Ключевые слова русской культуры. Комплексы лингвокультурологических вопросов и заданий

А.П. Белова














КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

КОМПЛЕКСЫ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ





ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ










СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

3

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


ДУША

4

СУДЬБА

9

СЕРДЦЕ

14

ХЛЕБ

20

КОЛОКОЛ

30

Словарь терминов
37

Список литературы для учащихся
42















Предисловие
В настоящее время все большее распространение в лингвистике находит лингвокультурологический подход к изучению и истолкованию фактов языка.
Базовые понятия национальной культуры находят воплощение в символах, образах, концептах, а также в константах культуры. «Ключевые слова» - это слова, особенно важные и показательные для отдельно взятой культуры.
В данном пособии представлены комплексы лингвокультурологических вопросов и заданий, цель которых – помочь учащимся осознать особенности русской культуры и русской языковой картины мира, увидеть в языке отражение русского менталитета, познакомить учащихся с явлениями русской культуры и русского языка, продемонстрировать связь языка и мышления.
В пособии рассматриваются ключевые слова русской культуры: ДУША, СУДЬБА, СЕРДЦЕ, ХЛЕБ, КОЛОКОЛ.
Изучение ключевых слов русской культуры предполагает:
изучение слова в толковых словарях русского языка,
обращение к словарям других наук (философскому, психологическому, историческому, социологическому и др.),
анализ фразеологизмов, пословиц и поговорок, в состав которых входит данное слово,
изучение этимологии слова,
анализ синонимических рядов,
сравнение с данными иностранных языков,
изучение прецедентных текстов,
рассмотрение произведений других видов искусства.
Результаты работы с ключевым словом русской культуры учащийся может отразить в творческой форме, написав сочинение в одном из предложенных жанров.

Пособие предназначено для учеников старших классов.
Дидактический материал может быть полезен и преподавателям. Комплексы вопросов и заданий позволят организовать исследовательскую или проектную деятельность учащихся, подготовиться к урокам развития речи, семинарам, урокам-практикумам. Некоторые задания пособия могут быть использованы для подготовки учащихся к олимпиадам по русскому языку и литературе.
В пособие включен словарь терминов, а также список литературы для учащихся.
ДУША

Задание №1.
Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

Приступая к проверке эссе, авторами которых являются студенты колледжа, в глубине души я надеялась, что сочинения будут отвечать всем требованиям, предъявляемым к работам в данном жанре, а главное – будут написаны от души. Мои ожидания оправдались: кто-то излил душу с помощью слов, кто-то – рассказал о том, что наболело на душе, кто-то – отвел душу, размышляя над темой эссе. Строчки некоторых работ запали мне в душу. Закончив проверку эссе, я от всей души хочу сказать: в сочинениях вы не покривили душой, и моя душа теперь радуется.

1) Какое слово в данном тексте является ключевым?
2) Какие языковые единицы активно использованы в тексте?
3) Как вы думаете, почему в русском языке так много фразеологизмов со словом ДУША?
4) Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: что отличает русских от представителей других национальностей?
5) Представьте, что вам необходимо объяснить иностранцу, какой смысл вкладывают русские в слово ДУША. Как вы считаете, можно ли в этом случае ограничиться только той информацией, которая дана в толковых словарях? Какими примерами вы сопроводили бы свой рассказ об этом слове?

Задание №2.
Рассмотрите схему. Расскажите, как произошло слово ДУША.
духъ: хi > ш

Задание №3.
На основе данных ниже примеров объясните, как, с точки зрения русского народа, проявляет себя ДУША.

1) ДУША живёт; спит; просыпается; летает; поёт; молчит; кричит; стонет; дрожит; успокаивается;
2) ДУША волнуется; болит; тоскует; стремится-тянется к чему- или кому-либо, страдает; печалится; радуется; веселится; трепещет (от страха, любви); испытывает восторг, радость, любовь, грусть;
3) ДУША может быть большой, мелкой (мелкая душонка), высокой, низкой, кривой (о лживом человеке), прямой (прямодушный человек, прямодушие).
переносные характеристики ДУШИ (человека): бюрократ – чернильная бумажная душа; трус – заячья душа; бесчувственный, холодный человек – каменная, чёрствая душа; чистый человек – хрустальная душа; смелый, отважный человек – отважная душа;
4) Душа компании. Быть душой начатого дела.
5) Душой городского парка были тенистые пруды.
Сказуемое – душа предложения (А.А. Потебня)
6) Ночью на улице ни души.
7) Горожане – жители, а селяне – души.


Задание №4.
а) Какие определения, образованные от слова ДУША, вы знаете? Обычно это слова, которые определяют качества характера человека.
б) Какие существительные, образованные от слова ДУША, обозначают: убийцу? исполнителя последней воли покойника?

Задание №5.
Слово ДУША является главной смыслообразующей составной частью множества русских фразеологизмов, попросту говоря, их душой. Замените подчёркнутые слова фразеологизмами со словом ДУША. К какому словарю следует обратиться в случае затруднения?

1. Давай поговорим откровенно и искренне. 2. Мне это дело не нравится. 3. Они жили дружно, в полном согласии. 4. Мама безгранично любила свою дочку. 5. Я хотел бы хоть на минуту понять его переживания. 6. Пожалуйста, не надо врать и лицемерить. 7. Эта музыка волнует и трогает меня. 8. Не надо стоять около меня и надоедать мне. 9. У него совсем нет ничего. 10. Не надо приставать ко мне с расспросами о моём очень личном. 11. Эта еда мне очень не нравится. 12. Пожалуйста, поделись со мной своими тайнами. 13. Трудно понять чужого человека. 14. Мой друг очень добрый и открытый человек. 15. Он очень добрый. 16. Он очень худой.

Задание №6.
Небольшие по размеру словосочетания со словом ДУША могут нести в себе огромную историко-культурную информацию. Какие этапы историко-культурного развития страны нашли отражение в следующих примерах? Установите соответствия:

1) Мертвые души
А) наивная картина мира древнерусского человека

2) Инженеры человеческих душ


3) Чья-то душенька покатилась (в говорах – о падающей звезде)
Б) канцелярский термин эпохи начала XIX века

4) Душа ушла в пятки
В) строки довоенной песни

5) Грешная душа
Г) ставшая ироничной перифраза И.В. Сталина

6) Когда душа поет и просится сердце в полет
Д) после принятия христианства


Задание №7.
Из каких прецедентных текстов взяты строчки? Назовите авторов этих стихотворений. Дополните 3 самостоятельно подобранными примерами.

1) Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.


2) Не вынесла душа Поэта
Позора мелочных обид.
Восстал он против мнений света
Один, как прежде и убит!


3) Пока свободно горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!


4) Ах, если бы живые крылья
Души, парящей над толпой,
Её спасали от насилья
Бессмертной пошлости людской!


5) Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.


6) Душа грустит о небесах,
Она нездешних нив жилица
Люблю, когда на деревах
Огонь зелёный шевелится.


7) Перед всем
Старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста.


Задание №8.
Всем известны строчки из песни, которая звучит в кинофильме «Служебный роман»: «Моей душе покоя нет» Какой поэт является автором стихотворения, которое было положено на музыку? Можно ли рассматривать это стихотворение как пример для описания ключевого слова русской культуры – слова ДУША?

Задание №9.
Самостоятельно найдите информацию о том, как в произведениях живописи изображалась ДУША. Подготовьте несколько слайдов в программе Power Point, на слайдах представьте изображения икон, репродукции картин, фотографии, на которых символически показана ДУША. Подготовьте устное выступление, которым вы сопроводите показ слайдов.
Задание №10.
Выполните одно из заданий на выбор:
1. Прочитайте поэму И. Богадновича «Душенька». Подготовьте небольшое сообщение об истории создания этого произведения: какой известный сюжет был взят за основу поэмы? какие произведения с этим же самым сюжетом уже были известны русскому читателю до появления поэмы Богдановича? как переводили имя главной героини на русский язык до Богдановича? как его перевел поэт? Какой из вариантов имени главной героини вам представляется наиболее соответствующим русскому сознанию, русской культуре и русскому языку?
2. Прочитайте рассказ А.П. Чехова «Душечка». Какой информацией вы бы дополнили словарную статью о слове ДУША после чтения этого рассказа? Как вы понимаете смысл выражения «флигельность души»?
3. По данным «Словаря языка А.С. Пушкина», слово ДУША используется поэтом в его творениях 774 раза. Как вы считаете, какое значение имеет этот факт для осмысления темы «Отношение к ДУШЕ русского народа»? Попытайтесь найти как можно больше примеров употребления слова ДУША в творчестве А.С. Пушкина. Сделайте вывод: какой представлял себе ДУШУ русский человек начала XIX века?
4. О какой черте духовного идеала русского человека идет речь в стихотворении Н. Рубцова? Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Идеал ДУШИ в представлении русского человека» (До конца, / До тихого креста / Пусть душа / Останется чиста!)

Задание№11 (на выбор).
Обобщите ваши наблюдения о ключевом слове культуры ДУША в виде: 1) словесной модели, 2) графической модели.

Задание №12.
Напишите «Монолог русского человека о ДУШЕ».









СУДЬБА

Задание №1.
Прочитайте текст стихотворения. К кому или чему обращается лирический герой стихотворения?

__________, прошу, не пожалей добра, Терпима будь, а значит, будь добра, Храни ее и под своей рукою Дай счастье ей, а значит, дай покоя Той женщине, которую люблю. Из всех щедрот, из всех невзгод земли Добро приблизь, все злое отдали, Дай силы и возможность без предела Жить подобру, благое делать дело Той женщине, которую люблю. Не приведи, судьба, на склоне дней Ей пережить родных своих детей. И если бед не избежать на свете, Пошли их мне, не ей самой, не детям Той женщины, которую люблю! Пусть будет наш остаток - путь недальний Не столько долгий, сколько беспечальный, Ты сбереги тепло огня и крова, Любовь мою до часа рокового К той женщине, которую люблю.

Задание №2.
1) Рассмотрите изображения. Какие мифологические персонажи изображены на них? Сделайте вывод: какое представление о СУДЬБЕ сложилось у людей в древности?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

2) Докажите примерами (вспомните русские пословицы, фразеологизмы), что в русском сознании СУДЬБА представляется как некое живое существо.

Задание №3.
Сравните слова: косьба, женитьба, судьба.
Какой суффикс встречается в каждом из этих слов? Каким способом словообразования они образованы?
Сделайте вывод: с каким словом по происхождению связано слово СУДЬБА?

Задание №4.
1) Познакомьтесь с определениями слова СУДЬБА, которые зафиксированы в разных словарях: Ожегова, Ушакова, Ефремовой, Философском словаре, Психологической энциклопедии, Социологическом словаре, Историческом словаре. Как вы считаете, почему понятие СУДЬБА рассматривается разными науками?
2) Самостоятельно найдите слово СУДЬБА в словаре В. Даля. В состав какой словарной статьи включается это слово? О чем свидетельствует этот факт?

Задание №5.
Объект, стоящий за словом СУДЬБА, не существует в реальности. СУДЬБА – абстрактная сущность. Это идеальный конструкт, который принимает лики видимого, материального мира, что позволяет видеть одно явление сквозь призму другого, более понятного. С какими предметами материального мира отождествляется в сознании людей СУДЬБА? Заполните пропуски в таблице.

пример
комментарий

злая старуха, перст судьбы, волею судеб, ирония судьбы
Судьба – это личность, причем гораздо более сильная, чем человек

игра судьбы


прочитать свою судьбу; Судьба – это книга, которую не всем дано прочесть; свою судьбу - туманный текст - прочесть, нигде не прервав


их судьбы переплелись, спутались


ухабы судьбы, повороты судьбы


раб судьбы, судьбой названа роль


Муза объясняет судьбе то, что надиктовала



Задание №6.
Замените в данных примерах слово СУДЬБА более точным синонимом.

1. «Судьба ваша решена: я вас не стесняю более, предоставляю вам полную свободу; вы можете оставаться там сегодня, завтра и всю жизнь» (Писемский. Тюфяк). 2. Людмила, у меня дела, опять дела. Судьба улыбается, повезло, повалило счастье, повалило (А. Островский. Поздняя любовь). 3. На экзамене по тактике на мою судьбу достался билет о наступательном бое (А. Игнатьев. 50 лет в строю). 4. Она не отходила от него ни на минуту, где могла, вливала слово утешения, чаще всего молилась и несла свою судьбу со смирением христианина (Герцен. Елена). 5. И что за злая судьба преследовала ее всю жизнь, в конце концов сведя в могилу? (Л. Поликовская. Злой рок Марины Цветаевой). 6. «[Гоголь] пал последнею жертвою той трагической судьбы, которая тяготела над русскими поэтами» (Ап. Григорьев, «0 комедии Островского»).

Задание №7.
1) Опираясь на задание №6, составьте синонимический ряд со словом СУДЬБА, запишите его. Сравните ваш вариант синонимического ряда с рядом, предлагаемым словарем синонимов (см. Словарь синонимов русского языка. Словарь антонимов русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2013.).
2) Сравните русский синонимический ряд с синонимическим рядом в английском языке.
Английский синонимический ряд: fate, doom, destinay, lot, Providence, fortune, luck, chance.
3) Сделайте вывод: чем отличается понимание СУДЬБЫ у русского народа (например, в сравнении с английским)?

Задание №8.
Какой представляется СУДЬБА в лирике русских поэтов? Подберите небольшие отрывки стихотворений (2-4 строчки) поэтов, изображенных на картинах и фотографиях.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Заполните таблицу примерами пословиц, в состав которых входит слово СЕРДЦЕ.

Положительные этические оценки
Отрицательные этические оценки














Задание №6.
Решите словообразовательные примеры:

1) СЕРД + ? = сострадательный, жалостливый

2) ? + СЕРД = душевно мягкий, добрый, отзывчивый

3) ? + СЕРД = готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия
4) ? + СЕРД = жестокий, бессердечный, лишенный чувства жалости

5) СЕРД + ? = человек, который легко влюбляет в себя, покоритель сердец

Задание №7.
Для русского писателя эпохи сентиментализма Н. Карамзина было характерно внимание к «чувствительности сердца». В своей статье «Что нужно автору?» он справедливо замечает: «Говорят, что автору нужны талант и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и проч. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов».
Согласны ли вы с мнением Н. Карамзина о том, что автору необходимо иметь доброе, нежное сердце? Свой ответ докажите примерами, опираясь на знания по русской литературе.

Задание №8.
1) Прочитайте отрывки стихотворений русских поэтов.
Какие слова пропущены в представленных фрагментах?
2) Опираясь на ваше художественное чутье, представление о стиле русских поэтов, попробуйте определить, кому принадлежат строки стихотворений.
3) Самостоятельно подберите строчки из стихотворения вашего любимого русского поэта XIX века, которые продолжат тему СЕРДЦА.

1) Я думал, сердце __________ Способность легкую страдать, Я говорил: тому, что было, Уж не бывать! уж не бывать! Прошли восторги, и печали, И легковерные мечты... Но вот опять затрепетали Пред мощной властью красоты.
2) Но угаси сей чудный пламень, Всесожигающий костер, Преобрати мне сердце в ________, Останови голодный взор

3) В минуту жизни трудную
__________ ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.


4) ____________ сердце от муки,
Плохо верится в силу добра,
Внемля в мире царящие звуки
Барабанов, цепей, топора.

5) Сердце к сердцу ____________, Если хочешь - уходи. Много счастья уготовано Тем, кто волен на пути.

6) Радостно и ясно Завтра будет утро. Эта жизнь прекрасна, Сердце, будь же _________.
Ты совсем устало, Бьешься тише, глуше... Знаешь, я читала, Что бессмертны души.

7)
Словно молоты громовые
Или волны гневных морей,
__________ сердце России
Мерно бьется в груди моей.


8)








Задание №9.
По подсчетам исследователей, слово СЕРДЦЕ употребляется А.С. Пушкиным в стихах около 500 раз. Эпитеты, сопровождающие это слово, чаще всего имеют экспрессивно-эмоциональный смысл. Образ СЕРДЦА поистине делается у А.С. Пушкина магнитом, притягивающим весь спектр душевных состояний лирического героя. Какие эпитеты сопровождают образ сердца в поэзии А.С. Пушкина? Выпишите примеры этих эпитетов из стихотворений поэта, в скобках укажите названия стихотворений, из которых вы выписали примеры.

Задание №10.
В предыдущих заданиях (см. задания №7, 8, 9) приводятся примеры употребления слова СЕРДЦЕ в различных поэтических контекстах XVIII, XIX, начала XX веков.
Познакомьтесь с отрывками стихотворений поэтов XX века.
Проследите, как изменяется символика СЕРДЦА в контексте XX века.

1) Ты смела! Так еще будь бесстрашней!
Я - не муж, не жених твой, не друг!
Так вонзай же, мой ангел вчерашний,
В сердце - острый французский каблук.
(А. Блок)
2) А у бульвара цветники истекают кровью,
как сердце, изодранное пальцами пуль
(В. Маяковский)

3) От чтенья их
в сердце заводится мокрица
и мозг зарастает густейшим волосом
(В. Маяковский)

4) Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
(Б. Пастернак)

5) Но разве сердце - лишь испуганное мясо?
Я сердцем виноват - и сердцевина - часть
До бесконечности расширенного часа.
(О. Мандельштам)

6) Итак, хлыстом мои губы выстегай,
Цепью и крючьями вытащи крик.
Как всякий поэт, я - сердце статистики,
Толпоголос мой голый язык.
(И. Сельвинский)


Задание №11.
1) Познакомьтесь со взглядами русского философа И.А. Ильина на русскую культуру.

Сердце и сердечность, согласно представлениям И.А.Ильина, являются неотъемлемой частью, наследием и достоянием духовной культуры России. Весь фольклор русского народа, жесты, движения всё пропитано «излиянием сердечного чувства», совершенно свободного от привязанности к материальному благополучию. Свободное служение общему благу красота русского духа. «Духом сердечного и совестного созерцания» проникнуты русские летописи и сочинения. Этот дух живет в русской поэзии и литературе, в русской живописи и в русской музыке. Вся жизнь русского народа выражается и изображается как «свободно созерцающее сердце».
Духовная культура рассматривается И.А.Ильиным в непосредственной связи с сердцем. Культуру без сердца он называет больной культурой. «Россия имеет свои духовно-исторические дары и призвана творить свою особую духовную культуру: культуру сердца». Именно в отсутствии сердечной культуры автор видит корни всех существующих в мире бедствий и страданий. Он писал: «Современное человечество <> должно понять и убедиться, что <> культура без сердца есть не культура, а дурная “цивилизация”, создающая гибельную технику и унизительную мучительную жизнь». И далее: «Мышление без сердца, даже самое умное и изворотливое, остается, в конечном счете, безразличным: ему всё равно, за что ни взяться, что ни обдумать, что ни изучить. Оно оказывается бесчувственным, равнодушным, релятивистическим (Всё условно! Всё относительно!), машинообразным, холодным и циничным <> Его главный прием есть умственное разложение жизни, как бы умственная “вивисекция” живых явлений и существ». Именно в сердце и через сердце видели русские философы спасение от бездуховности антисофийности техногенно-потребительской цивилизации.

2) Подготовьте небольшое сообщение на тему: «Дух сердечного созерцания в русской живописи» или «Дух сердечного созерцания в русской музыке». Сопроводите ваше сообщение примерами (подготовьте слайды с репродукциями картин или звуковые файлы для прослушивания в аудитории).

Задание №12.
Напишите эссе, эпиграфом к которому будут строчки: «Ужасный век! Ужасные сердца!» (А.С. Пушкин. «Скупой рыцарь») или «Спасибо, сердце» (так назвал книгу воспоминаний знаменитый исполнитель Л. Утесов)


















ХЛЕБ

Задание №1.
Что можно приготовить по данному рецепту?
Опара
60 г муки 1 с
5 г дрожжей свежих
120 г теплой воды
4ч 20 мин при 28С.
Тесто
190 г муки 1 с
4 г соли
5 г сахара
5 г маргарина
15 г сухого молока
60 г воды

40 мин брожения при 28С. Обмять. Ещё 20 мин брожения. Округлить 2 раза с промежуточной расстойкой между подкатываниями теста в шар.



Расстойка 30-50 мин. Печь 35 мин при 200-220С.



Задание №2.
1) Прочитайте стихотворение Николая Рубцова. Какую мудрость передает старшее поколение (бабка) младшему (лирическому герою)?

Положил в котомку
сыр, печенье,
Положил для роскоши миндаль.
Хлеб не взял.
Ведь это же мученье
Волочиться с ним в такую даль!
Все же бабка
сунула краюху!
Все на свете зная наперед,
Так сказала:
Слушайся старуху!
Хлеб, родимый, сам себя несет...

2) Прочитайте краткую информацию об одном разговоре графа Шереметьева с А.С. Пушкиным. Как вы думаете, чего не хватало графу Шереметьеву в Париже?

А.С. Пушкин с понимающей улыбкой, не без иронии, но с явным сочувствием принимал исповедь приятеля своего графа Шереметева: «Худо, брат, жить в Париже: есть нечего  чёрного _____________ не допросишься».

3) Прочитайте отрывок из документов пугачевского восстания. Подумайте: что подразумевает атаман под выражением «недостаток хлеба»?
«В недостатке у нас в городке хлеба, от чего претерпевают немало число людей глад (голод) и алчбу», - пишет атаман прошение.

4) Основываясь на прочитанных текстах и исторических примерах, приведенных выше, ответьте на вопрос: что значит ХЛЕБ для русского человека?

Задание №3.
Рассмотрите открытку второй половины XIX века художницы Елизавета Бём.
Изображение на открытке является иллюстрацией пословицы. Прочитайте начало пословицы. Попробуйте по деталям изображения догадаться, какими словами она заканчивается. Обратите внимание на: предметы, находящиеся на столе; на положение девочки.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Задание №4.
1) Прочитайте отрывок из книги В.А. Гиляровского.

На Тверской, против Леонтьевского переулка, высится здание бывшего булочника Филиппова, который его перестроил в конце столетия из длинного двухэтажного дома, принадлежавшего его отцу, популярному в Москве благодаря своим калачам и сайкам.  
Филиппов был настолько популярен, что известный московский поэт Шумахер отметил его смерть четверостишием, которое знала вся Москва: Вчера угас еще один из типов, Москве весьма известных и знакомых, Тьмутараканский князь Иван Филиппов, И в трауре оставил насекомых.  
Булочная Филиппова всегда была полна покупателей. В дальнем углу вокруг горячих железных ящиков стояла постоянная толпа, жующая знаменитые филипповские жареные пирожки с мясом, яйцами, рисом, грибами, творогом, изюмом и вареньем. Публика - от учащейся молодежи до старых чиновников во фризовых шинелях и от расфранченных дам до бедно одетых рабочих женщин. На хорошем масле, со свежим фаршем пятачковый пирог был так велик, что парой можно было сытно позавтракать. Их завел еще Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за пределами московскими, калачами и сайками, а главное, черным хлебом прекрасного качества.  
Прилавки и полки левой стороны булочной, имевшей отдельный ход, всегда были окружены толпами, покупавшими фунтиками черный хлеб и ситный.  
- Хлебушко черненький труженику первое питание, - говорил Иван Филиппов.  
- Почему он только у вас хорош? - спрашивали.  
- Потому, что хлебушко заботу любит. Выпечка - то выпечкой, а вся сила в муке. У меня покупной муки нет, вся своя, рожь отборную покупаю на местах, на мельницах свои люди поставлены, чтобы ни соринки, чтобы ни пылинки... А все - таки рожь бывает разная, выбирать надо. У меня все больше тамбовская, из - под Козлова, с Роминской мельницы идет мука самая лучшая. И очень просто! - заканчивал всегда он речь своей любимой поговоркой.  
Черный хлеб, калачи и сайки ежедневно отправляли в Петербург к царскому двору. Пробовали печь на месте, да не выходило, и старик Филиппов доказывал, что в Петербурге такие калачи и сайки не выйдут.  
- Почему же?  
- И очень просто! Вода невская не годится! Кроме того, - железных дорог тогда еще не было, - по зимам шли обозы с его сухарями, калачами и сайками, на соломе испеченными, даже в Сибирь. Их как - то особым способом, горячими, прямо из печки, замораживали, везли за тысячу верст, а уже перед самой едой оттаивали - тоже особым способом, в сырых полотенцах, - и ароматные, горячие калачи где - нибудь в Барнауле или Иркутске подавались на стол с пылу, с жару.  
Калачи на отрубях, сайки на соломе... И вдруг появилась новинка, на которую покупатель набросился стаей, - это сайки с изюмом...  
- Как вы додумались?  
- И очень просто! - отвечал старик. Вышло это, действительно, даже очень просто. В те времена всевластным диктатором Москвы был генерал - губернатор Закревский, перед которым трепетали все. Каждое утро горячие сайки от Филиппова подавались ему к чаю.  
- Э - тто что за мерзость! Подать сюда булочника Филиппова! - заорал как - то властитель за утренним чаем.  
Слуги, не понимая, в чем дело, притащили к начальству испуганного Филиппова.  
- Э - тто что? Таракан?! - и сует сайку с запеченным тараканом. - Э - тто что?! А?  
- И очень даже просто, ваше превосходительство, - поворачивает перед собой сайку старик.  
- Что - о?.. Что - о?.. Просто?!  
- Это изюминка - с!  
И съел кусок с тараканом.  
- Врешь, мерзавец! Разве сайки с изюмом бывают? Пошел вон!  
Бегом вбежал в пекарню Филиппов, схватил решето изюма да в саечное тесто, к великому ужасу пекарей, и ввалил. Через час Филиппов угощал Закревского сайками с изюмом, а через день от покупателей отбою не было.

2) Каким словом передается почтительное, благодарное отношение Филиппова к хлебу? В чем секрет филипповского черного хлеба?
3) Подчеркните в тексте слова, входящие в тематическую группу «хлеб».
4) Как вы считаете, является ли Иван Филиппов носителем русского менталитета? Какие черты русского характера можно увидеть в этом персонаже? Перед ответом на этот вопрос перечитайте диалог Ивана Филиппова с генерал-губернатором (прочитайте в аудитории по ролям).

Задание №5.
1) Прочитайте стихотворение вологодского поэта Александра Яшина.

Всей семье как сбор назначен,
Только скатертку постлать.
В каравай, еще горячий,
Входит нож по рукоять.

В пожелтевшей гимнастерке
С краю сам большак сидит.
Чуть похрустывает корка,
Духовитый пар вал
· сказал он, по потребе
Начинайте в добрый час!
Полной мерой нынче хлеба
Выдает земля для нас.

Золотистые горбушки
Срезал: это для детей.
Наособицу старушке
Вынул мякиш из ломтей.

Скосок свой, усы поправив,
Крупной солью посолил,
Всей своей семье и славы
И здоровья посулил.

И еще промолвил слово:
С хлебом горе не беда!
Не забудьте, мол, какого
Стоил этот хлеб труда!..

2) Как вы считаете, в какое время происходит действие, описанное в стихотворении (довоенное, военное, послевоенное)? По каким деталям вы определили время действия?
3) Какие присловья использует герой стихотворения, когда начинает резать хлеб? когда раздает хлеб? когда закончил резать хлеб? Поясните смысл этих выражений.
4) Проверьте ваше внимание и память. Закройте текст стихотворения листом бумаги. По лексическому значению определите, о каком слове, встретившемся в стихотворении А. Яшина, идет речь:

О каком слове идет речь?
По словарю В.И. Даля
По словарю С.И. Ожегова


Непочатый, цельный хлеб; пшеничный хлеб на молоке, с яйцами и маслом, печенный в каравайнике
Большой круглый хлеб


В словарной статье о слове КОРА – наружная оболочка чего-либо, твердая кожа, скорлупа, кожура
Наружный твердый слой хлеба


Все мягкое, подобное тесту, в растительном царстве, особ. в печеном хлебе
Мягкая (под коркой) часть печного хлеба


В словарной статье о слове ГОРБ
Кусок хлеба, отрезанный от непочатого края


Срезок хлеба во весь хлеб
Отрезанный для еды плоский кусок чего-нибудь; в составе фразеолог. выражения, обозначающего «о том, кто отошел от семьи, от дома»



Задание №6.
В ряду слов найдите лишние. Объясните свой выбор.
Хлебопёк, хлебопашец, хлеборез, нахлебник, хлебороб, хлебосол, хлебец.

Задание №7.
«Переведите» на современный русский язык следующие слова: хлебарь, хлебодар, хлебодавец, хлебоед и хлебоежа.

Задание №8.
С помощью шутливого теста вспомните значение выражений со сдвоенным словом хлеб-соль.
Выберите правильный вариант ответа:

1. Делить хлеб-соль с кем-то.
а) одному соль, а другому хлеб;
б) крепко дружить; иметь крепкую дружбу;
в) и хлеб, и соль делить пополам, перед тем как сесть обедать.

2. Забыть хлеб-соль.
а) быть неблагодарным к человеку, который был к кому-то гостеприимен и дружелюбен;
б) помнить только сладкое;
в) быть голодным и не иметь куска хлеба.
3. Помнить хлеб-соль.
а) слишком много съесть хлеба и соли у кого-либо за обедом;
б) потому что ничего другого на столе не было;
в) быть благодарным за гостеприимство и дружбу.

4. Отбивать (здесь: отнимать) хлеб-соль.
а) лишить кого-то работы и денег за неё;
б) отнимать у кого-либо батон или буханку;
в) бить по рукам, чтобы хлеб упал.

5. Благодарить за хлеб-соль.
а) потому что всё остальное было не очень вкусно;
б) за гостеприимство и угощение;
в) за то, что вам дали хлеб и соль, который вы забыли купить.

6. Хлеб да соль Вам.
а) а другого ничего не будет;
б) вот они: возьмите, пожалуйста;
в) желаем вам приятного аппетита.

Задание №9.
Выражение хлеб-соль употребляется для этической оценки поступков человека. Особенно ярко это проявляется в пословицах и поговорках. Вспомните их. Каким этическим оценкам справа соответствуют пословицы и поговорки слева?
1.
Хорош тот, кто поит и кормит, а и тот хорош, кто хлеб-соль помнит.
а) Будь неподкупен.

2.
Хлеб-соль платежом красна.
б) На гостеприимство ответь тем же.

3.
Не за хлебом-солью сказано.
в) Отвечай на искреннее приглашение даже в скромный дом.

4.
Без соли, без хлеба худая (плохая) беседа.
г) Нужно быть благодарным за добро по отношению к вам.

5.
Кинь хлеб-соль позади – окажешься впереди.
д) Помоги тем, кто беднее тебя и нуждается в твоей помощи.

6.
От хлеба-соли не отказываются.
е) Не бранись, не говори плохих слов за столом.

7.
Хлеб-соль ешь, а правду режь (здесь: говори прямо).
ж) Прежде чем говорить о деле, накорми человека.



Задание №10.
1) Прочитайте стихотворение М. Фромана «Хлеб».
Вот и рожь, и вот пшеница,
Будет славная мучица –
Рассыпчатая!
Крупитчатая!
Подымается горою
Тесто белое, тугое.
Ставят формы для хлебов,
Наполняют до краёв.
Заплетают крендельками,
Мажут маслом и желтками,
А для тех, кто лаком,
Посыпают маком.
Хлеб горчичный и шафранный,
Заварной и пеклеванный,
Хлеб с изюмом и простой,
И пшеничный, и ржаной.
Ситный круглый и плетёный,
И солёные батоны.
Ворох сдобных крендельков,
И баранок, и подков –
Все румянистые!
Все поджаристые!
 
2) Рассмотрите репродукции картин. Какие виды хлеба, о которых упоминается в стихотворении М. Фромана, изображены на этих репродукциях?

Задание №11.
1) Прочитайте отрывок из «Ленинградской поэмы» О. Бертгольц.
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре –
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнём и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
не зря «священным даром» назван
обычный хлеб, и тяжкий грех –
хотя бы крошку бросить наземь
таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящён –
наш хлеб насущный,
ленинградский.

 2) Познакомьтесь с комментарием к приведенному фрагменту поэмы. Заполните пропуски:

В тяжёлые годы войны ( - ) Ленинград находился в фашистских войск. Все долгие месяцы и годы жители города получали в сутки норму-паёк – блокадных (грамм или граммов?) хлеба, сделанного из ржаной муки и отходов хлебного производства. Люди умирали от голода, но врагу свой прекрасный город. Всю блокаду пережила вместе с жителями города замечательная поэтесса Ольга Берггольц.

Задание №12.
Самостоятельно подберите 10 русских пословиц, в которых подчеркивается особое отношение русского человека к хлебу.
С пословицами можно познакомиться, перейдя по ссылке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Задание №13.
Напишите сочинение об отношении русского человека к хлебу. Подумайте, в каком жанре (эссе, этюд, слово, ода, статья, заметка и др.) вы будете писать сочинение.























КОЛОКОЛ

Задание №1.
Отгадайте загадку: Язык есть, речей нет, вести подает.

Задание №2.
Познакомьтесь с фактами «биографии» некоторых колоколов. О чем свидетельствуют эти факты?

1) в 1591 году по приказу Бориса Годунова отрубили уши и вырвали язык Угличскому колоколу, сообщившему народу о гибели царевича Дмитрия, затем его сослали в Тобольск;
2) в 1681 г. набатный колокол Кремля был заключен в Никольско-Корельский монастырь за то, что своим звоном нарушил сон царя Федора Алексеевича;
3) в 1771 году набатный колокол Московского Кремля по указу Екатерины II был снят с колокольни и лишен языка за то, что призвал народ к бунту;
4) из дневника М.М. Пришвина: «8 января. Вчера сброшены языки с Годунова и Карнаухого. Карнаухий на домкратах. В пятницу он будет брошен на Царя с целью разбить его. Говорят, старый звонарь пришел сюда, приложился к колоколу, простился с ним: «Прощай, мой друг!» и ушел, как пьяный», «11-го сбросили Карнаухого. Как по-разному умирали колокола. Большой, Царь, как большой доверился людям в том, что они ничего худого ему не сделают, дался опуститься на рельсы и с огромной скоростью покатился. Потом он зарылся головой глубоко в землю Карнаухий как будто чувствовал недоброе и с самого начала не давался, то качнется, то разломает домкрат, то дерево под ним трескается, то канат оборвется. И на рельсы шел неохотно, его тащили тросами»

Задание №3.
1) Рассмотрите схему устройства колокола и внимательно прочитайте названия его частей. С кем или с чем отождествлялся колокол в сознании русских людей? В каком значении (прямом или переносном) употреблены слова, называющие части колокола?
2) Названия частей русского колокола и его литейной формы как нельзя лучше характеризуют отношение к колоколу русских людей. Какое слово из представленных ниже (см. слова для справок), на ваш взгляд, наиболее точно характеризует отношение русских к колоколам? Слова для справок: хорошее, положительное, обходительное, уважительное, трогательное, трепетное, почтительное, учтивое, гуманное, благоговейное, обожающее.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Задание №4.
1) Познакомьтесь с фрагментом из книги В.А. Масловой «Когнитивная лингвистика».

Колокола на Руси освящались, но никогда не крестились и не нарекались человеческими именами, у них были лишь прозвища, которые давались с учетом особенностей звучания.

2) Установите соответствия: особенности звучания колокола – прозвище.

сильное, резковатое звучание

«Красный»

мягкое, приятное звучание

«Баран» или «Козел»

неровное, дребезжащее звучание

«Лебедь»

грозное, ревущее звучание
«Медведь»




Задание №5.
1) Опираясь на свои знания по истории и литературе, расскажите, о каких событиях возвещал голос колокола.
2) Прочитайте отрывки из стихотворений русских поэтов. Какой теме посвящены эти стихотворения? Какое сопоставление лежит в их основе? Прокомментируйте, как вы понимаете, в чем заключается смысл этого сопоставления и на чем оно основано?

Твой стих, как божий дух, носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.
(М.Ю. Лермонтов)

Я – дух, я – призрачный набат,
Что внятен только привиденьям.
Дома, я чувствую, горят,
Но люди скованы забвеньем.

Крадется дымный к ним огонь,
И воплем полон я безгласным, -
Гуди же, колокол, трезвонь,
Будь криком в сумраке неясном
(К. Бальмонт)



Задание №6.
1) Прочитайте стихотворение Ю. Леднева по ролям. Постарайтесь с помощью интонации передать характер Петра I, звонаря Ивашки, рассказчика.
2) Как вы считаете, является ли звонарь Ивашка носителем русского менталитета? Какие черты традиционного русского характера можно увидеть в этом персонаже?

Петр Великий по Вологде ходит, двухметровый загадочный царь. Хитроумные трели выводит на большой колокольне звонарь. Петр послушал и молвил: - А ну-ка, приведите ко мне звонаря... Удивился народ: «Вот те штука! Что за прихоть опять у царя?..» Кверху ринулись рьяные служки. Их послал к звонарю пономарь. - Эй ты, как тебя там? Эй, послушь-ко! Книзу кличет тебя государь! А звонарь еще крепче веревку намотал на кулак, как узду: - Перед богом теперя неловко. Отзвоню - дак тогда и приду... Да как вдарит, как вдарит, как вдарит! Петр усы только крутит: - Хвалю! Коль звонарь не идет к государю, император пойдет к звонарю... И полез, Скрип ступенек прогнутых, Государя державших едва. Сам звонарь притрухнул в ту минуту. У ноги его, в лапоть обутой, появилась Петра голова. Говорит государь: - Кто я, знаешь? И звонарь отвечает: - Угу!
Бает царь: - Презабавно играешь! Отвечает звонарь: - Как могу. - А Камаринскую - сумеешь? - Каб не грех, отчего не суметь... - Грех беру на себя. Разумеешь?... И пошла выговаривать медь: «Ах ты, сукин сын, камаринский мужик! Подтянув портки, по улице бежит. Он бежит, бежит, подпрыгивает, все котомочку подкидывает. А у него котомка кожаная, В кабаке была заложенная...». Собрался люд честной к колокольне: «Попадет мужику... Что дурит?» - Ну, уважил! Надолго запомню! - государь звонарю говорит. - Звать-то как? - Одноногий Ивашка! - А подъемчик, однако, крут... Как же ты на своей деревяшке?.. - А быват, и ночую тут... Государь на рассвете уехал. Скоро в город бумага пришла. Царь велел: «Ради ратных успехов снять на пушки колокола, сохранив токмо те, конечно, (вот и царь был, а слово сдержал) на которых Ивашка увечный мне Камаринскую играл...».


Задание №7.
Рассмотрите изображения и ответьте на вопросы.

Мотив колокола в русской культуре









Как вы думаете, почему А.И. Герцен назвал свою газету «Колокол»?
Как вы думаете, какое значение имеет профиль колокола в памятнике «Тысячелетие России» (скульптор М. Микешин)?













Рассмотрите картину современного художника Павла Рыженко. Как вы думаете, какой смысл вложил художник в название картины – «Удар колокола»?


Задание №8.
1) Прочитайте отрывки художественных произведений.
Был сильный мороз. Город курился дымом. Соборный двор, топтанный тысячами ног, звонко, непрерывно хрустел. Морозная дымка веяла в остывшем воздухе, поднималась к колокольне. Софийский тяжелый колокол на главной колокольне гудел, стараясь покрыть всю эту страшную, вопящую кутерьму. Маленькие колокола тявкали, заливаясь, без ладу и складу, вперебой, точно сатана влез на колокольню, сам дьявол в рясе и, забавляясь, поднимал гвалт. В черные прорези многоэтажной колокольни, встречавшей некогда тревожным звоном косых татар, видно было, как метались и кричали маленькие колокола, словно яростные собаки на цепи. Мороз хрустел, курился. Расплавляло, отпускало душу на покаяние, и черным-черно разливался по соборному двору народушко (М. Булгаков. Белая гвардия)

Посреди таинственной тишины сей многоглаголевой ночи внезапно с высоты Ивана Великого, будто из глубины неба, раздался первый звук благовеста – вещий как бы зов архангельской трубы, возглашающей общее воскресение. И вот, при первом знаке, данном из Кремля, мгновенно послышались тысячи послушных ему колоколов, и медный рев их наполнил воздух, плавая над всею первопрестольною столицею; она была объята сим торжественным звоном, как бы некоею ей только свойственной атмосферой, проникнутой священным трепетом меди и радостью благовествуемого торжества. Слышало ухо и не могло насытиться сей дивною гармонией будто бы иного надоблачного мира (Пасхальная ночь. Путеводитель по Москве)

2) Выпишите «звучащую» лексику. Какое настроение преобладает в первом тексте? во втором?
3) Обратите внимание на сравнения в 1 и 2 текстах. Каковы их смысловые отличия? Каковы их стилистические различия?

Задание №9.
Известно, что во многих фразеологизмах отразились обычаи русского народа. По описанным обычаям определите, о каких фразеологизмах, связанных с колоколами и колокольным звоном, идет речь. Если задание вызывало затруднение, можно обратиться к словарям или научной литературе.
В старину существовал обычай: во время отливки нового колокола нужно было рассказывать небылицы, чтобы потом колокол лучше звучал
Фразеологический словарь русского языка. – ООО «Полиграфуслуги», 2005. – С. 247.

Если кому-то не возвращали долг, тот давал звонарю деньги с просьбой исполнить погребальный звон по здравствующему должнику, и долг немедленно возвращался
Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика / В.А. Маслова. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – С. 239.

Если человек много грешил, он мог отлить колокол, который своим звоном вымолит у Бога прощение за данного грешника
Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика / В.А. Маслова. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – С. 239.



Задание №10.
Прослушайте разные колокольные звоны, перейдя по ссылке: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Какие чувства вы испытываете, слушая колокольный звон?

Задание №11.
Напишите сочинение на одну из тем:
«О чем поют колокола»
«Когда ты слышишь звон колоколов, душа вдруг замирает бесконечно»
«Но выше вас, цари, колокола» (М. Цветаева)
















Словарь терминов

Доминанта (книжн.) – основная, господствующая идея; основной признак или важнейшая составная часть чего-либо [итал. dominante] (Малый академический словарь. М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 9571984)

Икона – у православных и католиков: предмет поклонения живописное изображение Бога, святого или святых, образ (Толковый словарь С.И. Ожегова).
Икона (греч.: портрет, образ, изображение), живописное и рельефное изображение Второго Лица Св. Троицы, Бога-Сына, а также Божией Матери и святых.
Икона отличается от западной религиозной живописи тем, что икона не портрет и не картина. По учению св. Отцов, икона «небесное явление» и «подобие» Божественного. В ней нет ничего мирского и телесного, ее отвлеченные образы являют тайну невидимого. На иконе пишутся не лица, а «лики», черты нереальны, глубокий взгляд расширенных глаз придает им выражение строгого, благого покоя и безболезненной печали, далекой от мирской суеты (Энциклопедия «Русская цивилизация»)

Интерпретация (от лат. interpretatio истолкование, разъяснение) - интерпретирование, толкование, истолкование, трактовка; освещение, словотолкование, прочтение, трактование, комментарий, истолковывание, объяснение (Словарь синонимов)

Ключевые слова культуры – это слова, особенно важные и показательные для отдельно взятой культуры. Для русской культуры, например, таковыми являются ДУША, СУДЬБА и ТОСКА (А. Вежбицкая)
Ключевые слова культуры – передают сугубо национальный специфический образ культуры, отраженный в слове. Они отражают особенности сознания, менталитет русского человека, высказывают определенные чувства, ассоциации (душа, судьба, тоска, воля, совесть, родина, любовь и т.п.) (Л.А. Ходякова)

Комментарий – комментарий объяснение, примечание, рассуждение, разъяснение, прочтение, интерпретация, освещение, вставка, трактовка, глосса, глоссарий, пояснения, подстрочное примечание, сноска, растолкование, выноска, толкование, глоссы, примечания, истолкование, комментарии (Словарь синонимов)
Комментарий - (от лат . commentarius - заметки, толкование), 1) книжный комментарий (примечания) - пояснения к тексту, часть научно-справочного аппарата книги.2) В системе средств массовой информации - разновидность оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политические события, документа и т. п. (Современный энциклопедический словарь)

Контекст – 1) Отрывок текста или речи, необходимый для определения смысла входящего в него слова или фразы. 2) перен. Совокупность различных факторов, необходимых для понимания, объяснения какого-л. явления действительности (Толковый словарь Ефремовой)
Контекст - (от лат. contextus - тесная связь, соединение) - относительно законченный, самостоятельный в смысловом отношении фрагмент текста, в котором отдельное слово или фраза получают конкретное содержание, то необходимое и достаточное "словесное окружение, благодаря которому смысл отдельного слова становится понятным" (Е. Эткинд), например: железная (руда), железное (кольцо), железная (дорога), железный (занавес), железная (воля), железный (век) (Словарь литературоведческих терминов)

Концепт – сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. У концепта сложная структура сложная структура. С одной стороны, к ней принадлежит все, что принадлежит строению понятия; с другой стороны, в структуру [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] концепта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] входит все то, что и делает его фактом культуры - исходная форма (этимология); сжатая до основных признаков содержания история; современные ассоциации; оценки и т.д. (Степанов Ю.С.)
Концепт – сгустки культурной среды в сознании человека (Ю.М. Лотман)
Концепт – ментальные сущности, которые имеют имя в языке и отражают культурно-национальное представление человека о мире.
Концепт – не любое понятие, а лишь наиболее сложные и важные из них, без которых трудно себе представить данную культуру («авось» русских, «порядок» немцев и т.д.) (В.А. Маслова)

Лирический герой - наделенный устойчивыми чертами личности, неповторимостью облика, индивидуальной судьбой условный образ человека, который говорит о себе "Я" в лирическом стихотворении; один из способов выражения авторского сознания в лирическом произведении. Л. г. (термин введен Ю. Тыняновым) не тождествен образу автора - создателя произведения. Духовный опыт автора, система его миропонимания и мирочувствования отражаются в лирическом произведении не прямо, а опосредованно, через внутренний мир, переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения Л. г. (Словарь литературоведческих терминов)
Менталитет – Мировосприятие, умонастроение (Толковый словарь С.И. Ожегова)
Менталитет - мироощущение, мировосприятие, определяющееся народно-национальными обычаями, образом жизни, мышлением, нравственностью (Толковый словарь Ефремовой)
Менталитет - [нем. Mentalitдt - склад ума] Особое сочетание психических свойств и качеств, определяющее характерные черты умонастроения и мировосприятия человека, социальной группы или отдельного народа (Толковый словарь Кузнецова)

Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущ. образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания (Толковый словарь С.И. Ожегова)
Поговорка - общеизвестное выражение, обычно образное, иносказательное, не составляющее, в отличие от пословицы, цельного предложения и не имеющее назидательного смысла (Малый академический словарь)

Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм (словарь С.И. Ожегова)
Пословица - меткое образное изречение, обычно ритмичное по форме, обобщающее, типизирующее различные явления жизни и имеющее назидательный смысл (Толковый словарь Ефремовой)
Пословица - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме ("Что посеешь, то и пожнешь") (Большой энциклопедический словарь)

Прецедент – 1) Случай, поступок в прошлом, служащие примером или оправданием для последующих поступков, случаев того же рода. 2) Ранее состоявшееся решение, постановление суда или иного государственного органа, принимаемые как образец при решении аналогичных случаев (в праве) (Толковый словарь Ефремовой)

Присловье - (разг.). Поговорка, вставляемая в речь ради украшения, увеселения, шутки, прибаутка. Пересыпать свой рассказ присловьями (Словарь С.И. Ожегова)

Репродукция – воспроизведение полиграфическими или другими средствами произведений изобразительного искусства (картина, рисунок, фотоснимок и т. п.) (Большой энциклопедический словарь)

Сентиментализм – художественное направление (в России в конце 18 и нач. 19 в.), характеризующееся вниманием к душевной жизни человека, чувствительностью и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций, природы (Толковый словарь С.И. Ожегова)

Синоним – в языкознании: слово или выражение, совпадающее или близкое по значению с другим словом, выражением, напр. “путь” и “дорога”, “повесить голову” и “понурить голову” (Толковый словарь С.И. Ожегова)

Созерцание – 1. Начальная ступень познания, чувственная форма отражения действительности в сознании человека (в философии). 2. ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: созерцать. 2) Пассивная самоуглубленность в свой внутренний мир; мечтательность (Толковый словарь Ефремовой)
Созерцать - 1) Рассматривать, наблюдать. 2) Ясно видеть, проникая умом, мыслью во что-л. (словарь Ефремовой)

Ода - Торжественное стихотворение, посвящённое какому-н. историческому событию или герою (Толковый словарь С.И. Ожегова)
Ода - (от греч. oide - песня) - жанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие (Словарь литературоведческих терминов)

Фразеологизм – устойчивый оборот речи, свойственный определенному языку и потому дословно не переводимый на другие языки, имеющий самостоятельное значение, которое в целом не является суммой значений входящих в него слов (Толковый словарь Ефремовой)
Фразеологизм - фразеологическая единица, идиома, устойчивое сочетание слов, которое характеризуется постоянным лексическим составом, грамматическим строением и известным носителям данного языка значением (в большинстве случаев – переносно-образным), не выводимым из значения составляющих Ф. компонентов. Это значение воспроизводится в речи в соответствии с исторически сложившимися нормами употребления (Большая советская энциклопедия)

Эпиграф – изречение (или цитата), предпосланное произведению (или его части, главе) и сосредоточивающее мысль на его идее (Толковый словарь С.И. Ожегова)
Эпиграф - Короткий текст, цитата, изречение, помещаемые автором перед своим произведением или перед отдельной его частью и характеризующие их основную идею (Толковый словарь Ефремовой)
Эпиграф - (от греческого epigraphe - надпись), 1) в античности надпись на памятнике, здании. 2) Цитата, изречение, пословица>, помещаемые автором перед текстом всего художественного (публицистического, научного) произведения или его частей. Эпиграф поясняет основную идею произведения или характеризует его как бы от имени другого, более авторитетного лица (источника) (Современная энциклопедия)

Эпитет - в поэтике: образное, художественное определение. Постоянный э. (в народной словесности, напр. синее море, златы кудри) (словарь С.И. Ожегова)
Эпитет - (греч. epitheton - букв. - приложенное), троп, образное определение (выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, существительным, числительным, глаголом), дающее дополнительную художественную характеристику предмета (явления) в виде скрытого сравнения ("чистое поле", "парус одинокий") (Большой энциклопедический словарь)
Эпитет (греч.
·
·
·
·
·
·
·
· приложение) в собственном смысле, образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического прилагательного. Как художественную деталь Э. нельзя смешивать с определительными прилагательными. Например, прилагательные «белый снег» или «мягкий снег» будут просто предметными и логическими определениями, но в выражениях «сахарный снег» или «лебяжий снег» прилагательные являются Э., потому что они дают дополнительную, художественную характеристику в виде скрытого сравнения, которое легко угадывается: «снег белый, с блестящими крупинками, как сахар», «снег белый, мягкий и легкий, как лебяжий пух». Некоторые теоретики литературы неправильно придают Э. расширительное значение стилистической фигуры, выражаемой разными частями речи, например глаголом. Между тем Э. это всегда метафорическое прилагательное, в котором заключен меткий признак сравнения. Само происхождение слова говорит о том, что Э. как часть речи это прилагательное, но не определительное, а художественное, образное (Поэтический словарь)

Этический – моральный, нравственный (Словарь синонимов)




Литература для студентов

Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов. – М., 2001.
Жданова, Н.В. Концепт «СУДЬБА» в русском и английском языках // Вестник Новгородского государственного университета. – 2006. - №36. – С. 52-54.
Карасик, В.И., Стернин В.А. – Антология концептов. – В 2 т. – М.: Парадигма, 2005.
Концепт ДУША как основа русской ментальности [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Концепт «СЕРДЦЕ» в литературе русского сентиментализма (по Н.М. Карамзину) [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Колесникова В.В. Художественный концепт «ДУША» и его особенности (на материале произведение Б. Пастернака) [Электронный ресурс] – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Крюкова Г.А. Концепт. Определение объема содержания понятия // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - №59. – С. 128-134.
Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика. – Мн.: ТетраСистемс, 2005.
Чан Тхи Нау. Лингвокультурологический потенциал константы «береза» в курсе русского языка для вьетнамских студентов // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И Герцена. – 2011. – №130. – С. 175-179.
Попова, З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2007.
Сочинение в жанре письма // Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров. – М.: Русское слово, 2004. – С. 297-302.
Сочинение в жанре эссе // Скиргайло Т.О. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров. – М.: Русское слово, 2004. – С. 201-211.
Степанов, Ю.С. – Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.
Трунцева Т.Н. Как научиться писать эссе. – М.: Грамотей, 2008.










13PAGE 15


13PAGE 14415