Конспект урока математики по теме Сложение положительных и отрицательных чисел (6 класс)
Урок математики.
Класс: 6
Тема урока: Сложение положительных и отрицательных чисел
Цели урока:
Обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы, создать условие контроля ( самоконтроля) усвоения знаний и умений;
Способствовать развитию кругозора, логического мышления, внимания, навыков работы с информационными технологиями;
Содействовать воспитанию интереса к математике, информатике, активности, организованности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал; компьютерная презентация,обучающий тренажер
К данному уроку учащиеся заранее проводят исследования и готовят
сообщения и слайды
-Когда и где возникли отрицательные числа?
Для решении каких практических задач придумали отрицательные числа?
-Для чего нужны отрицательные числа?
-Где мы встречаемся с отрицательными числами?
Ход урока:
1.Оргмомент.
Ребята, вы уже знаете целые, дробные, натуральные числа. А в этом году познакомились и с отрицательными числами. Вы уже умеете складывать числа с одинаковыми и разными знаками. На предыдущих уроках ребята вы были исследователями: искали и изучали материал об отрицательных числах -Когда и где возникли отрицательные числа?
Для решении каких практических задач придумали отрицательные числа? ,
провели социологическое мини-исследование : -Где мы встречаемся с отрицательными числами? -Для чего нужны отрицательные числа?
Сегодня вам предстоит выступить в роли знатоков отрицательных чисел и наглядно представить собранную вами информацию.
2. Актуализация знаний
?Решив примеры и заменив ответы соответствующими буквами вы узнаете имя известного индийского математика. (слайд1)
-27+(-23) Б
-30+15 Р
10+(-8) А
-20+(-16) М
-35+35 А
-19+(-21) Г
-100+25 У
0+(-58) П
40+(-16) Т
-20+26 А
3Повторение.
?Сформулировать правила сложения отрицательных чисел, чисел с разными знаками.
? Правила Брамагупты (слайд 2).
« Сумма двух имуществ - имущество»:
(+) + (+) = (+)
«Сумма двух долгов есть долг»:
(-) + (-) = (-)
Исторический материал
-Когда и где возникли отрицательные числа? (слайд3)
-Для решении каких практических задач придумали отрицательные числа?
Понятие об отрицательных числах возникло в практике очень давно, причем при решении таких заданий, где из меньшего числа приходилось вычитать большее число. Египтяне, вавилоняне, а также древние греки не знали отрицательных чисел и для производства вычислений математики того времени пользовались счетной доской. А так как знаков «плюс» и «минус» не существовало, то они на этой доске положительные числа отмечали красными счетными палочками, а отрицательные – синими. И отрицательные числа долгое время назывались словами, которые означали долг, недостача, а положительные трактовались как имущество.
Древнегреческий ученый Диофант вообще не признавал отрицательных чисел, и если при решении у него получался отрицательный корень, то он отбрасывал его как недоступный.
Совершенно по-другому относились к отрицательным числам древнеиндийские математики: они признавали существование отрицательных чисел, но относились к ним с некоторым недоверием, считая их своеобразными, не совсем реальными.
Не одобряли их долго и европейцы, потому что истолкование имущество – долг вызывало недоумение и сомнение. Действительно, можно складывать и вычитать имущество – долг, а как умножать и делить? Это было непонятно и нереально.
Всеобщее признание отрицательные числа получили в первой половине XIX века. Была создана теория, по которой мы сейчас и изучаем отрицательные числа.
-Для чего нужны отрицательные числа?
-Где мы встречаемся с отрицательными числами? (слайд 5-10)
4.Закрепление
?Два лагеря-положительные и отрицательные
Расположи в два столбика: (слайд 11,12)
43; -78; -16; 2,7; 0,6; -4,5; 0; 124; -94; -34,1; -56; 900; 6,82.
?Сложить числа ( составляем схему) (слайд 16-19)
Сказка: «Разбились числа на два лагеря-положительные и отрицательные.Числа одного лагеря-друзья, из разных-враги.
Встретились два числа, посмотрели на знаки друг друга. Разные знаки-значит враги. Дуэль. Победит «сильнейший» по модулю (поставь его знак).Но сила его убудет.(модули вычти).
Знаки одинаковые- значит друзья.Обнялись.(знак поставь тот же). Их общая сила возросла.( модули сложи).
Например:-9+(--10,2)=-(9+10,2)=-19,2( на доске)
-6,3+7,8=+(7,8-6,3)=1,5
-9+10,2
1.6+(-3,8)
Реши сам! (слайд20)
-3+7
-4,5+4,5
8,4+(-8)
-8,4+8
-12+12
-3+(-3)
-4,5+4
-8,4+(-8)
-8.4*8,4
63+(-17)
Проверь себя! (слайд21)
-3+7=4
-4,5+4,5=0
8,4+(-8)=0,4
-8,4+8=-0,4
-12+12=0
-3+(-3)=-6
-4,5+4=-0,5
-8,4+(-8)=-16,4
-8.4*8,4=!!!
63+(-17)=46
5.Применение знаний в нестандартной ситуации
Подумай! (слайд 22)
По какому принципу разбиты числа на группы
10 и -50; -15 и -25;-24 и -16; -7,-3и-30.
Найди недостающие числа: (слад23)
а)6; 3; 0; -3;; -6
б)-12; -7; -3; 0; ; 2
Восстановите равенство ( работа в парах) (слайд24)
(*9)+(*5)=-4
(*9)+(*5)=4
(*9)+(*5)=-14
(*9)+(*9)=0
*7* (*11)=-77
*5 + *5=0
*11+ *2=-9
*11+ *2=9
*11* *3=-33
*11+ *2=-13
Заполни пропуски ( на доске) (слайд 26)
а) + 27 =5
б) 10 + =5
в)-10 +.=-28
г) -5 +.=-3
6.Релаксация.
Как и у каждого учреждения у нас перерыв.
Сядьте посвободнее, закройте глаза, расслабьтесь. На улице весна. Ярче светит солнышко. Звенит капель. Побежали ручейки и стали появляться проталины. На проталинах робко выглядывает и тянется к солнышку зеленая трава. С юга потянулись стаи птиц. Лучик солнца скользит по вашим лицам. От этого вам тепло и уютно, вы чувствуете себя отдохнувшими и полными свежих сил и энергии.
А теперь откройте глаза. Перерыв окончен.
7.Тестовая работа.
Пока вы отдыхали, я узнала, что руководство решило провести тестирование научных сотрудников.
Перед вами лежат бланки с тестами. Подпишите их. В этом тестовом задании вам нужно выбрать правильный вариант ответа.
Все готовы? Тогда начинаем.
Тесты (см. в приложении)
8. Домашнее задание
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
15