Рабочая программа по элективному курсу «Спортивное ориентирование» для 6 класса
Пояснительная записка
Спортивное ориентирование – вид спорта, в котором участники самостоятельно, при помощи карты и компаса, должны пройти заданное число контрольных пунктов, расположенных на местности.
Занятие спортивным ориентированием содействуют умственному, физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу. Наряду с оздоровительным и спортивным, ориентирование имеет большое прикладное значение.
Умение ориентироваться – это навык, который необходим и туристам, и охотнику, и геологу и будущему воину.
При занятиях ориентированием вырабатываются такие необходимые человеку качества, как самостоятельность, решительность, целеустремленность, настойчивость при достижении цели, умение владеть собой, быстрая реакция, эффективное мышление в условиях больших физических нагрузок. Спортсмен ориентировщик в процессе занятий спортивным ориентированием совершенствует и закрепляет знания, полученные на уроках географии, физики, геометрии, физкультуры.
Цель программы – достижение высоких результатов на республиканском уровне и участие сильнейших участников в соревнованиях.
Программа решает ряд образовательных и воспитательных задач:
- охрана окружающей среды;
- соблюдение навыков спортивной этики, дисциплины, преданности своему коллективу;
- укрепление здоровья, соблюдение требований личной и общественной гигиены, гигиены тренировки;
- повышение уровня общей и специальной физической подготовки;
- совершенствование технической и тактической подготовки учащихся;
- совершенствование знаний и умений, полученных на занятиях и соревнованиях, в учебно-тренировочных лагерях и походах.
Главной задачей программы является формирование здоровой, всесторонней образованной и развитой личности посредством занятий спортивным ориентированием.
Спортсмен-ориентировщик в процессе занятий спортивным ориентированием совершенствует и закрепляет знания, полученные на уроках географии, физики, геометрии, физической культуры.
В нашей стране этот вид спорта получает всё большее признание. Широкая доступность (соревнования проводятся во всех возрастных группах, от 10 лет до 70 и старше, среди инвалидов), захватывающая борьба на трассе, красота природы, с которой так близко соприкасаются спортсмены на дистанции – всё это способствует популярности спортивного ориентирования. Массовые старты вовлекают в этот вид спорта новых любителей.
В ходе выполнения программы совершенствуются психологические, эстетические, морально-волевые качества.
Программа рассчитана с общим объемом нагрузки 33 часа по 1 часу в неделю. Предполагается увеличение объема нагрузки в каникулярное время и непосредственно перед ответственными соревнованиями.
Примечание*: В связи с совпадением праздничных дней с датами проведения занятий, в календарно-тематическое планирование могут быть внесены изменения и поправки в течение учебного года.
Календарно-тематическое планирование
№ Дата Тема занятия Планируемые результаты освоения темы Примечание
план факт 1 5.09 Введение. Должны знать:
- значение ориентирования в системе физвоспитания, оздоровления, закаливания;
- место и время проведения занятий кружка.
Должны уметь:
- коллективно участвовать в планировании деятельности кружка в учебном году. 2 12.09 Ориентирование – средство физического воспитания, оздоровления, закаливания. 3 19.09 ТБ на занятиях, на соревнованиях. Должны знать:
- основы безопасности при проведении занятий в учебном классе, спортивном зале, на местности.
Должны уметь:
- искать условно заблудившихся в лесу. 4 26.09 Моделирование нестандартных ситуаций на дистанции по спортивному ориентированию. 5 3.10 Правила соревнований по спортивному ориентированию. Должны знать:
- права и обязанности участников соревнования;
-способы проведения соревнований; - действия участника на старте, при опоздании на старт, на КП, в финишном коридоре.
Должны уметь:
- соблюдать права и обязанности участников соревнований. 6 10.10 Снаряжение.
Компас, планшет, лыжное снаряжение, одежда, обувь. Должны знать:
- вспомогательное снаряжение;
- лыжное снаряжение;
- правила эксплуатации и хранения снаряжения;
Должны уметь:
- правильно эксплуатировать и хранить снаряжение. 7 17.10 Вспомогательное снаряжение.
Правила эксплуатации и хранения. Устройство и изготовление планшета. 8 24.10 Понятие о технике ориентирования. Должны знать:
- понятия о технике ориентирования;
- разновидности карт (спортивные, топографические, план, схема);
- понятия технических приёмов;
- компас и его устройство. 9 7.11 Разновидности карт: топографические, спортивные. Их общие черты и отличия. 10 14.11 Технические приёмы: грубый азимут, точный азимут, линейное ориентирование. 11 21.11 Спортивный компас. Должны уметь:
- правильно пользоваться компасом;
- ориентировать карту;
- определять расстояние по карте;
- определять стороны горизонта по компасу;
- измерять расстояние на местности;
- двигаться по азимуту. 12 28.11 Определение сторон горизонта по компасу. 13 5.12 Измерение расстояний на местности 14 12.12 Физико-географическая характеристика родного края. Должны знать:
- важность охраны природы, памятников истории и культуры.
Должны уметь:
- участвовать в акциях по охране природы и памятников. 15 19.12 Туризм – один из видов активного отдыха и средство общефизической подготовки спортсмена. Должны знать:
- виды туризма;
- основные туристские узлы их применение и назначение. 16 26.12 Узлы: назначение и применение. Должны уметь:
- осуществлять простейший ремонт туристского снаряжения. 17 16.01 Вязка узлов. 18 23.01 Оказание первой доврачебной помощи. Должны знать:
- состав медицинской аптечки;
- основы первой доврачебной помощи пострадавшему;
- правила наложения простых повязок и шин;
- способы и приёмы первой помощи при переломах;
Должны уметь:
- изготавливать носилки;
- распознавать признаки заболеваний и травм;
- производить повязки и накладывать жгут. 19 30.01 Медицинская аптечка. 20 6.02 Спортивные травмы и их предупреждение. 21 13.02 Оказания первой доврачебной помощи: ушибы, растяжения, разрывы связок, мышц и сухожилий. 22 20.02 Кровотечения (артериальное, венозное, капиллярное). Способы остановки кровотечений, перевязки. Должны знать:
- способы и приёмы первой помощи при кровотечениях;
- правила транспортировки пострадавшего и требования к носилкам.
Должны уметь:
- изготавливать носилки;
- распознавать признаки заболеваний и травм;
- производить повязки и накладывать жгут. 23 27.02 Вывихи, переломы. Наложение первичной шины. 24 6.03 Ожог, солнечный удар, тепловой удар, озноб, обморожение. 25 13.03 Способы транспортировки пострадавшего. 26 20.03 Основы топографии.
Топографические карты. Должны знать:
- основы топографии;
- понятия «топографическая карта», «масштаб»;
Должны уметь:
- читать и расшифровывать основные топографические знаки.
- читать масштаб карты. 27 3.04 Масштаб карты.
Условные знаки топографических карт. 28 10.04 Виды масштаба. Упражнения с масштабами карт. Должны знать:
- основы топографии;
- понятия «топографическая карта», «масштаб», «крутизна склона», «горизонталь»;
Должны уметь:
- читать и расшифровывать основные топографические знаки.
- читать масштаб карты;
- определять высоту и крутизну склона. 29 17.04 Изображение высоты местности с помощью горизонталей.
Определение крутизны склона и его высоты. 30 24.04 Измерение расстояний до недоступных предметов. 31 15.05 Определение расстояния на карте и местности. 32 22.05 Подготовка к соревнованиям. Должны знать:
- положения о проведении туристского слёта, условия проведения соревнований. 33 29.05 Промежуточная аттестация в форме участия в туристском слете учащихся. Список литературы
Акимов В.Г. Подготовка спортсмена-ориентировщика. Минск: Полымя, 1987 г.
Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. М.: ФиС, 1983 г.
Богатое С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование. М.: Военное издательство, 1982 г.
Воронов Ю.С. Основы подготовки спортивного резерва в ориентировании. М.: 2001г.
Воткин Л.А. Туризм и спортивное ориентирование. М.: 2004г.
Елаховский С.Б. Бег к невидимой цели. М.: ФиС, 1973 г.
Елаховский С.Б. Спортивное ориентирование на лыжах. М.: ФиС, 1981 г.
Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. М.: ФиС, 1985 г.
Кивистик А. К. О технике и тактике в спортивном ориентировании. Тарту, 1979 г.
Киселев В. Совершенствование техники и тактики в спортивном ориентировании. М.: Госкомспорт, 1988 г.
Колесников Л.В. спортивное ориентирование. Рабочая тетрадь юного ориентировщика. М.: 2002г.
Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995 г.
Кошельков С А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. М:ЦДЮ ТурМОРФ, 1997 г.
Куликов В.М. Топография и ориентирование в туристском путешествии М.: 1997г.
Кяркяйнен О. Спортивное ориентирование. М.: 1989 г.
Новиков А.Л. Учебно-позновательные игры с элементами топографии. М.: 2004г.
Огородников Б.И. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию. М. ФиС.: 1980г.
Огородников Б.И., МоисеенковА.Л., Приймак Е.С. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию. М.: ФиС, 1980 г.
Правила соревнований по спортивному ориентированию. М.: Федерация спортивного ориентирования РФ, 1995 г.
Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. М.: Просвешение, 1990 г.
Фесенко Б А. Книга молодого ориентировщика. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997 г.
Шибаев А.В. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени? М.: 1996г.