Рабочая программа МДК 03.02. Менеджмент физической культуры и спорта
государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования Калининградской области
«Педагогический институт»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
название модуля
МДК 03.02. Менеджмент физической культуры и спорта
по специальности среднего профессионального образования
49.02.01 Физическая культура
указать специальность (специальности), укрупненную группу (группы) специальностей или направление (направления) подготовки
по программе углубленной подготовки
базовой или углубленной
2014 г.
«Утверждено»:
Приказ № ОД от «__» _______ 201_ г.
«Рассмотрена»:
На заседании Ученого совета
ГБОУ ВО КО «Педагогический институт»
Протокол № _ от «__» ________ 201_ г.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта по
специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО)
49.02.01 Преподавание в начальных классах
_________ ____________________________
код наименование специальности (профессии)
Разработчики:
Уварова Татьяна Ивановна, преподаватель экономических дисциплин
_______________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
Рецензенты:
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ профессионального модуля
стр.
6
2. результаты освоения программы
10
3. СТРУКТУРА и содержание программы
11
4 условия реализации ПРОграммы
14
5. Контроль и оценка результатов освоения программы
16
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
Область применения программы профессионального модуля
Программа профессионального модуля «МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.01 Физическая культура (базовой и углубленной подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): МДК 03.03.Менеджмент физической культуры и спорта вариативных компетенций (ВК):
ВК 03.01 Подбирать и анализировать нормативно-правовую и документацию, обеспечивающую управление сферой физической культуры и спорта
ВК 03.02 Определять цели и задачи, планировать и осуществлять разработку организационной структуры управления образовательного учреждения в сфере физической культуры и спорта
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
Цель - освоение студентами системы научно-практических знаний в области спортивного менеджмента и их применение в будущей профессиональной деятельности.
Задачи освоения:
сформировать у студентов мотивацию к познанию теории и практики спортивного менеджмента;
обеспечить усвоение студентами знаний в области спортивного менеджмента, основных закономерностей, принципов, средств, методов и технологий, применяемых в теории и практике спортивного менеджмента;
сформировать мировоззренческие позиции на значимость спортивного менеджмента и его роль в развитии сферы физической культуры и спорта
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:
разработки инструктивных указаний и других нормативных документы для организации проведения физкультурно-спортивных мероприятий;
построения организационной структуры управления физической культуры и спорта;
составления и оформления бизнес-плана в профессиональной деятельности
уметь:
применять нормативно-правовую документацию в деятельности физкультурно-спортивных организаций;
использовать технологию построения организационной структуры управления физической культуры и спорта;
разрабатывать бизнес-план спортивного мероприятия;
знать:
нормативно-правовые документы, регламентирующих деятельность физкультурно-спортивных организаций;
построение организационной структуры управления физической культуры и спорта;
требования к структуре составления и оформления бизнес-плана спортивного мероприятия.
4. Общая трудоемкость МДК 03.02. и ее распределение
общая трудоемкость курса в часах – 74 час. (в т.ч. теоретических часов –34 ч, ЛПР – 8 ч., самостоятельная работа – 28 часов, консультации – 4 часа);
форма и место отчетности – экзамен.
2. Результаты освоения профессионального модуля
Результатом освоения рабочей программы профессионального модуля «Методическое обеспечение процесса физического воспитания» является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД), в том числе вариативными (ВК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ВК 03.01
Подбирать и анализировать нормативно-правовую и документацию, обеспечивающую управление сферой физической культуры и спорта
ВК 03.02
Определять цели и задачи, планировать и осуществлять разработку организационной структуры управления образовательного учреждения в сфере физической культуры и спорта
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.
ОК 7.
Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.
ОК 10.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.
3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Код
профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля
Всего
Часов
(макс. Учебнаянагрузка и практи)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная
(по профилю специальности),
часов
Всего,
часов
в т.ч. лабораторные
работы и практические занятия, часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ВК 03.01.
ВК 03.02
03.03.Менеджмент физической культуры и спорта
74
34
8
-
28
-
-
-
Всего:
74
34
8
-
28
-
-
-
2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
МДК.03.02. Менеджмент физической культуры и спорта
74
Тема. 03.02. 01. Сущность и характерные черты современного менеджмента
Содержание ( указывается перечень дидактических единиц)
2
1.
Современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный и ситуационный. Их сущность и основные отличия. Национальные особенности менеджмента. Проблемы менеджмента в условиях переходной экономики России.
1
1-2
2.
Понятие «системы» и системного подхода в управлении. Структура и типы организационных связей. Основные категории менеджмента.
1
1-2
Лабораторные работы (при наличии, указываются темы)
1.
Практические занятия (при наличии, указываются темы)
1.
Тема 03.02. 0 2. Структура управления физической культурой и спортом.
Содержание (указывается перечень дидактических единиц)
8
1.
Государственные органы управления физической культурой и спортом, как органы специальной компетенции. Высшие органы власти и управления. Общественные спортивные организации.
2
2
2.
Цель и задачи управления физической культурой. Физическая культура и спорт как самостоятельная отрасль. Основные характеристики отрасли. Задачи и сущность управления отдельными подсистемами: физического воспитания, физической рекреации, двигательной реабилитации, спорта высших достижений.
2
2
3.
Физическая культура и спорт в общеобразовательных учреждениях, в высших учебных заведениях, в детско-юношеских спортивных школах. Корпоративный спорт на промышленных предприятиях Профессиональный спорт: спорт высших достижений и профессионально-коммерческий спорт. Спортивные сооружения как необходимое звено для развития организационного механизма физической культуры и спорта.
2
3
Лабораторные работы (при наличии, указываются темы)
1.
Практические занятия (при наличии, указываются темы)
2
1.
Высшие органы власти и управления в физической культуре и спорта.
Тема. 03.02. 0 3. Процесс и методы принятия решений.
Содержание (указывается перечень дидактических единиц)
6
1.
Принятие решений как коммуникативный процесс. Классификация, этапы и требования, предъявляемые к принятию решений.
2
2
2.
Типология коммуникаций в организации и за ее пределами. Взаимосвязи и коммуникации организаций в сфере физической культуры и спорта. Управленческая информация. Формы и средства информации.
2
2
Лабораторные работы (при наличии, указываются темы)
1.
Практические занятия (при наличии, указываются темы)
2
1.
Процесс и методы принятия решений.
1
2.
Управленческая информация.
1
Тема 03.02. 0 4. Функции менеджмента
Содержание (указывается перечень дидактических единиц)
6
1.
Планирование в физкультурно-спортивных организациях государственного сектора экономики и коммерческих организациях. Формы, виды и технологии планирования.
2
2,3
2.
Функция организации в спортивном менеджменте. Основные направления и составляющие организационных отношений. Функции координации и контроля.
2
2,3
3.
Мотивация в спортивном менеджменте. Индивидуальная и групповая мотивация. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Мотивация и иерархия потребностей. Процессуальные теории мотивации.
2
2,3
Лабораторные работы (при наличии, указываются темы)
1.
Практические занятия (при наличии, указываются темы)
1.
Тема 03.02. 05. Правовые документы
Содержание (указывается перечень дидактических единиц)
6
1.
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Основные правовые документы, используемые в менеджменте физкультурно-спортивных организаций.
2
2,3
2.
Организационно-правовые формы и типология организаций в сфере физической культуры и спорта. Основные формы договоров в сфере физической культуры и спорта.
2
2,3
Лабораторные работы (при наличии, указываются темы)
1.
Практические занятия (при наличии, указываются темы)
2
1.
Договоры в сфере физической культуры и спорта
Тема 03.02. 06. Маркетинговая деятельность в сфере физической культуры и спорта.
Содержание указывается перечень дидактических единиц)
8
1.
Понятие «услуга». Классификация услуг в физической культуре и спорте. Общие принципы и требования, предъявляемые к физкультурно-спортивным услугам.
2
2,3
2.
Система физкультурно-спортивных услуг для населения. Ценовая политика услуг, предоставляемых в физкультурно-спортивных организациях и на спортивных сооружениях.
2
2,3
3.
Маркетинговая деятельность и бизнес-планирование в системе менеджмента организаций.
2
2,3
Лабораторные работы (при наличии, указываются темы)
1.
Практические занятия (при наличии, указываются темы)
2
1.
Разработка бизнес-плана физкультурно-спортивной организации
Тема 03.02. 0 7. Социально-психологический портрет организатора массовой физической культуры
Содержание (указывается перечень дидактических единиц)
6
1.
Стили руководства в управлении. Двухмерная трактовка стилей. Управленческая решетка. Ресурсы менеджера. Формирование трудового коллектива: этапы, особенности взаимодействия менеджера и коллектива. Теории мотивации и типы руководства.
1
2,3
2.
Понятие «лидерства». Имидж менеджера. Психологическая устойчивость руководителя как основа нормальной обстановки в организации.
1
2,3
3.
Конфликты в коллективе и пути их преодоления. Причины и виды конфликтов. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов. Управление конфликтами в организации.
4
2,3
Лабораторные работы (при наличии, указываются темы)
1.
Практические занятия (при наличии, указываются темы)
1.
Самостоятельная работа
28
Реферат. Выработка управленческого решения по физической культуре и спорту.
Меры государственной поддержки физической культуры и спорта в рыночных условиях
Мотивация как функция спортивного менеджмента.
Продвижение как функция маркетинговой деятельности спортивной организации.
Доклад. Сущность, виды и задачи управления;
Управленческий процесс и его элементы;
Эффективность управления
Способы принятия управленческого решения
Факторы трудовой мотивации Ф. Герцберг
Нормативные и индивидуальные Указы Президента Российской Федерации
Составление договора в сфере физической культуры и спорта.
Стили управления
Конфликты в управлении
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. Условия реализации профессионального модуля
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Кабинет гуманитарных и социально- экономических дисциплин
Мебель:
стол (прямой) преподавателя – 1 шт.,
стеллаж (низкий)-1 шт.,
стул ИЗО-1 шт.,
столы учащегося -12 шт.,
стул Аскона -24 шт.
шкаф средний для учебно- методических материалов – 1шт.
Оборудование:
ноутбук MSI PR400-021RU – 1шт.,
интерактивная доска Polyvision eno 2810A.96" – 1шт.,
доска магнитно-маркерная-1 шт.
коротко-фокусный мульти-медийный проектор Optoma EX525ST (Epson X6) – 1шт.
экранно-звуковые пособия
информационно-коммуникационные средства
Информационно-коммуникационные средства
№
Мультимедийные обучающие программы
1.
Основы менеджмента: учебно- метод. комплекс.- Саратов:
Корпорация "Диполь", 2009.-1 элект.опт.диск.
2.
Тебекин,А.В.Менеджмент организации: электронный учебник/А.
В.Тебекин, Б.С.Касаев.-М.:КНОРУС,2010.-1 элект.опт.диск.
№
Электронные учебные издания (учебники, учебные видеофильмы)
1.
Виханский, О. С, Наумов, А. И. В54 менеджмент : учебник / о. С. Виханский, а. И. Наумов. 4-е изд., перераб. И доп. м.: экономистъ, 2006. 670 с.
Кильдеева, Р.А. Составление бизнес-плана предприятия. Теория и практика:
Учебное пособие. – Петропавловск-Камчатский: камчатгту, 2005. – 150 с.
Семенов, А.К.Основы менеджмента/ А.К.Семенов, В.И.Набоков.-5 - е изд.,перараб. и доп.-М.:ДАШКОВ И К,2008.-556с.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: