 
Грузооборот по видам транспорта в РФ в 2012 г. (млрд тонно-километров)
 
Транспорт – всего 4998
в том числе по видам: железнодорожный 2222
автомобильный 248
трубопроводный 2397
водный (морской и внутренний водный) 126
воздушный 5,1
Невнимательность.
Элементарная невнимательность приводит к ошибкам в самых легких заданиях. Учащиеся путают «больше-меньше», «моложе-старше» и т.д.
Например:
Почвы какой из перечисленных природных зон России имеют наиболее высокое естественное плодородие?
1) тайга
2) пустыня
3) степь
4) широколиственные леса
По какому из перечисленных видов продукции доля Европейского Севера в общероссийском производстве наиболее велика?
1) каменный уголь
2) целлюлоза и бумага
3) машины и оборудование
4) сахар и сахарная свёкла
В данном случае мы должны научить детей находить важные слова в вопросах и их обязательно подчеркивать.
Создание для учащихся памяток, инструкций, схем, алгоритмов.
Например:
1 Схема течений мирового океана (1А – карта течений, 2А , составленная по ней, схема течений в мировом океане)
1 А


Схема изучения Западной Сибири

Схема изучения Урала

Схема изучения атмосферных фронтов

Наличие готовых памяток, инструкций, схем и алгоритмов значительно сокращает использование учебного времени в повторении или изучении нового материала и является прекрасным наглядным пособием для запоминания учебного материала.
6. Список литературы
6.1. Список литературы для учащихся
1.География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. и др.; под ред. А. И. Алексеева, Ю.Н. Гладкого; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 192 с. Серия: Полярная звезда
2.География. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. и др.; под ред. А. И. Алексеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 256 с. Серия: Полярная звезда
3.География. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. и др.; - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 255 с. Серия: Полярная звезда
4. География России: Учеб. Для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений: В2 кн. Кн. 1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. / Под ред. В.П. Дронова. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2004. – 272 с.
5. География России. В 2 кн. Кн.2: Хозяйство и географические районы. 9 кл.: учеб. Для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова. – М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. – 287 с.
6. География материков и океанов. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / В.А. Коринская, И.В. Душиеа, В.А. Щенев.- М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. – 319 с.
7.Учебное пособие для подготовки к экзамену к формате ОГЭ 2015 (ГИА 9) по географии
6.2. Список литературы для учителя
1.Академический учебник «География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.
2.Атлас по географии для 8 класса. Издательство «Картография»
3.Атлас, География, 6 класс, 2015
4.Атлас. География, 7 класс, Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина К.К., 2015
5.Атлас, География, 8 класс, 2015
6.Атлас, География, 9 класс, 2015
7.География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных организаций / Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. и др.; под ред. А. И. Алексеева, Ю.Н. Гладкого; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 192 с. Серия: Полярная звезда
8.География. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. и др.; под ред. А. И. Алексеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 256 с. Серия: Полярная звезда
9.География. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. и др.; - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 255 с. Серия: Полярная звезда
10. География России: Учеб. Для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений: В2 кн. Кн. 1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. / Под ред. В.П. Дронова. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2004. – 272 с.
11. География России. В 2 кн. Кн.2: Хозяйство и географические районы. 9 кл.: учеб. Для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе; под ред. В.П. Дронова. – М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. – 287 с.
12. География материков и океанов. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / В.А. Коринская, И.В. Душиеа, В.А. Щенев.- М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. – 319 с.
13.География, Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы, Олейник А.П., 2014
14.ГИА 2016, География, 9 класс, Спецификация
15.ГИА 2015, География, Аналитический отчет
16.Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по географии, 2015