Урок математики в 6 классе по теме Сложение отрицательных чисел.
Тема : «Сложение отрицательных чисел»
Учитель математики : Захваткина И.В.
Урок математики
Тип урока: урок закрепления новых знаний.
Форма урока: урок – исследование.
Цели урока:образовательные:1) ввести правило сложения отрицательных чисел .2) добиться усвоения учащимися правила сложения отрицательных чисел и умения применять его при выполнении сложения;развивающие: 1) развитие навыков само- и взаимоконтроля, математического и общего кругозора, мышления и речи, внимания и памяти, математической грамотности и умения анализировать, обобщать;воспитательные: 1) формирование положительной мотивации и интереса к математике, потребности в приобретении новых знаний, воспитание активности, умения общаться, воспитание общей культуры.
Оборудование : доска, маршрутный лист, учебник, Рабочая Тетрадь.
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» (М.В. Ломоносов)
1.Организационный момент.
Здравствуйте !Проверьте , пожалуйста , наличие маршрутных листов ,рабочей тетради, книжечки с КИМ, а также свою готовность к уроку.
Итак, урок мы начинаем,
Всем успехов пожелаем,
Думать, мыслить, не зевать,
Быстро все в уме считать!
Устный счёт: стр.177 учебника №1049
2.Сообщение темы , цели и задач урока .
Мотивация урока:
Сегодня мы урок проведем под девизом: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». М.В.Ломоносов. Я хочу, чтобы этот урок принес вам новые открытия, и надеюсь, что вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания в решении практических задач. Мы продолжаем с вами работать над положительными и отрицательными числами. Сегодня нам с вами предстоит вывести правило сложения отрицательных чисел. И вы попробуете сделать это сами, но для этого необходим определенный багаж знаний
Фронтальный опрос:
На предыдущих уроках мы познакомились с новыми числами . Как они называются? (отрицательные)
Какой знак используется для обозначения отрицательных чисел .Как называются числа , лежащие правее точки отсчета на координатной прямой ?
Как называются числа , которые отличаются только знаком ?
Чему равна сумма противоположных чисел ?Как называется число, указывающее положение точки на прямой?
Как называются одним словом натуральные числа , им противоположные и число ноль ?
Как сравнить 2 отрицательных числа?
Что называется модулем числа А?
Чему равен модуль чисел -8, -3, 0, 9,+10, -1?
Точка А(-2) была перемещена на 4 единицы влево ( на 5 единиц вправо). Назовите координату точки, в которую она переместилась.
Выполните сложение , используя координатную прямую -2+(-3), 5+(-8), -4+(-1),
Итак , тема сегодняшнего урока : Сложение отрицательных чисел.
Цель: Продолжить знакомство с правилом сложения отрицательных чисел и отработать навык счёта при решении примеров.
3. Актуализация знаний учащихся . Подготовка к активной учебно - познавательной деятельности на основном этапе урока.
Задание №1. Заполните таблицу , используя координатную прямую
а bа+b|a||b||a|+|b|-1 -3 -4 1 3 4
-2 -4 -6 2 4 6
-6 -1 -7 6 1 7
-5 -5 -10 5 5 10
-9 0 -9 9 0 9
-Посмотрите на третий и последний столбцы.
-Что вы можете сказать о числах , расположенных в этих столбцах ?
-Сравните результаты сложения с любым слагаемым.
-Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел.
Задание №2. Найдите значение выражения : Открыли Рабочие Тетради (32),стр.155, № 1, 2, 3
На закрытую доску вызывается ученик № 3 (б,г)
(7 минут)
Итак, ПРОВЕРКА: № 1 – Прочитать правило.
№ 3- Проверяем № 3 (б, г) (Самопроверка)
4. Физминутка.
5. Закрепление знаний.
Задание № 3 Выполняем задания из учебника № 1045, 1046,
История возникновения отрицательных чисел начинается в VII веке в Китае и Индии. Только тогда они назывались не отрицательными числами, а были «долгами» или «недостачей». Математик из Индии БРАХМАПУТРЫ уже в то время формулировал правила следующим образом
«Имущество и имущество есть имущество».
«Сумма двух долгов есть долг».
«Сумма имущества и нуля есть имущество».
«Сумма двух нулей есть ноль»
Переведите на «Математический язык» данные правила.
6. Домашнее задание: № 1056, Р.Т.-32 (1-8)
7. Тест №21 (стр. 44)
8.Подведение итогов урока.
Теперь проведем игру «Да-нет» .
+ 1. Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными числами.
- 2. Для каждого числа есть два противоположных ему числа.
+ 3. Сумма противоположных чисел равна нулю.
+ 4. Модуль числа 0 равен нулю.
- 5. Модуль числа может быть отрицательным.
- 6. Противоположные числа имеют разные модули.
+ 7. Из двух отрицательных чисел меньше то, модуль которого больше.
- 8. Нуль меньше любого отрицательного числа.
+ 9. Нуль меньше положительного числа.
+ 10 .Если к любому числу прибавить нуль, то число не изменится.
- 11. Сумма 2-х отрицательных чисел – число положительное.
(Неверный ответ исправить на верный)
Подведем итог нашего урока
. Человек обладает положительными и отрицательными качествами. Эти качества можно распределить на координатной прямой . Давайте отметим на координатной прямой ваше отношение к нашей работе на нашем уроке.
Выводы. Поставленные цели и задачи выполнены. Пройденный материал учащимися усвоен. Учащиеся активно участвовали в ходе урока , выполняя все предложенные задания . Каждый высказал свое мнение. Учащиеся внимательно слушали друг друга , не перебивали , что очень важно при групповой работе. Такие уроки полезны , наглядны , легко усваиваются детьми .
Фамилия, имя:
Задание №1: Заполните таблицу, используя координатную прямую.
а
b а+b |a| |b| |a|+|b|
-1
-3 -2
-4 -6
-1 -5
-5 -9
0 Координатная прямая: