План конспект урока по искусству 8 классТема: «Красота в искусстве и в жизни. Что есть красота?»
План конспект по искусству 8класс
Тема: «Красота в искусстве и в жизни. Что есть красота?»
Цели: дать представление о том, как менялись идеалы прекрасного в разные эпохи у разных народов; рассмотреть, что является мерилом красоты; расширять словарный запас учащихся; способствовать формированию общекультурных, языковых компетенций учащихся; развивать ассоциативное мышление; содействовать развитию эстетического вкуса, формированию высоких нравственных и эмоциональных качеств учащихся; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки. Формирование УУД: личностные – формирование позитивного отношения к сокровищам русской культуры, стремления к из сохранению; познавательные – приобретение новых знаний о великих соотечественниках – музыкантах, художниках, писателях, меценатах; регулятивные – развитие умений планировать работу над восприятием и оценкой портретной живописи, анализировать средства художественной выразительности, коммуникативные – расширять возможности коммуникации при работе индивидуально, в группе, расширять эмоциональный речевой словарь; предметные – уметь находить и использовать при изучении данной темы информацию из энциклопедий, словарей, книг по искусству.
Ход урока:
Эпиграф: Что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
Красота окружающего мира станет могучим
источником веры в доброту.
В. Сухомлинский
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания по вопросам:
- Что такое икона? ( ответы обучающихся)
- Какие существовали каноны для написания иконы?
( ответы обучающихся)
- Что такое перспектива? ( ответы обучающихся)
- Кто такой Андрей Рублёв и в чём он себя проявил?
( ответы обучающихся)
- Какое историческое событие могло послужить поводом для создания Андреем Рублёвым иконы «Троица»?
( ответы обучающихся)
- По какому поводу была написана икона «Троица»?
( ответы обучающихся)
- Кто такой Сергий Радонежский? ( ответы обучающихся)
- В чём заключается его историческая миссия?
( ответы обучающихся)
- Почему икона Андрея Рублёва «Троица» была взята за образец для написания икон? ( ответы обучающихся)
- Чем отличались предыдущие и последующие иконы этого сюжета от иконы Андрея Рублёва? ( ответы обучающихся)
- Какое символическое значение имеет композиция иконы «Троица», её колорит, характер линий? ( ответы обучающихся)
- Какой знак говорит о том, что эти ангелы – странники?
( ответы обучающихся)
- Какие знаки – символы раскрывают смысл праздника Троицы?
( ответы обучающихся)
- Как вы понимаете смысл высказывания режиссёра А.Тарковского: «Предчувствие перемен выразил в своём творчестве Рублёв. Он прозрел утро в самый тёмный час ночи. В этом и заключается высшее предназначение «художника»? ( ответы обучающихся)
3.Знакомство с новой темой урока.
-На протяжении ряда уроков мы рассматривали, как искусство открывает новые грани мира, помогает общаться, узнавать окружающий нас мир, нашу историю.
Тема нового раздела – Красота в искусстве и жизни.
Какие аспекты мы можем рассмотреть, изучая этот раздел?
- Красота в разных видах искусства, красота в обычной жизни человека, взаимосвязь прекрасного в искусстве и жизни.
- Как вы понимаете значение слова «красота»?
- Какие ассоциации у вас возникают? (подбор синонимов: красота, грация, изящество, гармония. чудо, великолепие, краса, благолепие, живописность, изящность, картинность, миловидность, нарядность, прелесть, пригожество, художественность)..- В каких случаях в нашей обыденной жизни употребляем данные слова? К каким явлениям и предметам окружающего нас мира они имеют отношение?
(Говорим о природе, о произведениях искусства, о людях…)
- Итак, тема урока вам ясна. Сформулируем цели урока. Обратимся к слайдам презентации. По какому принципу объединены данные изображения? Какое изображение соответствует вашему представлению о красоте? Неужели ваше мнение должно быть мерилом красоты?
( Цели: выяснить, что является мерилом красоты, как в разные эпохи менялось представление о красоте, совпадает ли это представление у разных народов).
Предлагаю вашему вниманию небольшой экскурс в историю. Подумайте над вопросом: Что является мерилом красоты в разные времена у разных народов? Результаты наблюдений запишите в тетрадь.
Нефертити. Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране. Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений, священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь.
Клеопатра. Подлинный облик Клеопатры нелегко разглядеть из-за окружающего её романтического флёра и многочисленных кинокартин; но несомненно, что она имела достаточно мужественный и твёрдый характер, чтобы беспокоить римлян. Нет никаких достоверных изображений, которые точно, без идеализации, передали бы её физический облик. Но некоторые историки отмечают в ней отсутствие женственной красоты. Профили на монетах показывают женщину с волнистыми волосами, крупными глазами, выступающим подбородком и носом с горбинкой. С другой стороны известно, что Клеопатра отличалась мощным обаянием, привлекательностью, отлично пользовалась этим для обольщения и вдобавок обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом.
В Средние Века земная красота считалась греховной. Фигуру прятали под слоем тяжелых тканей, а волосы - под чепчиком. Теперь Идеалом средневековой женщины был пресвятая дева Мария – удлиненный овал лица, огромные глаза и маленький рот.
Идеал красоты эпохи Возрождения.
В эпоху Возрождения канонами красоты стали бледный цвет лица, красивый рот, белые зубы, алые губы и длинные шелковистые пряди белокурых волос. В ранг эталона возвели стройную «лебединую шею» и высокий чистый лоб. Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки. Идеалом становится спокойная, «здоровая» красота, которую можно видеть на полотнах Тициана или Рембрандта, где изображены молодые прелестницы с кудрявыми волосами и очаровательным румянцем на лице. Леонардо да Винчи изобразил эталон красавицы средневековья – «Джоконду». Главная загадка портрета - в необъяснимом выражении лица, в непонятной «ускользающей» улыбке. Одни считают ее возвышенным идеалом женственности и обаяния, другим она кажется неприятной.
В эпоху Рококо главный акцент – на причёску, это - время чудес парикмахерского искусства. Дорогостоящее удовольствие пытались сохранить как можно дольше: неделями не причёсывались и не мыли голову. Королева Испании Изабелла Кастильская как-то призналась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы.
Что же является мерилом красоты в разные эпохи у разных народов? Обсудите с соседом. Сделайте вывод.
( И внешняя красота, интеллектуальный уровень, обаяние, грация, и предметы, и материнство, и набожность).
- О каком проявлении красоты не было сказано нами в начале урока?
(Красота внутренняя – красота души человека).
- Почему в большей степени важна красота внутренняя, а не внешняя? Познакомьтесь со статьёй, содержащей высказывания великих людей – писателей, поэтов… Что же является эталоном красоты? (Красота спасет мир)
Величайший психолог, тонкий знаток человеческой души Достоевский был прав. Красота спасет мир. В нашей жизни ведь далеко не всё совершенно. Это несовершенство приводит к войнам и семейным раздорам, самоубийствам и экологическим бедствиям.
…Красота спасет мир… Но какая? Нет, конечно, не обладательниц прекрасных лиц с ярких обложек журналов имел в виду Достоевский. Гармонию человеческих отношений, человеческой души подразумевал он.
Красоту настоящей любви, воспетой еще Шекспиром, Помните: «…моя любовь, как море, безгранична. Чем больше я даю, тем больше остается».
Красоту человека, жертвующего во имя спасения и счастья людей жизнью. Булгаковский Иешуа и айтматовский Авдий - прекрасны, потому что они не щадят ни сил, ни энергии, идут на смерть во имя Бога-Завтра - будущего обновления человечества. И если говорить о красоте, то как не вспомнить стремительные порывы чеховской Чайки и горьковского Сокола! Не правда ли, нет ничего более привлекательного, более изящного и более беззащитного в одно и то же время? Необыкновенные личности, герои, смельчаки — всегда прекрасны. Самые лучшие легенды — о них. А кто, хоть раз в жизни, не замирал в благоговейном восторге перед Мадонной Рафаэля? Красота материнства, готовность пойти на любые муки ради своего ребенка не оставят, а думаю, равнодушными сердца.
«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда и душа, и мысли». Эти, ставшие хрестоматийными, строки Чехова относятся не только к людям его времени. Они обращены и к нам. Мы должны быть прекрасны, и не только тогда, когда хотим, чтобы нас такими считали. Всегда. Тогда, может, перестанет, наконец, человечество бояться войн, голода, экологических катастроф. Потому что это — уродливые явления, потому что все во Вселенной взаимосвязано, и, значит, человеческая красота рождает гармонию Вселенной. И тогда, безусловно, красота спасет мир.
Подумайте, а какие отношения между людьми можно назвать красивыми?
Что является эталоном красоты? (Материнство; готовность к подвигу ради других людей (альтруизм); любовь жертвенная, дающая).
- Как вы понимаете высказывание Ф.М. Достоевского «Красота спасёт мир»? (Красота души рождает гармонию в отношениях между людьми – а это избавит человечество от войн, раздоров, убийств).
4. Подведение итогов.
- Вернёмся к вопросу, заданному в начале урока. Что же такое красота? Существует ли эталон красоты?
Что есть красота, и почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
«Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними», – как сказал один из древних мудрецов. Время идет, и вместе с ним меняются вкусы: сегодня нравится одно, завтра – другое. Очень трудно найти эталон, который был бы актуален во все времена. Как нет абсолютной истины, так нет и абсолютной красоты. Мы можем только удивляться, глядя на портреты красавиц былых времен, и пожимать плечами: и что в них «такого»? Но если нет эталона красоты внешней, то есть те качества, которые ценились во все времена у всех народов: доброта, милосердие, любовь... Это контекстуальные синонимы к слову «красота».
- Закончите предложения: Ближе всего к понятию «красивый человек» понятие…
Я не могу назвать красивым человека, который…
Важнее всего для красивого человека…
5. Домашнее задание: с. 76 – 77 выучить конспект; ответить письменно на следующие вопросы: « Почему именно с искусством мы связываем понимание красоты? Как вы думаете, искусство представляет только красивые образы? Аргументируйте своё мнение. Приведите примеры».