«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в 5 классе».
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Калужской области «Калужская общеобразовательная школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
на уроках математики в 5 классе».
Учителя математики и информатики
Янковской Галины Дмитриевны
Калуга 2016 г.
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
на уроках математики в 5 классе».
В рамках введения новых стандартов, соответственно колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера.
Коммуникативные универсальные действия имеют многогранный характер. Были определены следующие функции коммуникативных УУД: обеспечение социальной компетентности и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Формирование полноценной коммуникации особенно актуально для детей с ЗПР. Незрелость эмоционально-волевой сферы таких детей обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает в свою очередь и сфера коммуникации. У детей с задержкой психического развития имеются трудности в формировании коммуникативных навыков. Речь их бедна, им трудно договариваться, они не умеют принимать отличную от их собственной точку зрения, не всегда могут аргументировать свое решение. Несовершенство коммуникативной сферы не обеспечивает процесс общения, а значит, и не способствует развитию познавательной деятельности.
У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах. Именно поэтому особую роль играет формирование коммуникативных универсальных учебных действий особенно при изучении математики.
Коммуникативные действия можно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности.
Коммуникация как взаимодействие — коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности.
Коммуникация как кооперация - коммуникативные действия, направленные на кооперацию, сотрудничество.
Коммуникация как условие интериоризации. Третью большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
Каждый учитель проводит входную диагностику, ведь прежде чем развивать, надо знать на каком уровне сформированности находятся определенные навыки у каждого отдельного ребенка.
Диагностика сформированности коммуникативных УУД.
Коммуникация как взаимодействие.
Методика «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж.Пиаже)
Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)
Форма (ситуация оценивания): групповая работа с детьми
Метод оценивания: анализ детских рисунков
Описание задания: детям раздаются бланки с текстом задания и рисунками.
Материал: бланк задания и четыре разноцветных карандаша (можно фломастера): красный, желтый, зеленый и розовый.
Инструкция (текст задания на бланке):
На занятии в кружке рисования за квадратным столом сидят четверо школьников - Настя, Люба, Денис и Егор. Они рисуют разноцветные яблоки, лежащие в вазе в центре стола (ваза с красным, желтым, зеленым и розовым яблоком). Раскрась и подпиши рисунок каждого из четырех художников (четыре рамки с одинаковыми изображениями вазы с не закрашенными яблоками).
-4381597155
Настя Люба Денис Егор
Критерии оценивания:
понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной,
соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.
Показатели уровня выполнения задания:
Низкий уровень: ребенок не учитывает различие точек зрения наблюдателей: рисунки одинаковые или яблоки закрашены в случайном порядке и не соответствуют позиции художника.
Средний уровень: частично правильный ответ: ребенок понимает наличие разных точек зрения, но не любую точку зрения может правильно представить и учесть: по крайней мере, на двух из четырех рисунков расположение яблок соответствует точке зрения художника.
Высокий уровень: ребенок четко ориентируется на особенности пространственной позиции наблюдателей: на всех четырех рисунках расположение яблок соответствует позиции художников.
Коммуникация как кооперация
Задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007)
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата
Описание задания: детям, сидящим парами, дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежит набор разных фишек. Пусть одному(ой) из Вас будут принадлежать красные и желтые фишки, а другому(ой) круглые и треугольные. Действуя вместе, нужно разделить фишки по принадлежности, т.е. разделить их между собой, разложив на отдельные кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце надо написать на листочке бумаги, как Вы разделили фишки и почему именно так».
Материал: Каждая пара учеников получает набор из 25 картонных фишек (по 5 желтых, красных, зеленых, синих и белых фигур разной формы: круглых, квадратных, треугольных, овальных и ромбовидных) и лист бумаги для отчета.
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных фишек;
- умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение,
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания,
- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – задание вообще не выполнено или фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга;
2) средний уровень – задание выполнено частично: правильно выделены фишки, принадлежащие каждому ученику в отдельности, но договориться относительно четырех общих элементов и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера;
3) высокий уровень – в итоге фишки разделены на четыре кучки: 1) общую, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим ученикам, т.е. красные и желтые круги и треугольники (4 фишки); 2) кучка с красными и желтыми овалами, ромбами и квадратами одного ученика (6 фишек) и 3) кучка с синими, белыми и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек) и, наконец, 4) кучка с «лишними» элементами, которые не принадлежат никому (9 фишек – белые, синие и зеленые квадраты, овалы и ромбы). Решение достигается путем активного обсуждения и сравнения различных возможных вариантов распределения фишек; согласия относительно равных «прав» на обладание четырьмя фишками; дети контролируют действия друг друга в ходе выполнения задания.
Коммуникация как условия интериоризации
Задание «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель»)
Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи.
Форма (ситуация оценивания): выполнение совместного задания в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата
Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дается карточка с изображением пути к дому (рис. 4), другому — карточка с ориентирами-точками (рис. 5). Первый ребенок диктует, как надо идти, чтобы достичь дома, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому (рис. 6).
Материал: набор из двух карточек с изображением пути к дому (рис. 5 и 6) и двух карточек с ориентирами-точками (рис. 4), карандаш или ручка, экран (ширма).
Инструкция: «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с изображением дороги к дому, а другой — карточку, на которой эту дорогу надо нарисовать. Один будет диктовать, как идет дорога, второй — следовать его инструкциям. Можно задавать любые вопросы, но смотреть на карточку с дорогой нельзя. Сначала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте решим, кто будет диктовать, а кто – рисовать?»
Критерии оценивания:
продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;
способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;
умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;
способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;
2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание;
3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности, указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.
Формирование коммуникативных УУД.
«Объясни …»
Очень важно настроить класс на работу. Один из способов дать детям какое-нибудь высказывание, пословицу, поговорку и попросить объяснить смысл (можно еще на перемене обратить внимание школьников на эту фразу, чтобы у них было время подумать)
Это слово, конечно же, должно звучать постоянно в течение всего урока.
Парная и групповая работа.
.
Составь задание партнеру.
Сначала в паре решают задачу по изученному материалу, затем каждый составляет похожую задачу для соседа. В итоге объясняют друг другу решение задач.
Составить задачу и решить ее. Записать ответ. Предложить соседу составить задачу, решение которой будет иметь такой же ответ. Сравнить условия и решения придуманных задач.
Паре (группе) даются одинаковые задачи. Необходимо составить вопросы к задаче для соседа или другой группы.
В первый день туристы прошли 17,5 км, во второй день они прошли 18,3 км, а в третий день – 16,8 км. Придумайте вопросы к условию данной задачи.
Необходимо по краткому условию или схеме составить задачу для партнера или другой группы.
Группа получает задачу и решают ее, а затем сами составляют еще вопрос(ы) к задаче, затем выступают со своим решением.
В классе 24 ученика, из них 30% девочки. Сколько мальчиков в классе? Какие еще вопросы можно поставить к этой задаче?
Пара выполняет задание (у каждого свое), затем надо объяснить решение соседу.
Группа выполняет задание (у каждой группы свое), после проверки учителем лидер переходит в другую группу и выступает в роли учителя (материал может быть как теоретическим. Так и практическим).
Групповая работа по составлению кроссвордов и задач.
Разбить класс на группы и предложить составить кроссворд по теме «Геометрические фигуры». После чего группы обмениваются кроссвордами, выполняют их, а затем делают вывод о том, какая группа создала наиболее интересный и грамотный кроссворд.
«Я беру тебя с собой».
Этот прием можно использовать и на этапе актуализации знаний учащихся, и на этапе закрепления материала, можно изменять его так, как того требует тема урока и умение, которое формируем.
Можно использовать для фронтальной работы и работе в паре (ученик выбирающий объект должен объяснить свой выбор). Ответ начинается со слов «Я беру тебя с собой …»
« Игровая цель»Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.«Эстафета». Класс делится на три команды. На доске записаны примеры в 3 столбика (на каждого члена команды по 1 примеру). По команде учителя ученики по одному выходят к доске и решают пример. Побеждает та команда, которая решила свои примеры быстро и правильно. Один из вариантов такой игры: каждый следующий участник проверяет правильность решения предыдущего.
Блицконтрольная: учитель в течение 7-10 мин проводит письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы. Проводится самопроверка или взаимопроверка (учитель диктует или показывает верные ответы). В этом случае важно задать нормы оценивания (например, если из семи заданий шесть-семь выполнены правильно, то ставится отметка 5, 5 заданий — 4 и т.д.).
Игра в числа. Используя набор цифр, составь разные числа.
Например: из цифр 0, 3, 6, 7 составьте все четырехзначные числа, затем каждый из пары называет число, числа повторяться не должны. Побеждает тот, кто назвал последнее число.
(учитель заранее дает инструкцию, могут повторяться или нет цифры в записи числа, так же можно сразу сказать, сколько таких чисел существует).
Лови ошибку. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.
Ученик получает выполненные решения со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Такие карточки могут быть заранее приготовлены другими учениками
« Повторяем с контролем». Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному материалу. Затем одни ученики задают свои контрольные вопросы, другие на них отвечают в парах. Постепенно можно приучить учеников к тому, чтобы система контрольных вопросов перекрывала учебный материал.
Отзыв на работу товарища.
Можно использовать при итоговой оценке работы пары или группы, при проверке теоретического материала и оценке ответа одного ученика другим.
«Давайте говорить друг другу комплименты» – оценивая работу одноклассника или группы найти в ней как можно больше положительного.
На этапе рефлексии можно использовать следующие приемы.
«Телеграмма». Этот прием очень простой, но эффективный на этапе рефлексии содержания учебного материала или рефлексии деятельности. Данный прием можно проводить в конце урока, хотя он может быть на любом этапе: кратко написать самое важное, что уяснил с урока, написать пожелания соседу по парте и отправить ему, т.е. обменяться телеграммами. Можно попросить написать, о том, что вызвало затруднение, попросить соседа помочь в решении этого вопроса. Ребенок может написать пожелание себе. Можно написать телеграмму учителю: с просьбой, пожеланиями, вопросами.
Осознанно написать ребенок сможет только тогда, когда проанализирует свою деятельность на уроке и поймет, на каком уровне усвоения содержания пройденного материала он находится. Прием можно проводить в специальных бланках «Телеграмма» (это внесет еще больший интерес в работу), а можно проводить и в тетрадях. Тогда при проверке учитель будет видеть запись каждого ученика. Положительная сторона этого приема еще в том, что часто застенчивые и неуверенные дети не могут сказать учителю о том, что они что - то не поняли, боятся выглядеть смешными или глупыми в глазах одноклассников. Этот прием решает проблему.
«Незаконченные предложения». Сегодня на уроке…
На уроке мне …
У меня получилось …
Хочется пожелать, чтобы…
При систематическом выполнении заданий такого типа у учащихся формируется устная и письменная речь. Использование на уроках математики игровых и групповых технологий обучения способствует формированию умений коммуникативного сотрудничества. Таким образом, использование современных технологий и специально подобранных заданий в процессе обучения математике более эффективно формирует коммуникативную компетентность у школьников.
Список использованной литературы
Байбородова, Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. [Текст] / Л.В. Байбородова. - Ярославль, 1991.
Белова, Е.С. Развитие диалога в процессе решения школьниками мыслительных задач. [Текст] // Вопросы психологии, №2.- 1991.
Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь. [Текст] / Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. - М., 1999.
Шустова, Л.А. Методы и способы подготовки школьников к общению. [Текст] // Вопросы психологии №2, 1990.
Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность школьников. [Текст] // Исследовательская работа школьников, 2003.