Технологическая карта урока математики в 6 классе «Сложение отрицательных чисел»


Фролова Ирина Николаевна, учитель математики, МБОУ «Бишевская СОШ», Апастовский муниципальный район, с.Бишево, РТ
Технологическая карта урока математики в 6 классе «Сложение отрицательных чисел»
предмет математика класс 6
Тема урока Сложение отрицательных чисел
Тип урока Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
цели Ввести правило сложения отрицательных чисел на конкретной задаче; добиться усвоения учащимися правила сложения отрицательных чисел и умения применять его при выполнении сложения
Планируемые результаты
предметные метапредметныеличностные
Формировать умения и навыки сложения отрицательных чисел при решении задач Развивать умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике Прививать каждому ученику вкус к самостоятельной, активной творческой деятельности; развивать познавательный интерес к предмету, внимание, память и логическое мышление
Основные понятия Координатная прямая, единичный отрезок, сравнение чисел, отрицательные числа, модуль
№ этапа Этап урока УУД Деятельность Время (мин)
учителя учащихся 1 Мотивация: Три курицы снесли за три дня три яйца. Сколько яиц снесут двенадцать кур за двенадцать дней? (ответ: конечно не 12, как иногда отвечают – инерция мышления!) – а конечно 48)Л: действия смыслообразованияР: целеполагание, планирование
П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
К: разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы Приветствие: «Презирай лень мысли!» (В.А.Сухомлинский) – это девиз нашего урока.
Постановка проблемного вопроса: ( историческая справка появления китайских книг до нас, ранее сожженные по приказу императора ШИ Хуан Ди. Содержание этих книг дошло до нас лишь в отрывках, откуда известно, что китайцы не знали правило сложения отрицательных чисел)Выдвижение предположения о теме урока (а мы сегодня дойдем до истины – выведем правило сложения отрицательных чисел) 3 мин
2 Актуализация субъективного опыта:
1. Найдите значение выражения:
а) |-3,5|+|-1,6| б) |-4,2|+|-2,9| в) |-14|+ |-17| г) |-0,6| +|-0,7|
2. Сравните числа:
а) -9,8 и 0,7 б) -5,028 и -5,28
3. Из полной бочки отлили сначала 60% всей воды, затем еще 60л. После этого бочка оказалась пустой. Сколько литров воды было в бочке?
4. Для покупки порции мороженого у Пети не хватало 7 руб., а у Маши – одного рубля. Тогда они сложили имевшиеся у них деньги. Но их также не хватило на покупку одной порции мороженого. Сколько стоила порция мороженого? Л: личностное самоопределение
Р: коррекция, оценка
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
К: постановка вопросов- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Задает вопросы Дает практические задания. Организует формулировку вопросов обучающимися друг другу. Дает задание обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выборочно проверяет несколько тетрадей учащихся. Выставляет оценки. Отвечают на поставленные вопросы, Выполняют практические задания. Отвечают на вопросы одноклассников. 10 минут
3 Восприятие и осмысление учащимися нового материала:
1. Практическая работа - найдите сумму чисел с помощью координатной прямой ( на доске заранее нарисованы координатные прямые) – учащиеся по одному выходят к доске и выполняют сложение на координатной прямой:
а) -6+(-2) б) -1,5+(-4) в) -4+(-3) г) -2,5+ (-1,5)
2. Работа над темой:
- сравните данные выражения. Что общего? (результат – отрицательное число)
- чем отличается? (разные слагаемые)
-рассмотрим первое сложение -6+(-2)=-8
- как получить число 8, не учитывая знаков? (сложить 6 и 8). Что сложили? (модули)
- проверьте, так ли это для других выражений.
- сформулируйте правило сложения отрицательных чисел.
- прочитайте это правило в учебнике на стр.176. Сравните правило, которое сформулировали вы и с правилом в учебнике.
Правило:
Чтобы сложить два отрицательных числа, нужно: 1) сложить их модули 2) перед полученным числом поставить знак « - »Л: личностное самоопределение
Р: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий
П: поиск и выделение необходимой информации; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов
К: принятие решения и его реализации Организует работу с учебником, ставит перед учащимися задачу сформировать правило сложения отрицательных чисел Работа с учебником 10
4 Первичная проверка понимания:
1. №1045 стр.177 (первый столбик – цепочкой, учащиеся устно проговаривают решение; третий столбик под контролем учителя – один ученик у доски решает, проговаривая правило сложения отрицательных чисел. Второй столбик учащиеся выполняют самостоятельно, после производится проверка ответов).2. №1046 стр.177 (устно)
- нужно ли находить значение выражения -17+(-31)? (нет)
- почему? Л: оценивания усваиваемого содержания
Р: контроль, коррекция, оценка
П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Организует работу у доски и в тетрадях Самостоятельно работают и проверяют правильность выполнения 7
5 Физкультминутка
Мы сейчас все дружно встанем, отдохнем.
Вправо, влево - повернись,
Наклонись и поднимись.
Руки вверх, руки в бок
И на месте прыг да скок.
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы мы, ребятишки!
Замедляем дружно шаг.
И на месте стой, вот так!
А теперь мы сядем дружно
Нам еще работать нужно
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. 1
6 Первичное закрепление:
Вариант 1. №1047 (а,в), №1048(а), №1053 (а)
Вариант 2. №1047 (б,в), №1048 (б), 1053 (б) Л: оценивания усваиваемого содержания
Р: контроль, коррекция, оценка
П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
К: принятие решения и его реализации 1.Организует индивидуальную работу (к доске вызвать тех учащихся, которые не поняли, как складывать отрицательные числа.)
2. организует самостоятельную работу Учащиеся выполняют самостоятельную работу. Сверяют свои решения с ответами на закрывающейся доске 10
7 Информация о домашнем задании:
Вот закончился урок,
Подведём сейчас итог,
Мы много вспомнили, друзья,
Без этого никак нельзя.
Правила мы повторили,
На практике их применили.
Задачи, находя решенье,
Развивают мышленье,
Память и внимание,
Закрепляли знания.
А теперь, внимание,
Домашнее задание: №1056, 1057
Л: оценивания усваиваемого содержания
Р: регуляция учебной деятельности
П: выделение существенной информации из слов учителя
К: слушание учителя. Просит дать характеристику домашнего задания ( задача, новая тема, вычисления и т.д.) Записывают домашнее задание в дневник, оценивают характер номеров 2
8 Рефлексия: (подведение итогов урока)
Коммуникативные: аргументация своего мнения.
Познавательные: рефлексия способ и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха. Подводит итоги работы групп и класса в целом.
Если вы считаете, что поняли тему урока, то положите розовый кружок
Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то положите голубой кружок.
Если вы считаете, что не поняли тему урока, то желтый кружок.
Возьмите смайлики и нарисуйте свое настроение. ( Учитель проходит по рядам и просматривает)
Мы здорово потрудились. Большое спасибо за урок! Выкладывают кружочки на столе.
В смайликах рисуют 2
Л – Личностные П - Познавательные
Р- Регулятивные К - Коммуникативные