Рабочая программа курса «Русский язык» (УМК «Школа России») 1 класс


Аннотация к рабочей программе
по русскому языку в 1 классе
Рабочая программа по русскому языку в 1 классе составлена в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта начального образования;
ООП НОО МБОУ «Хиславичская СШ»;
на основе Примерной образовательной программы по русскому языку, Рабочей программы УМК «Школа России» по русскому языку, завершенной предметной линии учебников «Русский язык», (авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий и др.).
Программа включает в себя:
пояснительную записку;
содержание учебного предмета;
календарно-тематическое планирование;
приложения: контрольно-измерительные материалы для проведения текущей, промежуточной аттестации (контрольные работы, диктанты, тесты, проекты)
Программа рассчитана на 5 часов в неделю, 50 учебных часов в год.
МБОУ «Хиславичская СШ»
Рассмотрено на заседании
методического объединения
учителей начальных классов
Руководитель РМО
_____________И. А.Галынская
24 августа 2016 г.
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета
Протокол № 1
от 30.08. 2016 г. Утверждаю
Директор МБОУ
«Хиславичская СШ»
_____________ Е.И.Адашан
Приказ № 63
от 30.08. 2016 г.

Рабочая программа курса
«Русский язык»
(УМК «Школа России»)
1 класс
Учителя: Никитенкова Светлана Дмитриевна
Винокурова Нина Борисовна
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями:
1.Закона № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»
2.Примерной программы по русскому языку начального общего образования «Просвещение» 2011 год»
3.Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования
4.ООП НОО МБОУ «Хиславичская СШ»
Цели обучения:
открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению.
Курс русского языка ориентирован на воспитание у младших школьников стойкого желаниясамостоятельно думать и рассуждать.Планируемые результаты
ЛичностныеОбучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
-положительного отношения к урокам русского языка;
-уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
-интереса к языковой и речевой деятельности;
-представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
-представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
-первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
-мотивов к творческой проектной деятельности.
МетапредметныеОбучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
- понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
-проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
 Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- принимать участие в работе парами и группами;
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
-оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные
-представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;
 -представление о значимости языка и речи в жизни людей;
- представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
-практические умения работать с языковыми единицами;
 -представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
- представление о правилах речевого этикета;
- адаптация к языковой и речевой деятельности.
Содержание курса
Учебно-тематический план
№п/пТемы разделов Количество часов
1 Синтаксис и пунктуация 10
2 Слово 11
3 Фонетика и графика 27
Итого 50
Место учебного предмета в учебном плане
В 1 классе на изучении русского языка отводится 5часов в неделю, всего 50 часов.
Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе изучения всего программного материала.
Количество контрольных работ-1 диктант, 1 контрольное списывание в конце 4 четверти.
Форма организации учебного процесса - классно-урочная.
Формы организации контроля - диктант, контрольное списывание, проекты.
Календарно-тематическое планирование
№ урока Тема урока Дата Характеристика основных видов деятельности обучающихся Корректировка
Наша речь (2 ч)
1 Знакомство с учебником «Русский язык».
Наша речь. Узнают об основных задачах курса; определять уровень своих знаний по предмету.
Получат возможность научиться: работать с учебником, рабочей тетрадью. 2 Устная и письменная речь (общее представление). Научатся: различать на практике устную и письменную речь; формировать чувство уважения к русскому языку как национальному достоянию русского народа, государственному языку нашей страны, а также чувство уважения к языку других народов.
Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться строить высказывания о значении языка и речи в жизни человека. Текст, предложение, диалог (3 ч)
Текст, предложение (2ч)
3 Текст и предложение (общее представление). Научатся: наблюдать над связью предложений в тексте, соотносить содержание текста и рисунком к нему, учить выбирать из ряда заголовков наиболее подходящий к данному тексту, составлять текст из деформированных предложений; проговаривать вслух последовательность действий при списывании; развивать монологическую речь на основе воспроизведения содержания знакомых сказок. 4 Предложение. Научатся: учить, различать предложение и слово; выделять предложение из текста, произносить их правильной интонацией, опираясь на знаки конца предложения и содержание предложений, писать слова в предложении раздельно; употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения; понимать схемы предложения, моделировать состав предложения, сравнивать схемы предложений и предложения, подходящие к ним, подбирать схему к предложению.Диалог (1ч)
5 Диалог (общее представление). Рубрика «Проверь себя», с. 16
Научатся: Выразительное чтение текста по ролям. Наблюдение за постановкой знаков препинания в предложении и диалоге.
Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться озаглавливать текст, составлять текст из деформированных предложений, составлять небольшие тексты по рисунку, составлять предложения по заданной схеме. Слова, слова, слова… (4ч)
6 Роль слов в речи.
Научатся: определять количество слов в предложении; вычленять слова из предложения;
различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета); классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы. 7 Слова-названия предметов, признаков предметов, действия предметов. Научатся: классифицировать слова, называющие предметы, признаки предметов, действия предметов по лексическому значению и вопросу (кто? что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делают? и др.);Р.р .соотносить текст и рисунок, составлять речевое высказывание на основе текста и рисунка. 8 «Вежливые» слова Научатся: классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы (люди, животные и т. д); различать слова и ставить к ним вопросы.
Однозначные и многозначные слова, близкие и противоположные по значению. Рубрика «Страничка для любознательных»,
Научатся: наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов близких и противоположных по значению в речи.
Слово и слог. Ударение (6 ч)
Слово и слог (2ч)
10 Слог как минимальная произносительная единица. Научатся: находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словами. Анализировать слоги исходя из количества в них гласных и согласных звуков.
количеством слогов.
работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. 11 Деление слов на слоги
Рубрика «Проверь себя». Научатся: составлять слова из слогов. Анализировать слоговые модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Перенос слов (2ч)
12 Перенос слов (общее представление). Научатся: выбирать способ переноса слов в трехсложных словах (ва-силек, васи-лек), сравнивать слова по возможности переноса части слова с одной строки на другую; наблюдать над словом как средством создания художественного образа. 13 Правила переноса слов с одной строки на другую.
Упражнения в переносе слов.
Научатся: сравнивать слова по возможности переноса с одной строки на другую (ива, пою, ученик); переносить слова по слогам;
Р.Р. Наблюдать над словом как средством словесно художественного образа. Понимать читаемый текст, находить в предложениях текста сравнения, осознавать с какой целью они использованы авторами; УДАРЕНИЕ (2ч)
14 Ударение (общее представление).
Работа с «Орфоэпическим словарем». Научатся: определять место ударения в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове, сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.
Выразительно читать текст.
15 Ударные и безударные слоги
Научатся: наблюдать изменения слова в зависимости от ударения (замок и замок).
Словарь: сорока
Р.р коллективное составление содержание основной части сказки. Составлять сказку по ее данному началу и заключительной части и рисункам к сказке. Звуки и буквы (34 ч)
ЗВУКИ И БУКВЫ (2ч)
16 Звуки и буквы.
Научатся: наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.
Развивать речевой слух: слышать, произносить звуки, выделять звуки из слова.
Составлять звуковые модели слов.
Словарь :собака
Р.р коллективное составление содержание основной части сказки. Составлять сказку по ее данному началу и заключительной части и рисункам к сказке. 17 Условные обозначения звуков.
Рубрика «Странички для любознательных», Научатся понимать: условные обозначения звуков.
Сопоставлять звуковое буквенное обозначение слова.
Различать звуки в услышанном слове и правильно обозначать звуки буквами.
Наблюдение над изобразительными возможностями языка. Наблюдать над образностью русских слов, которые передают звуки природы. 18 Русский алфавит, или Азбука.
Рубрика «Странички для любознательных», Научатся: правильно называть буквы в алфавитном порядке.
Словарь: хорошо
19 Алфавит. Алфавитный порядок слов. Научатся: классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.
Располагать заданные слова в алфавитном порядке.
Словарь: ученик, учительница, учитель. ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (3ч)
20 Гласные звуки и буквы Научатся: различать в слове гласные звуки по их признакам. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.
Выразительно читать текст.
21 Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Научатся: определять значения букв е, ё, ю, я в слове; проводить наблюдения над смыслоразличительной функцией гласных в лове и слогообразующей ролью гласных звуков; учить составлять рассуждение.
Словарь: деревня 22 Слова с буквой э.
Научатся: объяснять причины расхождения количества звуков букв в слове. Различать звук[э] и обозначать его на письме буквой э (поэт, мэр) или е (метр). Соотносить количество звуков и букв в словах типа ёлка, юла; сравнивать звуковые и буквенные модели слов.
Словарь: деревня
Р.р.Составление развернутого ответа на вопрос. Составлять, развернуты ответ на вопрос по содержанию сказки Г.Х. Андерса«Дюймовочка» УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ (5ч)
23 Обозначение ударного гласного буквой на письме Научатся: определять качественную характеристику гласного звука: ударный или безударный.
Находить в двухсложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. 24 Особенности проверяемых и проверочных слов
Научатся одному из способов проверки написания буквы безударного гласного звука путем изменения формы слова; учить умению подбирать проверочное слово для обоснования написания проверяемой буквы в безударном слоге; учить сравнивать при проверке написания букву ударного гласного звука в проверочном сове и букву безударного гласного звука в проверяемом слове.25 Правописание гласных в ударных и безударных слогах.
Научатся: находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Подбирать проверочное слово (проговаривая), обосновывать правильность написанного. Сравнивать написание проверяемой буквы в проверяемом слове и этой же буквы в проверочном слове.
Словарь: петух. 26 Правописание гласных в ударных и безударных слогах.
Знакомство с «Орфографическим словарем». Научатся: писать двусложные слова с безударным гласным звуком, объяснять их написание.
Наблюдать за единообразным написанием буквы безударного гласного в одинаковой части (корне) однокоренных слов (без введения термина однокоренные слова).
Словарь: заяц.
27 Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука
Проверочная работа №1 Научатся: пользоваться «Орфографическим словарем» при проверке написания словарных слов; составлять пословицы из их частей.
Словарь: корова, молоко.
Р.р. составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (2ч)
28 Согласные звуки и буквы.
Проверочный словарный диктант № 1
Научатся: различать в слове согласные звуки по их признакам, определять согласный звук в слове и вне слова, распознавать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки, наблюдать над смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки. 29 Слова с удвоенными согласными.
Научатся: наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными, устанавливать правила переноса таких слов с одной строки на другую (ван-на, кас-са).
Словарь: класс (классный)
30 Слова с буквами Й и И.
Научатся: определять путем наблюдения способы переноса слов с буквой Й (май-ка);устанавливать (под руководством учителя) способ переноса с буквой Й (чай-ка).
Словарь: дежурный ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (3ч)
31 Твердые и мягкие согласные звуки.
Научатся: преобразовывать звуковые модели слов ([м’этр]) в буквенные (метр), определять работу букв и, е, ё , ю, когда они стоят после буквы гласного звука в слове. 32 Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки. Научатся: работать с графической информацией, анализировать таблицу, получать новые сведения о согласных звуках, находить в таблице парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки; определять «работу» букв и, е, ё, ю, я, ь после согласных в слове, писать слова с мягкими и твердыми согласными звуками.
Словарь: ребята 33 Твердые и мягкие согласные. Рубрика «Проверь себя», с. 86
Научатся: определять роль букв е, ё, ю ,я, ь в сове; классифицировать слова по роли, которую выполняют буквы е, ё, ю, я, ь;
составлять звуковые модели слов, преобразовывать их в буквенные; обосновывать написание слов на изученные правила.МЯГКИЙ ЗНАК (3ч)
34 Буква «мягкий знак» (Ь) как показатель мягкости согласного звука.
Научатся: соотносить количество звуков и букв в словах типа мел-мель. Объяснять причины расхождения звуков и букв в этих словах.
Учиться обозначать мягкость согласного звука мягким знаком (ь) в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).
Совершенствовать умение читать текс и подбирать к нему заголовок; составлять развернутый ответ на вопрос: «Что нового узнали о букве «мягкий знак» (ь)?» 35 Обозначение мягкости согласных звуков буквой «мягкий знак» (ь).
Перенос слов с мягким знаком
Научатся: составлять звуковые модели слов типа [п’ат’], [гус’] и сопоставлять их с буквенными обозначениями (пять, гусь);
Учить обозначать мягкость согласного звука мягким знаком (ь) на конце слова и перед согласными;
Наблюдать над переносом слов типа коль-цо и устанавливать правило переноса таких слов 36 Составление текста из деформированных предложений с опорой на рисунок.
Научатся: находить в тексте слова с мягким знаком (ь), определять его роль в слове.
Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений: определять последовательность повествования с опорой на рисунок, составлять текст из предложений.
Осознавать на основе текста нравственные нормы (вежливость, жадность, доброта и др.), понимать важность таких качеств человека, как взаимовыручка. ГЛУХИЕ И ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (5ч)
37 Глухие и звонкие согласные звуки.
Научатся: определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки в слове и вне слова. Различать глухие и звонкие согласные звуки и буквы, которым обозначаются эти звуки. 38 Парные звонкие и глухие согласные звуки. Рубрика «Страничка для любознательных», Научатся: запоминать парные по глухости-звонкости согласные звуки. Определять их в слове и правильно произносить.
Различать парные и непарные по глухости-звонкости согласные звуки.
Наблюдать над произнесением парного согласного звука на конце слова (глаз, алмаз).
Словарь: тетрадь. 39 Обозначение парных по глухости-звонкости согласных звуков буквами на конце слова.
Рубрика «Страничка для любознательных». Научатся: находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.
Обучаться одному из способов проверки написания буквы парного согласного звука на конце слова путем изменения формы слова. Сравнивать написание проверяемой буквы в проверяемом слове и этой же буквы в проверочном слове. 40 Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова.
Научатся: одному из способов проверки написания буквы, обозначающей парный согласный звук на конце слова, путем изменения формы слова.
Проговаривание вслух последовательность действий при подборе проверочного слова для слов с парным согласным звуком на конце слова.
Подбирать проверочное слово для обоснования написания проверяемой буквы.
Сравнивать написание проверяемой буквы в проверяемом слове и этой же буквы в проверочном слове.
Словарь: медведь 41 Контрольное списывание
Научатся: определять тему в тексте и главную мысль, подбирать заголовок, соотносить заголовок и текст; выписывать из текста предложения, соответствующие рисункам.
Высказываться о бережном отношении к природе и всему живому на Земле (на основе содержания прочитанного текста). ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (1ч)
42
Шипящие согласные звуки и буквы. Проект «Скороговорки»
Рубрика «Наши проекты» №1
Научатся: дифференцировать непарные мягкие и непарные твердые согласные звуки.
Словарь: работа (работать, рабочий).
Научатся: публично выражать свои мысли; обсуждать выступление учащихся; раскрывать соответствующую тематике информацию.
Получат возможность научиться: использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла всобственной деятельности, обсуждать коллективные результаты; оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Буквосочетание ЧК, ЧН, ЧТ (1ч)
43 Слова с буквосочетаниями чк, чн, чт.
Работа с «Орфоэпическим словарем».
Научатся: познакомятся с правилом написания слов с буквосочетанием чк, чн, чт, писать слова с данными буквосочетаниями.
Сопоставлять обозначения мягкости согласного мягким знаком и отсутствие мягкого знака в написании буквосочетании чк, чн, чт.
Словарь: девочка.
Р.р. наблюдать над образностью слова (олицетворением) в тексте, когда неодушевленный предмет наделяется свойствами одушевленного. БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ (3ч)
44 Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу и их обозначение буквами.
Применять правило при написании слов с данными буквосочетаниями.
Словарь: машина. 45 Контрольный диктант
Научатся: соотносить произношение гласного звука в буквосочетаниях жи-ши с его обозначением на письме буквой и.Писать слова в соответствии с изученными правилами письма. 46 Правописание слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу.
Рубрика «Проверь себя», с. 121
Научатся: объяснять, почему в этих буквосочетаниях написание гласных а и о надо запомнить.
Р.Р. Воспроизводить по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и Журавль». Передавать в устной форме содержание эпизода из сказки по рисунку. Осознавать (на основе содержания текста) чувства искренности, радушия, благожелательности к тем, кого приглашаешь в гости. Распространять предложения другими словами (второстепенными членами предложения), составлять из частей предложения скороговорки. ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В СЛОВАХ (3ч)
47 Заглавная буква (общее представление).
Рубрика «Страничка для любознательных»,
Научатся: анализировать таблицу с целью нахождения в ней информации об именах собственных (словах, которые надо писать с заглавной буквы); писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание.
Словарь: Москва. 48 Заглавная буква в словах Научатся: применять правила написания заглавной буквы. 49 Рубрика «Проверь себя».
Проект «Сказочная страничка». №2
Учебник: рубрика «Наши проекты». Научатся: учить различать слова-названия животных и клички животных; сопоставлять правописание имен собственных и нарицательных в словах типа Орел(город) и орел(птица). 50 Проект «Сказочная страничка». №2
Учебник: рубрика «Наши проекты».
Понимать и сохранять учебную задачу урока.
Подбирать слова с изученными буквосочетаниями, писать их в соответствии с правилами письма.
Выполнять задания в связи с поставленной языковой задачей.
Оценивать результаты своей деятельности. Материально – техническое обеспечение.
1. Мультимедийного оборудование
Учебно – методическое обеспечение.
Литература для учащихся
Канакина В. 77. , Горецкий В. Г. Русский язык: 1 класс. М.: Просвещение , 2011 год Просвещение , 2011 год.
Литература для учителя
Канакина В. П.Русский язык. Методическое пособие.1 класс. - М.: Просвещение, 2012.
Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс. - М.: Вако, 2012.
Словари всех типов по русскому языку.
Информационное обеспечение.
1.Электронное приложение к учебнику.
2. Интернет – ресурсы.
Приложение: диктант и контрольное списывание.